Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Леньковская средняя общеобразовательная школа №1»
Благовещенского района Алтайского края
Согласовано Школьным МО Руководитель ШМО __________/________________/ Протокол №___от _____2017 г | Принята Педагогическим советом школы Протокол №___ от _________2017 г | Утверждаю Директор школы _____________О.А.Умрихина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
« Биология »
на 2017-2018 уч. год
Уровень образования 5 - 7 классы
Количество часов по программе:
в 5 классе – 35 ч .( 1 ч. в неделю) |
в 6 классе – 35 ч. ( 1 ч. в неделю) |
в 7 классе - 70 ч ( 2 ч. в неделю) в 8 классе – 70 ч. ( 2 ч. в неделю) |
|
|
Рабочие программы. Биология . Предметная линия учебников « Линия жизни» 5-9 классы . В.В. Пасечник ,С.В. Суматохин, Г.С. Калинова Москва , «Просвещение» 2011
Составители: Трунова Е.А.-
учитель биологии;
Дорохова Л.И.-
учитель биологии
с. Леньки
2017 г.
Содержание:
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
Лист внесения изменений
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения
на транспорте и на дорогах;
9) формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии)
и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) формирование системы научных знаний о живой природе
и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате
деятельности человека для создания естественно научной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологическ ой науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразноо бразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ
ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ
Выпускник научится:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила от- ношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о растениях и животных в научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
Выпускник научится:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость
применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать на практике приёмы оказания первой по- мощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
выделять эстетические достоинства человеческого тела;
реализовывать установки здорового образа жизни;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
находить в учебной и научно-популярной литературе ин- формацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека
ОБЩИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
Выпускник научится:
характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
владеть составляющими проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличи- тельные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем
Содержание учебного предмета
РАЗДЕЛ 1. ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека. Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи,
папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения.
Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные.
Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособление к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.
Лабораторные и практические работы
Устройство увеличительных приборов и правила работы
с ними.
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.
Изучение органов цветкового растения.
Изучение строения позвоночного животного.
Передвижение воды и минеральных веществ в растении.
Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.
Изучение строения водорослей.
Изучение строения мхов (на местных видах).
Изучение строения папоротника (хвоща).
Изучение строения голосеменных растений.
Изучение строения покрытосеменных растений.
Изучение строения плесневых грибов.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Изучение одноклеточных животных.
Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение
за его передвижением и реакциями на раздражения.
Изучение строения моллюсков по влажным препаратам.
Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.
Изучение строения рыб.
Изучение строения птиц.
Изучение строения куриного яйца.
Изучение строения млекопитающих.
Экскурсии
Разнообразие и роль членистоногих в природе.
Разнообразие птиц и млекопитающих.
РАЗДЕЛ 2. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека. Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки,
ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма
человека. Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы. Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая система. Кровь.
Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика. Обмен веществ и превращение энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.
Выделение. Строение и функции выделительной системы.
Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.
Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения,
употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.
Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха.
Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный
аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение. Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека.
Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.
Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление,
переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Лабораторные и практические работы
Строение клеток и тканей.
Строение и функции спинного и головного мозга.
Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.
Микроскопическое строение крови человека и лягушки.
Подсчёт пульса в разных условиях и измерение артериального давления.
Дыхательные движения. Измерение жизненной ёмкости
лёгких.
Строение и работа органа зрения.
Экскурсия
Происхождение человека
РАЗДЕЛ 3. ОБЩИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Клеточное строение организмов. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Система и эволюция органического мира. Вид — основная
систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращение энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.
Лабораторные и практические работы
Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых
микропрепаратах и их описание.
Выявление изменчивости у организмов.
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
(на конкретных примерах).
Экскурсия
Изучение и описание экосистемы своей местности.
Тематическое планирование - 6 класс
№ | Тема | Количество часов | Лабораторная работа , лабораторный опыт |
1 | Жизнедеятельность организмов | 15 | Лабораторный опыт « Поглощение воды корнем» Лабораторный опыт « Выделение углекислого газа при дыхании» Лабораторный опыт « Передвижение веществ по побегу растения» |
2 | Размножение, рост и развитие организмов. | 5 | Лабораторная работа « Вегетативное размножение комнатных растений.» Лабораторный опыт « Определение возраста деревьев по спилу» |
3 | Регуляция жизнедеятельности организмов | 10 | Лабораторная работа « Изучение реакции аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов». |
4 | Резервные уроки | 5 | |
Поурочное тематическое планирование
Сроки дата | № п/п | Тема | Кол-во часов |
| | Жизнедеятельность организмов | 15 |
сентябрь 1 неделя | 1 | Вводный инструктаж по Т.Б. Обмен веществ – главный признак жизни. | 1 |
2 неделя | 2 | Почвенное питание растений. | 1 |
3 неделя | 3 | Удобрения. | 1 |
4 неделя | 4 | Фотосинтез. | |
октябрь 5 неделя | 5 | Значение фотосинтеза | 1 |
6 неделя | 6 | Питание бактерий и грибов. | 1 |
7 неделя | 7 | Гетеротрофное питание. Растительноядные животные. | 1 |
8 неделя | 8 | Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения. | 1 |
ноябрь 9 неделя | 9 | Газообмен между организмом и средой. Дыхание животных. | 1 |
10 неделя | 10 | Дыхание растений. | 1 |
11 неделя | 11 | Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений. | 1 |
12 неделя | 12 | Передвижение веществ у животных. | 1 |
декабрь 13 неделя | 13 | Выделение у растений. | 1 |
14 неделя | 14 | Выделение у животных. | 1 |
15 январь | 15 | Обобщающий урок по теме « Жизнедеятельность организмов» | 1 |
| | Размножение, рост и развитие организмов | 5 |
16 неделя | 16 | Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение. Лабораторная работа « Вегетативное размножение комнатных растений.» | 1 |
январь 17 неделя | 17 | Половое размножение. | 1 |
18 неделя | 18 | Рост и развитие – свойство живых организмов. Индивидуальное развитие. | 1 |
19 неделя | 19 | Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека | 1 |
февраль 20 неделя | 20 | Обобщающий урок по теме «Размножение, рост и развитие организмов» | 1 |
| | Регуляция жизнедеятельности организмов | 10 |
21 неделя | 21 | Раздражимость – свойство живых организмов. | 1 |
22-23 неделя | 22-23 | Гуморальная регуляции жизнедеятельности организмов. | 2 |
март 24-25 неделя | 24-25 | Нейрогуморальная регуляция Лабораторная работа « Изучение реакции аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов». | 2 |
26 неделя | 26 | Поведение организмов. | 1 |
апрель 27 неделя | 27 | Поведение организмов. | 1 |
28 неделя | 28 | Движение организмов. | 1 |
29 неделя | 29 | Организм – единое целое. | 1 |
30 неделя | 30 | Обобщающий урок по теме « Регуляция жизнедеятельности организмов » | 1 |
31 май 32-33 неделя | 31-33 | Резервные уроки Повторение по теме « Жизнедеятельность организмов» | 5 3 |
34 неделя | 34 | Повторение по теме «Размножение, рост и развитие организмов » | 1 |
35 неделя | 35 | Повторение по теме « Регуляция жизнедеятельности организмов » | 1 |
Тематическое планирование - 7 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Лабораторная работа |
1 | Многообразие организмов, их классификация | | 2 | |
2 | Бактерии, грибы, лишайники | 6 | Л.р.№1 Строение и разнообразие шляпочных грибoв. |
3 | Многообразие растительного мира | 25 | Л.р.№2 Строение зелёных водорослей. Л.р.№3 Строение мха Л.р.№4 Строение папоротника Л.р.№5 Строение хвои и шишек хвойных Л.р.№6 Строение семени двудольного растения Л.р.№7 Строение семени однодольного растения Л.р.№ 8Стержневая и мочковатая корневые системы. Л.р.№9 Корневой чехлик и корневые волоски Л.р.№ 10 Строение почек. Расположение почек на стебле Л.р.№11 Внутреннее строение ветки дерева Л.р.№12 Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение Л.р.№13 Строение кожицы листа Л.р.№14Строение клубня Л.р.№15 Строение корневища Л.р.№16Строение луковицы Л.р.№17 Строение цветка Л.р.№18 Соцветия Л.р.№19 Классификация плодов Л.р.№ 20 Семейства двудольных Л.р.№21 Строение злакового растения |
4 | Многообразие животного мира | 25 | Л.р.№22 Изучение многообразия свободноживущих водных простейших Л.р.№23 Изучение многообразия тканей животных Л.р.№24 Изучение пресноводной гидры. Л.р.№25 Изучение внешнего строения дождевого червя Л.р.№26 Изучение внешнего строения насекомых Л.р.№27 Изучение внешнего строения рыбы. Л.р.№28 Изучение внешнего строения птицы |
5 | Эволюция растений и животных, их охрана | 3 | |
6 | Экосистемы | 4 | |
7 | Резервные уроки | 5 | |
Поурочное тематическое планирование
Сроки дата | № п/п | Тема | Кол-во часов |
| | Многообразие организмов, их классификация | 2 |
сентябрь 1 неделя | -
| Вводный инструктаж по Т Б. Многообразие организмов, их классификация | | 1 |
| -
| Вид – основная единица систематики | | 1 |
| | Бактерии, грибы, лишайники | 6 |
2 неделя | -
| Бактерии –доядерные организмы. | 1 |
| -
| Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 |
3 неделя | -
| Грибы – царство живой природы | 1 |
| -
| Многообразие грибов. Их роль в жизни человека. Л.р. №1 | 1 |
4 неделя | -
| Грибы – паразиты растений, животных, человека | 1 |
| -
| Лишайники – комплексные симбиотические организмы | 1 |
октябрь 5 неделя | -
| Резервный урок. Повторение по теме «Бактерии, грибы, лишайники» | 1 |
| | Многообразие растительного мира | 25 |
| -
| Общая характеристика водорослей | 1 |
6 неделя | -
| Многообразие водорослей Л. р. №2 | 1 |
| -
| Значение водорослей в природе и жизни человека | 1 |
7 неделя | -
| Высшие споровые растения | 1 |
| -
| Моховидные Л. р. № 3 | 1 |
8 неделя | -
| Папоротниковидные Л. р. № 4 | 1 |
| -
| Плауновидные. Хвощевидные. | 1 |
ноябрь 9 неделя | -
| Голосеменные - отдел семенных растений | 1 |
| -
| Разнообразие хвойных растений Л. р. № 5 | 1 |
10 неделя | -
| Покрытосеменные, или Цветковые | 1 |
| -
| Строение семян Л. р. № 6- 7 | 1 |
11 неделя | -
| Виды корней и типы корневых систем Л. р. № 8-9 | 1 |
| -
| Видоизменения корней. | 1 |
12 неделя | | Побег и почки Л. р. 10 | 1 |
| | Строение стебля Л. р. № 11 | 1 |
декабрь 13 неделя | -
| Внешнее строение листа Л. р. № 12 | 1 |
| -
| Клеточное строение листа Л. р. № 13 | 1 |
14 неделя | -
| Видоизменения побегов Л. р. № 14-16 | 1 |
| -
| Строение и разнообразие цветков Л. р. № 17 | 1 |
15 неделя | -
| Соцветия Л. р. №18 | 1 |
| -
| Плоды Л. р. №19 | 1 |
16 неделя | -
| Размножение покрытосеменных растений | 1 |
| -
| Классификация покрытосеменных | 1 |
январь 17 неделя | -
| Класс Двудольные Л. р. № 20 | 1 |
| -
| Класс Однодольные Л. р. № 21 | 1 |
18 неделя | -
| Резервный урок Повторение по теме «Многообразие растительного мира» | 1 |
| | Многообразие животного мира | 25 |
| -
| Общие сведения о животном мире | 1 |
19 неделя | -
| Одноклеточные животные, или Простейшие Л. р. №22 | 1 |
| -
| Паразитические простейшие. Значение простейших | 1 |
февраль 20 неделя | -
| Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных Л. р. №23 | 1 |
| -
| Тип Кишечнополостные Л. р. №24 | 1 |
21 неделя | -
| Многообразие кишечнополостных | 1 |
| -
| Общая характеристика червей. Тип Плоские черви | 1 |
22 неделя | -
| Тип Круглые черви и тип Кольчатые черви. Л. р. №25 | 1 |
| -
| Класс Брюхоногие и класс Двустворчатые моллюски | 1 |
23 неделя | -
| Класс Головоногие моллюски | 1 |
| -
| Тип Членистоногие. Класс Ракообразные | 1 |
март 24 неделя | -
| Класс Паукообразные | 1 |
| -
| Класс Насекомые | 1 |
25 неделя | -
| Многообразие насекомых. Л. р. №26 | 1 |
| -
| Обобщающий урок по теме «Беспозвоночные животные» | 1 |
26 неделя | -
| Тип Хордовые | 1 |
| -
| Строение и жизнедеятельность рыб Л. р. №27 | 1 |
Апрель 27 неделя | -
| Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб | 1 |
| -
| Класс Земноводные | 1 |
28 неделя | -
| Класс Пресмыкающиеся | 1 |
| -
| Класс Птицы Л. р. №28 | 1 |
29 неделя | -
| Многообразие птиц и их значение. Птицеводство | 1 |
| -
| Класс Млекопитающие, или Звери | 1 |
30 неделя | -
| Многообразие зверей | 1 |
| -
| Домашние млекопитающие | 1 |
Май 31 неделя | -
| Резервный урок Повторение по теме «Многообразие животного мира» | 1 |
| | Эволюция растений и животных, их охрана | 3 |
| -
| Этапы эволюции органического мира | 1 |
32 неделя | -
| Освоение суши растениями и животными | 1 |
| -
| Охрана растительного и животного мира | 1 |
33 неделя | -
| Резервный урок Повторение по теме «Эволюция растений и животных, их охрана» | 1 |
| | Экосистемы | 4 |
| -
| Экосистема | 1 |
34 неделя | -
| Среда обитания организмов. Экологические факторы | 1 |
| -
| Биотические и антропогенные факторы | 1 |
35 неделя | -
| Искусственные экосистемы | 1 |
| -
| Резервный урок Повторение по теме «Экосистемы» | 1 |
Тематическое планирование - 8 б класс
№ | Тема | Кол-во часов | Лабораторные работы. Практические работы (самонаблюдения) |
1 | Наука о человеке | 3 | |
2 | Общий обзор организма человека | 3 | Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения тканей организма человека» Самонаблюдение «Определение собственного веса и измерение роста» Самонаблюдение «Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения; коленный и надбровный рефлексы» |
3 | Опора и движение | 7 | Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения кости», «Изучение внешнего вида костей». Самонаблюдение «Работа основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки» Самонаблюдение «Выявление плоскостопия» |
4 | Внутренняя среда организма | 4 | Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения крови» |
5 | Кровообращение и лимфообращение | 4 | Лабораторная работа «Измерение кровяного давления». Самонаблюдение «Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке» |
6 | Дыхание | 4 | Лабораторная работа «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» Лабораторная работа «Определение частоты дыхания» |
7 | Питание | 5 | Лабораторная работа « Изучение действия ферментов желудочного сока на белки» Самонаблюдение «Изучение действия ферментов слюны на крахмал» |
8 | Обмен веществ и превращение энергии | 4 | |
9 | Выделение продуктов обмена | 3 | |
10 | Покровы тела | 3 | Самонаблюдения «Рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти», «Определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки» |
11 | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности | 7 | Самонаблюдение «Штриховое раздражение кожи» |
12 | Органы чувств. Анализаторы. | 4 | Лабораторная работа «Строение зрительного анализатора» |
13 | Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность. | 6 | Лабораторная работа « Оценка объёма кратковременной памяти с помощью теста» |
14 | Размножение и развитие человека. | 4 | |
15 | Человек и окружающая среда. | 4 | |
Поурочное тематическое планирование
Сроки дата | № п/п | Тема | Кол-во часов |
| | Наука о человеке | 3 |
сентябрь 1 неделя | 1 | Вводный инструктаж по ТБ. Науки о человеке и их методы. | 1 |
| 2 | Биологическая природа человека. Расы человека | 1 |
| 3 | Происхождение и эволюция человека. Антропогенез. | 1 |
| | Общий обзор организма человека | 3 |
2 неделя | 4 | Строение организма человека. Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения тканей организма человека» | 1 |
| 5 | Строение организма человека. Самонаблюдение «Определение собственного веса и измерение роста» | 1 |
3 неделя | 6 | Регуляция процессов жизнедеятельности. Самонаблюдение «Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения; коленный и надбровный рефлексы» | 1 |
| | Опора и движение | 7 |
| 7 | Опорно- двигательная система. Состав, строение и рост кости. Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения кости» | 1 |
4 неделя | 8 | Опорно- двигательная система. Состав, строение и рост кости. Лабораторная работа « Изучение внешнего вида костей ». | 1 |
| 9 | Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы. | 1 |
октябрь 5 неделя | 10 | Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов. | 1 |
| 11 | Строение и функции скелетных мышц. Значение физ. упр. и культуры труда для формирования скелета. | 1 |
6 неделя | 12 | Работа мышц и её регуляция. Самонаблюдение «Работа основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки» | 1 |
| 13 | Нарушения опорно- двигательной системы. Травматизм. Самонаблюдение «Выявление плоскостопия» | 1 |
7 неделя | 14 | Резервный урок. Обобщение по теме «Опора и движение » | 1 |
| | Внутренняя среда организма | 4 |
| 15 | Состав внутренней среды организма и её функции. | 1 |
8 неделя | 16 | Состав крови. Постоянство внутренней среды. | 1 |
| 17 | Свёртывание крови. Переливание крови. Группы крови. Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения крови» | 1 |
ноябрь 9 неделя | 18 | Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация. | 1 |
| | Кровообращение и лимфообращение | 4 |
| 19 | Органы кровообращения. Строение и работа сердца. | 1 |
10 неделя | 20 | Сосудистая система. Лимфообращение. Лабораторная работа «Измерение кровяного давления». Самонаблюдение «Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке» | 1 |
| 21 | Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении. | 1 |
11 неделя | 22 | Обобщение по теме «Кровообращение и лимфообращение» | 1 |
| | Дыхание | 4 |
| 23 | Дыхание и его значение. Органы дыхания. | 1 |
12 неделя | 24 | Механизм дыхания. Жизненная ёмкость лёгких. . Лабораторная работа «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» | 1 |
| 25 | Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Лабораторная работа «Определение частоты дыхания» | 1 |
декабрь 13 неделя | 26 | Заболевания органов дыхания и их профилактика. Реанимация. | 1 |
| 27 | Резервный урок. Обобщение по теме «Дыхание» | |
| | Питание | 5 |
14 неделя | 28 | Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции | 1 |
| 29 | Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод. Самонаблюдение «Изучение действия ферментов слюны на крахмал» | 1 |
15 неделя | 30 | Пищеварение в желудке и кишечнике. Лабораторная работа « Изучение действия ферментов желудочного сока на белки» | 1 |
| 31 | Всасывание питательных веществ в кровь. | 1 |
16 неделя | 32 | Регуляция пищеварения. Гигиена питания | 1 |
| | Обмен веществ и превращение энергии. | 4 |
| 33 | Пластический и энергетический обмен. | 1 |
январь 17 неделя | 34 | Ферменты и их роль в организме человека. | 1 |
| 35 | Витамины и их роль в организме человека. | 1 |
18 неделя | 36 | Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ. | 1 |
| | Выделение продуктов обмена | 3 |
| 37 | Выделение и его значение. Органы мочевыделения. | 1 |
19 неделя | 38 | Заболевания органов мочевыделения. | 1 |
| 39 | Обобщение по теме «Выделение продуктов обмена» | 1 |
| | Покровы тела | 3 |
февраль 20 неделя | 40 | Наружные покровы тела. Самонаблюдения «Рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти», «Определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки» | 1 |
| 41 | Болезни и травмы кожи. | 1 |
21 неделя | 42 | Гигиена кожных покровов. | 1 |
| | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности | 7 |
| 43 | Железы внутренней секреции и их функции. | 1 |
22 неделя | 44 | Работа эндокринной системы и её нарушения. | 1 |
| 45 | Строение нервной системы и её значение. | 1 |
23 неделя | 46 | Спинной мозг. | 1 |
| 47 | Головной мозг | 1 |
март 24 неделя | 48 | Вегетативная нервная система. Самонаблюдение «Штриховое раздражение кожи» | 1 |
| 49 | Нарушение в работе нервной системы и их предупреждение. | 1 |
25 неделя | 50 | Резервный урок. Обобщение по теме «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности» | 1 |
| | Органы чувств. Анализаторы. | 4 |
| 51 | Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор. Лабораторная работа «Строение зрительного анализатора» | 1 |
26 неделя | 52 | Слуховой анализатор. | 1 |
| 53 | Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. | 1 |
апрель 27 неделя | 54 | Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль. | 1 |
| | Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность. | 6 |
| 55 | Высшая нервная деятельность. Рефлексы. | 1 |
28 неделя | 56 | Память и обучение. Лабораторная работа « Оценка объёма кратковременной памяти с помощью теста» | 1 |
| 57 | Врождённое и приобретённое поведение. | 1 |
29 неделя | 58 | Сон и бодрствование. | 1 |
| 59 | Особенности высшей нервной деятельности человека. | 1 |
30 неделя | 60 | Обобщение знаний о высшей нервной деятельности. | 1 |
| | Размножение и развитие человека | 4 |
| 61 | Особенности размножения человека. | 1 |
май 31 неделя | 62 | Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. | 1 |
| 63 | Беременность и роды. | 1 |
32 неделя | 64 | Рост и развитие ребёнка после рождения. | 1 |
| | Человек и окружающая среда. | 4 |
| 65 | Социальная и природная среда человека. | 1 |
33 неделя | 66 | Окружающая среда и здоровье человека. | 1 |
| 67 | Обобщение знаний об окружающей среде и здоровье человека. | 1 |
34 неделя | 68 | Разработка проектного задания и его защита. | 1 |
| | Резервные уроки | 2 |
| 69 | Обобщение и контроль знаний по изученному материалу. | 1 |
35 неделя | 70 | Обобщение и контроль знаний по изученному материалу. | 1 |
Лист внесения изменений
№ п/п | № урока | Дата проведения по плану | Фактическая дата проведения урока | Причина | Обоснование (дата, № приказа) |
-
| | | | | |
-
| | | | | |
-
| | | | | |
-
| | | | | |
-
| | | | | |
-
| | | | | |
-
| | | | | |
-
| | | | | |
-
| | | | | |
-
| | | | | |
-
| | | | | |
-
| | | | | |
-
| | | | | |
-
| | | | | |
-
| | | | | |
-
| | | | | |
-
| | | | | |
-
| | | | | |