СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочий лист "Лексические нормы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист "Лексические нормы"»

Рабочий лист

Лексические нормы (урок 2)

Устно:

  1. Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.

  2. Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.

  3. Учиться в университете нелегко — за короткое время нужно освоить большое

количество нового материала.

  1. Множество фактов — климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения — влияют на развитие растения.

  2. Консервация овощей ведется из подвозимого сырья.

  3. Необходимо подписаться в акте приёма-передачи строительных материалов.

  4. Заведующим кафедрами представить заведующей библиотекой списки учебной литературы.

  5. Петя одел куртку.

  6. Акт составлен комиссией в составе: председатель – зам. главного бухгалтера М.Д. Пурин, членов комиссии – старший бухгалтер М.К. Дуров, бухгалтер – А.О. Лукина.

  7. В этом документе надо поставить свою роспись.

  8. Иван очень экономичный человек.

  9. Катерина заранее предчувствовала свою гибель.

  10. Павел Власов целеустремлённо стремится к своей цели.

  11. Сегодня у нас в гостях гость, приехавший из Белоруссии.

  12. Вышел сборник народного фольклора.

  13. На уроке дали задание написать свою автобиографию.

  14. Дружба дружбой, а служба службой.

  15. В июне месяце начинается сессия.

  16. Зимой необходимо одевать шубу.

20.  Капитан корабля стоит за штурвалом руля.

21. В прошедшие дни прошли снегопады.

22. Внезапный крик филина разрушил тишину ночи.

23. Всем гостям подарили памятные сувениры.

Тестирование

1.Лексическое значение какого паронима сформулировано неправильно?

а) избирательный – относящийся к выборам представителей и должностных лиц путём голосования;

б) избирательский - относящийся к избирателю, принадлежащий, свойственный ему;

в) осудить – приговорить к какому-либо наказанию, вынести осудительный приговор, обвинить;

г) обсудить – выразить неодобрение кому-либо, признать неправильным.

2.Какое из перечисленных слов имеет значение «безусловный, ни от чего не зависящий, взятый вне сравнения с чем-либо»?

А) Образцовый; б) абсолютный;

в) идеальный; г) безупречный.

3.В каком предложении вместо слова ПРИМЕТНЫЙ нужно употребить ПРИМЕТЛИВЫЙ?

а) Ваш дом самый приметный на селе: крыша железом крыта.

б) Полыхающий огонь освещает его приметное, доброе широкоскулое лицо.

в) В городе появляются новые квартиры, рождаются новые приметные точки и площади.

г) Всякий знает, как дети приметны, сообразительны, догадливы.

4.В каком предложении допущена ошибка связанная с употреблением лишних слов (плеоназм)?

а) На дне лодки я нашёл половину старого весла и кое-как после долгих усилий причалил к берегу.

б) Хронометраж времени был просчитан до секунды.

в) Зимой мы надеваем тёплые вещи обычно тёмных цветов.

г) В самом центре Москвы, проходя по Охотному ряду, мы видим памятник, поставленный в 1909 году.

Самостоятельная работа

1 группа (ошибка – неразличение паронимов)

  1. Письмо отправили  адресанту по почте.

  2. Человек ведет праздничную жизнь.

  3. Заглавный герой романа «12 стульев» никогда не терял чувства юмора.

  4. Этот человек был полный невежа в вопросах искусства.

  5. Как только предоставится возможность, я поеду на юг.

 2 группа (ошибка – лексическая несочетаемость)

  1. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.

  2. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.

  3. Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей.

  4. Подавляющее количество заданий было выполнено.

  5. В голове у него метнулась мысль о побеге.

 3  группа (ошибка – ошибочное употребление иноязычных слов)

  1. Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует её внешности.

  2. Презентация парфюма состоялась в прошлую пятницу.

  3. Срок выполнения заказа может быть пролонгирован.

  4. Нас попросили репрезентовать некоторые материалы.

  5. Дефекты в подготовке выпускников вскроются во время экзаменов.

4 группа (ошибка – плеоназм – употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов)

  1. Он крепко держит в своих руках штурвал руля.

  2. Все гости получили памятные сувениры.

  3. Эта девочка оставила о себе очень прекрасное впечатление.

  4. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье.

  5. Больной был немедленно госпитализирован в больницу.

 5 группа (ошибка – тавтология – повторение однокоренных слов или одинаковых морфем)

  1. Руководители предприятий настроены на деловой настрой.

  2. Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку в проливе Ла-Манш.

  3. Но ведь вскрываются все новые факты беззаконных деяний различных деятелей.

  4. Активисты активно участвуют в работе с молодежью.

  5. В конце шестидесятых годов сложилась сложная ситуация.

 6 группа (ошибки, связанные с неполнотой высказывания)

  1. Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего.

  2. Наши дворники обязаны были посыпать песком тротуары, мосты и другие, что в их ведении.

  3. На уроках ребята хорошо ведут.

  4. Необходимо повысить эффективность.

  5. Я уже чувствую после болезни хорошо.

7 группа (ошибка – неуместное употребление стилистически сниженной лексики)

  1. Эта история вполне тянет на сюжет для фильма-боевика.

  2. Куприн – потрясающий писатель своего времени.

  3. Есть большое желание заполучить очередное издание детектива.

  4. Этот фильм оказался абсолютно плоским боевиком.

  5. Хорошие ученики завсегда выполняют домашние задания.

 8 группа (ошибка – употребление слова в несвойственном ему значении)

  1. Костер все больше и больше распалялся, пылал.

  2. Любителям холодных коктейлей смешивают те же компаньоны, но в других пропорциях.

  3. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.

  4. Докладчики обычно фигурируют такими выражениями, как «имеет место», «оказывает помощь» и т.п.

  5. Перед началом учебы я обратно прочел рассказы А.П. Чехова.


Воссоздание текста.

Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль; мотивируйте свой выбор.

Человек … (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им … (в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он … (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он … (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь … (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения, … (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он … (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, … (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может … (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для … (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий.

   

Примечание. Нашел, во вселенной, назвал, определил, отражает, происходящие, запечатлел, развитию, назвать, выражения.



Домашнее задание.

  1. Определите значение слов. Составьте с ними предложения. В случае затруднений обращайтесь к толковому словарю.

Агентство, альтернатива, ажиотаж, дивиденд, импорт, инвестиция, интерпретация, инфляция, периферия, прецедент, ходатайство, эксперт, экспорт, эксклюзивный.