СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочий лист по социологии. Тема: "Что изучает социология?"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы - выявить предмет и объект социологии как науки

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист по социологии. Тема: "Что изучает социология?"»

Рабочий лист по социологии. Тема: «Что изучает социология? Цель работы: выявить предмет и объект социологии как науки, показать значимость социологии в подготовке современного специалиста и формировании активной жизненной позиции.

Задание 1. Внимательно прочитайте высказывания учёных о предмете социологии и ответьте письменно на предложенные в конце вопросы.

  1. «Важнейшим, ключевым для социологии выступает понятие социального. Понятие «социальное» как характеристика каждой из сторон общественной жизни». (Осипов Г.В.)

  2. «Социальная общность может рассматриваться в качестве ключевой, основополагающей категории социологического анализа». (Ядов В.А.)

  3. «Что касается выбора исходной клеточки исследования общества вообще, то ею является человек…Понимание человека как субъекта общественных отношений и деятельности позволяет представить совокупность общественных в качестве его сущности и тем самым от анализа человека перейти к исследованию самого общества» (Бороноев А.О.)

Вопросы и задания к источнику

С кем из авторов вы согласны в определении ключевого понятия социологии или у вас есть своя позиция по этому вопросу? Аргументируйте свой ответ.

Задание 2. Проанализируйте представленные ниже точки зрения об объекте и предмете социологии. Сформулируйте Ваше мнение.

  • Представление о человеке как социокультурной моде­ли сводит все сложное, неповторимое, присущее человеку, к каким-то группам, рассматривая каждую личность как представителя той или иной группы, которая обладает общими характерными свойствами, чертами, направлен­ностью.

  • Представление о человеке как социокультурной модели огрубляет личность, оно является лишь первым приближением к ее действительному богатству.

  • Представление о человеке как социокультурной модели необходимо для воспитания и самовоспитания и, пожалуй, для счастья каждого человека. Осознание себя как социокультурной модели влияет на выбор деятельности, питание и развитие каждого человека.

Задание 3. Известно, что такие методы, как наблюдение, анализ документов, эксперимент, используются не только социологами, но и работниками полиции и прокуратуры. Так кто же социологи – следователи или исследователи?

Задание 4. Известно, что один и тот же факт, событие или явление можно анализировать с разных точек зрения - психологической, экономической, исторической, социологической. Дан факт: семья, состоящая из четырех человек (муж, жена, 7-летний сын и 12-летняя дочь), собирается провести отпуск в загородном пансионате. Что могло бы заинтересовать в этом факте представителей разных наук, и какие проблемы они стали бы изучать?

  1. Психолог.....

  2. Экономист ....

  3. Социолог......

Задание 5. Вопросы для самоконтроля

Выберите правильный вариант ответа.

  1. Социология как наука изучает:

  2. исключительно духовную жизнь общества

  3. экономический аспект жизни общества

  4. политический аспект жизни общества

  5. общество в виде целостной системы

2. Имя ученого, связанного с зарождением социологии:

  1. Г.Спенсера

  2. О.Конта

  3. К.Маркса

  4. Э.Дюркгейма

3. Источник, содержащий информацию о явлениях общественной жизни, о социальных объектах в социологии называют:

  1. документом

  2. экспериментом

  3. наблюдением

  4. анализом

4. В какой исторический период социология оформилась как

самостоятельная научная дисциплина?

  1. в первой половине XIX века?

  2. в первой половине XX века?

  3. во второй половине XIX века?

5. Социология – это наука о поведении:

  1. групп, состоящих из небольшого числа людей;

  2. личности в обществе;

  3. больших социальных групп;

  4. людей в семье.

6. Предметом социологии как научной дисциплины выступают:

  1. взаимоотношения и связи людей по поводу производства материальных благ, их обмена и распределения;

  2. явления взаимодействия людей и человеческих групп друг с другом;

  3. события, когда-либо имевшие место, и роль конкретных людей в них;

  4. механизмы мотивации и регуляции поведения людей.

7. Что такое «макросоциология»?

  1. изучение общественных мировых систем;

  2. исследование различных типов культур, социальных институтов, глобальных процессов.

8. Что изучает «микросоциологи»?

  1. мотивы, ценности;

  2. межличностные отношения.

9. Что является объектом социологии?

  1. общество;

  2. поведение отдельных групп людей;

  3. действия отдельных индивидов.

10. К какой функции социологии следует отнести следующее действие: производство новых знаний о людях и обществе:

  1. мировоззренческой;

  2. познавательной;

  3. прогностической.

Задание 6. Контрольные вопросы

  1. В чем состоит специфика предмета исследования социологии?

  2. Каково место социологии среди других общественных наук?

  3. Каковы исторические предпосылки возникновения социологии?

  4. Какую роль в общественном развитии играет социология?

  5. С 30-х гг. до начала 60-х ХХ века в нашей стране прекратились исследования по социологии. С чем это было связано?

  6. Предмет социологии раскрывается на двух уровнях – макро- и микро-.
    Попытайтесь самостоятельно разобраться в этом и определить, к какому
    уровню относятся следующие явления: развод, забастовка, межнациональный
    конфликт, ссора друзей, революция, выбор президента страны, сокращение
    числа поступающих в ссузы, борьба классов, семейный конфликт, инфляция.

Литература:

  1. Демидов Н.М. Основы социологии и политологии. Учебник для студентов СПО. М., 2014.

  2. Кравченко А.И. Основы социологии. Учебное пособие для студентов СПО. М.. Логос, 2008.

  3. Козлов О., Парфенова В., Спасибенко С. Социология в вузе: к вопросу о предмете и месте в системе обществоведческих дисциплин» - «СПН»,№ 2,1991.

  4. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии Учебное пособие. – М. 2012.

  5. Овсянников В.Г. Методы социологии: их содержание и особенности.- «СПН»
    № 3,1993.

  6. Социология. Практикум. Под ред. Миронова А.В. М, 2003.