СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» для обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям)
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа – интернат №9»
р.п. Переяславка
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
на МО учителей зам. директора директор школы
естественно – гуманитарного по УВР _______ __________
цикла от _____.20___г Е.В. Ульянова В.С. Кушнир
протокол №____ _____.20___г. от _____.20___г.
приказ № ____
Рабочая программа
по учебному предмету
«Письмо и развитие речи»
5 класс
Учитель: – М. Н. Абросимова
п. Переяславка
2016-2017 уч. г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» для обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) составлена на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Устава КГКОУ ШИ 9 р. п. Переяславка
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5- 9 классы - под ред. В.В. Воронковой - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Владос", 2012 г.
АООП 5-9 классов
Учебного плана КГКОУ ШИ 9 на 2016/2017 учебный год
Годового календарного графика КГКОУ ШИ 9 на 2016/2017 учебный год
Положения о рабочей программе учебных предметов в КГКОУ ШИ 9
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016 /2017 учебный год
Учебник «Русский язык» для 5 класса С(К)ОУ VIII вида под редакцией Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской М., «Просвещение», 2014 г.
Цель:
максимальное преодоление недостатков умственного, речевого и эмоционально-волевого развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью), подготовки их к социальной реабилитации и интеграции в современное общество средствами данного учебного предмета.
Задачи:
Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию.
Повысить уровень общего развития обучающихся.
Научить обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Развивать нравственные качества обучающихся, способствовать социальной адаптации в плане общего развития.
Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные коррекционные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся.
Основные направления коррекционной работы:
обогащение и активизация словаря;
развитие фонетико – фонематического слуха;
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Письмо и развитие речи, как учебный предмет является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой для общения и изучения других школьных дисциплин, средством развития высших психических функций, воображения, познавательных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении письма во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Уроки письма и развития речи носят коммуникативно-речевую направленность.
Программный материал расположен концентрически: основные части, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание пятого и последующих классов с постепенным наращиванием сведений из названных тем.
Грамматика и правописаниеВ процессе изучения грамматики и правописания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку.
Звуки и буквыВ 5 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово.
В 5 классе основными темами являются состав слова и части речи.
Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря обучающихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор родственных слов).
Части речи изучаются в том объеме, который необходим обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для выработки практических навыков устной и письменной речи- обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Предложение.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки обучающихся с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений, формировать у обучающихся навыки построения простого предложения разной степени распространенности. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь.
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т.к. возможности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) излагать свои мысли, в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию в 5 классе. Подготовительные упражнения- ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированном текстом создают основу, позволяющую обучающимся 5 класса овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В 5 классе обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (адрес); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при написании открытки, писем). Графические навыки.
ФОРМЫ РАБОТЫ
Основная форма организации обучения письму является урок. Специфическая особенность обучения на уроках в коррекционной школе – их коррекционная направленность. Коррекция недостатков развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится в условиях комплексного решения образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач. Тип урока определяется в зависимости от его основной дидактической цели: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, обобщающий урок, урок повторения, контрольный урок, комбинированный урок.
На уроках письма сочетаются фронтальная, индивидуальная и групповая работа. Виды упражнений, которые используются на уроках письма: письменные упражнения из учебника, комментированное письмо, грамматический разбор, разбор слова по составу, «4-й лишний», устный ответ (с места и у доски), самостоятельная работа с карточкой, различные
виды диктантов (графический, программированный, зрительный, словарный). Развитие речи обучающихся осуществляется через систематическую словарную работу (ознакомление с новыми словами, составление с ними словосочетаний и предложений, подбор однокоренных слов и т.п.), через проведение работы с деформированным текстом, по подбору подписей к серии картинок.
МЕТОДЫ УРОКА
На уроках письма и развития речи используются следующие методы урока:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения, карточки, тесты.
Для реализации основных целей и задач курса письмо и развитие речи применяются разнообразные ТИПЫ УРОКОВ:
-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;
-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
-комбинированный урок;
-нестандартные уроки (литературная гостиная, урок-викторина, урок-игра и др.)
Используются ТСО: видеофрагменты фильмов(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон).
Занятия по данной программе проводятся в форме урока (45 мин).
В 5 классе - 167 часов в год (5 часов в неделю). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от выпадения уроков на праздничные дни.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).
Объём текстов диктанта в 5 классе – 40 - 45 слов
Таблица контрольных и проверочных работ по четвертям
Класс | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего | |||||
5 | диктант | проверочная работа | диктант | проверочная работа | диктант | проверочная работа | диктант | проверочная работа | диктант | проверочная работа |
2 | 1 | 1 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 6 | 8 |
Четверть
| Дата | 5 класс
|
I четверть
| 14.09. 29.09.
24.10. | Вводный диктант по теме: «Предложение» |
Контрольные вопросы и задания по теме «Звуки и буквы» | ||
Контрольный диктант по теме «Состав слова». | ||
II четверть
| 10.11. 24.11. 08.12. 20.12 | Контрольные вопросы и задания по теме «Состав слова». |
Контрольные вопросы и задания по теме «Части речи» | ||
Контрольные вопросы и задания по теме «Число имён существительных» | ||
Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | ||
III четверть | | Контрольные вопросы и задания «Три склонения существительных». |
Контрольные вопросы и задания по теме « Падежные окончания существительных 1 скл.» | ||
Проверочный диктант по теме: «1-е склонение имён существительных в единственном числе». | ||
Контрольный диктант по теме: «Правописание падежных окончаний существительных 1и 2 склонений. | ||
IV четверть
|
| Контрольные вопросы и задания «Склонение имен существительных в единственном числе». |
Контрольные вопросы и задания по теме «Простое предложение». | ||
Годовой диктант по теме «Повторение пройденного за год. Однородные члены предложение». |
Творческие работы
Класс | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего
| ||
5 | 1 | 2 | 2 | 3 | 8 | ||
| 5 класс
| ||||||
| I четверть
| Р. Р. Составление рассказа по опорным словам по теме «Осень» | |||||
|
| ||||||
| II четверть
| Р.Р. Обучающее изложение по картине А.А. Пластова «Фашист пролетел»
| |||||
| Деловое письмо «Записка» | ||||||
| III четверть | Деловое письмо. Обучающая работа «Адрес» | |||||
| Деловое письмо. Поздравительная открытка. Р. Р.Обучающее изложение « Совёнок».
| ||||||
| IV четверть
| Р.р. Составление рассказа по заданному плану.
| |||||
| Р. р Описание животного по картине А.Н. Комарова «Наводнение» | ||||||
| Составление рассказа по опорным словам на основе личного опыта «Гроза» |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
Грамматика, правописание и развитие речи.
Повторение.
Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.
Звуки и буквы.
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Буквы е, ё, ю, я я начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова.
Слово.
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Образование слов при помощи приставок и суффиксов. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный твёрдый знак.
Части речи.
Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значкам.
Имя существительное.
Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые. Изменение имён существительных по числам. Род имён существительных. Умение различать род. Мягкий знак после шипящих в корне слов у существительных женского рода и его отсутствие у существительных мужского рода. Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам. Понятие о 1,2 3-м склонении имён существительных. Первое склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1,2 3-го склонений. Правописание падежных окончаний существительных 1,2, 3-го склонений. Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных 1,2, 3-го склонений. Упражнения с именами существительными, относящимися к разным склонениям.
Предложение.
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространённые и нераспространённые. Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены . Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Развитие речи.
Заполнение дневника обучающимися.
Работа с деформированным текстом.
Изложение по предложенному плану.
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, картине, серии сюжетных картинок, материалам наблюдений.
Составление рассказа по опорным словам, после разбора с учителем.
Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.
Повторение пройденного за год.
Учебно-тематический план по предмету
«Письмо и развитие речи» 5 класс
Распределение часов по четвертям:
1 четверть - 41 час
2 четверть - 35 часов
3 четверть - 53 часа
4 четверть - 38 часов
Итого за год: 167 часов
№№ пп | Темы | Кол-во часов |
1 | Повторение
| 10 |
2 | Звуки и буквы
| 11 |
3 | Состав слова
| 26 |
4 | Части речи
| 8 |
5 | Имя существительное
| 23 |
6 | Изменение существительных по падежам
| 11 |
7 | Три склонения имен существительных | 9 |
8 | Первое склонение имён существительных в единственном числе | 18 |
9 | Второе склонение имён существительных в единственном числе | 11 |
10 | Третье склонение имён существительных в единственном числе | 13 |
11 | Предложение | 21 |
12 | Повторение
| 6 |
13 | Из них контрольные диктанты
| 6 |
| Итого за год | 167 ч |
Критерий и формы оценки знаний, умений
и навыков обучающихся
Знания и умения обучающихся по письму и развитию речи оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов по письму принимается во внимание: правильность ответа по содержанию, полнота ответа, умение практически применять свои знания, последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести примеры, допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится обучающемуся, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя, делает некоторые ошибки в речи, при разборе с текстом или разборе предложения допускает одну – две ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится обучающемуся, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл, в работе с текстом делает грубые ошибки, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.
2. Оценка письменных работ
Учитель проверяет и оценивает все письменные работы обучающихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности обучающегося, особенности его развития.
Контрольные работы состоят из контрольного диктанта и грамматического задания.
Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение обучающимся требовалось: 35—40 мин. Причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но и успеть ее проверить.
Для грамматического задания используются задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам.
Примерный объем текстов контрольных работ в 5 классе – 45 – 50 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, частицы, союзы.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу при наличии в ней 1 негрубой орфографической ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в работе 2 орфографических ошибок. «4» может быть выставлена при наличии 3 орфографических ошибок, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» может быть выставлена за работу, в которой допущено 3 и более орфографических и пунктуационных ошибок.
При выставлении оценок «5» и «4» учитывается также аккуратность выполнения работы. Не учитываются 1-2 исправления или 1 пунктуационная ошибка. Наличие 3 исправлений или 2 пунктуационных ошибок на изученные правила соответствует одной орфографической ошибке. Дисграфические ошибки не учитываются.
3. Изложения и составление рассказа.
В 5 классе для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера, объемом 40 - 45 слов. Изложения пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя.
При оценке изложений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.
При проверке изложений и рассказа выводится одна оценка.
Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при оценке изложения.
- оценка «5» ставится обучающемуся за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов, допускается 1-2 орфографические ошибки;
- оценка «4» ставится за изложение (составление рассказа), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, с 1-2 ошибками в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки;
- оценка «3» ставится за изложение (составление рассказа), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 3-4 ошибками в построении предложения, в употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографических ошибок.
4. Итоговая оценка знаний и умений обучающихся
За учебную четверть и за год знания и умения обучающихся оцениваются одним баллом.
При выставлении итоговой оценки обучающемуся учитывается как уровень знаний, так и овладение им практическими умениями.
Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой обучающегося, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.
Основные требованиям к знаниям и умениям
обучающихся 5 класса
К концу 5 класса обучающиеся должны знать:
алфавит;
способ проверки написания гласных и согласных (путём изменения формы слова)
Обучающиеся должны уметь:
различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;
обозначать мягкость согласных буквой ь;
разбирать слово по составу;
выделять имя существительное как часть речи;
строить простое распространённое предложение;
связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
пользоваться словарём.
№ уро- ка |
Тема урока | Кол-во часов | Дата |
Требования к уровню подготовленности обучающихся. | Коррекционная работа | ||||
прог- рамма | факти чески | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
1 ЧЕТВЕРТЬ (41 час) ПОВТОРЕНИЕ. Предложение (10 часов)
| |||||||||
1
| Предложение. | 1
|
02.09. |
| Уметь закончить мысль в предложении, опираясь на рисунок. | Развитие мышления через работу над упражнениями Коррекция внимания, развитие устной речи через умение составлять рассказ по иллюстрации | |||
2 | Практические упражнения в составлении и распространении предложений. | 1 | 05.09. |
| Уметь определять границы предложений. Правильно обозначать на письмо начало и конец каждого предложения. Распространять предложения с помощью вопросов. | Развитие монологической речи, опираясь на «отрезки» предложений | |||
3 | Связь слов в предложении. | 1 | 06.09. |
| Уметь устанавливать связи между словами по вопросам.
| Развитие мышления и внимания через работу с деформированным текстом | |||
4 5 | Главные и второстепенные члены предложения | 2 | 07.09. 08.09. |
| Знать главные члены предложения: сказуемое и подлежащее. Вставлять в предложения пропущенные сказуемые и подлежащие, находить и подчеркивать подлежащее и сказуемое в предложении.
| Развитие мышления и внимания через работу с деформированным текстом | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
6 | Р. Р. Составление рассказа по опорным словам по теме «Осень» | 1 | 09.09. |
| Уметь выделять главные члены предложения. Ставить знаки препинания в конце. Оформление предложения. | Коррекция внимания, речи, памяти, фонематического слуха, расширение знаний об окружающем мире через распространение предложений | |||
7 8 | Различение предложений по интонации. | 2 | 12.09. 13.09. |
| Уметь различать предложения по интонации, правильно ставить знаки препинания в конце предложения. | Развивать слуховое восприятие и слуховое внимание через выполнение тренировочных упражнений | |||
9 | Вводный диктант по теме «Предложение» | 1 | 14.09. |
| Показать знания и умения по данной теме. Уметь проводить синтаксический разбор предложения; находить подлежащее, сказуемое и второстепенные члены предложения, ставить к ним вопросы. | Развивать слуховое внимание и восприятие, фонематический слух при письме под диктовку | |||
10 | Работа над ошибками. Упражнения на закрепление. | 1 | 15.09. |
| Выполнять работу над ошибками под руководством учителя, используя памятку. Уметь проводить синтаксический разбор предложения; находить подлежащее, сказуемое и второстепенные члены предложения, ставить к ним вопросы. | Работать над развитием логического мышления, внимания, памяти через упражнения | |||
ЗВУКИ И БУКВЫ (11 часов) | |||||||||
11 12 | Звуки и буквы. Алфавит | 2 | 16.09. 19.09. |
| Знать чёткое название каждой буквы. Для чего буквам нужны два значка (Аа). Знать алфавит по памяти. Находить слова в которых букв больше, чем звуков. | Развивать память , внимание через работу над правилами. | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
13 14 | Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами е, ё, ю, я, и, Ь | 2 | 20.09. 21.09. |
| Уметь различать гласные от согласных. Различать согласных по твёрдости и мягкости. Обозначать мягкость согласных буквами и, я, е, ё, ю, ь. | Работать над развитием логического мышления, внимания, памяти через упражнения | |||
15 16 | Буква мягкий знак. Разделительный мягкий знак. | 2 | 22.09. 23.09. |
| Знать, что разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными е, ё и, ю, я. | Развитие устной речи через составление рассказа | |||
17 | Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных | 1 | 26.09. |
| Знать правило правописания звонких и глухих согласных на конце слова. Уметь изменять слова так, чтобы после согласной стояла гласная. | Развитие фонематического слуха через работу над упражнениями | |||
18 | Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных. | 1 | 27.09. |
| Уметь подбирать проверочные слова. Объяснять правописание безударных гласных в слове. | Формировать коммуникативные умения; налаживать и поддерживать общение. | |||
19 | Упражнения на закрепления | 1 | 28.09. |
| Уметь объяснять правописание слов с пропущенными буквами. Находить знакомые орфограммы в слове. | Развитие фонематического слуха через работу над упражнениями | |||
20 | Контрольные вопросы и задания по теме «Звуки и буквы» | 1 | 29.09. |
| Знать правила правописания звонких, глухих согласных, ударных, безударных гласных. Уметь чертить схемы предложений. | Развитие фонематического слуха через работу над упражнениями | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
21 | Работа над ошибками. Упражнения на закрепления. | 1 | 30.09. |
| Самостоятельно выполнять работу над ошибками, используя памятку. | Развивать внимание, мыслительную деятельность через отгадывание загадок | |||
СОСТАВ СЛОВА(26 часа) | |||||||||
22 23
| Корень и однокоренные слова
| 2 | 03.10. 04.10. |
| Знать, что называется корнем. Уметь выделять его; подбирать однокоренные слова. | Развитие логического мышления, мелкой моторики пальцев рук через разбор слова по составу | |||
24 | Тренировочные упражнения по подбору однокоренных слов. | 1 | 05.10. |
| Знать, что называется корнем. Уметь выделять его; подбирать однокоренные слова. | Развитие логического мышления, мелкой моторики пальцев рук через разбор слова по составу | |||
25 26 | Окончание. Упражнения в образовании связей слов в предложении. | 2 | 06.10. 07.10. |
| Находить часть слова, которая | Развитие логического мышления, мелкой моторики пальцев рук через разбор слова по составу | |||
27 28 | Приставка. Образование новых слов с помощью приставок. | 2 | 10.10. 11.10. |
| Знать что такое приставка, где она стоит в слове. Уметь находить приставку, выделять её. Образовывать при помощи приставок новые слова. | Развитие логического мышления, мелкой моторики пальцев рук через разбор слова по составу | |||
29 30 | Суффикс. Образование новых слов с помощью суффикса.
| 2 | 12.10. 13.10. |
| Знать что такое суффикс, где стоит в слове. Образовать слова при помощи суффиксов. Уметь выделять суффикс. | Развитие логического мышления, мелкой моторики пальцев рук через разбор слова по составу | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
31 32 33 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | 3 | 14.10. 17.10. 18.10.
|
| Уметь обозначать корень, ставить ударение в словах. Как проверить написание безударной гласной в корне слова. Уметь подбирать слово — корень к словам. | Развивать внимание, мыслительную деятельность, устную речь через работу над орфограммами | |||
34 35 36 | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. | 3 | 19.10 20.10. 21.10. |
| Знать когда проверяют согласные в корне слова. Уметь проверить сомнительную согласную. | Развивать внимание, мыслительную деятельность, устную речь через работу над орфограммами | |||
37 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | 1 | 24.10.
|
| Показать знания умения усвоения темы. | Развивать слуховое внимание и восприятие, фонематический слух при письме под диктовку. | |||
38 | Работа над ошибками | 1 | 25.10. |
| Уметь самостоятельно выполнять работу над ошибками, используя памятку. | Развивать, мыслительную деятельность, внимание через работу с деформированным текстом. | |||
39
| Непроверяемые согласные в корне слова. |
1 | 26.10. |
| Уметь находить в тексте слова с непроверяемыми безударными гласными. Правильно писать эти слова. Учить пользоваться орфографическим словарём. | Развивать мышление через подбор проверочных слов | |||
40 41 | Приставка и предлог | 2 | 27.10. 28.10. |
| Уметь различать приставку и предлог по их значению, вставлять между предлогом и словом подходящие слова или вопросы. | Развивать внимание, мыслительную деятельность при умении аргументировать свой ответ | |||
2 четверть (35 часов) | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
42/1 43/2 | Разделительный твёрдый знак после приставок |
2 | 07.11. 08.11. |
| Уметь обозначать приставку в слове. Знать, что если приставка оканчивается | Развивать внимание, память, мыслительную деятельность. | |||
44/3
| Упражнения на закрепление | 1 | 09.11. |
| Уметь находить орфограммы в словах. Объяснить правописание гласных и согласных в корне слова. | Развивать мышление через подбор проверочных слов | |||
45/4 | Контрольные вопросы и задания по теме «Состав слова» | 1 | 10.11. |
| Уметь составлять схемы слов, выделять приставку, суффикс, корень, окончание, находить однокоренные слова. подбирать проверочные слова. | Развивать внимание, мыслительную деятельность, устную речь при работе над орфограммами | |||
46/5 | Р.Р. Обучающее изложение по картине А.А. Пластова «Фашист пролетел» | 1 | 11.11. |
| Уметь составить рассказ по картине, используя словосочетания. | Развитие связной устной и письменной речи | |||
47/6 | Деловое письмо «Записка» | 1 | 14.11. |
| Умение писать записку по общепринятой форме. | Развитие связной устной и письменной речи | |||
ЧАСТИ РЕЧИ (8 часов) | |||||||||
48/7 49/8 | Части речи. Общее понятие о частях речи. | 2 | 15.11. 16.11. |
| Знать вопросы к названию предметов, действий, признаков. | Коррекция грамматической стороны речи. Воспитывать толерантное поведение.
| |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
50/9
| Имя существительное. Нахождение имени существительного по вопросу | 1 | 17.11. |
| Уметь находить имена существительные в тексте, изменять их по образцу. | Развивать мышление через работу с пословицами | |||
51/10 52/11 | Глагол. Умение отличать глагол от других частей речи.
| 2 | 18.11 21.11. |
| Уметь находить глаголы в тексте. Отличать глаголы от других частей речи по вопросу | Коррекция мыслительной деятельности сравнение, анализ)комментирование): слово, правило, объясняю, пишу | |||
53/12 54/13 | Имя прилагательное. Умение находить имя прилагательное по вопросу. | 2 | 22.11. 23.11. |
| Уметь назвать признаки предметов, ставить к ним вопросы. | Развитие фонетико - фонематического слуха, орфографической зоркости. | |||
55/14 | Контрольные вопросы и задания по теме «Части речи» | 1 | 24.11. |
| Уметь применять полученные знания при выполнении работы. | Развивать логическое мышление через ответы на вопросы. | |||
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (23 часа) | |||||||||
56/15 57/16 | Существительное как часть речи | 2 | 25.11. 28.11 |
| Уметь находить имена существительные и ставить к ним вопросы. Определять каким членом предложения является существительное. | Развивать логическое мышление, речь , отвечая на вопросы, обосновывая ответы. | |||
58/17 59/18 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 2 | 29.11. 30.11. |
| Уметь ставить вопросы к существительному, по вопросам определять одушевлённые и неодушевлённые существительные. | Развивать логическое мышление, речь , отвечая на вопросы, обосновывая ответы | |||
60/19 61/20 | Имена существительные собственные и нарицательные | 2 | 01.12. 02.12. |
| Уметь находить имена собственные, знать их правописание. | Развитие памяти через заучивание. Письмо по памяти | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
62/21 63/22 64/23 | Число имён существительных. Упражнения в изменении числа имени существительного. | 3 | 05.12 06.12. 07.12. |
| Уметь изменять существительные по числам. Приводить примеры.
| Коррекция на установление смысловых связей
| |||
65/24 | Контрольные вопросы и задания по теме «Число имён существительных» | 1 | 08.12. |
| Уметь применять полученные знания при выполнении работы. | Коррекция долговременной памяти. Следование речевой инструкции
| |||
66/25 | Работа над ошибками | 1 | 09.12. |
| Уметь самостоятельно выполнять работу над ошибками, используя памятку. | Развивать мышление через работу с деформированным текстом. | |||
67/26
| Род имён существительных | 1 | 12.12. |
| Знать 3 рода имён существительных: м.р., ж. р., ср. р. Определять род существительных. Уметь объяснить, как определять род существительных. | Развивать внимание, мыслительную деятельность. | |||
68/27 | Имена существительные мужского рода | 1 | 13.12. |
| Уметь определять род существительных. | Развивать логическое мышление, речь , отвечая на вопросы, обосновывая ответы | |||
69/28 | Имена существительные женского рода | 1 | 14.12. |
| Уметь определять род существительных. | Развивать логическое мышление, речь , отвечая на вопросы, обосновывая ответы | |||
70/29 | Имена существительные среднего рода | 1 | 15.12. |
| Уметь определять род существительных. | Развивать логическое мышление, речь , отвечая на вопросы, обосновывая ответы | |||
71/30 72/31 | Правописание имён существительных женского и мужского рода с шипящей на конце. | 2 | 16.12. 19.12. |
| Уметь определять род существительных. Правописание существительных с шипящей на конце ж.р. и м.р. | Развивать логическое мышление, речь , отвечая на вопросы, обосновывая ответы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
73/32
| Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
| 1 | 20.12
|
| Показать знания умения усвоения темы. | Развивать слуховое внимание и восприятие, фонематический слух при письме под диктовку. | |||
74/33 75/34 | Упражнения на правописание имён существительных женского и мужского рода с шипящей на конце. | 2 | 21.12. 22.12. |
| Уметь определять род существительных. Правописание существительных с шипящей на конце ж.р. и м.р. | Развивать мышления через работу с пословицами | |||
76/35 | Работа над ошибками | 1 | 23.12. |
| Уметь самостоятельно выполнять работу над ошибками, используя памятку. | Развивать внимание, мыслительную деятельность. | |||
3 ЧЕТВЕРТЬ – 53 Ч. | |||||||||
77/1 | Деловое письмо. Обучающая работа «Адрес» | 1 |
|
| Уметь правильно писать адрес по общепринятой форме. | Развивать устойчивые самостоятельные навыки грамотного и аккуратного письма. | |||
78/2
| Обобщающие упражнения | 1 |
|
| Показать знания, умения по теме «Имя существительное» | Развитие логического мышления через работу с деформированным текстом |
Изменение существительных по падежам ( 62 часов)
79/3 80/4
| Изменение существительных по падежам. | 2 |
|
| Знать название падежей. Ставить вопросы к одушевлённым и неодушевлённым именам существительным. | Развивать память, мышление через восстановление деформированного текста.
|
81/5 82/6 | Умение различать падежи по вопросам. | 2 |
|
| Уметь различать падежи существительных по вопросам. Изменять существительные в зависимости от вопросов . | Развивать устную речь через составление рассказа, используя данные слова
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
83/7 | Именительный падеж: кто? что? | 1 | . |
| Уметь к существительным ставить вопрос, определять падеж. | Развивать связную письменную речи через составление предложений с данными существительными. Упр.270. |
84/8 | Родительный падеж: кого? чего? | 1 |
|
| Уметь определять падеж существительного по вопросу. | Развивать зрительную и слуховую память через упражнения "Осознание словесного материала" |
85/9 | Дательный падеж: кому? чему? | 1 |
|
| Уметь ставить вопрос к существительному, определять падеж. | Развивать мышления через работу с пословицами |
86/10 | Винительный падеж: кого? что? | 1 |
|
| Уметь определять каким членом предложения является существительное в В.п; уметь различать В. п. и И.п. | Развивать мышление через работу с деформированным текстом. |
87/11 | Творительный падеж: кем? чем? | 1 |
|
| Уметь ставить вопрос к существительному в Т.п.. | Развивать орфографическую зоркость. Методика " Графический диктант» |
88/12 | Предложный падеж: о ком? о чём? | 1 |
|
| Уметь ставить вопрос к существительному, правильно определять падеж по вопросу. | Развитие памяти через заучивание. Письмо по памяти |
89/13 | Упражнения на закрепление.
| 1 |
|
| Уметь ставить вопрос к существительному, определять падеж существительного по вопросу по вопросу. | Обогащать активный и пассивный словарь через упражнения, предназначенные для развития грамматических навыков |
90/14 | Три склонения имён существительных. | 1 |
|
| Знать какие существительные относятся к 1, 2, 3 скл; уметь определять в тексте сущ. 1, 2, 3 скл. | Развивать фонематический слух через упражнения направленные на узнавание, различение и сравнение отдельных звуков |
91/15 92/16 | Первое склонение имён существительных. | 2 |
|
| Уметь называть существительные 1-го склонения. Определять склонение по роду и окончанию. | Развивать логическую и механическую память. Методика "Запомни пару" |
93/17 94/18 | Второе склонение имён существительных.
| 2 |
|
| Уметь находить существительные 2 –го склонения, указывать род, окончание. | Развивать произвольное внимание при выполнении упражнений на соотнесение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
95/19 96/20 | Третье склонение имён существительных. | 2 |
|
| Уметь ставить существительные в начальную форму, определять род, склонение, выделять окончание. | Развивать орфографическую зоркость Методика"Графический диктант». |
97/21
| Упражнения на закрепление. | 1 |
|
| Уметь дифференцировать сущест. данных склонений в тексте. Определять склонение по роду и окончанию в И.п. | Развивать эмоционально- образную память с помощью символического изображения на карточках со словарными словами |
98/22 | Контрольные вопросы и задания «Три склонения существительных» | 1 |
|
| Уметь применять полученные знания при выполнении работы. | Развивать навыки самоконтроля |
99/23 | Ударные и безударные окончания имён сущест-вительных 1-го склонения. | 1 |
|
| Уметь склонять существительные 1 –го склонения, сравнивать падежные окончания. | Развивать связную письменную речь при составлении рассказа |
100/24 101/25
| Именительный падеж существительных 1 –го склонения. | 2 |
|
| Уметь указывать склонение и падеж существительных 1 –го склонения; выделять окончания. | Развивать память мышление через игру «Собери словечко» |
102/26 103/27 | Имена существительные 1-го склонения в Р. п.
| 2 | . |
| Уметь ставить имена существительные 1-го склонения в Р. п., определять каким членом предложения являются сущ. в Р.п. | Развивать зрительную и слухо-вую память через упражнения "Осознание словесного материала" |
104/28 105/29 | Имена существительные 1-го склонения в Д. п. | 2 |
|
| Уметь определять окончания существительных в Д. п. 1-го склонения по вопросу; сравнивать написание падежных окончаний сущ. 1-го склонения в Р.п. и Д.п. | Развивать навыки самоконтроля через серию дидактических игр |
106/30
| Имена существительные 1-го склонения в В. п. | 1 |
|
| Уметь указывать склонение и падеж, ставить вопрос к существительному в В.п | Развивать связную письменную речь через составление из данных слов предложения. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
107/31 108/32 | Имена существительные 1-го склонения в Т. п. | 2 |
|
| Уметь ставить имена существительные 1-го склонения в Т.п., определять каким членом предложения являются сущ. в Т.п., правильно выделять окончание. | Развивать связную устную и письменную речь при составлении рассказа по плану и деформированному тексту |
109/33 110/34 | Имена существительные 1-го склонения в П. п. | 2 |
|
| Уметь указывать склонение и падеж, ставить вопрос к существительному в П.п., выделять окончание, сравнивать окончания существительных в Д.п. и П.п. | Развивать фонематический слух через упражнения направленные на узнавание, различение и сравнение отдельных звуков |
111/35 112/36 | Упражнения на закрепление | 2 |
|
| Уметь склонять существительные 1-го скл., определять окончание существит. 1скл. по вопросу падежа. | Развивать связную письменную речь через ответы на вопросы. стр.145 Упр.357 |
113/37 | Контрольные вопросы и задания по теме « Падежные окончания сущ. 1 скл.» | 1 |
|
| Контроль знаний, умений по теме: «1-е склонение имён существительных в единственном числе». | Развивать навыки самоконтроля. |
114/38 | Деловое письмо. Поздравительная открытка. | 1 |
|
| Учить умению точно подбирать слова для выражения своих мыслей и чувств в зависимости от того, к кому адресовано послание. | Развивать связную устную и письменную речь при составлении поздравительной открытки. |
115/39 | Проверочный диктант по теме: «1-е склонение имён существительных в единственном числе». | 1 |
|
| Уметь применять изученные орфограммы при написании диктанта | Развивать навыки самоконтроля. |
116/40 | Работа над ошибками. | 1 |
|
| Обсуждение и анализ работ (достоинства и недостатки). Коллективная работа над типичными ошибками, сделанными в работах учащихся. | Развивать произвольное внимание при выполнении упражнений на соотнесение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
117/41 | Ударные и безударные окончания существительных 2-го склонения. | 1 |
|
| Склонять существительные 2-го склонения. Определять ударные и безударные окончания существительных, правильно писать их. | Развивать эмоционально- образную память с помощью символического изображения на карточках со словарными словами |
118/42 | Имена существительные 2-го склонения в И. п. | 1 |
|
| Уметь определять склонение и падеж существительных 2-го склонения в И.П. | Обогащать активный и пассивный словарь через упражнения, предназначенные для развития грамматических навыков. |
119/43 120/44 | Имена существительные 2-го склонения в Р.п. | 2 |
|
| Уметь ставить им. существительные 2-го скл. в Р.п., правильно писать падежные окончания. | Развивать навыки самоконтроля через серию дидактических игр «Скажи, одним словом» |
121/45 | Имена существительные 2-го склонения в Д.п. | 1 |
|
| Уметь ставить им. существительные 2-го скл. в Д. п., правильно писать падежные окончания. | Развивать связную устную и письменную речь при работе с текстом |
122/46 | Имена существительные 2-го склонения в В.п. | 1 |
|
| Уметь ставить им. существительные 2-го скл. в В. п., правильно писать падежные окончания. | Обогащать активный и пассивный словарь через упражнения, предназначенные для развития грамматических навыков |
123/47 | Имена существительные 2-го склонения в Т.п.
| 1
|
|
| Правильно писать ударные и безударные окончания имён сущ. в Т.п., выделять окончание. | Развивать устную речь через составление предложений с данными словосочетаниями. Упр.391 стр.157. |
124/48 | Имена существительные 2-го склонения в П.п. | 1 |
|
| Правильно писать ударные и безударные окончания имён сущ. в П.п., выделять окончание. | Развивать орфографическую зоркость. Методика " Графический диктант» |
125/49 | Контрольный диктант по теме: «Правописание падежных окончаний существительных 1и 2 склонений. | 1 |
|
| Уметь определять склонение имён существительных. Правильно писать окончания существительных 2-го склонения в разных падежах. | Развивать навыки самоконтроля. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
126/50 | Работа над ошибками. Словарный диктант. | 1 |
|
| Уметь аргументировать свои ошибки | Развитие памяти через заучивание. Письмо по памяти |
127/51 | Р. Р.Обучающее изложение « Совёнок».
| 1 |
|
| Составлять рассказ с помощью вопросов, запись получившегося текста. | Развивать связную устную речь через составление рассказа по вопросам. |
128/52
| Имена существительные 3-го склонения в именительном падеже | 1 |
|
| Находить существительные 3-го склонения. Указать падеж, выделять окончание, правильно писать окончания | Развивать объёма памяти путем заучивания. |
129/53
| Имена существительные 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах | 1 | . |
| Находить существительные 3-го склонения. Указать падеж, выделять окончание, правильно писать окончания | Развивать произвольное внимание при выполнении упражнений на соотнесение
|
4четверть (38 часов) | ||||||
130/1 | Имена существительные 3-го склонения в винительном падеже | 1 |
|
| Уметь находить главные члены предложения. Определять падеж подлежащего, падеж существительного 3-го склонения, указывать склонения | Обогащать активный и пассивный словарь через упражнения, предназначенные для развития грамматических навыков. |
131/2 | Р.р. Составление рассказа по заданному плану. | 1 |
|
| Уметь составлять рассказ по данному плану. | Развивать связную устную и письменную речь при составлении рассказа по плану .
|
132/3 133/4 | Имена существительные 3-го склонения в творительном падеже. | 2 |
|
| Уметь ставить существительное в творительный падеж. Правильно писать падежные окончания имен существительных в творительном падеже | Развивать связную устную и письменную речь при работе по иллюстрации |
134/5 135/6 136/7 | Падежи и падежные окончания имен существительных 3 -го склонения | 3 |
|
| Уметь определять склонение, род имен существительных, умение ставить существительное в начальную форму | Развивать мышление через работу с деформированным текстом. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
137/8 138/9 | Упражнения на закрепление | 2 |
|
| Уметь различать окончания именительного, винительного и родительного падежей. | Развивать навыки самоконтроля через серию дидактических игр |
139/10 | Контрольные вопросы и задания «Склонение имен существительных в единственном числе» | 1 |
|
| Уметь четко отвечать на поставленные вопросы научными данными | Формировать и развивать произвольное внимание при выполнении упражнений на соотнесение |
140/11 | Работа над ошибками. | 1 |
|
| Уметь определять склонение существительных. Склонять существительные 1,2,3 склонения. Определять падеж по вопросу, правильно писать окончание существительных. | Развивать зрительную и слуховую память через упражнения "Осознание словесного материала"
|
Предложение (21 час) | ||||||
141/12 142/13 | Главные члены предложения | 2 |
|
| Находить главные члены предложения, правильно их подчеркивать. Определять какой частью речи выражены | Развивать кратковременную память. Методика "Оперативная память» |
143/14 144/15 | Второстепенные члены предложения | 2 |
|
| Уметь распространять предложения, выделять главные и второстепенные члены. | Развивать мышление через работу с деформированным текстом.
|
145/16 146/17
| Нераспространенные и распространенные предложения | 2 |
|
| Уметь распространять предложения с помощью вопросов
| Коррекция внимания, речи, памяти, фонематического слуха, расширение знаний об окружающем мире через выполнение тренировочных упражнений
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
147/18 | Определение нераспространенных и распространенных предложений | 1 |
|
| Уметь находить распространённые и нераспространённые предложения в тексте | Развивать связную устную и письменную речь при работе по иллюстрации |
148/19 | Р. р Описание животного по картине А.Н. Комарова «Наводнение» | 1 |
|
| Уметь составлять рассказ по картине. | Развивать связную устную и письменную речь при составлении рассказа по плану .
|
149/20 150/21
| Однородные члены предложения | 2
|
|
| Уметь находить в предложении однородные члены, правильно ставить знаки препинания | Развивать навыки самоконтроля через серию дидактических игр
|
151/22 | Однородные подлежащие и сказуемые | 1 | . |
| Уметь находить в предложении однородные члены, правильно ставить знаки препинания | Развивать произвольное внимание при выполнении упражнений на соотнесение |
152/23 153/24
| Однородные второстепенные члены предложения | 2 |
|
| Уметь расставлять знаки препинания при перечислении без союзов, с одиночным союзом «и» | Развивать фонематический слух через работу над упражнениями |
154/25 155/26
| Запятая между однородными членами предложения при одиночном союзе - и | 2 |
|
| Уметь разбирать предложения по членам, правильно ставить знаки препинания при однородных членах | Развивать слуховое внимание и восприятие, фонематический слух при письме под диктовку. |
156/27 157/28 | Упражнения на закрепление | 2 |
|
| Уметь составлять и распространять предложения, находить в предложении однородные члены | Развивать внимание, мыслительную деятельность через отгадывание загадок. |
158/29
| Контрольные вопросы и задания по теме «Простое предложение» | 1 |
|
| Уметь применять полученные знания при выполнении работы. | Развивать навыки самоконтроля. |
159/30
| Составление рассказа по опорным словам на основе личного опыта «Гроза» | 1 |
|
| Уметь составлять рассказ с помощью вопросов, запись получившегося текста. | Развивать связную устную речь через составление рассказа по вопросам. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
160/31 | Годовой диктант по теме «Повторение пройденного за год. Однородные члены предложение» | 1 |
|
| Проверка знаний, умений и навыков по данной теме. | Развивать слуховое внимание и восприятие, фонематический слух при письме под диктовку. |
161/32 | Работа над ошибками. | 1 |
|
| Уметь самостоятельно находить ошибки и делать работу над ошибками | Формировать и развивать произвольное внимание при выполнении упражнений на соотнесение |
Повторение ( 6 часов) | ||||||
162/33
| Правописание звонких и глухих согласных | 1 |
|
| Проверять написание звонких и глухих согласных путем изменения формы слова | Развивать мышление через работу с деформированным текстом.
|
163/34
| Правописание падежных окончаний существительных 1,2,3-го склонения | 1 |
|
| Уметь правильно писать падежные окончания имен существительных в единственном числе | Развивать навыки самоконтроля через серию дидактических игр
|
164/35 165/36 | Однородные члены предложения | 2 |
|
| Уметь ставить знаки препинания при перечислении без союзов и одиночным союзом «и». | Развивать фонематический слух через работу над упражнениями |
166/37 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 |
|
| Уметь составлять схемы к предложениям | Развивать устную связную речь через пересказ текста по плану. |
167/38 | Обобщающий урок по темам пройденным за год. | 1 |
|
| Уметь комментировать изученные орфограммы. | Развивать устную связную речь через составление устного рассказа «Лето». |
Список литературы
Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе: учеб. пособие для студентов-дефектологов / А. К. Аксенова. -М.: Просвещение, 1999.
Аксенова, А. К. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5 - 9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя. / А. К. Аксенова, Н. Г. Галунчикова. - М.: Просвещение, 2002.
Арсирий А. Т. Занимательные уроки по русскому языку. - М.: Просвещение, 1995.
Галунчикова, Н. Г. Рабочие тетради по русскому языку 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская.- М.: Просвещение, 2003. (№ 1 (Состав слова), № 2 (Имя существительное), № 3 (Имя прилагательное), № 4 (Глагол)
Дидактический материал. 5 класс. / Якубовская Э.В. –М.: «Просвещение», 2008г
Бетенькова Н. М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных. – М.: Просвещение, 1995. – 95 стр.
Василик И. А. Занятия речью в интеграционном классе. – М.: Ковчег, 2005. - 54 стр.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка.
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1 / под ред. В. В. Воронковой.-М.:ВЛАДОС,2001.
Русский язык. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида /Галунчикова Н.Г. Э.В.Якубовская. - М.: «Просвещение», 2008г.
10. Словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова. - М., 2009.
Приложение
Вводный диктант.
Тема: Предложение. Звуки и буквы.
Сентябрь.
Пришел сентябрь. Наступила осень. На лесных полянах краснеет рябина. Ветер гонит по дороге золотые листочки. На старых пнях растут опята. По небу быстро бегут облака. Часто моросит дождь. Птицы готовы к отлету в теплые страны. В шумные стайки собрались скворцы. (40 слов)
Грамматическое задание.
1. Разобрать предложение из текста по членам предложения.
2. В предложении из текста подчеркнуть гласные.
Контрольный диктант 1 четверть
Тема: Состав слова: правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Разделительный мягкий знак. Правописание предлогов и приставок.
Осень.
Пришла хмурая, дождлива осень. Небо покрыто серыми тучами. Целый день льёт дождь. Дует резкий ветер. На кустах и деревьев облетела листва. Земля в саду усыпана жёлтыми листьями. На улицах грязь и лужи.
Улетели перелётные птицы. Они долго прощались с родными местами.
Грамматическое задание
1. Подобрать проверочные слова к орфограмме:
1 вариант – дождливый, саду
2 вариант – земля, родными
2. Разобрать по составу слова
Перелётные, местами
Контрольный диктант 2 четверть
Тема: 1. Имя существительное: род и число.
2. Частичный грамматический разбор существительного.
Ёлка.
Вечером большую пушистую ёлку внесли в комнату. В комнате хорошо запахло смолой. Мама принесла коробки с игрушками.
На верхушке ёлки заблестела большая звезда. На ветках закачались бусы, хлопушки, звёздочки, флажки. На каждой веточке висели блестящие нити дождя. В школе у нас тоже будет ёлка.
Грамматическое задание:
1. Сделать частичный грамматический разбор существительных:
1 вариант 2 вариант
Ёлка Мама
2. Определить род и число существительных:
1 вариант 2 вариант
Звезда Вечер
Флажки Хлопушки
Контрольный диктант 3 четверть
Тема: «Правописание падежных окончаний имён существительных 1- го и 2-го склонений».
Осколки доброты.
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в озере и строили замок из песка. Мимо шла старушка. Она поднимала с песка невидимые предметы. Старушка улыбнулась, но дети отвернулись от женщины.
Пожилая женщина подбирала с пляжа осколки стекла. Острым осколком дети могли поранить себе ноги.
Грамматическое задание.
В тексте найти (по возможности обучающихся) несколько существительных .
Обозначить склонение , определить падеж, выделить окончание.
Контрольный диктант 4 четверть
Тема: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».
Ласточки.
Ласточки – красивые и трудолюбивые птицы. Они быстрые и ловкие. Весь день ласточки летают в садах, огородах, над прудами и речками. Они ловят мух, комаров и мошек. За лето ласточка вылавливает больше миллиона насекомых. Известны народные приметы. Перед дождём ласточки летают низко. Почему? Насекомых прибивает к земле, и птицы подбирают лёгкую добычу. Эти птицы первыми возвращаются на родину после зимы.
Грамматическое задание:
1. Найти в тексте предложения с однородными членами, подчеркнуть их, указать О.
2. Подобрать проверочные слова: лёгкую, низко.
Годовой диктант
Тема: Предложение, однородные члены предложения
Май.
Май месяц цветов и зелени. В мае земля покрылась зелёной травой и листвой. Луга, поля и полянки украсились цветами. Сильными, громкими, звонкими стали песни птиц. А в воде забушевала рыба.
Перелётные птицы возвращаются на родину. Волнуют душу лебеди, гуси, журавли.
Какой зелёный и ласковый май! Жаль, что приходит он к нам один раз в год.
Грамматическое задание:
1. Разобрать 2-е предложение по членам, указать какими частями речи они являются.
2. Найти в тексте предложения с однородными членами, подчеркнуть их, указать О.
3. Составить схемы к однородным членам предложения.
4. Разобрать по составу слово: перелётные