ИНСТРУМЕНТАРИЙ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ: МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, ТЕХНОЛОГИИ
Составьте конспект по материалам информационного листа № 1.
Информационный лист № 1
Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает «сведения, разъяснения, изложение». Информация – сведения об окружающей человека действительности, происходящих процессах, явлениях, сообщённые человеку с помощью невербальных, вербальных и технических средств
Фундаментальное свойство информации — преобразуемость. Оно означает, что информация может менять способ и форму своего существования. Копируемость есть разновидность преобразования информации, при котором ее количество не меняется.
Информацию следует считать особым видом ресурса, при этом имеется в виду толкование "ресурса" как запаса неких знаний материальных предметов или энергетических, структурных или каких-либо других характеристик предмета. В отличие от ресурсов, связанных с материальными предметами, информационные ресурсы являются неистощимыми и предполагают существенно иные методы воспроизведения и обновления, чем материальные ресурсы.
Информационные ресурсы — различные формализованные знания (теории, идеи, изобретения), данные (в том числе документы), технологии и средства их сбора, обработки, анализа, интерпретации и применения, а также обмена между источниками и потребителями информации.
Образовательные электронные ресурсы – текстовая, графическая и мультимедийная информация, а также программы (дистрибутивы), созданные специально для использования в учебном процессе. К ним относят: учебные материалы (электронные учебники, интерактивные пособия, рефераты, дипломные работы и т.д.); учебно-методические материалы (электронные методики, обучающие курсы, учебные программы); научно-методические материалы (авторефераты, диссертации, кандидатские работы, материалы научных конференций); дополнительные текстовые и иллюстрационные материалы (лабораторные/практические работы, лекции, дидактический материал); системы тестирования; электронные полнотекстовые библиотеки.
Основная технология поиска информации в сети Интернет – это поиск по ключевым словам с помощью поискового браузера – рубрикатора поисковой системы.
Приёмы работы с информацией. Приём маркировки текста стимулирует вдумчивое осмысление прочитанного и поиск нового знания. Например: + (то, что знаю); * (новая информация); ? (об этом хочу узнать больше); ! (то, что вызвало эмоциональный отклик).
Приём «Инсерт» при работе с текстом используются следующие шаги: чтение с пометками, заполнение таблицы «Инсерт», обдумывание граф таблицы и формулировка выводов. Графы таблицы соответствуют значкам маркировки, и нужно добавить графу «хочу знать» (хз). В каждую из трех граф вносятся краткие тезисные записи прочитанного. После их обдумывания заполняется четвертая графа.
Приём «Сводная таблица» позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста - источника, так и после его прочтения.
Приём «Кластер» (англ. – гроздь) - графическая систематизация материала – расположение текста в определенном порядке. Позволяет охватить большое количество информации, сформировать целостное представление изучаемой темы, увидеть взаимные связи отдельных смысловых единиц.
Прием Синквейн - стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. 4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. Изучите таблицу. Сделайте предположение, кто может являться пользователем каждого информационного ресурса (ИР). Результат оформите в тетради в виде схемы.
Классификация ИР по целевому назначению | Пользователи ИР |
абитуриенты | обучающиеся | преподаватели | Законные представители обучающихся |
Официальное | | | | |
Научное | | | | |
Учебное | | | | |
Нормативное | | | | |
Справочное | | | | |
Рекламное | | | | |
Художественное | | | | |
Задание 2. Составьте в тетради кластер / ментальную карту «Как правильно искать информацию в интернете?». Материал для выполнения задания подберите в сети Интернет самостоятельно.
Задание 3. Рассмотрите рисунок 1. Запишите названия браузеров слева направо. Дополните список двумя браузерами на ваш выбор. Составьте и заполните сравнительную таблицу браузеров по параметрам: 1) дата первой публичной версии; 2) производитель; 3) скорость загрузки и работы; 4) что предлагают?
Рисунок 1 - Популярны браузеры
Задание 4. ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж» ежегодно заключает договор с электронной библиотечной системой «Лань» (ЭБС Лань) на предоставление доступа к полнотекстовым изданиям.
Пройдите регистрацию на сайте ЭБС Лань (https://e.lanbook.com/). Для регистрации вам необходимо ввести свои реальные ФИО и адрес электронной почты (на нее придет ссылка для подтверждения). Придумайте пароль, запишите его. При регистрации обязательно укажите образовательную организацию.
После регистрации откройте вкладку «Книги» и найдите учебники по интересующим дисциплинам или областям знаний. В тетради запишите ключевое слово, с помощью которого производили поиск, и количество найденных источников (книги, статьи).
Задание 5. Составьте синквейн к одному из понятий, определяющих тему занятия: информация, браузер, ресурс, приём, метод, технология.
Рефлексия «Мои успехи»
Что получилось? | Что не получилось? | Что выполнилось легко? | Что вызвало затруднения? |
| | | |