Рабочий лист как средство оценивания и контроля на уроках ОДНКНР.
На уроке учитель непосредственно контролирует процесс получения знаний учениками. Задача учителя – включить в него обучающихся, опираясь на формы познания.
Для работы с обучающимися, в особенности с разными образовательными способностями, следует обратить внимание на современность урока. Он должен быть привлекательным и содержательным. Одним из продуктивных способов модернизации урока можно считать использование рабочих листов, предложенных учителем на разных этапах урока.
Опираясь на стандарт, в основе современных уроков лежит системно-деятельностный подход. Рабочие листы способны помочь сделать учебный процесс деятельностым и реализовать образовательную функцию урока.
Рабочий лист полностью отвечает требованиям ФГОС и отражает все когнитивные процессы.
Что же такое «Рабочий лист»? Рабочий лист – дидактическое средство организации самостоятельной учебной деятельности ученика по итогам изучения материала этапа, тематического блока или урока в целом. Рабочий лист — это лист, где прописаны задания с указаниями, как и что следует сделать, содержится теоретический материал в формате кратко изложения. Это специально разработанный учителем лист с заданиями, которые необходимо выполнить по ходу объяснения материала или после изучения темы.
«Рабочий лист» – это уникальный инструмент, благодаря которому каждый ребенок вовлечен в процесс обучения.
Главной задачей рабочего листа является обучение ребенка, учить его учиться и показать, что сам процесс обучения может быть интересным и, если ученик приложить некоторые усилия, то он не только добьется результата, но и испытает радость от процесса обучения, то есть от понимания и от собственных успехов.
С помощью рабочего листа можно организовать самостоятельную работу вместе с учебным материалом на уроке, активизировать деятельность учащихся на любом этапе урока, получить обратную связь.
Какие могут быть задания? Составленные по блокам с заданиями разной сложности, направленные на контроль или актуализацию знаний. На уроках открытия нового материала могут иметь блок формирования новых понятий и терминов, включающий задания для структуризации материала или составлению разноуровневых кластеров. Кроме этого существует возможность составить задание с элементами, соответствующими стандартам второго поколения – самооценивания работы на уроке. И самое важное, что в структуру рабочего листа включены задания на формирование различных УУД.
В рабочий лист можно добавить информационный блок, где обучающиеся найдут для себя новую информацию, благодаря которой каждый найдет для себя новое, что в результате повысит интерес к предмету, и, как следствие, мотивирует на успешное обучение.
Рабочий лист позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом на уроке, помогает активизировать учеников на любом этапе урока, является замечательным средством получения обратной связи.
Разработанный специально к уроку, рабочий лист помогает ученику разобраться в композиции урока, увидеть, от чего и к чему он в процессе учёбы «двигался». Значит, ученику легче сделать выводы по уроку, оценить, насколько он был активен на уроке, насколько продуктивно «учился», есть возможность оценить себя.
Учитель на таком уроке не выполняет главенствующую роль, не является основным вещателем знаний, а становится консультантом, координатором и наблюдателем, тогда как ученики становятся исследователями.
Что делать с заполненными Рабочими листами? Некоторые учителя давно использующие рабочие листы в своей деятельности пришли к выводу, что их можно накапливать в портфолио по предмету (как результат продвижения обучающегося), можно сводить промежуточные данные по учащимся, полученные в Рабочих листах.
«Рабочий лист» является эффективным инструментом в работе учителя, который помогает решать множество задач в рамках системно-деятельностного подхода и помогает детям понять, что учёба равно удовольствие.