СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочий лист В.Драгунский Главные реки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочий лист по произведению В.Драгунского Главные реки.Развиваем функциональную грамотность.

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист В.Драгунский Главные реки»

Поздравляю!

Ты прочитал рассказ и выполнил все задания. Молодец! А теперь подведем итог, поразмышляем и запишем свои мысли, ответив на вопросы. Не забывай, что отвечаем полным предложением, а если сложно, то используй при ответе словами из вопроса.

1.Каким был главный герой рассказа? (безответственный, ответственный, трусливым, скромный, добрый, злой, агрессивный)

2.восстанови план рассказа:

  • Мужичок с ноготком.

  • Реки Америки.

  • Смешной ответ.

  • Решение Дениса.

  • Стихотворение Пушкина.

  • Невыученные уроки.

  • Чуть не опоздал.

3.Дай совет Денису Кораблёву, ведь он твой ровесник! Чему учит рассказ?































Виктор Драгунский

Главные реки

история о Денисе Кораблёве

интересная и поучительная

для школьников маленьких и больших….









1





Хотя мне уже идет девятый год, я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо. Это закон. А то можно в такую историю вляпаться, что своих не узнаешь. Я, например, вчера не успел уроки сделать. У нас было задано выучить кусочек из одного стихотворения Некрасова и главные реки Америки. А я, вместо того чтобы учиться, запускал во дворе змея в космос. Ну, он в космос все-таки не залетел, потому что у него был чересчур легкий хвост, и он из-за этого крутился, как волчок. Это раз. А во-вторых, у меня было мало ниток, и я весь дом обыскал и собрал все нитки, какие только были; у мамы со швейной машины снял, и то оказалось мало. Змей долетел до чердака и там завис, а до космоса еще было далеко. И я так завозился с этим змеем и космосом, что совершенно позабыл обо всем на свете. Мне было так интересно играть, что я и думать перестал про какие-то там уроки. Совершенно вылетело из головы. А оказалось, никак нельзя было забывать про свои дела, потому что получился позор.

Я утром немножко заспался, и, когда вскочил, времени оставалось чуть-чуть… Но я читал, как ловко одеваются пожарные – у них нет ни одного лишнего движения, и мне до того это понравилось, что я пол-лета тренировался быстро одеваться. И сегодня я как вскочил и глянул на часы, то сразу понял, что одеваться надо, как на пожар. И я оделся за одну минуту сорок восемь секунд весь, как следует, только шнурки зашнуровал через две дырочки. В общем, в школу я поспел вовремя и в класс тоже успел примчаться за секунду до Раисы Ивановны. То есть она шла себе потихоньку по коридору, а я бежал из раздевалки (ребят уже не было никого). Когда я увидел Раису Ивановну издалека, я припустился во всю прыть и, не доходя до класса каких-нибудь пять шагов, обошел Раису Ивановну и вскочил в класс. В общем, я выиграл у нее секунды полторы, и, когда она вошла, книги мои были уже в парте, а сам я сидел с Мишкой как ни в чем не бывало. Раиса Ивановна вошла, мы встали и поздоровались с ней, и громче всех поздоровался я, чтобы она видела, какой я вежливый. Но она на это не обратила никакого внимания и еще на ходу сказала:

– Кораблев, к доске!

У меня сразу испортилось настроение, потому что я вспомнил, что забыл приготовить уроки. И мне ужасно не хотелось вылезать из-за своей родимой парты. Я прямо к ней как будто приклеился. Но Раиса Ивановна стала меня торопить;

– Кораблев! Что же ты? Я тебя зову или нет?

И я пошел к доске. Раиса Ивановна сказала:

– Стихи!

Чтобы я читал стихи, какие заданы. А я их не знал. Я даже плохо знал, какие заданы-то. Поэтому я моментально подумал, что Раиса Ивановна тоже, может быть, забыла, что задано, и не заметит, что я читаю. И я бодро завел:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь:

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь…

– Это Пушкин, – сказала Раиса Ивановна.

2

– Да, – сказал я, – это Пушкин. Александр Сергеевич.

– А я что задала? – сказала она.

– Да! – сказал я.

– Что «да»? Что я задала, я тебя спрашиваю? Кораблев!

– Что? – сказал я.

– Что «что»? Я тебя спрашиваю: что я задала?

Тут Мишка сделал наивное лицо и сказал:

– Да что он, не знает, что ли, что вы Некрасова задали? Это он не понял вопроса, Раиса Ивановна.

Вот что значит верный друг. Это Мишка таким хитрым способом ухитрился мне подсказать. А Раиса Ивановна уже рассердилась:

– Слонов! Не смей подсказывать!

– Да! – сказал я. – Ты чего, Мишка, лезешь? Без тебя, что ли, не знаю, что Раиса Ивановна задала Некрасова! Это я задумался, а ты тут лезешь, сбиваешь только.

Мишка стал красный и отвернулся от меня. А я опять остался один на один с Раисой Ивановной.

– Ну? – сказала она.

– Что? – сказал я.

– Перестань ежеминутно чтокать!

Я уже видел, что она сейчас рассердится как следует.

– Читай. Наизусть!

– Что? – сказал я.

– Стихи, конечно! – сказала она.

– Ага, понял. Стихи, значит, читать? – сказал я. – Это можно. – И громко начал: – Стихи Некрасова. Поэта. Великого поэта.

– Ну! – сказала Раиса Ивановна.

– Что? – сказал я.

– Читай сейчас же! – закричала бедная Раиса Ивановна. – Сейчас же читай, тебе говорят! Заглавие!

Пока она кричала, Мишка успел мне подсказать первое слово. Он шепнул, не разжимая рта, но я его прекрасно понял. Поэтому я смело выдвинул ногу вперед и продекламировал:

– Мужичонка!

Все замолчали, и Раиса Ивановна тоже. Она внимательно смотрела на меня, а я смотрел на Мишку еще внимательнее. Мишка показывал на свой большой палец и зачем-то щелкал его по ногтю.

И я как-то сразу вспомнил заглавие и сказал:

– С ноготком!

И повторил все вместе:

– Мужичонка с ноготком!

Все засмеялись. Раиса Ивановна сказала:

– Довольно, Кораблев!.. Не старайся, не выйдет. Уж если не знаешь, не срамись. – Потом она добавила: – Ну, а как насчет кругозора? Помнишь, мы вчера сговорились всем классом, что будем читать и сверх программы интересные книжки? Вчера вы решили выучить названия всех рек Америки. Ты выучил?

Конечно, я не выучил. Этот змей, будь он неладен, совсем мне всю жизнь испортил. И я хотел во всем признаться Раисе Ивановне, но вместо этого вдруг неожиданно даже для самого себя сказал:

– Конечно, выучил. А как же!

– Ну вот, исправь это ужасное впечатление, которое ты произвел чтением стихов Некрасова. Назови мне самую большую реку Америки, и я тебя отпущу.

3

Вот когда мне стало худо. Даже живот заболел, честное слово. В классе была удивительная тишина. Все смотрели на меня. А я смотрел в потолок. И думал, что сейчас уже наверняка я умру. До свидания, все! И в эту секунду я увидел, что в левом последнем ряду Петька Горбушкин показывает мне какую-то длинную газетную ленту, и на ней что-то намалевано чернилами, толсто намалевано, наверное, он пальцем писал. И я стал вглядываться в эти буквы и наконец прочел первую половину.

А тут Раиса Ивановна снова:

– Ну, Кораблев? Какая же главная река в Америке?

У меня сразу же появилась уверенность, и я сказал:

– Миси-писи.

Дальше я не буду рассказывать. Хватит. И хотя Раиса Ивановна смеялась до слез, но двойку она мне влепила будь здоров. И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда. До глубокой старости.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНИМАТЕЛЬНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ

Задание 1.Прочти рассказ. Запиши автора и название рассказа




Задание 2 Запиши имена собственные, которые встретились тебе при чтении. Помни о правилах написания таких слов.






Задание 3. Найди в тексте предложение, содержащее ответ на вопрос «Почему у главного героя испортилось настроение?» Подчеркни его.

Задание 4. Найди в тексте предложение, содержащее ответ на вопрос «Почему Мишка отвернулся?» Подчеркни его.

Задание 5. Возраст главного героя:

А) шестой год Б) восьмой год В) девятый год

Задание 6. Какая страна упомянута в рассказе? Заполните таблицу, пользуясь разными источниками информации?

название страны

растения

животные

реки

___________










Задание 7. Соедини слово и его значение.

Позор одеваться очень быстро

Примчаться забыл

Во всю прыть очень быстро прибежать;

Вылетело из головы    долго смеяться, хохотать

Одеваться, как на пожар   очень быстро, на пределе сил

Смеяться до слёз     прочитать;

Продекламировать стыд, бесчестье;


Задание 8. А что обозначает слово «кругозор»? В «Словаре» Ожегова дано такое значение: Пространство, которое можно окинуть взором. А ты окинь взором само слово кругозор и составь из букв этого слова как можно больше новых слов

КРУГОЗОР








4

С любым из слов составь и запиши распространённое предложение. Проверь свою запись, если надо, исправь. Подчеркни грамматическую основу этого предложения. Сверху укажи, какими частями речи выражены все слова в предложении, дай характеристику предложения.

Задание 9. Проверьте себя, внимательно ли вы читали рассказ «Глав­ные реки», выполнив тестовое задание.

1. Герою рассказа шел:

а) восьмой год

б) девятый год

в) десятый год

2. Что мальчик делал вместо уроков?

а) играл в футбол

б) катался на велосипеде

в) запускал змея

г) гонял голубей на крыше

3. Как долго Денис тренировался быстро одеваться?

а) все лето

б) пол-лета

в) целый месяц

4. Стихи какого поэта нужно было выучить?

а) Некрасова

б) Пушкина

в) Бунина

5. Когда Дениске стало худо, то у него даже:

а)заболела голова

б) заболел живот

в) заболело сердце

6. Как Кораблев назвал реку?

а) Миси-писи

б) Мипи-сипи

в) Миси-сипи

6. Подчеркни пословицу, которая подходит к этому рассказу

А) ДЕЛУ – ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ - ЧАС.


Б) СДЕЛАЛ ДЕЛО, ГУЛЯЙ СМЕЛО.

7. Через сколько дырочек Денис зашнуровал ботинки

а) 1

б) 5

в) 9

г) 2

Задание 10. «Главные реки» - произведение, написанное в жанре:

  1. Рассказ

  2. Сказка

  3. Стихотворение

  4. Былина

Задание 11. Вставь пропущенные слова в текст.

Хотя мне уже идёт_______________ год, я только вчера _________ что__________ всё-таки _________ учить.

Задание 12. Кем хотел стать Дениска Кораблёв? Подчеркни.

  1. пожарным

  2. лётчиком

  3. космонавтом

Задание 13. Как зовут учительницу Дениски?

  1. Раиса Ивановна

    5

  2. Мария Ивановна

  3. Раиса Анатольевна

Задание 14. Зачеркните неверное утверждение.

1.Я утром немножко заспался, и, когда вскочил, времени оставалось чуть-чуть.

2.Дениска выучил стихотворение Некрасова.

3.И теперь я дал клятву, что буду учить уроки всегда.


З адание 15. Подбери из рассказа подходящее к картинке предложение и запиши.





2. 3.

1 .













Задание 16.

В рассказе главный герой не мог запомнить название одной из рек Америки. Найди её на карте. В переводе с языка коренных народов Америки «Миссисипи» значит «большая река». А жили там индейцы. Они были умелыми охотниками.







































6





А ещё на берегах этой реки стоит город Новый Орлеан — это город, в котором столетие назад родился джаз. Помните откуда этот герой?


7

Знакомьтесь, это веслонос. На протяжении …. млн. лет он обитает в реке. Это огромная рыба. Ее вес достигает ….кг, а длина …. м. Она живет около ….лет. Веслоносы и американские лопатоносы обитают только в бассейне Миссисипи. Однако их численность сокращается по причине строительства плотин и загрязнения реки. Чтобы узнать вес, длину и возраст- выполни арифметические действия, вставь числа и прочти текст еще раз.

1 0 0 : 20 - 7 х 2 = __ кг

84 - 6 • 9 = ___лет









метра млн. лет











Задание 17. Перерисуй орнамент и раскрась ярко и красочно. Придумай свой и нарисуй.





8