СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Письмо и развитие речи" 5кл.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Данная рабочая программа по учебному предмету  «Письмо и развитие речи» для обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Письмо и развитие речи" 5кл.»

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа – интернат №9»

р.п. Переяславка





 




Рассмотрено:                                                      Согласовано:                                  Утверждаю:

на МО учителей                                             зам. директора                                 директор школы

естественно – гуманитарного                  по УВР _______                               __________

цикла от _____.20___г                                   Е.В. Ульянова                           В.С. Кушнир

протокол №____                                                _____.20___г.                                 от _____.20___г.

                                                                                                                                      приказ № ____

 

 

 

 






Рабочая программа

по учебному предмету

«Письмо и развитие речи»

5 класс







Учитель:  – М. Н. Абросимова

 





п. Переяславка

2016-2017 уч. г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» для обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) составлена на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  • Устава КГКОУ ШИ 9 р. п. Переяславка

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5- 9 классы - под ред. В.В. Воронковой - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Владос", 2012 г.

  • АООП 5-9 классов

  • Учебного плана КГКОУ ШИ 9 на 2016/2017 учебный год

  • Годового календарного графика КГКОУ ШИ 9 на 2016/2017 учебный год

  • Положения о рабочей программе учебных предметов в КГКОУ ШИ 9

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016 /2017 учебный год

  • Учебник «Русский язык» для 5 класса С(К)ОУ VIII вида под редакцией Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской М., «Просвещение», 2014 г.



Цель:

максимальное преодоление недостатков умственного, речевого и  эмоционально-волевого развития  обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью), подготовки их к социальной реабилитации и интеграции в современное общество средствами данного учебного предмета.



Задачи:

  • Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию.

  • Повысить уровень общего развития обучающихся.

  • Научить обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

  • Развивать нравственные качества обучающихся, способствовать социальной адаптации в плане общего развития.

Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные коррекционные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся.


Основные направления коррекционной работы:


  • обогащение и активизация словаря;

  • развитие фонетико – фонематического слуха;

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • развитие пространственных представлений и ориентации;

  • развитие основных мыслительных операций;

  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.


Письмо и развитие речи, как учебный предмет является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой для общения и изучения других школьных дисциплин, средством развития высших психических функций, воображения, познавательных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении письма во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Уроки письма и развития речи носят коммуникативно-речевую направленность.

Программный материал расположен концентрически: основные части, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание пятого и последующих классов с постепенным наращиванием сведений из названных тем.

Грамматика и правописание

В процессе изучения грамматики и правописания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку.

Звуки и буквы

В 5 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

Слово.

В 5 классе основными темами являются состав слова и части речи.

Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря обучающихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор родственных слов).

Части речи изучаются в том объеме, который необходим обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для выработки практических навыков устной и письменной речи- обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Предложение.

Изучение предложений имеет особое значение для подготовки обучающихся с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений, формировать у обучающихся навыки построения простого предложения разной степени распространенности. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Связная речь.

Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т.к. возможности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) излагать свои мысли, в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию в 5 классе. Подготовительные упражнения- ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированном текстом создают основу, позволяющую обучающимся 5 класса овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

В 5 классе обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (адрес); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при написании открытки, писем). Графические навыки.





ФОРМЫ РАБОТЫ

Основная форма организации обучения письму является урок. Специфическая особенность обучения на уроках в коррекционной школе – их коррекционная направленность. Коррекция недостатков развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится в условиях комплексного решения образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач. Тип урока определяется в зависимости от его основной дидактической цели: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, обобщающий урок, урок повторения, контрольный урок, комбинированный урок.

На уроках письма сочетаются фронтальная, индивидуальная и групповая работа. Виды упражнений, которые используются на уроках письма: письменные упражнения из учебника, комментированное письмо, грамматический разбор, разбор слова по составу, «4-й лишний», устный ответ (с места и у доски), самостоятельная работа с карточкой, различные

виды диктантов (графический, программированный, зрительный, словарный). Развитие речи обучающихся осуществляется через систематическую словарную работу (ознакомление с новыми словами, составление с ними словосочетаний и предложений, подбор однокоренных слов и т.п.), через проведение работы с деформированным текстом, по подбору подписей к серии картинок.



МЕТОДЫ УРОКА

На уроках письма и развития речи используются следующие методы урока:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения, карточки, тесты.

Для реализации основных целей и задач курса письмо и развитие речи применяются разнообразные ТИПЫ УРОКОВ:

-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;

-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);

-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);

-комбинированный урок;

-нестандартные уроки (литературная гостиная, урок-викторина, урок-игра и др.)

Используются ТСО: видеофрагменты фильмов(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон).


Занятия по данной программе проводятся в форме урока (45 мин).

В 5 классе - 167 часов в год (5 часов в неделю). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от выпадения уроков на праздничные дни.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).

Объём текстов диктанта в 5 классе – 40 - 45 слов


Таблица контрольных и проверочных работ по четвертям


Класс

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Всего

5

диктант

проверочная

работа

диктант

проверочная

работа

диктант

проверочная

работа

диктант

проверочная

работа

диктант

проверочная

работа

2

1

1

3

2

2

1

2

6

8


Четверть


Дата

5 класс


I четверть


14.09.

29.09.


24.10.

Вводный диктант по теме: «Предложение»

Контрольные вопросы и задания по теме «Звуки и буквы»

Контрольный диктант по теме «Состав слова».

II четверть


10.11.

24.11.

08.12.

20.12

Контрольные вопросы и задания по теме «Состав слова».

Контрольные вопросы и задания по теме «Части речи»

Контрольные вопросы и задания по теме «Число имён существительных»

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».


III четверть


Контрольные вопросы и задания «Три склонения

существительных».

Контрольные вопросы и задания по теме

« Падежные окончания существительных 1 скл.»

Проверочный диктант по теме: «1-е склонение имён существительных в единственном числе».

Контрольный диктант по теме: «Правописание падежных окончаний существительных 1и 2 склонений.

IV

четверть



Контрольные вопросы и задания

«Склонение имен существительных в единственном числе».

Контрольные вопросы и задания по теме «Простое

предложение».

Годовой диктант по теме «Повторение пройденного за год. Однородные члены предложение».







Творческие работы

Класс

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Всего



5

1

2

2

3

8


5 класс



I четверть


Р. Р. Составление рассказа по опорным словам по теме «Осень»




II четверть


Р.Р. Обучающее изложение по картине А.А. Пластова «Фашист пролетел»



Деловое письмо «Записка»



III четверть

Деловое письмо. Обучающая работа «Адрес»


Деловое письмо. Поздравительная открытка.

Р. Р.Обучающее изложение « Совёнок».



IV четверть


Р.р. Составление рассказа по заданному плану.



Р. р Описание животного по картине  А.Н. Комарова «Наводнение»


Составление рассказа по опорным словам на основе личного опыта «Гроза»



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

Грамматика, правописание и развитие речи.

Повторение.

Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.

Звуки и буквы.

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Буквы е, ё, ю, я я начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова.

Слово.

Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Образование слов при помощи приставок и суффиксов. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный твёрдый знак.

Части речи.

Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значкам.

Имя существительное.

Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые. Изменение имён существительных по числам. Род имён существительных. Умение различать род. Мягкий знак после шипящих в корне слов у существительных женского рода и его отсутствие у существительных мужского рода. Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам. Понятие о 1,2 3-м склонении имён существительных. Первое склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1,2 3-го склонений. Правописание падежных окончаний существительных 1,2, 3-го склонений. Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных 1,2, 3-го склонений. Упражнения с именами существительными, относящимися к разным склонениям.

Предложение.

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространённые и нераспространённые. Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены . Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.

Развитие речи.

Заполнение дневника обучающимися.

Работа с деформированным текстом.

Изложение по предложенному плану.

Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, картине, серии сюжетных картинок, материалам наблюдений.

Составление рассказа по опорным словам, после разбора с учителем.

Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.

Повторение пройденного за год.


Учебно-тематический план по предмету

«Письмо и развитие речи» 5 класс

Распределение часов по четвертям:

1 четверть - 41 час

2 четверть - 35 часов

3 четверть - 53 часа

4 четверть - 38 часов


Итого за год: 167 часов



№№

пп

Темы

Кол-во часов

1

Повторение


10

2

Звуки и буквы


11

3

Состав слова


26

4

Части речи


8

5

Имя существительное


23

6

Изменение существительных по падежам


11

7

Три склонения имен существительных

9

8

Первое склонение имён существительных в единственном числе

18

9

Второе склонение имён существительных в единственном числе

11

10

Третье склонение имён существительных в единственном числе

13

11

Предложение

21

12

Повторение


6

13

Из них контрольные диктанты


6


Итого за год

167 ч

Критерий и формы оценки знаний, умений

и навыков обучающихся

Знания и умения обучающихся по письму и развитию речи оцениваются по ре­зультатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.


  1. Оценка устных ответов


При оценке устных ответов по письму принимается во внимание: правильность ответа по содержанию, полнота ответа, умение практически применять свои знания, последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести примеры, допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится обучающемуся, если его ответ в основном соот­ветствует требованиям, установленным для оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя, делает некоторые ошибки в речи, при разборе с текстом или разборе предложения допускает одну – две ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «3» ставится обучающемуся, если он обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами, нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «2» ставится обучающемуся, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл, в работе с текстом делает грубые ошибки, не может воспользовать­ся помощью учителя, других учащихся.

Оценка «1» за устные ответы не ставится.


2. Оценка письменных работ


Учитель проверяет и оценивает все письменные работы обучающихся. При оценке письменных работ используются нормы оце­нок письменных контрольных работ, при этом учитывается уро­вень самостоятельности обучающегося, особенности его развития.

Контрольные работы состоят из контрольного диктанта и грамматического задания.

Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение обучающимся требовалось: 35—40 мин. Причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но и успеть ее проверить.

Для грамматического задания используются задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам.

Примерный объем текстов контрольных работ в 5 классе – 45 – 50 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, частицы, союзы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу при наличии в ней 1 негрубой орфографической ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в работе 2 орфографических ошибок. «4» может быть выставлена при наличии 3 орфографических ошибок, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» может быть выставлена за работу, в которой допущено 3 и более орфографических и пунктуационных ошибок.

При выставлении оценок «5» и «4» учитывается также аккуратность выполнения работы. Не учитываются 1-2 исправления или 1 пунктуационная ошибка. Наличие 3 исправлений или 2 пунктуационных ошибок на изученные правила соответствует одной орфографической ошибке. Дисграфические ошибки не учитываются.

3. Изложения и составление рассказа.


В 5 классе для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера, объемом 40 - 45 слов. Изложения пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя.

При оценке изложений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.

При проверке изложений и рассказа выводится одна оценка.

Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при оценке изложения.


- оценка «5» ставится обучающемуся за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов, допускается 1-2 орфографические ошибки;

- оценка «4» ставится за изложение (составление рассказа), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, с 1-2 ошибками в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки;

- оценка «3» ставится за изложение (составление рассказа), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 3-4 ошибками в построении предложения, в употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографических ошибок.


4. Итоговая оценка знаний и умений обучающихся


  1. За учебную четверть и за год знания и умения обучающихся оцениваются одним баллом.

  2. При выставлении итоговой оценки обучающемуся учитывается как уровень знаний, так и овладение им практическими умениями.

  3. Основанием для выставления итоговой оценки служат: ре­зультаты наблюдений учителя за повседневной работой обучающегося, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.


Основные требованиям к знаниям и умениям

обучающихся 5 класса

К концу 5 класса обучающиеся должны знать:

алфавит;

способ проверки написания гласных и согласных (путём изменения формы слова)

Обучающиеся должны уметь:

различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;

подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;

обозначать мягкость согласных буквой ь;

разбирать слово по составу;

выделять имя существительное как часть речи;

строить простое распространённое предложение;

связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);

пользоваться словарём.

уро-

ка


Тема урока

Кол-во часов

Дата


Требования к уровню подготовленности

обучающихся.

Коррекционная

работа

прог- рамма

факти

чески

1

2

3

4

5

6

7

1 ЧЕТВЕРТЬ (41 час)

ПОВТОРЕНИЕ. Предложение (10 часов)



1


Предложение.

1




02.09.




Уметь закончить мысль в

предложении, опираясь на рисунок.

Развитие мышления

через работу над упражнениями

Коррекция внимания, развитие устной речи через умение составлять рассказ по иллюстрации

2

Практические упражнения в составлении и распространении предложений.

1

05.09.


Уметь определять границы предложений.

Правильно обозначать на письмо

начало и конец каждого

предложения. Распространять

предложения с помощью вопросов.

Развитие монологической речи, опираясь на «отрезки» предложений

3

Связь слов в предложении.

1

06.09.


Уметь устанавливать связи между

словами по вопросам.


Развитие мышления и внимания через работу с деформированным текстом

4

5

Главные и второстепенные члены предложения

2

07.09.

08.09.


Знать главные члены предложения:

сказуемое и подлежащее. Вставлять

в предложения пропущенные

сказуемые и подлежащие, находить

и подчеркивать подлежащее и

сказуемое в предложении.




Развитие мышления и внимания через работу с деформированным текстом

1

2

3

4

5

6

7

6

Р. Р. Составление рассказа по опорным словам по теме «Осень»

1

09.09.


Уметь выделять главные члены предложения. Ставить знаки препинания в конце. Оформление предложения.

Коррекция внимания, речи, памяти, фонематического слуха, расширение знаний об окружающем мире через

распространение предложений

7

8

Различение предложений по интонации.

2

12.09.

13.09.


Уметь различать предложения по интонации, правильно ставить знаки препинания в конце предложения.

Развивать слуховое восприятие и слуховое внимание через выполнение тренировочных упражнений

9

Вводный диктант по теме «Предложение»

1

14.09.


Показать знания и умения по данной теме. Уметь проводить синтаксический разбор предложения; находить подлежащее, сказуемое и второстепенные члены предложения, ставить к ним вопросы.

Развивать слуховое внимание и восприятие, фонематический слух при письме под диктовку

10

Работа над ошибками.

Упражнения на закрепление.

1

15.09.


Выполнять работу над ошибками под руководством учителя, используя памятку. Уметь проводить синтаксический разбор предложения; находить подлежащее, сказуемое и второстепенные члены предложения, ставить к ним вопросы.

Работать над развитием логического мышления, внимания, памяти через упражнения

ЗВУКИ И БУКВЫ (11 часов)

11

12

Звуки и буквы.

Алфавит

2

16.09.

19.09.


Знать чёткое название каждой буквы. Для чего буквам нужны два значка (Аа). Знать алфавит по памяти. Находить слова в которых букв больше, чем звуков.

Развивать память , внимание через работу над правилами.

1

2

3

4

5

6

7

13

14

Согласные твёрдые и мягкие.

Обозначение мягкости согласных буквами е, ё, ю, я, и, Ь

2

20.09.

21.09.


Уметь различать гласные от согласных. Различать согласных по твёрдости и мягкости. Обозначать мягкость согласных буквами и, я, е, ё, ю, ь.

Работать над развитием логического мышления, внимания, памяти через упражнения

15

16

Буква мягкий знак. Разделительный мягкий знак.

2

22.09.

23.09.


Знать, что разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными е, ё и, ю, я.

Развитие устной речи через составление рассказа

17

Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных

1

26.09.


Знать правило правописания звонких и глухих согласных на конце слова. Уметь изменять слова так, чтобы после согласной стояла гласная.

Развитие фонематического слуха через работу над упражнениями

18

Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных.

1

27.09.


Уметь подбирать проверочные слова. Объяснять правописание безударных гласных в слове.

Формировать коммуникативные умения; налаживать и поддерживать общение.

19

Упражнения на закрепления

1

28.09.


Уметь объяснять правописание слов с пропущенными буквами. Находить знакомые орфограммы в слове.

Развитие фонематического слуха через работу над упражнениями

20

Контрольные вопросы и задания по теме «Звуки и буквы»

1

29.09.


Знать правила правописания звонких, глухих согласных, ударных, безударных гласных. Уметь чертить схемы предложений.

Развитие фонематического слуха через работу над упражнениями

1

2

3

4

5

6

7

21

Работа над ошибками. Упражнения на закрепления.

1

30.09.


Самостоятельно выполнять работу над ошибками, используя памятку.

Развивать внимание, мыслительную деятельность через отгадывание загадок

СОСТАВ СЛОВА(26 часа)

22

23


Корень и однокоренные слова


2

03.10.

04.10.


Знать, что называется корнем. Уметь выделять его; подбирать однокоренные слова.

Развитие логического мышления, мелкой моторики пальцев рук через разбор слова по составу

24

Тренировочные упражнения по подбору однокоренных слов.

1

05.10.


Знать, что называется корнем. Уметь выделять его; подбирать однокоренные слова.

Развитие логического мышления, мелкой моторики пальцев рук через разбор слова по составу

25

26

Окончание. Упражнения в образовании связей слов в предложении.

2

06.10.

07.10.


Находить часть слова, которая
меняется. Уметь находить и выделять
окончания. Изменять слово по
вопросам.

Развитие логического мышления, мелкой моторики пальцев рук через разбор слова по составу

27

28

Приставка. Образование новых слов с помощью приставок.

2

10.10.

11.10.


Знать что такое приставка, где она стоит в слове. Уметь находить приставку, выделять её. Образовывать при помощи приставок новые слова.

Развитие логического мышления, мелкой моторики пальцев рук через разбор слова по составу

29

30

Суффикс. Образование новых слов с помощью суффикса.


2

12.10.

13.10.


Знать что такое суффикс, где стоит в слове. Образовать слова при помощи суффиксов. Уметь выделять суффикс.

Развитие логического мышления, мелкой моторики пальцев рук через разбор слова по составу

1

2

3

4

5

6

7

31

32

33

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

3

14.10.

17.10.

18.10.





Уметь обозначать корень, ставить ударение в словах. Как проверить написание безударной гласной в корне слова. Уметь подбирать слово — корень к словам.

Развивать внимание, мыслительную деятельность, устную речь через работу над орфограммами

34

35

36

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

3

19.10

20.10.

21.10.


Знать когда проверяют согласные в корне слова. Уметь проверить сомнительную согласную.

Развивать внимание, мыслительную деятельность, устную речь через работу над орфограммами

37

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

1

24.10.



Показать знания умения усвоения темы.

Развивать слуховое внимание и восприятие, фонематический слух при письме под диктовку.

38

Работа над ошибками

1

25.10.


Уметь самостоятельно выполнять работу над ошибками, используя памятку.

Развивать, мыслительную деятельность, внимание через работу с деформированным текстом.


39


Непроверяемые согласные в корне слова.



1

26.10.


Уметь находить в тексте слова с непроверяемыми безударными гласными. Правильно писать эти слова. Учить пользоваться орфографическим словарём.

Развивать мышление через подбор проверочных слов

40

41

Приставка и предлог

2

27.10.

28.10.


Уметь различать приставку и предлог по их значению, вставлять между предлогом и словом подходящие слова или вопросы.

Развивать внимание, мыслительную деятельность при умении аргументировать свой ответ

2 четверть (35 часов)

1

2

3

4

5

6

7

42/1

43/2

Разделительный твёрдый знак после приставок



2

07.11.

08.11.


Уметь обозначать приставку в слове. Знать, что если приставка оканчивается
на согласную, то пред гласными я, е, ё пишется (ъ).

Развивать внимание, память, мыслительную деятельность.

44/3


Упражнения на закрепление

1

09.11.


Уметь находить орфограммы в словах. Объяснить правописание гласных и согласных в корне слова.

Развивать мышление через подбор проверочных слов

45/4

Контрольные вопросы и задания по теме «Состав слова»

1

10.11.


Уметь составлять схемы слов, выделять приставку, суффикс, корень, окончание, находить однокоренные слова. подбирать проверочные слова.

Развивать внимание, мыслительную деятельность, устную речь при работе над орфограммами

46/5

Р.Р. Обучающее изложение по картине А.А. Пластова «Фашист пролетел»

1

11.11.


Уметь составить рассказ по картине, используя словосочетания.

Развитие связной устной и письменной речи

47/6

Деловое письмо «Записка»

1

14.11.


Умение писать записку по общепринятой форме.

Развитие связной устной и письменной речи

ЧАСТИ РЕЧИ (8 часов)

48/7

49/8

Части речи. Общее понятие о частях речи.

2

15.11.

16.11.


Знать вопросы к названию предметов, действий, признаков.

Коррекция грамматической стороны речи. Воспитывать толерантное поведение.


1

2

3

4

5

6

7

50/9


Имя существительное. Нахождение имени существительного по вопросу

1

17.11.


Уметь находить имена существительные в тексте, изменять их по образцу.

Развивать мышление через работу с пословицами

51/10

52/11

Глагол. Умение отличать глагол от других частей речи.


2

18.11

21.11.


Уметь находить глаголы в тексте. Отличать глаголы от других частей речи по вопросу

Коррекция мыслительной деятельности сравнение, анализ)комментирование): слово, правило, объясняю, пишу

53/12

54/13

Имя прилагательное. Умение находить имя прилагательное по вопросу.

2

22.11.

23.11.


Уметь назвать признаки предметов, ставить к ним вопросы.

Развитие фонетико - фонематического слуха, орфографической зоркости.

55/14

Контрольные вопросы и задания по теме «Части речи»

1

24.11.


Уметь применять полученные знания при выполнении работы.

Развивать логическое мышление через ответы на вопросы.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (23 часа)

56/15

57/16

Существительное как часть речи

2

25.11.

28.11


Уметь находить имена существительные и ставить к ним вопросы. Определять каким членом предложения является существительное.

Развивать логическое мышление, речь , отвечая на вопросы, обосновывая ответы.

58/17

59/18

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

2

29.11.

30.11.


Уметь ставить вопросы к существительному, по вопросам определять одушевлённые и неодушевлённые существительные.

Развивать логическое мышление, речь , отвечая на вопросы, обосновывая ответы

60/19

61/20

Имена существительные собственные и нарицательные

2

01.12.

02.12.


Уметь находить имена собственные, знать их правописание.

Развитие памяти через заучивание. Письмо по

памяти

1

2

3

4

5

6

7

62/21

63/22

64/23

Число имён существительных.

Упражнения в изменении числа имени существительного.

3

05.12

06.12.

07.12.


Уметь изменять существительные по числам. Приводить примеры.


Коррекция на установление смысловых связей


65/24

Контрольные вопросы и задания по теме «Число имён существительных»

1

08.12.


Уметь применять полученные знания при выполнении работы.

Коррекция долговременной памяти. Следование речевой инструкции

66/25

Работа над ошибками

1

09.12.


Уметь самостоятельно выполнять работу над ошибками, используя памятку.

Развивать мышление через работу с деформированным текстом.

67/26


Род имён существительных

1

12.12.


Знать 3 рода имён существительных: м.р., ж. р., ср. р. Определять род существительных. Уметь объяснить, как определять род существительных.

Развивать внимание, мыслительную деятельность.

68/27

Имена существительные мужского рода

1

13.12.


Уметь определять род существительных.

Развивать логическое мышление, речь , отвечая на вопросы, обосновывая ответы

69/28

Имена существительные женского рода

1

14.12.


Уметь определять род существительных.

Развивать логическое мышление, речь , отвечая на вопросы, обосновывая ответы

70/29

Имена существительные среднего рода

1

15.12.


Уметь определять род существительных.

Развивать логическое мышление, речь , отвечая на вопросы, обосновывая ответы

71/30

72/31

Правописание имён существительных женского и мужского рода с шипящей на конце.

2

16.12.

19.12.


Уметь определять род существительных. Правописание существительных с шипящей на конце ж.р. и м.р.

Развивать логическое мышление, речь , отвечая на вопросы, обосновывая ответы

1

2

3

4

5

6

7

73/32


Контрольный диктант по теме «Имя существительное»


1

20.12



Показать знания умения усвоения темы.

Развивать слуховое внимание и восприятие, фонематический слух при письме под диктовку.

74/33

75/34

Упражнения на правописание имён существительных женского и мужского рода с шипящей на конце.

2

21.12.

22.12.


Уметь определять род существительных. Правописание существительных с шипящей на конце ж.р. и м.р.

Развивать мышления через работу с пословицами

76/35

Работа над ошибками

1

23.12.


Уметь самостоятельно выполнять работу над ошибками, используя памятку.

Развивать внимание, мыслительную деятельность.

3 ЧЕТВЕРТЬ – 53 Ч.

77/1

Деловое письмо. Обучающая работа «Адрес»

1



Уметь правильно писать адрес по общепринятой форме.

Развивать устойчивые самостоятельные навыки грамотного и аккуратного письма.

78/2


Обобщающие упражнения

1



Показать знания, умения по теме «Имя существительное»

Развитие логического мышления через работу с деформированным текстом

Изменение существительных по падежам ( 62 часов)

79/3

80/4


Изменение существительных по падежам.

2



Знать название падежей. Ставить вопросы к одушевлённым и неодушевлённым именам существительным.

Развивать память, мышление через восстановление деформированного текста.


81/5

82/6

Умение различать падежи по вопросам.

2



Уметь различать падежи существительных по вопросам. Изменять существительные в зависимости от вопросов

.

Развивать устную речь через составление рассказа, используя данные слова


1

2

3

4

5

6

7

83/7

Именительный падеж:

кто? что?

1

.


Уметь к существительным ставить вопрос, определять падеж.

Развивать связную письменную речи через составление предложений с данными существительными. Упр.270.

84/8

Родительный падеж:

кого? чего?


1



Уметь определять падеж существительного по вопросу.

Развивать зрительную и слуховую память через упражнения "Осознание словесного материала"

85/9

Дательный падеж:

кому? чему?

1



Уметь ставить вопрос к существительному, определять падеж.

Развивать мышления через работу с пословицами

86/10

Винительный падеж: кого? что?

1



Уметь определять каким членом предложения является существительное в В.п; уметь различать В. п. и И.п.

Развивать мышление через работу с деформированным текстом.

87/11

Творительный падеж: кем? чем?

1



Уметь ставить вопрос к существительному в Т.п..

Развивать орфографическую зоркость. Методика " Графический диктант»

88/12

Предложный падеж:

о ком? о чём?

1



Уметь ставить вопрос к существительному, правильно определять падеж по вопросу.

Развитие памяти через заучивание. Письмо по

памяти

89/13

Упражнения на закрепление.



1



Уметь ставить вопрос к существительному, определять падеж существительного по вопросу по вопросу.

Обогащать активный и пассивный словарь через упражнения, предназначенные для развития грамматических навыков

90/14

Три склонения имён существительных.

1



Знать какие существительные относятся к 1, 2, 3 скл; уметь определять в тексте сущ. 1, 2, 3 скл.

Развивать фонематический слух через упражнения направленные на узнавание, различе­ние и сравнение отдельных звуков

91/15

92/16

Первое склонение имён существительных.


2



Уметь называть существительные 1-го склонения. Определять склонение по роду и окончанию.

Развивать логическую и механическую память. Методика "Запомни пару"

93/17

94/18

Второе склонение имён существительных.


2



Уметь находить существительные 2 –го склонения, указывать род, окончание.

Развивать произвольное внимание при выполнении упражнений на соотнесение

1

2

3

4

5

6

7

95/19

96/20

Третье склонение имён существительных.

2



Уметь ставить существительные в начальную форму, определять род, склонение, выделять окончание.

Развивать орфографическую зоркость Методика"Графический диктант».

97/21


Упражнения на закрепление.

1



Уметь дифференцировать сущест. данных склонений в тексте. Определять склонение по роду и окончанию в И.п.

Развивать эмоционально- образную память с помощью символического изображения на карточках со словарными словами

98/22

Контрольные вопросы и задания

«Три склонения существительных»

1



Уметь применять полученные знания при выполнении работы.

Развивать навыки самоконтроля

99/23

Ударные и безударные окончания имён сущест-вительных 1-го склонения.

1




Уметь склонять существительные 1 –го склонения, сравнивать падежные окончания.

Развивать связную письменную речь при составлении рассказа

100/24

101/25


Именительный падеж существительных 1 –го склонения.

2



Уметь указывать склонение и падеж существительных 1 –го склонения; выделять окончания.

Развивать память мышление через игру «Собери словечко»

102/26

103/27

Имена существительные 1-го склонения в Р. п.



2

.


Уметь ставить имена существительные 1-го склонения в Р. п., определять каким членом предложения являются сущ. в Р.п.

Развивать зрительную и слухо-вую память через упражнения "Осознание словесного материала"

104/28

105/29

Имена существительные 1-го склонения в Д. п.

2



Уметь определять окончания существительных в Д. п. 1-го склонения по вопросу; сравнивать написание падежных окончаний сущ. 1-го склонения в Р.п. и Д.п.

Развивать навыки самоконтроля через серию дидактических игр

106/30


Имена существительные 1-го склонения в В. п.

1



Уметь указывать склонение и падеж, ставить вопрос к существительному в В.п

Развивать связную письменную речь через составление из данных слов предложения.

1

2

3

4

5

6

7

107/31

108/32

Имена существительные 1-го склонения в Т. п.

2



Уметь ставить имена существительные 1-го склонения в Т.п., определять каким членом предложения являются сущ. в Т.п., правильно выделять окончание.

Развивать связную устную и письменную речь при составлении рассказа по плану и деформированному тексту

109/33

110/34

Имена существительные 1-го склонения в П. п.

2



Уметь указывать склонение и падеж, ставить вопрос к существительному в П.п., выделять окончание, сравнивать окончания существительных в Д.п. и П.п.

Развивать фонематический слух через упражнения направленные на узнавание, различе­ние и сравнение отдельных звуков

111/35

112/36

Упражнения на закрепление

2



Уметь склонять существительные 1-го скл., определять окончание существит. 1скл. по вопросу падежа.

Развивать связную письменную речь через ответы на вопросы. стр.145 Упр.357

113/37

Контрольные вопросы и задания по теме « Падежные окончания сущ. 1 скл.»

1



Контроль знаний, умений по теме: «1-е склонение имён существительных в единственном числе».

Развивать навыки самоконтроля.

114/38

Деловое письмо. Поздравительная открытка.

1




Учить умению точно подбирать слова для выражения своих мыслей и чувств в зависимости от того, к кому адресовано послание.

Развивать связную устную и письменную речь при составлении поздравительной открытки.

115/39

Проверочный диктант по теме: «1-е склонение имён существительных в единственном числе».

1



Уметь применять изученные орфограммы при написании диктанта

Развивать навыки самоконтроля.

116/40

Работа над ошибками.

1



Обсуждение и анализ работ (достоинства и недостатки).

Коллективная работа над типичными ошибками, сделанными в работах учащихся.

Развивать произвольное внимание при выполнении упражнений на соотнесение

1

2

3

4

5

6

7

117/41

Ударные и безударные окончания существительных 2-го склонения.

1



Склонять существительные 2-го склонения. Определять ударные и безударные окончания существительных, правильно писать их.

Развивать эмоционально- образную память с помощью символического изображения на карточках со словарными словами

118/42

Имена существительные 2-го склонения в И. п.

1



Уметь определять склонение и падеж существительных 2-го склонения в И.П.

Обогащать активный и пассивный словарь через упражнения, предназначенные для развития грамматических навыков.

119/43

120/44

Имена существительные 2-го склонения в Р.п.

2



Уметь ставить им. существительные 2-го скл. в Р.п., правильно писать падежные окончания.

Развивать навыки самоконтроля через серию дидактических игр «Скажи, одним словом»

121/45

Имена существительные 2-го склонения в Д.п.

1



Уметь ставить им. существительные 2-го скл. в Д. п., правильно писать падежные окончания.

Развивать связную устную и письменную речь при работе с текстом

122/46

Имена существительные 2-го склонения в В.п.

1



Уметь ставить им. существительные 2-го скл. в В. п., правильно писать падежные окончания.

Обогащать активный и пассивный словарь через упражнения, предназначенные для развития грамматических навыков

123/47

Имена существительные 2-го склонения в Т.п.



1




Правильно писать ударные и безударные окончания имён сущ. в Т.п., выделять окончание.

Развивать устную речь через составление предложений с данными словосочетаниями. Упр.391 стр.157.

124/48

Имена существительные 2-го склонения в П.п.

1



Правильно писать ударные и безударные окончания имён сущ. в П.п., выделять окончание.

Развивать орфографическую зоркость. Методика " Графический диктант»

125/49

Контрольный диктант по теме: «Правописание падежных окончаний существительных 1и 2 склонений.

1



Уметь определять склонение имён существительных. Правильно писать окончания существительных 2-го склонения в разных падежах.

Развивать навыки самоконтроля.

1

2

3

4

5

6

7

126/50

Работа над ошибками.

Словарный диктант.

1



Уметь аргументировать свои ошибки

Развитие памяти через заучивание. Письмо по

памяти

127/51

Р. Р.Обучающее изложение « Совёнок».


1



Составлять рассказ с помощью вопросов, запись получившегося текста.

Развивать связную устную речь через составление рассказа по вопросам.

128/52


Имена существительные 3-го склонения в именительном падеже

1



Находить существительные 3-го склонения. Указать падеж, выделять окончание, правильно писать окончания

Развивать объёма памяти путем заучивания.

129/53


Имена существительные 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах

1

.


Находить существительные 3-го склонения. Указать падеж, выделять окончание, правильно писать окончания

Развивать произвольное внимание при выполнении упражнений на соотнесение


4четверть (38 часов)

130/1

Имена существительные 3-го склонения в винительном падеже

1



Уметь находить главные члены предложения. Определять падеж подлежащего, падеж существительного 3-го склонения, указывать склонения

Обогащать активный и пассивный словарь через упражнения, предназначенные для развития грамматических навыков.

131/2

Р.р. Составление рассказа по заданному плану.

1




Уметь составлять рассказ по данному плану.

Развивать связную устную и письменную речь при составлении рассказа по плану .


132/3 133/4

Имена существительные 3-го склонения в творительном падеже.

2



Уметь ставить существительное в творительный падеж. Правильно писать падежные окончания имен существительных в творительном падеже

Развивать связную устную и письменную речь при работе по иллюстрации

134/5

135/6

136/7

Падежи и падежные окончания имен существительных 3 -го склонения

3




Уметь определять склонение, род имен существительных, умение ставить существительное в начальную форму

Развивать мышление через работу с деформированным текстом.

1

2

3

4

5

6

7

137/8

138/9

Упражнения на закрепление

2



Уметь различать окончания именительного, винительного и родительного падежей.

Развивать навыки самоконтроля через серию дидактических игр

139/10

Контрольные вопросы и задания

«Склонение имен существительных в единственном числе»

1



Уметь четко отвечать на поставленные вопросы научными данными

Формировать и развивать произвольное внимание при выполнении упражнений на соотнесение

140/11

Работа над ошибками.

1



Уметь определять склонение существительных. Склонять существительные 1,2,3 склонения. Определять падеж по вопросу, правильно писать окончание существительных.

Развивать зрительную и слуховую память через упражнения "Осознание словесного материала"


Предложение (21 час)

141/12

142/13

Главные члены предложения

2



Находить главные члены предложения, правильно их подчеркивать. Определять какой частью речи выражены

Развивать кратковременную память. Методика "Оперативная память»

143/14

144/15

Второстепенные члены предложения

2



Уметь распространять предложения, выделять главные и второстепенные члены.

Развивать мышление через работу с деформированным текстом.


145/16

146/17


Нераспространенные и распространенные предложения

2



Уметь распространять предложения с помощью вопросов


Коррекция внимания, речи, памяти, фонематического слуха, расширение знаний об окружающем мире через выполнение тренировочных упражнений


1

2

3

4

5

6

7

147/18

Определение нераспространенных и распространенных предложений

1



Уметь находить распространённые и нераспространённые предложения в тексте

Развивать связную устную и письменную речь при работе по иллюстрации

148/19

Р. р Описание животного по картине  А.Н. Комарова «Наводнение»

1




Уметь составлять рассказ по картине.

Развивать связную устную и письменную речь при составлении рассказа по плану .


149/20

150/21


Однородные члены предложения

2





Уметь находить в предложении однородные члены, правильно ставить знаки препинания

Развивать навыки самоконтроля через серию дидактических игр


151/22

Однородные подлежащие и сказуемые

1

.


Уметь находить в предложении однородные члены, правильно ставить знаки препинания

Развивать произвольное внимание при выполнении упражнений на соотнесение

152/23

153/24


Однородные второстепенные члены предложения

2



Уметь расставлять знаки препинания при перечислении без союзов, с одиночным союзом «и»

Развивать фонематический слух через работу над упражнениями

154/25

155/26


Запятая между однородными членами предложения при

одиночном союзе - и

2



Уметь разбирать предложения по членам, правильно ставить знаки препинания при однородных членах

Развивать слуховое внимание и восприятие, фонематический слух при письме под диктовку.

156/27

157/28

Упражнения на закрепление

2



Уметь составлять и распространять предложения, находить в предложении однородные члены

Развивать внимание, мыслительную деятельность через отгадывание загадок.

158/29



Контрольные вопросы и задания по теме «Простое предложение»

1




Уметь применять полученные знания при выполнении работы.

Развивать навыки самоконтроля.

159/30



Составление рассказа по опорным словам на основе личного опыта «Гроза»

1



Уметь составлять рассказ с помощью вопросов, запись получившегося текста.

Развивать связную устную речь через составление рассказа по вопросам.

1

2

3

4

5

6

7

160/31

Годовой диктант по теме «Повторение пройденного за год. Однородные члены предложение»

1



Проверка знаний, умений и навыков по данной теме.

Развивать слуховое внимание и восприятие, фонематический слух при письме под диктовку.

161/32

Работа над ошибками.

1



Уметь самостоятельно находить ошибки и делать работу над ошибками

Формировать и развивать произвольное внимание при выполнении упражнений на соотнесение

Повторение ( 6 часов)

162/33


Правописание звонких и глухих согласных

1



Проверять написание звонких и глухих согласных путем изменения формы слова

Развивать мышление через работу с деформированным текстом.


163/34


Правописание падежных окончаний существительных 1,2,3-го склонения

1



Уметь правильно писать падежные окончания имен существительных в единственном числе

Развивать навыки самоконтроля через серию дидактических игр


164/35

165/36

Однородные члены предложения

2



Уметь ставить знаки препинания при перечислении без союзов и одиночным союзом «и».

Развивать фонематический слух через работу над упражнениями

166/37

Главные и второстепенные члены предложения

1



Уметь составлять схемы к предложениям

Развивать устную связную речь через пересказ текста по плану.

167/38

Обобщающий урок по темам пройденным за год.

1



Уметь комментировать изученные орфограммы.

Развивать устную связную речь через составление устного рассказа «Лето».






Список литературы

  1. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе: учеб. пособие для студентов-дефектологов / А. К. Аксенова. -М.: Просвещение, 1999.

  2. Аксенова, А. К. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5 - 9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя. / А. К. Аксенова, Н. Г. Галунчикова. - М.: Просвещение, 2002.

  3. Арсирий А. Т. Занимательные уроки по русскому языку. - М.: Просвещение, 1995.

  4. Галунчикова, Н. Г. Рабочие тетради по русскому языку 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская.- М.: Просвещение, 2003. (№ 1 (Состав слова), № 2 (Имя существительное), № 3 (Имя прилагательное), № 4 (Глагол)

  5. Дидактический материал. 5 класс. / Якубовская Э.В. –М.: «Просвещение», 2008г

  6. Бетенькова Н. М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных. – М.: Просвещение, 1995. – 95 стр.

  7. Василик И. А. Занятия речью в интеграционном классе. – М.: Ковчег, 2005. - 54 стр.

  8. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка.

  9. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1 / под ред. В. В. Воронковой.-М.:ВЛАДОС,2001.

  10. Русский язык. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида /Галунчикова Н.Г. Э.В.Якубовская. - М.: «Просвещение», 2008г.

10. Словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова. - М., 2009.



















Приложение

Вводный диктант.

Тема: Предложение. Звуки и буквы.

Сентябрь.

Пришел сентябрь. Наступила осень. На лесных полянах краснеет рябина. Ветер гонит по дороге золотые листочки. На старых пнях растут опята. По небу быстро бегут облака. Часто моросит дождь. Птицы готовы к отлету в теплые страны. В шумные стайки собрались скворцы. (40 слов)

Грамматическое задание.

1. Разобрать предложение из текста по членам предложения.

2. В предложении из текста подчеркнуть гласные.


Контрольный диктант 1 четверть

Тема: Состав слова: правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Разделительный мягкий знак. Правописание предлогов и приставок.

Осень.

Пришла хмурая, дождлива осень. Небо покрыто серыми тучами. Целый день льёт дождь. Дует резкий ветер. На кустах и деревьев облетела листва. Земля в саду усыпана жёлтыми листьями. На улицах грязь и лужи.

Улетели перелётные птицы. Они долго прощались с родными местами.

Грамматическое задание

1. Подобрать проверочные слова к орфограмме:

1 вариант – дождливый, саду

2 вариант – земля, родными

2. Разобрать по составу слова

Перелётные, местами


Контрольный диктант 2 четверть

Тема: 1. Имя существительное: род и число.

2. Частичный грамматический разбор существительного.


Ёлка.

Вечером большую пушистую ёлку внесли в комнату. В комнате хорошо запахло смолой. Мама принесла коробки с игрушками.

На верхушке ёлки заблестела большая звезда. На ветках закачались бусы, хлопушки, звёздочки, флажки. На каждой веточке висели блестящие нити дождя. В школе у нас тоже будет ёлка.

Грамматическое задание:

1. Сделать частичный грамматический разбор существительных:

1 вариант 2 вариант

Ёлка Мама

2. Определить род и число существительных:

1 вариант 2 вариант

Звезда Вечер

Флажки Хлопушки


Контрольный диктант 3 четверть


Тема: «Правописание падежных окончаний имён существительных 1- го и 2-го склонений».


Осколки доброты.

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в озере и строили замок из песка. Мимо шла старушка. Она поднимала с песка невидимые предметы. Старушка улыбнулась, но дети отвернулись от женщины.

Пожилая женщина подбирала с пляжа осколки стекла. Острым осколком дети могли поранить себе ноги.

Грамматическое задание.

В тексте найти (по возможности обучающихся) несколько существительных .

Обозначить склонение , определить падеж, выделить окончание.


Контрольный диктант 4 четверть

Тема: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».

Ласточки.

Ласточки – красивые и трудолюбивые птицы. Они быстрые и ловкие. Весь день ласточки летают в садах, огородах, над прудами и речками. Они ловят мух, комаров и мошек. За лето ласточка вылавливает больше миллиона насекомых. Известны народные приметы. Перед дождём ласточки летают низко. Почему? Насекомых прибивает к земле, и птицы подбирают лёгкую добычу. Эти птицы первыми возвращаются на родину после зимы.

Грамматическое задание:

1. Найти в тексте предложения с однородными членами, подчеркнуть их, указать О.

2. Подобрать проверочные слова: лёгкую, низко.


Годовой диктант

Тема: Предложение, однородные члены предложения

Май.


Май месяц цветов и зелени. В мае земля покрылась зелёной травой и листвой. Луга, поля и полянки украсились цветами. Сильными, громкими, звонкими стали песни птиц. А в воде забушевала рыба.

Перелётные птицы возвращаются на родину. Волнуют душу лебеди, гуси, журавли.

Какой зелёный и ласковый май! Жаль, что приходит он к нам один раз в год.


Грамматическое задание:

1. Разобрать 2-е предложение по членам, указать какими частями речи они являются.

2. Найти в тексте предложения с однородными членами, подчеркнуть их, указать О.

3. Составить схемы к однородным членам предложения.

4. Разобрать по составу слово: перелётные