Рабочий лист по истории России
Тема: «Внешняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны»
З
апишите в тетради число и тему занятия. Выполните все задания письменно в тетради в соответствии с инструкциями.
Запишите дату события:
___________ оккупация Маньчжурии Японией.
___________приход фашистов к власти в Италии.
___________приход Гитлера к власти в Германии.
___________Проект «Восточного пакта».
___________Вступление СССР в Лигу Наций.
___________Введение всеобщей воинской повинности в Германии.
___________Англо-германский морской договор.
___________Оккупация Эфиопии Италией.
___________Немецкое вторжение в Рейнскую зону.
__________«новый курс» Ф.Рузвельта в США.
___________гражданская война в Испании.
___________Агрессия Японии против Китая
___________Антикоминтерновский пакт Германии и Японии.
___________захват Австрии нацистской Германией (аншлюс)
___________Советско-японский конфликт на озере Хасан.
___________подписание Мюнхенского соглашения.
___________Англо-франко-советские переговоры в Москве.
___________Советско-германский пакт о ненападении.
___________Начало Второй мировой войны.
___________Вступление советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию.
___________Советско-германский договор о дружбе и границе.
___________Пакты о взаимопомощи между СССР и странами Прибалтики.
___________Советско-финская война.
___________Вступление советских войск в Прибалтику.
___________Вступление советских войск в Бессарабию и Северную Буковину.
___________Установление Советской власти в Прибалтике.
___________Вхождение Прибалтики в состав СССР
___________Вторая мировая война
Напишите определение термина и один исторический факт, связанный с данным термином, который выделен жирным шрифтом и подчеркнут.
Система коллективной безопасности
Политика умиротворения агрессора
«Странная война»
«Санитарный кордон»
Лига Наций
Коминтерн
Страны Оси
Мюнхенское соглашение
Линия Маннергейма
Пакт Молотова-Риббентропа
Польский (Данцигский коридор)
Подпишите портреты: Ф.И.О., какую должность занимали
| | | | |
А) | Б) | В) | Г) | Д) |
| | | | |
Е) | Ж) | З) | И) | К) |
| | | | |
Л) | М) | Н) | | |
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) конференция Объединенных наций в Сан-Франциско. Принятие Устава ООН
2) советско-германский договор о ненападении
3) вхождение прибалтийских государств в СССР
Прочтите отрывок из заявления наркома иностранных дел СССР.
«Вступив в Лигу наций в целях организованного сотрудничества с другими миролюбивыми государствами, Советское правительство не упускало ни одного подходящего случая для рекомендации наиболее эффективных гарантий мира, каковые оно видело в организации региональных пактов о взаимной помощи против агрессоров. Советское правительство вступило на этот путь, заключив такой пакт с Францией и ______________.
Имевшие место в течение последних четырёх лет нарушения международных обязательств по пакту Лиги и по Парижскому договору Бриана — Келлога, нападения одних государств на другие давали повод Советскому правительству выявлять его готовность принять активное участие во всех мероприятиях, направленных к организации коллективного отпора агрессору. Советское правительство при этом предостерегало, что международная пассивность и безнаказанность агрессии в одном случае фатально повлекут за собой повторение и умножение таких случаев. События международной жизни подтверждают правильность этих предостережений. Новое подтверждение они получили в совершённом военном вторжении в Австрию и насильственном лишении австрийского народа его независимости».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Заявление было сделано в 1920-е гг.
2. Описываемая в тексте политика Советского государства была направлена на создание системы коллективной безопасности.
3. В заявлении упомянута международная организация, созданная после Первой мировой войны для предотвращения новых войн.
4. Автор заявления — Г. В. Чичерин.
5. Пропущенное в тексте название страны — Польша.
6. В том же десятилетии, к которому относится данное заявление, советские добровольцы участвовали в гражданской войне в Испании.
Прочтите текст исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
...декларация
30 сентября 1938 г.
Мы, германский фюрер и канцлер и английский премьер-министр, провели сегодня еще одну встречу и пришли к согласию о том, что вопрос англо-германских отношений имеет первостепенное значение для обеих стран и для Европы.
Мы рассматриваем подписанное вчера вечером соглашение и англо-германское морское соглашение как символизирующие желание наших двух народов никогда более не воевать друг с другом.
Мы приняли твердое решение, чтобы метод консультаций стал методом, принятым для рассмотрения всех других вопросов, которые могут касаться наших двух стран, и мы полны решимости продолжать наши усилия по устранению возможных источников разногласий и таким образом содействовать обеспечению мира в Европе.
Чьи подписи стояли под этим документом?
Кратко сформулируйте основной смысл документа.
Кто, по вашему мнению, был инициатором подписания этого документа? Почему?
Р
ассмотрите изображение и выполните задание. Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Непосредственным участником события, которому посвящена карикатура, являлся Ф. Рузвельт.
2. Данная карикатура создана в 1935 г.
3. Событие, которому посвящена карикатура, оказало значительное влияние на смену внешнеполитического курса СССР.
4. Событие, которому посвящена карикатура, произошло в Берлине.
5. На данной карикатуре изображены представители Англии и Франции.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос(-ы). Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний советского дипломата:
«В августе ________ г. тройственные переговоры окончательно зашли в тупик… Теперь стало совершенно ясно, что тройственный пакт для борьбы с агрессорами неосуществим, и притом не по нашей вине…
В случае прекращения переговоров с Англией и Францией перед Советским правительством вырисовывались две возможные перспективы: политика изоляции или соглашение с Германией. Однако политика изоляции в тогдашней обстановке, когда на наших дальневосточных границах уже стреляли пушки (Хасан и Халхин-Гол!)… когда в самой Германии шли колебания, в какую сторону направить первый удар, — в такой обстановке политика изоляции была крайне опасна, и Советское правительство с полным основанием отбросило её. Оставался один выход — соглашение с Германией…
На протяжении всех тройственных переговоров Гитлер самым внимательным образом следил за их развитием. Больше того, он неоднократно… пытался вмешаться в них, сорвать их и самому договориться о «дружбе» с Советским Союзом… Однако до тех пор, пока у Советского правительства сохранялась хоть малейшая надежда на успешное завершение тройственных переговоров, оно категорически отклоняло все подходы гитлеровцев.
Однако в середине августа ____________ г., когда стало совершенно ясно, что Чемберлен и Даладье… ни за что не пойдут на искреннее сотрудничество с СССР против фашистских агрессоров, положение радикально изменилось. Поэтому, когда 16 августа Риббентроп через своего московского посла Шуленбурга официально поставил вопрос об улучшении отношений между СССР и Германией, Советское правительство ответило согласием на предложение Риббентропа при наличии определённых условий (предварительное торгово-экономическое соглашение, заключение пакта о ненападении т. д.). Гитлер принял эти условия. Тогда 23 августа Риббентроп с обычной для него шумихой прибыл в Москву и в течение одного дня подписал от имени германского правительства пакт о ненападении между обеими странами».
Укажите пропущенный в тексте год. Назовите руководителя СССР в период событий, упоминаемых в тексте. Напишите фамилию государственного деятеля, от имени советского правительства подписавшего международный договор, о заключении которого говорится в тексте.
Какие перспективы для СССР в случае провала трёхсторонних переговоров, о которых говорится в начале текста, приводит автор воспоминаний? Приведите одно положение, в котором будут указаны данные перспективы. Какие два обоснования для отказа СССР от первой перспективы приводит автор воспоминаний?
Привлекая исторические знания, укажите три причины провала трёхсторонних переговоров, о которых говорится в начале текста.
Прочтите отрывок из исторического документа.
«23 августа в Москву прилетел министр иностранных дел Германии. В этот же день был подписан договор о ненападении. К пакту прилагался секретный протокол, описывавший разделение сфер влияния Германии и СССР в Европе.
К 17 августа советское руководство уже поняло, что англичане и французы не намерены заключать договор с СССР, и решило заключить пакт с Германией, чтобы получить определённость в военно-политическом плане на ближайшее время.
К этому времени уже было известно, что военный конфликт с Польшей неминуем, Германия могла захватить всю польскую территорию, включая в состав Польши украинские и белорусские земли, таким образом, германские армии вышли бы к жизненно важным центрам СССР. Советское руководство, возможно, испытывало опасения, как бы «мюнхенские умиротворители» не оказались на стороне Гитлера. К тому же возраставшая агрессивность Японии реально обозначала перспективу войны на два фронта».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Договор о ненападении, упоминаемый в тексте, вошел в историю как «пакт Молотова-Риббентропа».
2)Описываемые в документе события происходили в 1939 г.
3)Договор был подписан в том же году, в котором произошло вооруженное столкновение с Японией на реке Халхин-Гол.
4)Одной из причин, приведших к описываемой ситуации, в документе названа возможность захвата Польши Германией и ее выход к важным центрам СССР.
5)"Мюнхенские умиротворители", упоминаемые в документе, - это участники соглашения о присоединении Австрии к Германии.
6)По секретному протоколу, упоминаемому в документе, сферой интересов СССР была признана Белоруссия.
Прочтите текст и выполните задание.
Из выступления на съезде руководителя партии.
«Некоторые политики __________ говорят, что СССР ориентируется теперь на Францию и Польшу, что из противника Версальского договора он стал его сторонником, что эта перемена объясняется установлением фашистского режима в ________________. Это не верно. Конечно, мы далеки от того, чтобы восторгаться фашистским режимом в ___________. Но дело здесь не в фашизме, хотя бы потому, что фашизм, например, в Италии не помешал СССР установить наилучшие отношения с этой страной. Дело также не в мнимых изменениях в нашем отношении к Версальскому договору. Не нам, испытавшим позор Брестского мира, воспевать Версальский договор. Мы не согласны только с тем, чтобы из-за этого договора мир был ввергнут в пучину новой войны.
Дело в изменении политики _______________.
Нельзя не иметь также в виду отношений между СССР и Японией, которые нуждаются в серьёзном улучшении. Отказ Японии от подписания пакта о ненападении, в котором Япония нуждается не меньше, чем СССР, лишний раз подчёркивает, что в области наших отношений не всё обстоит благополучно. То же самое надо сказать насчёт перерыва переговоров о КВЖД, происшедшего не по вине СССР, а также насчёт того, что японские агенты творят недопустимые вещи на КВЖД, незаконно арестовывают советских служащих на КВЖД и т. п. Я уже не говорю о том, что одна часть военных людей в Японии открыто проповедует в печати необходимость войны с СССР и захвата Приморья... Не трудно понять, что подобные обстоятельства не могут не создавать атмосферу беспокойства и неуверенности. Конечно, мы будем и впредь настойчиво проводить политику мира и добиваться улучшения отношений с Японией, ибо мы хотим улучшения этих отношений. Но не всё здесь зависит от нас. Поэтому мы должны вместе с тем принять все меры к тому, чтобы оградить нашу страну от неожиданностей и быть готовыми к её защите от нападения.
Как видите, наряду с успехами нашей мирной политики мы имеем и ряд отрицательных явлений.
Таково внешнее положение СССР».
Назовите фамилию возглавлявшего партию политического деятеля, выступившего с этой речью. Укажите десятилетие, к которому относится выступление. Напишите название страны, четырежды пропущенное в тексте.
Укажите три любых примера враждебных действий Японии в отношении СССР, приводимые в выступлении.При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Прочтите отрывок из международного договора и напишите фамилию советского государственного деятеля, подписавшего этот договор со стороны СССР.
«Правительство СССР и Правительство Германии, руководствуясь желанием укрепления дела мира между СССР и Германией и исходя из основных положений договора о нейтралитете, заключённого между СССР и Германией в апреле 1926 года, пришли к следующему соглашению:
1. Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга, как отдельно, так и совместно с другими державами.
2. В случае, если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая Договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу...».
Какие из перечисленных ниже событий относятся к 1930-м гг.? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Заключение Рапалльского договора между РСФСР и Веймарской республикой
2. Подписание Пакта о ненападении между СССР и Германией
3. Разрыв дипломатических отношений между СССР и Великобританией
4. Начало Гражданской войны в Испании
5. Подписание Мюнхенского соглашения между Великобританией, Францией, Германией и Италией («Мюнхенский сговор»)
6. Создание Организации Объединённых Наций
Прочитайте отрывок из сообщения в газете «Правда» и напишите географическое название, дважды пропущенное в тексте.
«ТАСС сообщает, что японская военщина 31 июля нарушила советскую границу на высотах, что к западу от озера _________, и японские войска, открыв неожиданный артиллерийский огонь, внезапно атаковали в ночное время войска пограничной охраны СССР, расположенные на границе. Японцы заняли советскую территорию глубиной в четыре километра. На высотах к западу от озера _________ завязался бой, продолжавшийся несколько часов. Японская военщина получает сильный отпор, и японские войска несут большие потери в людях и материальной части. Потери советских войск выясняются».
Рассмотрите схему и выполните задания.
Н
азовите страну, против которой были направлены указанные на схеме военные действия СССР.
Напишите фамилию (псевдоним) руководителя СССР, под которой он вошел в историю, в период событий, указанных на схеме.
Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое пропущено в этом тексте.
«На Карельском перешейке РККА выдвинулась в сторону _______________ и в ходе ожесточённых боев заняла данный город».
Какие суждения, относящиеся к войне, которой посвящена схема, являются верными? Выберите несколько суждений из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Начало войны относится к 1939 г.
Союзниками СССР в этой войне были США и Великобритания.
Результатом войны стало присоединение к СССР территории с городом Выборгом.
Основные военные действия в этой войне пришлись на зимний период.
СССР не получил в результате войны территориальных приобретений.
В ходе войны противник не оказал советским войскам серьезного сопротивления.
23 августа 1939 г между СССР и Германией был подписан договор о ненападении. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что подписание пакта Молотова-Риббентропа повлияло на дальнейшую внешнюю политику СССР и Германии: один аргумент для СССР, один для Германии. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.