Рабочая программа по геометрии для 11 класса
(профильное изучение)
Пояснительная записка
Программа по геометрии составлена для индивидуального обучения больных детей на дому с диагнозом Д.16.3., на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089), Образовательной программы МБОУ «Лицей» г. Абакана, с учетом Примерной программы по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263), тематического планирования предложенного Л.С. Атанасяном.
Цели и задачи обучения в 11 классе:
формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
формирование системы знаний о векторах в пространстве (понятие, виды, действия с векторами и др.);
изучение метода координат в пространстве и решение простейших задач в координатах;
формирование понятий многогранник, правильный многогранник (пирамида и призма);
формирование понятий цилиндра, конуса, шара;
формирование понятия площадь поверхности тел в пространстве и их нахождение;
формирование понятия объёма и нахождение объёмов пространственных тел;
систематизация и обобщение знаний по стереометрии;
подготовка учащихся к экзаменам в форме и по материалам ЕГЭ.
овладение языком математики в устной и письменной форме, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, математического мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей;
понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
Задачи учебного предмета:
изучить свойства векторов в пространстве;
изучить свойства пространственных тел;
формировать умения применять полученные знания для решения практических задач.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе 11 класса содержание представлено в следующих направлениях. Вводится понятие прямоугольной системы координат в пространстве, даются определения координат точки и координат вектора, рассматриваются простейшие задачи в координатах. Вводятся понятия цилиндрической и конической поверхностей, цилиндра, конуса, усеченного конуса.
Понятие объема тела вводится аналогично понятию площади плоской фигуры. Формулируются основные свойства объемов, и на их основе выводится формула объема прямоугольного параллелепипеда, а затем прямой призмы и цилиндра. Формулы объемов других тел выводятся с помощью интегральной формулы.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ «Лицей» г. Абакана на индивидуальное обучение геометрии отводится 34 часа в год, профильный уровень.
Особенности преподавания геометрии
Программой предусмотрены:
Профильное изучение геометрии направлено на решение основных задач обучения данному предмету – развитие логического и абстрактного мышления обучающегося, а также обеспечение прочного и сознательного овладения системой математических знаний и умений, необходимых для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Текущий контроль и промежуточная аттестация проводятся в соответствии с «Положением об осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся».
В календарно-тематическом планировании фактическая дата может быть скорректирована за счет часов отведенных на повторение ключевых тем, обозначенных в конце учебного года в связи с: карантинными мероприятиями, актированными днями, выпадением учебных занятий на государственные праздники другое. При отсутствии данных обстоятельств часы повторения ключевых тем используются на организацию системного повторения, устранение пробелов в знаниях обучающегося.
Преподавание предмета ведется по УМК , Атанасяна , Л. С., выбранного из федерального перечня и утвержденного приказом директора МБОУ «Лицей» г. Абакана: учебное пособие Атанасян Л. С. Геометрия: учебник для 10-11 кл. , общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровень / Л.С, Атаносян, В.Ф.Бутузов и др.-М.: Просвещение.
Содержание курса
Метод координат в пространстве(7 ч).
Основная цель: формирование навыков вычисления длины и координат вектора
Прямоугольная система координат в пространстве (1 ч).
Координаты векторов (2 ч)
Скалярное произведение векторов (2ч).
Движения (1ч).
Контрольная работа №1 (1ч).
Цилиндр, конус, шар (9 ч).
Основная цель: формирование общих представлений о моделях цилиндра, конуса, сферы и шара.
Цилиндр(2 ч).
Конус (4ч ).
Сфера (2 ч).
Контрольная работа №2 (1ч).
Объемы тел и площади их поверхностей (12 ч).
Основная цель:
-формирование понятия объема тел
Объем прямоугольного параллелепипеда (1 ч).
Объем прямой призмы и цилиндра (2 ч).
Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса (6 ч).
Объем шара и площадь сферы (2 ч).
Контрольная работа №3 (1ч).
Заключительное повторение ключевых тем курса геометрии (6 ч).
Основная цель: обобщение и систематизация курса геометрии с использованием контрольных измерительных материалов.
Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида, площади их поверхностей(1ч).
Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар (4 ч).
Итоговая контрольная работа (1ч).
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать/понимать :
что такое прямоугольная система координат в пространстве, длина и координаты вектора в пространстве, угол между прямыми, между прямой и плоскостью;
определение цилиндрической поверхности, цилиндра и его элементов;
определение конической поверхности и конуса, усеченного конуса;
определение сферы и шара и его элементов, касательной плоскости к сфере;
как определяются объемы пространственных тел, свойства объемов данных тел;
формулы для вычисления координат середины отрезка, длины вектора, скалярного произведения векторов;
формулы для вычисления объемов
Уметь:
• соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
• изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
• решать геометрические задачи, опираясь па изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
• проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
• вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях;
• применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
• строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур);
• вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительную технику.
Оценка достижений результатов по предмету |
Уровень достижения | Оценка (отметка) | Нормы оценивания |
Базовый уровень | «Удовлетворительно» (отметка «3») | Отметка ставится, если ученик выполнил без ошибок задания базового уровня |
Повышенный уровень | «Хорошо» (отметка «4») | Отметка ставится, если ученик дополнительно выполнил без ошибок задания повышенного уровня (в работе допускается один недочет) |
Высокий уровень | «Отлично» (отметка «5») | Отметка ставится, если ученик выполнил задание высокого уровня сложности без ошибок (в работе допускается один недочет) |
Пониженный уровень | «Неудовлетворительно» (отметка «2») | Отметка ставится, если ученик не выполнил задания базового уровня |
Низкий уровень | «Плохо» отметка «1» | Отметка ставится, если ученик не приступил к работе |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Дата | Подготовка к ЕГЭ | Примечание |
По плану | По факту |
Метод координат в пространстве (7 ч). |
-
| Прямоугольная система координат в пространстве. | 05.09 | | | |
-
| Координаты вектора. | 12.09 | | | |
-
| Координаты вектора. | 19.09 | | Решение задач по теме «Трапеция» | |
-
| Скалярное произведение векторов. | 26.09 | | Правильные многоугольники | |
-
| Скалярное произведение векторов. | 03.10 | | | |
-
| Движения | 10.10 | | Площадь поверхности призмы, пирамиды | |
-
| Контрольная работа № 1по теме «Движение» | 17.10 | | | |
Цилиндр, конус, шар (9 ч). |
-
| Понятие цилиндра. | 24.10 | | Пирамида | |
-
| Площадь поверхности цилиндра. | 31.10 | | Параллельность плоскостей | |
-
| Понятие конуса. | 14.11 | | Призма, Параллелепипед | |
-
| Площадь поверхности конуса. | 21.11 | | Угол между прямой и плоскостью | |
-
| Понятие усеченный конус. | 28.11 | | Угол между плоскостями | |
-
| Площадь поверхности усеченного конуса | 05.12 | | Осевое сечение | |
-
| Сфера и шар. | 12.12 | | Формулы площадей фигур. Куб | |
-
| Уравнение сферы | 19.12 | | Правильная пирамида | |
-
| Контрольная работа № 2 по теме «Цилиндр, конус, шар» | 26.12 | | | |
Объемы тел и площади их поверхностей (12 ч). |
-
| Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда | 16.01 | | Задачи на окружность | |
-
| Объем прямой призмы | 23.01 | | | |
-
| Объем цилиндра | 30.01 | | Задачи на сечение шара | |
-
| Вычисление объемов с помощью определенного интеграла. | 06.02 | | Объем призмы и пирамиды | |
-
| Объем наклонной призмы | 13.02 | | Усеченная пирамида | |
-
| Объем пирамиды | 20.02 | | Объем цилиндра и конуса | |
-
| Объем конуса. | 27.02 | | Задачи на вписанные и описанные окружности | |
-
| Объем усеченного конуса | 05.03 | | | |
-
| Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса. | 12.03 | | | |
-
| Объем шара. | 19.03 | | Площадь треугольника | |
-
| Объем шара и площадь сферы. | 26.03 | | Площадь правильного n-угольника | |
-
| Контрольная работа № 3 по теме «Объемы тел» | 09.04 | | | |
Заключительное повторение ключевых тем курса геометрии (6 ч). |
-
| Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида, площади их поверхностей | 16.04 | | | |
-
| Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар. | 23.04 | | Нахождение угла между плоскостями многогранник | |
-
| Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар. | 30.04 | | | |
-
| Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар. | 07.05 | | | |
-
| Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар. | 14.05 | | | |
-
| Итоговая контрольная работа за курс геометрии 10-11 классов | 21.05 | | | |
ЛИТЕРАТУРА
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089)
Примерные программы по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263).
Образовательная программа МБОУ «Лицей».
Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов и др., Геометрия: учебник для 10-11 кл., общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
Дополнительная литература для учителей:
ЕГЭ Тренировочные тесты 2013-2016г.
Б.Г. Зив. Задачи к урокам геометрии 7-11 кл.
Журнал «Математика в школе».
Б.Г. Зив Дидактические материалы по геометрии для 11 кл. – М..: Просвещение.
Дополнительная литература для учащихся:
ЕГЭ тренировочные тесты 2012-2016г.
Энциклопедия для детей.
Практикум по решению задач.