СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Разработала рабочие программы по всем учебным предметам 20 часов для обучающегося с ОВЗ на основе АООП образовательной организации и на основе примерной АООП (вариант 2)
Речь и альтернативная коммуникация.
Пояснительная записка.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития данного ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими: Ученик имеет нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, у него отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности, а также отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. Кроме того, понимание речи данного ученика окружающими значительно затруднено. В связи с этим, обучение ребенка речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у него потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации социального общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное, поэтапное, планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Программно-методический материал по «Общению» представлен следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.
Ученик не владеет устной (звучащей) речью, ему подобраны альтернативные средства коммуникации. К ним относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (пиктограмма, фотография, цветная картинка, черно - белая картинка, пиктограмма), электронные устройства (планшетные компьютеры, компьютеры).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Общение» включает:
Графические средства для альтернативной коммуникации: карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), коммуникативные таблицы и тетради для общения.
Электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.) ;
информационно-программное обеспечение: обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
аудио и видео программы.
Содержание предмета.
Коммуникация.
Коммуникация с использованием вербальных средств. Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком(словом).Привлечение к себе внимания звуком (словом).Выражение своих желаний звуком (словом). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом).Выражение согласия (не согласия) звуком (словом).Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы жестом, словом. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником. Прощание с собеседником звуком (словом).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответ на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (не удовольствия; приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия) , благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание) , ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.) Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, педагога. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, игрушки, одежда, обувь, животные). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание простых предложений из 2-3 –х слов.
Экспрессивная речь.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние (употребление)звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, обозначающих предмет (посуда, игрушки, одежда, обувь, животные) Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой.)
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством графического изображения (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи посредством графического изображения (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, игрушки, одежда, животные). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, игрушки, одежда).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Речь и альтернативная коммуникация».
Предметные результаты
Минимальный уровень:
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.)
Реагирование на собственное имя.
Узнавание (различение) имён членов семьи, педагога.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.)
Достаточный уровень:
Называние (употребление)звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, обозначающих предмет (посуда, игрушки, одежда, обувь, животные)
Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой.)
Сообщение собственного имени посредством графического изображения (электронного устройства).
Сообщение имён членов семьи посредством графического изображения (электронного устройства).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов.
Личностные результаты:
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение доступными социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, отзывчивости.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» включает:
- графические средства для альтернативной коммуникации: карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), коммуникативные таблицы и тетради для общения, технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства, компьютерные устройства, синтезирующие речь;
- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм, компьютерные программы символов, компьютерные программы для общения, обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
- аудио и видеоматериалы.
Учебно - методическое обеспечение
Литература для учителя:
Основная:
1. АООП НОО МОУ Семёновская СОШ.
2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
Дополнительная:
Аксенова А. К.. Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 - 4 классах вспомогательной школы. М., 1987.
Бабина Г.В. Анализ смысловой структуры текста учащимися с тяжелыми нарушениями речи // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. – М., 2005.
Бабина Г.В. Системный подход в формировании грамматического строя речи у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики / Под ред. Л. И. Беляковой.– М., 1985.
Воронкова В. В. Коломыткина, И.В. Букварь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Календарно-тематическое планирование
3 часа в неделю, итого - 102 часа
№ п/п | Тема урока | Формируемые представления | Материалы и оборудование | часы | По плану | По факту |
1-3 | Установление зрительного контакта с собеседником | Эмоциональный контакт с учителем. Овладение начальными навыками адаптации к учебе. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 |
|
|
4-6 | Реагирование на собственное имя | Поворот головы, жест, звукокомплексы на реагирование своего имени. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 |
|
|
7-9 | Приветствие собеседника жестом (пожать руку), звуком. | Пожатие руки или звукокомплекс на приветствие. Развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 |
|
|
10-12 | Выражение своих желаний (жестом), звуком, словом «дай». | Показ жестом, звуком или словом своего желания. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 |
|
|
13-15 | Выражение просьбы о помощи жестом, звуком, словом «помоги». | Показ жестом, звуком или словом просьбы о помощи. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 |
|
|
16-18 | Выражение согласия жестом (кивок головы), словом «да». | Показ жестом, звуком или словом своего желания. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 |
|
|
19-21 | Выражение несогласия жестом (покачать головой из стороны в сторону), словом «нет». | Показ жестом, звуком или словом своего желания. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 |
|
|
22-24 | Дыхательные упражнения без речевого сопровожде- ния. | Формирование правильного выдоха. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 |
|
|
25-27 | Дыхательные упражнения с речевым сопровождением. | Формирование правильного выдоха. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 |
|
|
28-30 | Артикуляционная гимнастика (простые упражнения). | Отработка артикуляционных упражнений для постановки звуков. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 |
|
|
31-33 | Импрессивная речь Различение по именам членов семьи, педагога. | Узнавание и различение членов семьи и педагога. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 |
|
|
34-36 | Понимание слов, обозначаю- щих предмет: кружка. | Узнавание и различение предмета (кружка) среди других предметов.
| Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 |
|
|
37-39 | Понимание слов, обозначаю- щих предмет: ложка. | Узнавание и различение предмета (ложка) среди других предметов.
| Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 |
|
|
40-42 | Понимание слов, обозначаю- щих предмет: тарелка. | Узнавание и различение предмета (тарелка) среди других предметов.
| Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 |
|
|
43-45 | Понимание слов, обозначаю- щих предмет: стул. | Узнавание и различение предмета (стул) среди других предметов.
| Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 |
|
|
46-48 | Понимание слов, обозначаю- щих предмет: стол. | Узнавание и различение предмета (стол) среди других предметов.
| Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 |
|
|
49-52 | Понимание слов, обозначающих предмет: яблоко, банан. | Узнавание (различение) предметов: яблоко, банан. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 4 |
|
|
53-55 | Понимание слов, обозначающих предмет: носки. | Узнавание (различение) предмета: носки. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 |
|
|
56-58 | Понимание слов, обозначающих предмет: куртка. | Узнавание (различение) предмета: куртка. | Картинки, презентации, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 |
|
|
59-61 | Понимание слов, обозначающих предмет: футболка. | Узнавание (различение) предмета: футболка. | Картинки, презентации, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 |
|
|
62-64 | Понимание слов, обозначающих предмет: брюки. | Узнавание (различение) предмета: брюки. | Картинки, презентации, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 |
|
|
65-68 | Понимание слов, обозначающих предмет: шапка. | Узнавание (различение) предмета: шапка. | Картинки, презентации, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 4 |
|
|
69-72 | Понимание слов, обозначающих предмет: ботинки. | Узнавание (различение) предмета: ботинки. | Картинки, презентации, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 4 |
|
|
73-75 | Понимание слов, обозначающих предмет: мяч. | Узнавание (различение) предмета: мяч. | Картинки, презентации, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 |
|
|
76-79 | Понимание слов, указывающих на предмет, его признак: мой. | Узнавание предметов, которые изучили: мой мяч и т.д. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 4 |
|
|
80-83 | Понимание слов, указывающих на предмет, его признак: твой. | Узнавание предметов, которые изучили: твой мяч и т.д. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 4 |
|
|
84-87 | Понимание простых нераспространенных предложений (Оля ест) и т.п. | Проговаривание (звукокомплекс) и понимание простых нераспространенных предложений. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 4 |
|
|
88-91 | Экспрессивная речь Называние своего имени. | Проговаривание (звукокомплекс) своего имени. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 4 |
|
|
92-95 | Называние имен членов семьи. | Проговаривание (звукокомплекс) имен членов семьи | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 4 |
|
|
96-99 | Называние имени педагога. | Проговаривание (звукокомплекс) имени педагога. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 4 |
|
|
100-102 | Повторение пройденного. | | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 |
|
|
В качестве комплекса артикулярной гимнастики можно рекомендовать следующие:
«Вкусное варенье» - движения широким языком по верхней губе вверх и вниз. Губы и нижняя челюсть неподвижны.
«Прятки» - не закрывая рот, язык отодвинут назад, кончик языка находится внизу.
«Закрытые ворота» - язык между зубами.
«Маятник» - медленное с постепенным ускорением движение языка вправо и влево, как маятник и др.
Для развития речевого дыхания и выработки плавного выдоха при произношении звуков речи следует проводить дыхательные упражнения без речевого сопровождения, например:
- поддувание листиков, бумажных ленточек;
- раздувание углей в костре, дутье на чай, больное место, надувание шарика;
- дыхательные упражнения с произношением звука.
Окружающий природный мир
Пояснительная записка.
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами:
«Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления».
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь). Ребенок знакомится с 2-3 объектами растительного и животного мира.
Примерное содержание предмета.
Растительный мир.
Узнавание (различение) растений (дерево, цветок, трава).
Узнавание (различение) фруктов (банан, яблоко,). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Узнавание (различение) овощей (лук, морковь) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща.
2.Животный мир.
Узнавание (различение) домашних животных (кот, собака, свинья, корова, баран, коза, гуси, куры). Знание способов передвижения домашних животных.
Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными (котом, собакой и др.). Узнавание (различение) диких животных (заяц, волк, лиса, медведь, тигр). Знание способов передвижения диких животных.
3.Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Окружающий природный мир»
Предметные результаты
Минимальный уровень:
узнавание изученных объектов на иллюстрациях, картинках;
Достаточный уровень:
узнавание и называние (звукокомплексы) изученных объектов на иллюстрациях,картинках;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм.
Личностные результаты:
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение доступными социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, отзывчивости.
Материально-техническое обеспечение:
- графические средства: карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы;
- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм, компьютерные программы символов, компьютерные программы для общения, обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
- аудио и видеоматериалы.
Учебно - методическое обеспечение
Литература для учителя:
Основная:
1 АООП НОО МОУ Семёновская СОШ.
2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
Дополнительная:
1. Мультимедийный проектор.
2. Раскраски.
3. Наглядное пособие для педагогов «Знакомство с окружающим миром и развитие речи».
4. «Ознакомление с окружающим миром», Л.В.Кмытюк, А.В. Усвайская, Москва «Просвещение» 1998 г.
Календарно-тематическое планирование
2 часа в неделю, всего 68 часов
№ п/п | Тема урока | Формируемые представления | Материалы и оборудование | часы | По плану | По факту |
1-3 | Части суток | Утро День Вечер Ночь | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 |
|
|
4-6 | Выходные дни | отдых | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 |
|
|
7-9 | Рабочие дни | Работа и учеба | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы.
| 3 |
|
|
10-14 | Разнообразная деятельность в выходные дни | Наблюдения на прогулке | Наблюдения за окружающим миром. | 5 |
|
|
15-19 | Разнообразная деятельность в рабочие дни. | Работа и учеба Наблюдения на прогулке | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 5 |
|
|
20-22 | Растительный мир | Дерево Узнавание (различение) растений | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 |
|
|
23-25 | Растительный мир | Цветок Узнавание (различение) растений | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 |
|
|
26-28 | Растительный мир | Трава Узнавание (различение) растений | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 |
|
|
29-31 | Фрукты | Яблоко Банан Узнавание (различение) фруктов | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 |
|
|
32-34 | Овощи | Лук Морковь Узнавание (различение) овощей | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 |
|
|
35-36 | Домашние животные. Кошка. | Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 |
|
| ||
37-38 | Домашние животные. Собака. | Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 |
|
| ||
39-40 | Домашние животные. Свинья. | Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 |
|
| ||
41-42 | Домашние животные. Корова. | Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 |
|
| ||
43-44 | Домашние животные. Баран. | Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 |
|
| ||
45-46 | Домашние животные. Коза. | Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 |
|
| ||
47-48 | Домашние животные. Гуси. | Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 |
|
| ||
49-50 | Домашние животные. Куры. | Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 |
|
| ||
51-53 | Домашние животные: сравнение. | Внешний вид, повадки, пища. Сравнение. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 |
|
| ||
|
|
| ||||||
54-55 | Дикие животные. Волк. | Внешний вид. Образ жизни. Питание. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 |
|
| ||
56-57 | Дикие животные. Лиса. | Внешний вид. Образ жизни. Питание. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 |
|
| ||
58-59 | Дикие животные. Заяц. | Внешний вид. Образ жизни. Питание. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 |
|
| ||
60-61 | Дикие животные. Медведь. | Внешний вид. Образ жизни. Питание. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 |
|
| ||
62-63 | Дикие животные. Тигр. | Внешний вид. Образ жизни. Питание. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 |
|
| ||
64-66 | Сравнение. | Внешний вид. Образ жизни. Питание. Сравнение. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 |
|
| ||
67-68 | Повторение материала. |
| Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 |
|
|
Человек.
Пояснительная записка.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».
Представления о себе.
Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Идентификация себя как мальчика. Узнавание (различение) частей тела (голова, волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот) , руки (локоть, пальцы) , ноги (колено, пальцы) .
Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица.
Гигиена тела.
Различение вентилей с горячей и холодной водой. Вытирание рук полотенцем.
Чистка зубов без зубной пасты. Полоскание полости рта.
Обращение с одеждой и обувью.
Узнавание (различение) предметов одежды: куртка, шапка, шарф, варежки кофта, футболка, майка, трусы, брюки, носки . Знание назначения предметов одежды. Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки). Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, сандалии, тапки.
Расстегивание (развязывание) липучки (кнопки). Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты). Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка).
Туалет.
Сообщение о желании сходить в туалет.
Прием пищи.
Сообщение о желании пить.Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку.Использование салфетки во время приема пищи.
Семья.
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Определение своей социальной роли в семье.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Человек».
Предметные результаты
Минимальный уровень:
Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду.
Идентификация себя как мальчика.
Сообщение о желании пить, есть.
Узнавание (различение) предметов одежды.
Достаточный уровень:
Узнавание (различение) частей тела.
Узнавание (различение) деталей предметов одежды, обуви.
Еда ложкой.
Снятие предмета одежды, обуви.
Личностные результаты:
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение доступными социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, отзывчивости.
Материально-техническое обеспечение:
- графические средства: карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы;
- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм, компьютерные программы символов, компьютерные программы для общения, обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
- аудио и видеоматериалы.
Учебно- методическое обеспечение
Литература для учителя:
Основная:
1. АООП НОО МОУ Семёновская СОШ.
2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
Дополнительная:
1. Мультимедийный проектор.
2. Раскраски.
3. Р.П. Кенгиз. Домашнее приготовление. Москва. Пищевая промышленность, 1967.
4. Карлова М.И. Уход за кожей лица. СПб. Кроонпресс, 1991
5.Электронные образовательные интернет-ресурсы:
http://viki.rdf.ru/detskiy_sad/
http://www.uchportal.ru/load/174
http://prezentacii.com/
http://pochemu4ka.ru/
http://ya-umni4ka.ru/
http://cherednik.ucoz.ru/
http://www.proshkolu.ru/
http://www.maaam.ru/
http://doshkolnik.ru/prezentacii.html
http://nsportal.ru/
http://www.rsl.ru/
http://www.ug.ru/
http://www.7ya.ru/pub/presentation/
Календарно-тематическое планирование
3 часа в неделю, всего 102 часа
№ п/п | Тема урока | Формируемые представления | Материалы и оборудование | Часы | По плану | По факту |
1 | Я | Идентификация себя со своим именем. |
| 1 |
|
|
2-3 | Я- мальчик | Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Идентификация себя как мальчика. | Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 |
|
|
4-5 | Здоровье человека | Представление о состоянии своего здоровья. | Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 |
|
|
6-7 | Личная гигиена | Важность соблюдения режима дня и правил личной гигиены | Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 |
|
|
8-10 | Части тела. | Называние и различение частей тела: руки, ноги, голова, туловище. | Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 |
|
|
11-13 | Части тела. | Называние и различение частей тела: голова (волосы, нос, рот, зубы, уши, глаза). | Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 |
|
|
14-16 | Части тела | Называние и различение частей тела: руки (плечи, пальцы, ногти). | Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 |
|
|
17-19 | Части тела | Называние и различение частей тела: ноги (колени, пятки, пальцы, ногти). | Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 |
|
|
20-22 | Части тела | Называние и различение частей тела: туловище (спина, живот). | Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 |
|
|
23-24 | Лицо человека | Называние и показывание глаз, бровей | Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 |
|
|
25-26 | Части лица | Называние и показывание нос, лоб, рот | Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 |
|
|
27-28 | Части лица | Называние и показывание рта (губы, язык, зубы) | Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 |
|
|
29-30 | Части лица | Называние и различение частей лица | Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 |
|
|
31-32 | Гигиена тела | Предметы санитарии и гигиены: мыло, полотенце, туалетная бумага. | Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 |
|
|
33-34 | Гигиена тела | Действия, связанные с гигиеной тела. Мытьѐ рук мылом. | Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 |
|
|
35-36 | Гигиена тела | Вытирание рук полотенцем. | Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 |
|
|
37-38 | Гигиена тела | Предметы санитарии и гигиены: зубная паста, зубная щѐтка. | Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 |
|
|
39-40 | Гигиена тела | Чистка зубов щѐткой, полоскание рта водой. | Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 |
|
|
41-42 | Гигиена тела | Расчѐсывание волос расчѐской. | Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 |
|
|
43 | Навыки культурного поведения | Умение вовремя сходить в туалет и вымыть руки. | Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 1 |
|
|
44-45 | Навыки культурного поведения | Формирование умения сообщать о желании сходить в туалет. |
| 2 |
|
|
46-47 | Навыки культурного поведения | Формирование умения сидеть на унитазе и справлять нужду. |
| 2 |
|
|
48-49 | Навыки культурного поведения | Формирование умения пользоваться туалетной бумагой. |
| 2 |
|
|
50-51 | Навыки культурного поведения | Формирование умения соблюдать последовательность действий в туалете. |
| 2 |
|
|
52-61 | Одежда | Узнавание (различение) предметов одежды: куртка, шапка, шарф, варежки,кофта, футболка, майка, трусы, брюки, носки . | Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 10 |
|
|
62-69 | Одежда | Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки). | Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 8 |
|
|
70-73 | Одежда | Знание назначения предметов одежды. | Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 4 |
|
|
74-81 | Обувь | Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, сандалии, тапки |
Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 8 |
|
|
82-85 | Обувь | Снятие обуви | Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 4 |
|
|
86 | Пища | Называние и различение предметов для приѐма пищи (ложка, тарелка, стакан, кружка, блюдце). | Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 1 |
|
|
87-89 | Пища | Сообщение о желании пить.Сообщение о желании есть. Еда руками (яблоко, банан, кусочек мяса) | Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 |
|
|
90-94 | Пища | Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Использование салфетки во время приема пищи. | Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 5 |
|
|
95-99 | Семья | Узнавание (различение) членов семьи. | Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 5 |
|
|
100-102 | Семья | Узнавание (различение) детей и взрослых. | Картинки, презентации,игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 |
|
|
Математические представления
Пояснительная записка
Одни из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают дети, являются математические. Они носят отвлеченный характер, и оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий.
Под математическим развитием мы понимаем количественные и качественные изменения в познавательных процессах ребенка, происходящие под влиянием специально организованного обучения, обеспечивающие овладение математическим содержанием, умением использовать его в различных ситуациях.
Дети с выраженной умственной отсталостью обнаруживают большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Без специального обучения они не могут овладеть даже элементарными математическими представлениями. Но при длительной, целенаправленной, специальным образом организованной коррекционной работе формирование математических представлений происходит очень медленно, с большими сложностями.
Трудности особенно ярко проявляются в имеющих математическое содержание действиях с предметами, игрушками. Возникновение этих трудностей в значительной мере связано с особенностями психофизического развития данной категории детей. В частности, недоразвитие сенсорно-перцептивных процессов и двигательных функций влияет на выполнение практических действий по перемещению, наложению и приложению предметов, объемных и плоскостных моделей.
Нарушения общей моторики значительно сковывают действия учащихся в процессе овладения ими пространственной ориентировки. Они испытывают сложности при перемещении в пространстве класса, игровой комнаты и т. п., выполнении двигательных упражнений, в подвижных играх, определении направлений движения, нахождении частей собственного тела, ориентировке на плоскости стола и листа бумаги (в двухмерном пространстве).
В процессе обучения математическим представлениям ребёнка с выраженной умственной отсталостью используются следующие методы и приемы:
• совместные действия ребёнка и взрослого;
• действия по подражанию действиям учителя;
• действия по образцу, по словесной инструкции;
• приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов;
• элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;
• воспроизведение величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и изображений цифр;
• соотнесение натуральных предметов с объемными и плоскостными изображениями.
Формирование математических представлений ведется в игровой форме, с активным использованием дидактических игр и разнообразных игровых упражнений.
Эти занятия строятся на комплексной основе и включают игровую, изобразительную, конструктивную и музыкальную деятельность.
Задачи:
• выявление уровня сформированности элементарных математических представлений у учащегося;
• формирование у ребёнка положительного эмоционального отношения к урокам по развитию элементарных математических представлений;
• развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам;
• формирование умения адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением (совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого);
• развитие интереса и потребности к эмоциональному общению с педагогом по ходу занятия (с использованием вербальных и невербальных средств);
• формирование и закрепление у ребёнка социально-бытовых навыков, связанных с использованием элементарных математических представлений;
— привлечение внимания ребёнка к свойствам и отношениям окружающих предметов.
Предполагаемые результаты обучения — наличие у ребёнка на фоне положительных эмоциональных реакций на действия с игрушками и изображениями, выполняемыми в контексте математического содержания, следующих умений:
• осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с учителем, по подражанию, по образцу);
• понимать названия используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий с ними;
• выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;
• осуществлять выбор геометрических фигур (шар) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции;
• перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно;
• перемещать различные предметы вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции;
Календарно-тематическое планирование
2 час часа в неделю – 68 часов за год
№ | Тема раздела / урока | Основные виды учебной деятельности | Материально- техническое обеспечение | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
| ||||||
1 | Нахождение одинаковых предметов. | Игра в кубики | Кубики | 1 |
|
|
2 | Разъединение множеств. | Классификация предметов по форме, цвету, количеству. | Предметные картинки, | 1 |
|
|
3 | Объединение предметов в единое множество. | Предметные картинки, презентация, счетные палочки | 1 |
|
| |
4 | Различение множеств. Один. | 1 |
|
| ||
5 | Различение множеств. Много. | 1 |
|
| ||
6 | Различение множеств. Мало. | 1 |
|
| ||
7 | Различение множеств. Пусто. | 1 |
|
| ||
8-9 | Сравнение множеств без пересчѐта. | 2 |
|
| ||
| ||||||
10 | Верх-низ. Рисование круга. |
| Предметные картинки, презентация, | 1 |
|
|
11 | Перед-зад. Рисование круга. |
|
| 1 |
|
|
12-13 | Право-лево. | Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно. |
| 2 |
|
|
14 | Определение месторасположения предметов в пространстве. Близко. | Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно. | Предметные картинки, презентация, | 1 |
|
|
15 | Около. Рисование треугольника. |
| 1 |
|
| |
16 | Рядом. Рисование треугольника. |
| 1 |
|
| |
17 | Далеко. Рисование круга и треугольника. |
| 1 |
|
| |
18 | Сверху. | Игра: найди зайчика
| Предметные картинки, презентация, | 1 |
|
|
19 | Снизу. |
| 1 |
|
| |
20 | Спереди. |
| 1 |
|
| |
21-22 | Сзади. | Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно. | Предметные картинки, презентация, | 2
|
|
|
23-24 | Справа. Рисование квадрата. |
| 2
|
|
| |
25-26 | Слева. Рисование квадрата. |
| 2
|
|
| |
27 | Перемещение в пространстве в заданном направлении. Вверх. Вниз. | Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно. |
| 1 |
|
|
28 | Вперѐд. | Предметные картинки, презентация, | 1 |
|
| |
29 | Назад. |
| 1 |
|
| |
30 | Вправо. |
| 1 |
|
| |
31 | Влево. |
| 1 |
|
| |
32 | Ориентация на плоскости. Верх. | Предметные картинки, презентация, | 1 |
|
| |
33 | Ориентация на плоскости. Низ. |
| 1 |
|
| |
34 | Ориентация на плоскости. Середина. |
| 1 |
|
| |
35 | Ориентация на плоскости. Правая сторона. |
| 1 |
|
| |
36 | Ориентация на плоскости. Левая сторона. | Предметные картинки, презентация, | 1 |
|
| |
37 | Составление предмета из двух частей. |
| 1 |
|
| |
38 | Составление предмета из нескольких частей. |
| 1 |
|
| |
39 | Составление картинки из нескольких частей. |
| 1 |
|
| |
40 | Составление ряда из предметов. | Предметные картинки, презентация | 1 |
|
| |
41 | Составление ряда из изображений. |
| 1 |
|
| |
| ||||||
42 | Различение по величине однородных предметов. | Различение предметов по величине
| кубики | 1 |
|
|
43 | Различение по величине разнородных предметов. |
| 1 |
|
| |
44 | Сравнение предметов по величине. | Счетные палочки | 1 |
|
| |
45 | Составление упорядоченного ряда по убыванию. |
| 1 |
|
| |
46 | Составление упорядоченного ряда по возрастанию. | Возрастание ряда |
| 1 |
|
|
47 | Различение по длине однородных предметов. | Различение по длине | Предметные картинки, презентация | 1 |
|
|
48 | Различение по длине разнородных предметов. |
| 1 |
|
| |
49 | Сравнение предметов по длине. |
| 1 |
|
| |
50 | Различение по ширине однородных предметов. | Различение по ширине | Предметные картинки, презентация | 1 |
|
|
51 | Различение по ширине разнородных предметов. |
| 1 |
|
| |
52 | Сравнение предметов по ширине. |
| 1 |
|
| |
53 | Различение предметов по высоте. |
| Предметные картинки, презентация | 1 |
|
|
54 | Сравнение предметов по высоте. |
|
| 1 |
|
|
| ||||||
55-57 | Определение месторасположения предметов в ряду. Рисование круга. |
| Предметные картинки | 3 |
|
|
| ||||||
58 | Различение множеств. Один. Много. Мало. Пусто. | Классификация предметов по форме, цвету, количеству. | Предметные картинки, презентация | 1 |
|
|
59 | Пространственные представления. | Размещение предметов в заданном направлении |
| 1 |
|
|
60 | Определение месторасположения предметов в пространстве. |
| 1 |
|
| |
61 | Перемещение в пространстве в заданном направлении. | Предметные картинки, презентация | 1 |
|
| |
62 | Ориентация на плоскости. Рисование треугольника. |
| 1 |
|
| |
63 | Составление предмета из нескольких частей. | Собирание пазлов | Предметные картинки, презентация | 1 |
|
|
64 | Составление картинки из нескольких частей. Рисование квадрата. |
|
| 1 |
|
|
65 | Представления о величине. |
| Предметные картинки, презентация | 1 |
|
|
66 | Сравнение и различение предметов по длине. | Сравнение предметов по длине, ширине, высоте |
| 1 |
|
|
67 | Сравнение и различение предметов по ширине. | Предметные картинки, презентация | 1 |
|
| |
68 | Сравнение и различение предметов по высоте. |
| 1 |
|
|
Окружающий социальный мир
Пояснительная записка
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.
Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Задачи: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними). Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».
Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.
Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей.
Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в поселок, знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
Календарно-тематическое планирование
1 ч. в неделю – 34 часа за год
№ п/п | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Материально- техническое обеспечение | Кол-во часов | Дата | |||
| Школа | |||||||
1-2 | Школьные принадлежности | Узнавание (различение) школьных принадлежностей: Знание назначения школьных принадлежностей. | ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. | 2 |
| |||
| Квартира, дом, двор. | |||||||
3-4 | Части дома | Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). | Картинки,презентация | 2 |
| |||
5-6 | Места общего пользования в доме | Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт).
| презентация | 2 |
| |||
7-8 | Части двора | Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). | раскраска | 2 |
| |||
9-10 | Правила безопасности во дворе | Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе. | Картинки, презентация | 2 |
| |||
11-12 | Правила безопасности в доме | Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме. Представление о вреде, который приносят вредные насекомые. | Картинки, презентация | 2 |
| |||
| Предметы быта. | |||||||
13-17 | Электроприборы | Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер). Знание назначения электроприборов. | Картинки, презентация | 5 |
| |||
18-19 | Предметы интерьера | Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера.
| Раскраска | 2 |
| |||
Продукты питания. | ||||||||
20-21 | Напитки | Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. | Картинки, презентация | 2 |
| |||
22-23 | Продукты питания | Узнавание (различение) продуктов, готовых к употреблению . Знание правил хранения мясных продуктов. | Картинки, презентация | 2 |
| |||
Предметы и материалы, изготовленные человеком. | ||||||||
24-25 | Бумага | Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.). | Бумага, различная по фактуре. | 2 |
| |||
26-27 | Предметы из ткани | Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла). | Картинки,презентация | 2 |
| |||
Город. Село. | ||||||||
28-29 | Город, село | Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (районы , улицы здания, парки). Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, службы помощи (поликлиника, парикмахерская, почта), магазин | Картинки,презентация | 2 |
| |||
30-31 | Профессии людей | Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник банка). Знание особенностей деятельности людей разных профессий. | Картинки,презентация | 2 |
| |||
Транспорт. | ||||||||
32-33 | Наземный и воздушный транспорт. | Узнавание (различение) наземного транспорта Узнавание (различение) воздушного транспорта. | Раскраска | 2 |
| |||
Традиции, обычаи. | ||||||||
34 | Праздники | Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха).
| Картинки, презентация | 1 |
|
Материально-техническое обеспечение
- натуральные объекты, муляжи, макеты;
- предметные и сюжетные картинки;
- аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы;
- рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал.
Музыка и движение
Пояснительная записка.
Педагогическая работа с ребенком ТМНР направлена на его социализацию и интеграцию в общество. Физические недостатки могут ограничивать желание и умение танцевать, но музыка побуждает ребенка двигаться иными способами. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться к подражанию и «пропеванию» мелодии доступными ему средствами. Одним из важнейших средств в этом процессе является музыка.
Цель: способствовать развитию музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, индивидуальных способностей к пению, танцу, ритмике.
Задача: музыкальными средствами помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего мира, развить эмоциональную отзывчивость на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений.
Программно-методический материал включает 4 раздела: «Слушание музыки», «Пение», «Движение под музыку», «Игра на музыкальных инструментах».
Материально-техническое оснащение:
Дидактический материал: изображения (картинки, фото музыкальных инструментов, оркестров; карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств для различения высотности, громкости звуков, темпа, характера музыкального произведения; карточки для определения содержания музыкального произведения; платки, флажки, ленты, обручи, а также игрушки-куклы, игрушки-животные и др.; Музыкальные инструменты: барабан, бубны, бубенцы, тарелки, ложки. Оборудование: компьютер. Аудиозаписи, видеофильмы, презентации (записи со звучанием музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на различных инструментах).
Список литературы (дополнительный)
Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Сост. Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. Худ. Соколов Г.В., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития» – 1997.
Игры-занятия с водой и песком: Стол ванна для игр с водой и песком и набор аквапескотерапии /Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева
Календарно-тематическое планирование
2 часа в неделю – 68 часов за год
№ п/п | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Материально- техническое обеспечение | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | ||||||
| Слушание -14 ч. |
| ||||||||||
1-4 | Тихая и громкая музыка | Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца звучания музыки. | презентация | 4 |
|
| ||||||
5-8 | Быстрая, умеренная и медленная музыка. | Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки. Слушание (различение) колыбельной песни и марша. | презентация | 4 |
|
| ||||||
9-12 | Весёлая и грустная музыка. | Слушание (различение) веселой и грустной музыки. Узнавание знакомой песни. Определение характера музыки. | презентация | 4 |
|
| ||||||
13-14 | Любимая музыка на разных инструментах. | Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах. | презентация | 2 |
|
| ||||||
| Пение – 12 ч. |
| ||||||||||
15-20 | Игры с музыкальным сопровождением: «Ладушки», «Пирожки», «Веселые матрешки» | Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. | презентация | 6
|
|
| ||||||
21-26 | Прослушивание песни «Новогодние игрушки», «Антошка» | Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов. | презентация | 6
|
|
| ||||||
Движение под музыку – 24 ч. |
| |||||||||||
27-28 | Выполнение отдельных движений под музыку: топанье | Топанье под музыку. | презентация | 2 |
|
| ||||||
29-30 | Выполнение отдельных движений под музыку: хлопанье | Хлопки в ладоши под музыку. |
| 2 |
|
| ||||||
31-32 | Выполнение отдельных движений под музыку: покачивание с одной ноги на другую | Покачивание с одной ноги на другую. | «Чунга-чанга» Муз. В.Шаинского. Стихи Ю.Энтина | 2 |
|
| ||||||
33-34 | Выполнение отдельных движений под музыку: кружение | Кружение под музыку | «Улыбка» Муз. В. Шаинского, Стихи М. Пляцковского | 2 |
|
| ||||||
35-36 | Выполнение отдельных движений под музыку: приседание | Выполнения упражнений под музыку: ритмические приседания «Мои цыплята» | «Мои цыплята» | 2 |
|
| ||||||
37-42 | Выполнение под музыку действий с предметами. |
| Платок, кукла, погремушка. | 6
|
|
| ||||||
43-48 | Движения под музыку. Хоровод «Маленькой ёлочки». | Ведение хоровода. |
| 6
|
|
| ||||||
49-50 | Повторение |
|
| 2
|
|
| ||||||
Игра на музыкальных инструментах- 18 ч. |
| |||||||||||
51-54 | Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд: барабан | Игра на барабане | барабан | 4 |
|
| ||||||
55-58 | Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд: бубен | Игра на бубне | бубен | 4
|
|
| ||||||
59-62 | Передача тихого и громкого звучания игрой на музыкальном инструменте: на барабане | Игра на барабане | барабан | 4 |
|
| ||||||
63-66 | Передача тихого и громкого звучания игрой на музыкальном инструменте: на бубне | Игра на бубне | бубен | 4 |
|
| ||||||
67-68 | Повторение изученного | Игры на музыкальных инструментах | Барабан, бубен | 2 |
|
|
Изобразительная деятельность
Пояснительная записка
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с интеллектуальными нарушениями. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация. Актуальность занятий по аппликации, лепке, рисованию в том, что ребенок может выразить себя как личность доступными для него способами, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, осуществить выбор изобразительных средств. Используемые техники делают работы детей выразительнее, богаче по содержанию.
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих способностей, развитие мелкой моторики пальцев рук, зрительной памяти, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формирование у детей наглядно-образного и логического мышления.
«Изобразительная деятельность» как систематический курс представлен 3 разделами: «Лепка», «Рисование», «Аппликация».
Ожидаемые личностные результаты
Наличие:
-положительных эмоциональных реакций (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности;
- готовности к взаимодействию в творческой деятельности с педагогом.
Возможные предметные результаты
-по подражанию учителя разминать цветное тесто (пластилин) двумя руками; -раскатывать тесто (пластилин) прямыми и круговыми движениями на подкладной доске между ладонями. -устанавливать связи между формой предмета и способом лепки «Похожие на шар, на палочку (карандаш, конфеты, вишенки)»; -размазывать пластилин на заготовках; -разрывать бумагу по линии сгиба; - уметь различать материалы и инструменты, используемые для рисования;
-уметь оставлять графический след на бумаге, доске;
-уметь соблюдать последовательность действий при работе с красками;
- уметь рисовать точки, линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), соединять точки.
Календарно-тематическое планирование
3 часа в неделю – 102 часа за год
№ п/п | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Материально- техническое обеспечение | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
| Лепка -34ч. | |||||
1-10 | Пальчиковые игры | Выполнение игры. |
| 10
|
|
|
11-14 | Отщипывание кусочков цветного теста | Отщипывание | Солёное тесто | 4
|
|
|
15-18 | Раскатывание кусочков цветного теста | Раскатывание | Солёное тесто | 4
|
|
|
19-22 | Катание колбаски, шарика на доске, в руках. | Катание | Солёное тесто | 4
|
|
|
23-26 | Сгибание колбаски в кольцо. | Сгибание | Солёное тесто | 4
|
|
|
27-30 | Размазывание теста по шаблону. | Размазывание | Солёное тесто | 4
|
|
|
31-34 | Лепка из цветного теста предметов округлой формы. | Лепка | Солёное тесто | 4
|
|
|
Рисование - 34 ч. | ||||||
35-36 | Знакомство с инструментами для рисования. | Наблюдение | Кисть, баночка, салфетка, палитра. | 2 |
|
|
37-38 | Наблюдение за действиями взрослого при рисовании различными средствами. | Наблюдение | Карандаши, гуашь. | 2 |
|
|
39-40 | Наблюдение за собственными действиями в процессе рисования совместного рисования. | Наблюдение | Рисование «рука в руке» | 2 |
|
|
41-44 | Рисование ладошками. | Рисование | Гуашь. | 4
|
|
|
45-48 | Рисование пальчиками. | Рисование | Гуашь. | 4
|
|
|
49-52 | Приемы работы с карандашом и кистью. | Рисование | Альбомный лист, карандаши, кисть, краски. | 4 |
|
|
53-56 | Рисование основных элементов. | Рисование точек, вертикальных и горизонтальных линий. |
| 4
|
|
|
57-60 | Рисование контура предмета. | Рисование по линиям. |
| 4
|
|
|
61-64 | Рисование контура предмета. | Рисование по точкам. |
| 4
|
|
|
65-68 | Выполнение работы в контуре. | Закрашивание предмета. |
| 4
|
|
|
Аппликация – 34 ч. | ||||||
69-72 | Ощупывание бумаги. | Ощупывание бумаги различной по плотности, по фактуре. | Бумага, картон, салфетки. | 4
|
|
|
73-76 | Разрывание, сминание бумаги. | Отрывание мелких кусочков бумаги, сминание салфетки. | Бумага, салфетки. | 4
|
|
|
77-80 | Скручивание листа бумаги. | Скручивание альбомного листа бумаги | Бумага | 4
|
|
|
81-84 | Сгибание листа бумаги. | Сгибание бумаги по линиям, без вспомогательных линий. | Бумага, салфетки. | 4
|
|
|
85-88 | Намазывание всей поверхности клеем. | Намазывание кисточкой клея по всей поверхности бумажного листа. | Шаблоны для аппликации. | 4
|
|
|
89-92 | Намазывание отдельных частей клеем. | Намазывание ватной палочкой отдельных деталей. Отдельного места на листе. | Шаблоны для аппликации. | 4
|
|
|
93-97 | Составление аппликации из бумаги. | Выполнение аппликации «Летний сад» | Шаблоны для аппликации. | 5
|
|
|
98-102 | Составление аппликаций из различных материалов. | Выполнение аппликации «Снеговик» - из ватных дисков, «Домик» - из связанных цепочек, «Утёнок» - из ниток. |
| 5 |
|
|
Адаптивная физическая культура
Пояснительная записка.
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре.
Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; формирование умения играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.
Программа по адаптивной физической культуре включает 2 раздела, «Физическая подготовка», «Коррекционные подвижные игры».
Материально-техническое оснащение
- альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
- спортивный инвентарь: гимнастические мячи разного диаметра, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины.
Календарно-тематическое планирование
2 часа в неделю – 68 часов за год
№ п/п | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Материально- техническое обеспечение | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Дыхательные упражнения | «Понюхай цветок». |
| 1 |
|
|
2 | Дыхательные упражнения | «Согреть руки». |
| 1 |
|
|
3 | Дыхательные упражнения | «Остудить воду» |
| 1 |
|
|
4 | Дыхательные упражнения | Основные положения и движение |
| 1 |
|
|
5 | Упражнения для мышц шеи и головы | Наклоны головы вперѐд - назад с произнесением звуков. |
| 1 |
|
|
6 | Упражнения для мышц шеи и головы | Повороты головы в стороны с произнесением звуков. |
| 1 |
|
|
7 | Упражнения для кистей рук Упражнения для кистей рук | Сгибание и разгибании пальцев в кулак. |
| 1 |
|
|
8 | Сведение и разведение пальцев. |
| 1 |
|
| |
9 | Сгибание и разгибание кисти. |
| 1 |
|
| |
10 | Повороты кистью: ладонь кверху, книзу. |
| 1 |
|
| |
11 | Расслабление кисти. |
| 1 |
|
| |
12-13 | Движение рук: вперѐд, в стороны, вверх, вниз. |
| 2 |
|
| |
14-15 | Движение рук на пояс, к плечам, хлопки, вверх, вниз. |
| 2 |
|
| |
16 | Движение рук, сгибание и разгибание рук в локтевых суставах. |
| 1 |
|
| |
17 | Упражнения для мышц туловища | Наклоны туловища вперѐд. |
| 1 |
|
|
18 | Наклоны туловища в стороны. |
| 1 |
|
| |
19 | Полуприседания на полной ступне. |
| 1 |
|
| |
20 | Сгибание и разгибание стоп. |
| 1 |
|
| |
21 | Упражнения для формирования правильной осанки. | Принятия правильной осанки стоя и сидя. |
| 1 |
|
|
22 | Стойка в вертикальной плоскости. |
| 1 |
|
| |
23 | Ритмические упражнения. | Прохлопывание ритма в два хлопка в медленном темпе. |
| 1 |
|
|
24 | Прохлопывание два хлопка в быстром темпе. |
| 1 |
|
| |
25 | Прикладные упражнения. Построения и перестроения. | Построение в колонну по одному: «встать», «сесть», «пошли». |
| 1 |
|
|
26 | Выполнения движения: «побежали», «остановились», «повернулись». |
| 1 |
|
| |
27 | Построение в колонну в нарисованных кружках. |
| 1 |
|
| |
28 | Ходьба и бег. Ходьба и бег. | Ходьба небольшими группами и всей группой. Игра «Пойдѐм гулять». |
| 1 |
|
|
29 | Ходьба по залу, касаясь рукой спины. |
| 1 |
|
| |
30 | Ходьба по начерченной линии. |
| 1 |
|
| |
31 | Ходьба друг за другом с соблюдением интервала. |
| 1 |
|
| |
32 | Ходьба в колонне по одному, взявшись за руки. |
| 1 |
|
| |
33 | Свободный бег. Игра «Догони». |
| 1 |
|
| |
34 | Бег на носках. Игра «Беги ко мне», игра «Солнышко и дождик». |
| 1 |
|
| |
35 | Прыжки. | Подпрыгивание на месте на 2 ногах. Игра «Прыг-скок». |
| 1 |
|
|
36 | Спрыгивание с высоты 10-12 см. Игра «Лягушка». | стул | 1 |
|
| |
37 | Игровые упражнения «Перепрыгни через стул». | стул | 1 |
|
| |
38 | Броски, ловля, метание, передача предметов и переноска грузов. Броски, ловля, метание, передача предметов и переноска грузов. | Захват различных предметов по величине и форме двумя руками. | предметы | 1 |
|
|
39-40 | Захват различных предметов по величине и форме одной рукой. | предметы | 2 |
|
| |
41 | Перекладывание мяча с одного места на другое. | мячи | 1 |
|
| |
42-43 | Выполнение основных движений с удерживанием мяча. | мячи | 2 |
|
| |
44 | Катание мяча от ребѐнка к учителю. | мячи | 1 |
|
| |
45-46 | Подбрасывание мяча вверх. | мячи | 2 |
|
| |
47-48 | Передача мячей в шеренге. | мячи | 2 |
|
| |
49 | Передача флажков в шеренге. | флажки | 1 |
|
| |
50 | Передача палок в шеренге. | палочка | 1 |
|
| |
51 | Поднимание рук с флажками вперѐд, вверх. | флажки | 1 |
|
| |
52 | Поднимание рук с флажками в стороны, опускание вниз. | флажки | 1 |
|
| |
53 | Скрѐстные движения рук с флажками вверх, вниз. | флажки | 1 |
|
| |
54 | Перекладывание флажков перед собой и над головой. | флажки | 1 |
|
| |
55 | Перекладывание флажков из одной руки в другую. | флажки | 1 |
|
| |
56 | Переноска предметов с одного места на другое. | предметы | 1 |
|
| |
57-58 | Лазание, перелазание, подлезание. | Лазание вверх, вниз по гимнастической стенке. | гимнастическая стенка | 2 |
|
|
59-60 | Переползание на четвереньках. | гимнастическая стенка | 2 |
|
| |
61-62 | Ползание под шнур высотой 50 сантиметров. | шнур | 2 |
|
| |
63 | Переноска предметов с одного места на другое. | предметы | 1 |
|
| |
64-65 | Равновесие. | Ходьба по начертанному коридору шириной 20-30 сантиметров. |
| 2 |
|
|
66-67 | Ходьба между скамейками. | скамейка | 2 |
|
| |
68 | Стойка пятки вместе, носки врозь. |
| 1 |
|
|