СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочий лист. Пишем сочинение-рассуждение "Согласны ли вы с мыслью, что жизненный путь - это постоянный выбор?"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочий лист поможет одиннадцатиклассникам написать сочинение - рассуждение "Согласны ли вы с мыслью, что жизненный путь - это постоянный выбор?" (с опорой на роман М.А.Шолохова "Тихий Дон"). Материал может быть использован для подготовки к государственному внутреннему экзамену в форме сочинения

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист. Пишем сочинение-рассуждение "Согласны ли вы с мыслью, что жизненный путь - это постоянный выбор?"»

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Сочинение-рассуждение «Согласны ли вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?» (с опорой на роман М.А. Шолохова «Тихий Дон»)

Алгоритм работы

  1. Выделите в теме сочинения ключевые слова.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Объясните, в каком значении вы будете употреблять в своём сочинении словосочетание «жизненный путь»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

слово «выбор»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Прочитайте значения слова «постоянный» в «Большом толковом словаре русского языка» под ред. С.А.Кузнецова:

1.Не прекращающийся, неизменный и одинаковый во всё время.

2.Всегдашний, обычный.

3.Рассчитанный на длительный срок, не временный.

Опираясь на данные определения, напишите, в каком значении слово «постоянный» употреблено в формулировке темы сочинения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Используя материал предыдущих заданий, сформулируйте тезис (тезисы), который (которые) вы будете доказывать в своём сочинении.

1) Жизненный путь – это постоянный выбор. Человек выбирает______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Жизненный путь – это постоянный выбор. Человек выбирает______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Жизненный путь – это постоянный выбор. Человек выбирает______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Человеку не приходится делать выбор на своем жизненном пути, потому что заранее предопределено _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Человеку не приходится делать выбор на своем жизненном пути, потому что заранее предопределено _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6) Человеку не приходится делать выбор на своем жизненном пути, потому что заранее предопределено _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7)Человеку приходится делать выбор постоянно.

Это проявляется в следующем: __________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8)Человек делает выбор на своём жизненном пути, но лишь в особых ситуациях, таких как

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Распространите ваш тезис (тезисы), раскройте его подробнее. Можно использовать следующие риторические модели распространения тезиса.

«Целое – части» (выделите в вашем утверждении важные детали, части и раскройте их подробнее)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Род – вид» (если явление, которое вы рассматриваете в вашем утверждении, имеет разновидности, остановитесь подробнее на каждой из них)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Пример» (приведите наглядные жизненные примеры, помогающие понять ваш тезис)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Причина – следствие» (приведите рассуждения о причинах, обусловивших вашу идейную позицию, и (или) о том, какие последствия может иметь сказанное вами)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Условие» (раскройте, при каких условиях ваше утверждение верно)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Сравнение, аналогия» (приведите пример иной, по сравнению с рассматриваемой вами, ситуации, когда ваш тезис будет верен)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Противоположность» (приведите размышления о том, как могут рассуждать ваши оппоненты, к чему могут привести подобные рассуждения)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Подберите материал из романа-эпопеи М.А.Шолохова «Тихий Дон», с его помощью докажите тезис (тезисы) (см. задание 4)

Герой совершает выбор

Герой живёт, не сталкиваясь с необходимостью выбора или отказывается от выбора

Пример

Комментарий (анализ, интерпретация, связь с тезисом)

Пример

Комментарий (анализ, интерпретация, связь с тезисом)



































7. Напишите черновик сочинения, используя приведённый ниже алгоритм.

1.ВСТУПЛЕНИЕ (пояснение ключевых понятий темы).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ТЕЗИС 1_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РАЗВИТИЕ ТЕЗИСА ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО (с опорой на литературное произведение)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕЗИС 2_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РАЗВИТИЕ ТЕЗИСА ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО (с опорой на литературное произведение)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕЗИС 3_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РАЗВИТИЕ ТЕЗИСА ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО (с опорой на литературное произведение)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ответ на вопрос, заданный в теме сочинения).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Отредактируйте написанный текст. Проверьте, встречаются ли в нём (не один раз) ключевые слова темы. Сформулируйте логические переходы между частями. Установите грамматические, речевые, орфографические и пунктуационные ошибки.

9. Напишите в тетради для творческих работ окончательный вариант сочинения.