Поздравляю!
Ты прочитал рассказ и выполнил все задания. Молодец! А теперь подведем итог, поразмышляем и запишем свои мысли, ответив на вопросы. Не забывай, что отвечаем полным предложением, а если сложно, то используй при ответе словами из вопроса.
1.Каким был главный герой рассказа? (безответственный, ответственный, трусливым, скромный, добрый, злой, агрессивный)
2.восстанови план рассказа:
Мужичок с ноготком.
Реки Америки.
Смешной ответ.
Решение Дениса.
Стихотворение Пушкина.
Невыученные уроки.
Чуть не опоздал.
3.Дай совет Денису Кораблёву, ведь он твой ровесник! Чему учит рассказ?
Виктор Драгунский
Главные реки
история о Денисе Кораблёве
интересная и поучительная
для школьников маленьких и больших….
1
Хотя мне уже идет девятый год, я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо. Это закон. А то можно в такую историю вляпаться, что своих не узнаешь. Я, например, вчера не успел уроки сделать. У нас было задано выучить кусочек из одного стихотворения Некрасова и главные реки Америки. А я, вместо того чтобы учиться, запускал во дворе змея в космос. Ну, он в космос все-таки не залетел, потому что у него был чересчур легкий хвост, и он из-за этого крутился, как волчок. Это раз. А во-вторых, у меня было мало ниток, и я весь дом обыскал и собрал все нитки, какие только были; у мамы со швейной машины снял, и то оказалось мало. Змей долетел до чердака и там завис, а до космоса еще было далеко. И я так завозился с этим змеем и космосом, что совершенно позабыл обо всем на свете. Мне было так интересно играть, что я и думать перестал про какие-то там уроки. Совершенно вылетело из головы. А оказалось, никак нельзя было забывать про свои дела, потому что получился позор.
Я утром немножко заспался, и, когда вскочил, времени оставалось чуть-чуть… Но я читал, как ловко одеваются пожарные – у них нет ни одного лишнего движения, и мне до того это понравилось, что я пол-лета тренировался быстро одеваться. И сегодня я как вскочил и глянул на часы, то сразу понял, что одеваться надо, как на пожар. И я оделся за одну минуту сорок восемь секунд весь, как следует, только шнурки зашнуровал через две дырочки. В общем, в школу я поспел вовремя и в класс тоже успел примчаться за секунду до Раисы Ивановны. То есть она шла себе потихоньку по коридору, а я бежал из раздевалки (ребят уже не было никого). Когда я увидел Раису Ивановну издалека, я припустился во всю прыть и, не доходя до класса каких-нибудь пять шагов, обошел Раису Ивановну и вскочил в класс. В общем, я выиграл у нее секунды полторы, и, когда она вошла, книги мои были уже в парте, а сам я сидел с Мишкой как ни в чем не бывало. Раиса Ивановна вошла, мы встали и поздоровались с ней, и громче всех поздоровался я, чтобы она видела, какой я вежливый. Но она на это не обратила никакого внимания и еще на ходу сказала:
– Кораблев, к доске!
У меня сразу испортилось настроение, потому что я вспомнил, что забыл приготовить уроки. И мне ужасно не хотелось вылезать из-за своей родимой парты. Я прямо к ней как будто приклеился. Но Раиса Ивановна стала меня торопить;
– Кораблев! Что же ты? Я тебя зову или нет?
И я пошел к доске. Раиса Ивановна сказала:
– Стихи!
Чтобы я читал стихи, какие заданы. А я их не знал. Я даже плохо знал, какие заданы-то. Поэтому я моментально подумал, что Раиса Ивановна тоже, может быть, забыла, что задано, и не заметит, что я читаю. И я бодро завел:
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь:
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь…
– Это Пушкин, – сказала Раиса Ивановна.
2
– Да, – сказал я, – это Пушкин. Александр Сергеевич.
– А я что задала? – сказала она.
– Да! – сказал я.
– Что «да»? Что я задала, я тебя спрашиваю? Кораблев!
– Что? – сказал я.
– Что «что»? Я тебя спрашиваю: что я задала?
Тут Мишка сделал наивное лицо и сказал:
– Да что он, не знает, что ли, что вы Некрасова задали? Это он не понял вопроса, Раиса Ивановна.
Вот что значит верный друг. Это Мишка таким хитрым способом ухитрился мне подсказать. А Раиса Ивановна уже рассердилась:
– Слонов! Не смей подсказывать!
– Да! – сказал я. – Ты чего, Мишка, лезешь? Без тебя, что ли, не знаю, что Раиса Ивановна задала Некрасова! Это я задумался, а ты тут лезешь, сбиваешь только.
Мишка стал красный и отвернулся от меня. А я опять остался один на один с Раисой Ивановной.
– Ну? – сказала она.
– Что? – сказал я.
– Перестань ежеминутно чтокать!
Я уже видел, что она сейчас рассердится как следует.
– Читай. Наизусть!
– Что? – сказал я.
– Стихи, конечно! – сказала она.
– Ага, понял. Стихи, значит, читать? – сказал я. – Это можно. – И громко начал: – Стихи Некрасова. Поэта. Великого поэта.
– Ну! – сказала Раиса Ивановна.
– Что? – сказал я.
– Читай сейчас же! – закричала бедная Раиса Ивановна. – Сейчас же читай, тебе говорят! Заглавие!
Пока она кричала, Мишка успел мне подсказать первое слово. Он шепнул, не разжимая рта, но я его прекрасно понял. Поэтому я смело выдвинул ногу вперед и продекламировал:
– Мужичонка!
Все замолчали, и Раиса Ивановна тоже. Она внимательно смотрела на меня, а я смотрел на Мишку еще внимательнее. Мишка показывал на свой большой палец и зачем-то щелкал его по ногтю.
И я как-то сразу вспомнил заглавие и сказал:
– С ноготком!
И повторил все вместе:
– Мужичонка с ноготком!
Все засмеялись. Раиса Ивановна сказала:
– Довольно, Кораблев!.. Не старайся, не выйдет. Уж если не знаешь, не срамись. – Потом она добавила: – Ну, а как насчет кругозора? Помнишь, мы вчера сговорились всем классом, что будем читать и сверх программы интересные книжки? Вчера вы решили выучить названия всех рек Америки. Ты выучил?
Конечно, я не выучил. Этот змей, будь он неладен, совсем мне всю жизнь испортил. И я хотел во всем признаться Раисе Ивановне, но вместо этого вдруг неожиданно даже для самого себя сказал:
– Конечно, выучил. А как же!
– Ну вот, исправь это ужасное впечатление, которое ты произвел чтением стихов Некрасова. Назови мне самую большую реку Америки, и я тебя отпущу.
3
Вот когда мне стало худо. Даже живот заболел, честное слово. В классе была удивительная тишина. Все смотрели на меня. А я смотрел в потолок. И думал, что сейчас уже наверняка я умру. До свидания, все! И в эту секунду я увидел, что в левом последнем ряду Петька Горбушкин показывает мне какую-то длинную газетную ленту, и на ней что-то намалевано чернилами, толсто намалевано, наверное, он пальцем писал. И я стал вглядываться в эти буквы и наконец прочел первую половину.
А тут Раиса Ивановна снова:
– Ну, Кораблев? Какая же главная река в Америке?
У меня сразу же появилась уверенность, и я сказал:
– Миси-писи.
Дальше я не буду рассказывать. Хватит. И хотя Раиса Ивановна смеялась до слез, но двойку она мне влепила будь здоров. И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда. До глубокой старости.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНИМАТЕЛЬНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ
Задание 1.Прочти рассказ. Запиши автора и название рассказа
Задание 2 Запиши имена собственные, которые встретились тебе при чтении. Помни о правилах написания таких слов.
Задание 3. Найди в тексте предложение, содержащее ответ на вопрос «Почему у главного героя испортилось настроение?» Подчеркни его.
Задание 4. Найди в тексте предложение, содержащее ответ на вопрос «Почему Мишка отвернулся?» Подчеркни его.
Задание 5. Возраст главного героя:
А) шестой год Б) восьмой год В) девятый год
Задание 6. Какая страна упомянута в рассказе? Заполните таблицу, пользуясь разными источниками информации?
название страны | растения | животные | реки |
___________ | | | |
| | |
| | |
Задание 7. Соедини слово и его значение.
Позор одеваться очень быстро
Примчаться забыл
Во всю прыть очень быстро прибежать;
Вылетело из головы долго смеяться, хохотать
Одеваться, как на пожар очень быстро, на пределе сил
Смеяться до слёз прочитать;
Продекламировать стыд, бесчестье;
Задание 8. А что обозначает слово «кругозор»? В «Словаре» Ожегова дано такое значение: Пространство, которое можно окинуть взором. А ты окинь взором само слово кругозор и составь из букв этого слова как можно больше новых слов
КРУГОЗОР
4
С любым из слов составь и запиши распространённое предложение. Проверь свою запись, если надо, исправь. Подчеркни грамматическую основу этого предложения. Сверху укажи, какими частями речи выражены все слова в предложении, дай характеристику предложения.
Задание 9. Проверьте себя, внимательно ли вы читали рассказ «Главные реки», выполнив тестовое задание.
1. Герою рассказа шел:
а) восьмой год
б) девятый год
в) десятый год
2. Что мальчик делал вместо уроков?
а) играл в футбол
б) катался на велосипеде
в) запускал змея
г) гонял голубей на крыше
3. Как долго Денис тренировался быстро одеваться?
а) все лето
б) пол-лета
в) целый месяц
4. Стихи какого поэта нужно было выучить?
а) Некрасова
б) Пушкина
в) Бунина
5. Когда Дениске стало худо, то у него даже:
а)заболела голова
б) заболел живот
в) заболело сердце
6. Как Кораблев назвал реку?
а) Миси-писи
б) Мипи-сипи
в) Миси-сипи
6. Подчеркни пословицу, которая подходит к этому рассказу
А) ДЕЛУ – ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ - ЧАС.
Б) СДЕЛАЛ ДЕЛО, ГУЛЯЙ СМЕЛО.
7. Через сколько дырочек Денис зашнуровал ботинки
а) 1
б) 5
в) 9
г) 2
Задание 10. «Главные реки» - произведение, написанное в жанре:
Рассказ
Сказка
Стихотворение
Былина
Задание 11. Вставь пропущенные слова в текст.
Хотя мне уже идёт_______________ год, я только вчера _________ что__________ всё-таки _________ учить.
Задание 12. Кем хотел стать Дениска Кораблёв? Подчеркни.
пожарным
лётчиком
космонавтом
Задание 13. Как зовут учительницу Дениски?
Раиса Ивановна
5
Мария Ивановна
Раиса Анатольевна
Задание 14. Зачеркните неверное утверждение.
1.Я утром немножко заспался, и, когда вскочил, времени оставалось чуть-чуть.
2.Дениска выучил стихотворение Некрасова.
3.И теперь я дал клятву, что буду учить уроки всегда.
З
адание 15. Подбери из рассказа подходящее к картинке предложение и запиши.
2. 3.
1
.
Задание 16.
В рассказе главный герой не мог запомнить название одной из рек Америки. Найди её на карте. В переводе с языка коренных народов Америки «Миссисипи» значит «большая река». А жили там индейцы. Они были умелыми охотниками.
6
А
ещё на берегах этой реки стоит город Новый Орлеан — это город, в котором столетие назад родился джаз. Помните откуда этот герой?
7
Знакомьтесь, это веслонос. На протяжении …. млн. лет он обитает в реке. Это огромная рыба. Ее вес достигает ….кг, а длина …. м. Она живет около ….лет. Веслоносы и американские лопатоносы обитают только в бассейне Миссисипи. Однако их численность сокращается по причине строительства плотин и загрязнения реки. Чтобы узнать вес, длину и возраст- выполни арифметические действия, вставь числа и прочти текст еще раз.
1 0 0 : 20 - 7 х 2 = __ кг
84 - 6 • 9 = ___лет
метра млн. лет
Задание 17. Перерисуй орнамент и раскрась ярко и красочно. Придумай свой и нарисуй.
8