МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сельскохозяйственный колледж им. Ш. И. Шихсаидова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 05 «Основы экономики»
Код и наименование профессии:
15.01.05. Сварщик (ручной и частично-механизированной наплавки)
входящей в состав УГП: 15.00.00 «Машиностроение»
Квалификация выпускника:
- сварщик ручной дуговой сварки и плавящимся покрытым электродом
- сварщик частично-механизированной сварки плавлением
- сварщик ручной дуговой сварки плавлением
- сварщик ручной дуговой сварки неплавящимся электродом
- газосварщик
-сварщик ручной сварки полимерных материалов
Нормативный срок обучения: 2 года 10 месяцев
Форма обучения: очная
На базе основного общего образования
2021 г.
ОДОБРЕНО предметной (цикловой) комиссией общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей технического профиля Протокол № от «___» ______ 20___ г. Председатель П(Ц)К _________________ . | УТВЕРЖДАЮ: зам. директора по УР ____________ Гусейнова С.Г. ____ __________ 20____г. |
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 «Основы экономики» разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.05. Сварщик (ручной и частично-механизированной наплавки входящей в состав УГС : 15.00.00 «Машиностроение», утвержденного приказом Минобрнауки России от 29.01.2016 N 50 ( ред. от 14.09.2016 г., 17.12.2020 г.), (зарегистрировано в Минюсте России (Минюсте России 24.02. 2016 N 41197);
с учетом:
Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (ППКРС), разработанных Отделом профессионального образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2021/2022 учебный год
Разработчики:
________________________________________ – преподаватель
Рецензенты / эксперты:
- зам. директора по УР - Гусейнова Солтанат Гилаловна
- председатель цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей технического профиля- ________________
© ГБПОУ «Сельскохозяйственный колледж им. Ш. И. Шихсаидова» 2021г.
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 05 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.05 Основы экономики является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично - механизированной наплавки) входящей в состав укрупненной группы профессии 15.00.00 Машиностроение.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 9 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках
ОК 11 Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда;
применять на практике нормы антикоррупционного законодательства;
знать:
общие принципы организации производственного и технологического процесса;
механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях;
цели и задачи структурного подразделения, структуру организации, основы экономических знаний, необходимых в отрасли;
основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности;
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ОК | Умения | Знания |
ОК 01 | распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять ее составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) | актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности |
ОК 02 | определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска | номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации |
ОК 03 | определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования | содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования |
ОК 04 | организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности | психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности |
ОК 05 | грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе | особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений |
ОК 06 | описывать значимость своей профессии (специальности); применять стандарты антикоррупционного поведения | сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии (специальности); стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения |
ОК 07 | соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии (специальности) | правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения |
ОК 08 | использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения, характерными для данной профессии (специальности) | роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии (специальности); средства профилактики перенапряжения |
ОК 09 | применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение | современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности |
ОК 10 | понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы | правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности |
ОК 11 | выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования | основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты |
Код личностных результатов реализации программы воспитания | Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) |
ЛР 4 | Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» |
ЛР 14 | Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: активный, проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий и сотрудничающий с коллективом, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, демонстрирующий профессиональную жизнестойкость. |
ЛР 15 | Оценивающий возможные ограничители свободы своего профессионального выбора, предопределенные психофизиологическими особенностями или состоянием здоровья, мотивированный к сохранению здоровья в процессе профессиональной деятельности. |
ЛР 16 | Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику. |
ЛР 17 | Ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, гибко реагирующий на появление новых форм трудовой деятельности, готовый к их освоению, избегающий безработицы, мотивированный к освоению функционально близких видов профессиональной деятельности, имеющих общие объекты (условия, цели) труда, либо иные схожие характеристики. |
ЛР 18 | Содействующий поддержанию престижа своей профессии, отрасли и образовательной организации. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 32 |
в т.ч. в форме практической подготовки | 30 |
в т. ч.: |
теоретическое обучение | 30 |
практические занятия (если предусмотрено) | |
Самостоятельная работа | 2 |
Промежуточная аттестация | ДИФФЗАЧЕТ |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 05 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объём, часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
РАЗДЕЛ 1. ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. |
Тема 1. Предмет и структура экономической науки. | Содержание | 2+(4) | |
1 | Предмет и структура экономической науки. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: - проработка конспектов занятий; - подготовка рефератов на темы «Меркантилизм», «Марксизм», «Классическая экономическая школа», «Адам Смитт», «Физиократы», «Монетаристы», «Альфред Маршал», «Неоклассическая экономическая школа» | 4 | 3 |
РАЗДЕЛ 2. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ. |
Тема 2. Общие проблемы экономики. | Содержание | 10+(4) | |
1 | Общественное производство. Воспроизводство и его фазы. | 2 | 2 |
2 | Потребности и их виды. Основное противоречие: ресурсы-потребности. | 2 | 2 |
3 | Собственность и её формы. | 2 | 2 |
4 | Экономические системы и их основные типы. | 2 | 2 |
5 | Кривая производственных возможностей | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: - проработка конспектов лекций; - оформление практической работы и подготовка ее к защите - поиск информации по темам сообщений «Виды потребностей», «Исторические формы присвоения», «Экономические системы», «Традиционная экономика», «Рыночная экономика», «Централизованная экономика»; - создание презентаций: «Потребности и их виды», «Отношения собственности»; - составление кроссвордов и работа с ними | 4 | 3 |
РАЗДЕЛ 3. МИКРОЭКОНОМИКА. |
Тема 3. Микроэкономика. | Содержание | 10+(4) | |
1 | Основные понятия микроэкономики. | 2 | 1 |
2 | Закон спроса и закон предложения. | 2 | 2 |
3 | Рыночные структуры: конкуренция и её виды. | 2 | 2 |
4 | Рынки факторов производства. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: - проработка конспектов занятий; - подготовка ответов на контрольные вопросы в тетради; - оформление практической работы и подготовка ее к защите | 4 | 3 |
РАЗДЕЛ 4. МАКРОЭКОНОМИКА |
\Тема 4. Макроэкономика | Содержание | 12+(2) | |
1 | Общие понятия о макроэкономике. | 2 | 1 |
2 | Экономическое равновесие на макроуровне. | 2 | 2 |
3 | Цикличность развития. Экономический цикл и его фазы. | 2 | 2 |
4 | Макроэкономическая нестабильность. | 2 | 2 |
5 | Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: - составление по учебнику тезисов ответа по теме «Экономические циклы»; - подготовка ответов на контрольные вопросы | 2 | 3 |
| ДИФФЗАЧЕТ | 2 | |
Всего: | 30+(14) | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ЦИПЛИНЫ
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Основы экономики».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине « Основы экономики».
Технические средства обучения:
- компьютер для оснащения рабочего места преподавателя;
-компьютеры для обучающихся;
- мультимедиапроектор;
- электронный учебно-методический комплекс по дисциплине.
3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Основные источники (ОИ)
Таблица 2б
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство, год издания |
ОИ 1 | Введение в экономику и бизнес. Экономика для не экономистов | Липсиц И.В | 2018 |
ОИ 2 | Основы экономической теории | Камаева В.Д. | 2018 |
ОИ 3 | Экономика | Гребенников п.и. Тарасевич л.с. | 2020 |
ОИ 4 | Основы экономики. Практикум. Задачи, тесты, ситуации | Борисов Е.Ф.. | 2016 |
Дополнительные источники (ДИ)
Таблица 2в
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство, год издания |
ДИ 1 | Экономика организации. | И.Л. Зайцев. | 2016 |
ДИ 2 | Экономика предприятия. Финансы и статистика | И.А. Сафронов. | 2016 |
ДИ 3 | Экономика предприятия. М., Финансы и статистика | Н.В. Сергеев | 2018 |
ДИ 4 | Экономический анализ | Л.Н. Чечевицына | 2018 |
Интернет-ресурсы (И-Р)
И-Р 1 | Агентство консультаций и деловой информации «Экономика» //http://www.akdi.ru. |
И-Р 2 | Обзоры состояния экономики России ( на сайте Института экономики переходного периода) //http://online.ru/sp/iet/trends/. |
И-Р 3 | Перечень информационных ресурсов Интернета ( в том числе по экономике ) в помощь студентам //http://referats-tv.stars.ru/link. |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Уметь: находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда | Тестирование Ситуационные задания | Оценка результатов выполнения практической работы |
Знать: общие принципы организации производственного и технологического процесса | Устный опрос | Оценка освоения теоретических знаний |
- механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях | Тестирование | Оценка результатов выполнения практической работы |
- цели и задачи структурного подразделения, структуру организации, основы экономических знаний, необходимых в отрасли; | Тестирование, устный опрос | Оценка результатов выполнения практической работы Оценка освоения теоретических знаний |
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. | обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач; - адекватная оценка и самооценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы Экспертное наблюдение и оценка на лабораторно - практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практикам Экзамен квалификационный |
ОК 02.Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. | - использование различных источников, включая электронные ресурсы, медиа ресурсы, Интернет-ресурсы, периодические издания по профессии для решения профессиональных задач |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. | демонстрация ответственности за принятые решения обоснованность самоанализа и коррекция результатов собственной работы; |
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения, с руководителями учебной и производственной практик; обоснованность анализа работы членов команды (подчиненных) |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. | - грамотность устной и письменной речи, ясность формулирования и изложения мыслей |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей. | - соблюдение норм поведения во время учебных занятий и прохождения учебной и производственной практик |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. | эффективность выполнения правил ТБ во время учебных занятий, при прохождении учебной и производственной практик; знание и использование ресурсосберегающих технологий |
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности. | - эффективность использования средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; |
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. | - эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности согласно формируемым умениям и получаемому практическому опыту; |
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. | - эффективность использования в профессиональной деятельности необходимой технической документации, в том числе на английском языке. |
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере | демонстрация готовности к ведению предпринимательской деятельности в сфере получаемой специальности |