Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большеокуловская средняя школа»
Утверждена
Приказом директора школы
От 30 августа 2017года №184
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ
8-9 КЛАССЫ
с. Большое Окулово
КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательные программы основного общего образования.
(//Вестник образования, 2005, № 11 или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 8-е издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2011г.).
В авторскую программу внесены следующие изменения:
1.Увеличено число часов на изучение тем:
- «Введение» 6 часов вместо 4 часов за счет включения практических работ №1 и №2.
- Тема 3 «Соединения химических элементов» до 15 часов вместо 12 часов за счет включения практических работ №3 и №5.
- Тема №4 «Изменения, происходящие с веществами» 11 часов вместо 10 часов за счет включения практической работы №4.
- Тема №6 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» 21 час вместо 18 часов за счет включения практических работ №7, 8, 9. Практическая работа №6 исключена, т.к. опыты из этой работы повторяются в практической работе №7.
Таким образом, практические работы, составляющие тему 5 и тему 7, распределены по другим темам курса в соответствии с изучаемым материалом (нумерация практических работ по учебнику О.С. Габриеляна)
2.Уменьшено число часов на изучение темы 11 «Атомы химических элементов» с 10 часов до 8 часов, т.к. понятие об изотопах рассматривается на уроке «Основные сведения о строении атомов».
3. Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.
4. Практические работы включены в темы, а не вынесены отдельными темами «Практикум №1 и №2» как в программе.
Особенность программы состоит в том, что она позволяет сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путём вычисления укрупнённой дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)», следования строгой логике принципа развивающего обучения, положенного в основу конструирования программы, и освобождения её от избытка конкретного материала. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы даёт возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов.
Программа построена с учётом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов. Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования
– атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), закономерностях протекания реакций и их классификации.
Реализация программы предполагает достижение следующих целей:
Освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии,
необходимых для понимания научной картины мира.
Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов.
Развитие познавательных интересов в процессе самостоятельного приобретения знаний.
Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества. Необходимость химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
Применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8КЛАССА В результате изучения химии ученик должен знать/понимать:
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула. Относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь. Вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем. Химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
Уметь:
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат - ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
Используемые технологии обучения: технология критического мышления, здоровьесберегающие технологии.
Формы уроков: уроки-лекции, семинары, уроки-проекты, уроки-дискуссии, уроки-исследования и т.д
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ХИМИЯ. 8 КЛАСС »
ВВЕДЕНИЕ —6 ч
Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: атомах, простых и сложных веществах. Вещество как объект изучения химии.
Многообразие веществ и его причины. История развития химии. Роль химии в жизни человека.
Периодический закон и система химических элементов Д. И. Менделеева.
Физический смысл порядкового номера химического элемента, номера периода и группы.
Символы химических элементов.
Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Индекс.
Коэффициент. Чтение формул. Расчет массовой доли химического элемента по формуле.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
Демонстрации. Коллекция изделий – тел из алюминия и стекла. Взаимодействие соляной кислоты с мрамором. Помутнение известковой воды.
Практические работы:
№ 1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.
№ 2. Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание
ТЕМА 1. АТОМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ – 8 ч
Атом. Строение атома: ядро, электронная оболочка. Взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, массовое число.
Изменения в составе ядер химических элементов. Изотопы как разновидность атомов одного элемента.
Характеристика электронов. Распределение электронов в атомах химических элементов. Понятие о завершенном и незавершенном электронных уровнях. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов.
Физический смысл порядкового номера элемента, номера группы и номера периода. Причины изменения свойств химических элементов в периодах и группах. Ионы положительные и отрицательные. Ионная химическая связь. Коэффициенты и индексы. Схемы образования ионных соединений. Схемы образования двухатомных молекул. Электронные и структурные формулы. Кратность химической связи. Схемы образования
неполярных молекул. Электронные и структурные формулы. Понятие о металлической связи. Единая природа химической связи.
Демонстрации: Модели атомов химических элементов. ПСХЭ Д.И.Менделеева.
ТЕМА 2 . ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА - 7 ч
Положение металлов и неметаллов в системе элементов. Строение их атомов.
Физические свойства металлов, неметаллов – простых веществ. Понятие аллотропии.
Единица количества вещества – моль. Постоянная Авогадро.
Понятие о молярном объеме газов. Нормальные условия. Молярная масса.
Расчетные задачи. 1. Вычисление малярной массы веществ по химическим формулам.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Демонстрации. Коллекция металлов. Коллекция неметаллов. Образцы белого и красного фосфора.
ТЕМА 3 . СОЕДИНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ - 15 ч
Понятие о степени окисления. Определение степени окисления элементов по формулам соединений. Составление формул бинарных соединений, их названия.Оксиды. Составление формул и названий. Расчеты по формулам. Характеристики важнейших водородных соединений, их представители.
Основания: состав и классификация, взаимодействие с оксидами неметаллов.
Кислоты: состав и название, классификация, взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями. Отношение к индикаторам.
Соли: взаимодействие с металлами, основаниями, кислотами и другими солями.
Отдельные представители солей.
Классификация сложных веществ. Генетические ряды. Вещества ионного строения. Вещества атомного и молекулярного строения. Аморфные и кристаллические вещества. Взаимосвязь типов кристаллических решеток и видов химической связи.Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, выпаривание.Растворы. Массовая и объёмная доля вещества в растворе. Понятие о доли компонентов в смеси.
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массовой доли растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Изменение окраски индикаторов. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, графита. Различные образцы смесей. Способы разделения смесей.
Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.
Практические работы:
№ 3. Анализ почвы и воды.
№ 4. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его врастворе.
ТЕМА 4 . ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТ ВАМИ - 11 ч Понятие явлений как изменений , происходящих с веществами . Способы
очистки веществ, основанные на их физических свойствах. Очистка питьевой воды. Перегонка нефти. Физические и химические явления. Химическая реакция как объект изучения химии. Тепловой эффект химической реакции. Химическое уравнение. Закон сохранения массы веществ. Термохимические уравнения. Классификация химических реакций. Составление уравнений химических реакций. Расчёты по химическим уравнениям. Объёмные отношения газов в химических реакциях. Расчеты с использованием понятия «доля». Сущность реакций разложения и составление уравнений реакций. Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы. Ферменты. Сущность
реакций соединения. Составление уравнений химических реакций. Каталитические реакции, обратимость химических реакций. Сущность реакций замещения. Составление уравнений химических реакций. Ряд активности металлов, его использование в прогнозировании возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Сущность реакций обмена. Составление уравнений реакций. Реакции нейтрализации. Условия течения реакций до конца. Реакция разложения – электролиз воды. Реакции соединения – взаимодействие воды с металлами. Реакции обмена.
Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации.Плавление парафина. Горение магния. Взаимодействие соляной кислоты с мрамором, получение гидроксида меди и последующее растворение его в воде. Взаимодействие щелочных металлов с водой. Взаимодействие цинка и алюминия с соляной кислотой и серной кислотой. Взаимодействие растворов щелочей с кислотами. Взаимодействие растворов солей с кислотами и щелочами. Взаимодействие воды с углекислым газом и оксидом кальция. Взаимодействие воды с литием и натрием.
Лабораторные опыты.Взаимодействие металлов с растворами солей; взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария, соляной кислоты с нитратом серебра.
Практическая работа:
№ 5. Признаки химических реакций
ТЕМА 5. РАСТВОРЕНИЕ . РАСТВОРЫ . СВОЙ СТВА РАСТВОРОВ ЭЛЕКТРОЛИТОВ – 21 ч
Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Типы растворов. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации веществ в воде с разным
типом связи. Степень ЭД. Сильные и слабые электролиты.
Ионы. Свойства ионов. Классификация ионов по составу, заряду и наличию водной оболочки. Основные положения ТЭД.
Реакции ионного обмена. Полные и сокращённые ионные уравнения химических реакций.
Классификация кислот в свете ТЭД. Взаимодействие кислот с металлами, условия течения этих реакций. Взаимодействие кислот с оксидами металлов, основаниями и солями. Запись уравнений реакций (молекулярных и ионных) с использованием таблицы растворимости.
Определение оснований в свете ТЭД. Классификация по различным признакам.
Взаимодействие с кислотами. Взаимодействие щелочей с солями и оксидами неметаллов.
Разложение нерастворимых оснований.
Состав оксидов, их классификация: несолеобразующие и солеобразующие. Свойства кислотных и основных оксидов. Определение солей как электролитов, их диссоциация, взаимодействие с металлами, кислотами и щелочами.
Понятие о генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов. Демонстрации.Примеры нерастворимых, малорастворимых и нерастворимых веществ в воде. Испытание веществ на электропроводность. Взаимодействие углекислого газа с известковой водой. Взаимодействие цинка с соляной кислотой, серой, сульфатом меди.
Лабораторные опыты.Химические свойства кислот на примере серной и соляной. Реакции, характерные для нерастворимых оснований и щелочей. Изучение свойств основных и кислотных оксидов. Химические свойства солей.
Практические работы :
№ 6.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.
№7 Решение экспериментальных задач
Содержание курса химии 8 класса
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Практические работы | Контр. работы |
1. | Введение | 6 | № 1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. № 2. Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание. | |
2. | Тема 1. Атомы химических элементов | 8 | | К.р. № 1 |
3. | Тема 2. Простые вещества | 7 | | К.р.№2 |
4. | Тема 3. Соединения химических элементов | 15 | № 3. Анализ почвы и воды. № 4. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его врастворе. | К.р. № 3 |
5. | Тема 4. Изменения, происходящие с веществами. | 11 | № 5. Признаки химических реакций. | К.р. № 4 |
6. | Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. | 21 | № 6.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. №7 Решение экспериментальных задач | К.р. № 5 |
| Итого | 68 | 7 | 5 |
Поурочно-тематическое планирование уроков химии в 8 классе
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения урока |
Введение (6 часов из них 2 – практические работы) |
1 | Химия – наука о веществах, их свойствах и прнвращениях. | 1 | |
2 | Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.Краткий очерк истории химии. | 1 | |
3 | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов | 1 | |
4 | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы | 1 | |
5 | Практические работа №1. Правила техникибезопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. | 1 | |
6 | Практическая работа №2 Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание. | 1 | |
Тема 1.Атомы химических элементов (8 часов) |
7 | Основные сведения о строении атомов. Состав атомов. | 1 | |
8 | Строение электронных оболочек атомов. | 1 | |
9 | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома. | 1 | |
10 | Ионы. Ионная химическая связь. | 1 | |
11 | Ковалентная связь. | 1 | |
12 | Металлическая химическая связь. | 1 | |
13 | Обобщение и систематизация знанийпо теме: «Атомы химических элементов». | 1 | |
14 | Контрольная работа №1 «Атомы химических элементов. Химическая связь». | 1 | |
Тема 2. Простые вещества (7 часов) |
15 | Простые вещества - металлы. | 1 | |
16 | Простые вещества - неметаллы. | 1 | |
17 | Количество вещества.Молярная масса вещества. | 1 | |
18 | Молярный объем газов. | 1 | |
19 | Решение задач | 1 | |
20 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества». | 1 | |
21 | Контрольная работа №2 по теме «Простые вещества» | 1 | |
Тема 3. Соединения химических элементов (15 часов) |
22 | Степень окисления | 1 | |
23 | Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды. | 1 | |
24 | Основания. | 1 | |
25 | Кислоты. | 1 | |
26 | Соли. | 1 | |
27 | Некоторые представители солей | 1 | |
28 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов» | 1 | |
29 | Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки. | 1 | |
30 | Чистые вещества и смеси. | 1 | |
31 | Практическая работа №3. Анализ почвы и воды. | 1 | |
32 | Массовая и объемная доли компонентов и смеси. | 1 | |
33 | Решение задач | 1 | |
34 | Практическая работа №4. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе. | 1 | |
35 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов» | 1 | |
36 | Контрольная работа № 3 «Соединения химических элементов» | 1 | |
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (11 часов) |
37 | Физические явления в химии. Химические реакции. | 1 | |
38 | Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ | 1 | |
39 | Расчеты по химическим уравнениям. | 1 | |
40 | Реакция разложения. | 1 | |
41 | Реакция соединения | 1 | |
42 | Реакция замещения | 1 | |
43 | Реакция обмена | 1 | |
44 | Типы химических реакций на примере свойств воды. | 1 | |
45 | Практическая работа №5. Признаки химических реакций. | 1 | |
46 | Обобщение и систематизация знаний по теме«Изменения, происходящие с веществами» | 1 | |
47 | Контрольная работа № 4 «Изменения, происходящие с веществами» | 1 | |
Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. (21час) |
48 | Растворение как физико – химический процесс. Типы растворов. | 1 | |
49 | Электролитическая диссоциация | 1 | |
50 | Ионные уравнения реакций. | 2 | |
52 | Кислоты, их классификация и свойства. | 1 | |
53 | Основания, их классификация и свойства. | 1 | |
54 | Оксиды, их классификация и свойства. | 1 | |
55 | Соли, их классификация и свойства. | 1 | |
56 | Генетическая связь между классами неорганических соединений | 1 | |
57 | Урок - упражнение | 1 | |
5859 | Окислительно-восстановительные реакции. | 2 | |
60 | Практическая работа № 6. Свойства кислот оснований, оксидов и солей. | 1 | |
61 | Практическая работа №7 Решение экспериментальных задач | 1 | |
62 | Обобщение и систематизация знаний по теме«Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» | 1 | |
63 | Контрольная работа № 5 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» | 1 | |
64 | Анализ контрольной работы. | 1 | |
65-66 | Обобщение и систематизация знаний за курс 8 класса. Подготовка к итоговой контрольной работе | 1 | |
67 | Итоговая контрольная работа за курс химии 8 класса | 1 | |
68 | Анализ контрольной работы. Повторение | 1 | |
| Итого: 68 часов | | |
КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательные программы основного общего образования на 2016-2017 учебный год,
(//Вестник образования, 2005, № 11 или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 8-е издание, стереотипное– М.: Дрофа, 2011г.).
Учитывая продолжительность учебного года (34 недели), планирование составлено на 68 часов в год.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании
традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
1.Увеличено число часов на изучение тем:
-тема 2 «Металлы» вместо 15 часов – 18 часов;
-тема 3 «Неметаллы» вместо 23 часов – 25 часов (включены практические работы);
2.Сокращено число часов:
- на повторение « Основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса» на 2 часа за счет исключения темы «Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД и процессов окисления и восстановления», т. к. этот материал частично включен в тему «Генетические ряды металла и неметалла» и повторяется при дальнейшем изучении курса химии 9 класса.
-на тему 6 «Обобщение знаний по химии за курс основной школы»
с 8 часов до 7 часов.
3..Практические работы включены в разные темы. а не вынесены отдельной темой «Практикум»
Уровень программы - базовый. Авторской программе О.С. Габриеляна соответствует учебник: «Химия 9 класс»О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 16-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2009.
Изучение химии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является
неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь основы фундаментальных знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты, основные законы и теории), позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук.
Особое значение имеет воспитание отношения к химии как к элементу общечеловеческой культуры. Школьники должны научиться химически грамотно,использовать вещества и материалы, применяемые в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решать практические задачи повседневной жизни, предупреждать явления, наносящие вред здоровью человека и окружающей среде.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.
Ученик должен знать/уметь:
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы; ион, аллотропия, изотопы, химическая связь;электроотрицательность, степень окисления, валентность, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;
основные теории химии:теория строения органических веществ А.М. Бутлерова, химической связи, электролитической диссоциации; - основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения;
уметь:
определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева, общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Данная рабочая программа позволяет реализовать подготовку обучающихся к сдаче итоговой аттестации в полном объеме, осуществлять дифференцированный подход к обучающимся с разным уровнем усвоения учебного материала химии на данном этапе, учитывать возрастные и психологические особенности при проведении уроков химии в 9 классе.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ХИМИЯ 9 КЛАСС »
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9
класса(6часов)
Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система химических эле-ментов Д.И.Менделеева – графическое отображение Периодического закона. Физический смысл номера элемента, номера периода и номера группы. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и пе-риодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.Состав атома. Строение электронных оболочек атома первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менде-леева. Характер простого вещества; сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по периоду элементами; аналогично для соседей по подгруппе. Состав и характер высшего оксида, гидроксида, летучего во-дородного соединения (для неметаллов). Генетические ряды металла и неметалла.
Тема 1. Металлы (18 часов)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Особенности строения атомов металлов. Металлическая кри-сталлическая решётка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Значение металлов в развитии человеческой цивилизации.Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его ис-пользование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Нахождение металлов в природе. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и элек-трометаллургия. Сплавы, их классификация, свойства и значение.Строение атомов щелочных металлов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды
соли, их свойства и применение в народном хозяйстве.Строение атомов щелочнозе-мельных металлов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства.Получение и применение оксида кальция (негашёной извести). Получение и применение гидроксида кальция (гашеной извести). Разновидности гидроксида кальция (известковая вода, известковое молоко, пушонка).Соединения кальция как строительные и поделочные материалы (мел,мрамор, известняк).Строение атома алюминия. Физические и химические свойства алюминия - простого вещества. Области применения алюминия. Природные соединения алюминия. Соединения алюминия - оксид и гидроксид, их амфотерный характер.Строение атома железа. Степени окисления железа. Физические и химические свойства железа – простого вещества. Области применения железа.
Оксиды и гидроксиды железа. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа.
Практические работы:
Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений» Практическая работа №2 «Получение и свойства соединений металлов». Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач».
Тема 2. Неметаллы (25часа)
Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Особенности строения атомов неметаллов. Электроотрицательность, ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Ал-лотропия. Физические свойства неметаллов. Состав воздуха.Двойственное положение во-дорода в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Физические и химические свойства водорода, его получение, применение. Распознавание водорода.Строение атомов галогенов и их степени окисления. Строение молекул галогенов. Физические и химические свойства галогенов. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.Галогеноводороды и их свойства. Галогениды и их свойства. Применение соединений галогенов в народном хозяйстве. Качественная реакция на хлорид-ион.Кислород в природе. Физические и химические свойства кислорода.
Горение и медленное окисление. Получение и применение кислорода. Распознавание кислорода.Строение атома серы и степени окисления серы. Аллотропия серы. Химические свойства серы. Сера в природе. Биологическое значение серы, её применение (демер-куризация).Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сернистая кислота и её соли.Свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций. Сравнение свойств концентрированной и разбавленной серной кислоты. Применение серной кислоты. Соли серной кислоты и их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на суль-фат-ион.Строение атома и молекулы азота. Физические и химические свойства азота в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях. Получение и применение азота. Азот в природе и его биологическое значение. Строение молекулы аммиака. Физические и химические свойства, получение, собирание и распознавание аммиака. Состав, получение, физические и химические свойства солей аммония: взаимодействие со щелочами и разложение. Применение солей аммония в народном хо-зяйстве.Оксиды азота. Физические и химические свойства оксида азота (IV), его получение и применение.Состав и химические свойства азотной кислоты как электролита. Особенности окислительных свойств концентрированной азотной кислоты. Применение азотной кислоты.Нитраты и их свойства. Проблема повышенного содержания нитратов в сельскохозяйственной продукции.Строение атома фосфора. Аллотропия фосфора. Химические свойства фосфора. Применение и биологическое значение фосфора.Оксид фосфора (V) - типичный кислотный оксид. Ортофосфорная кислота и три ряда её солей: фосфаты, гидрофосфаты и дигидрофосфаты.Строение атома углерода. Аллотропия: алмаз
графит. Физические и химические свойства углерода.Оксид углерода (II) или угарный газ: получение, свойства, применение. Оксид углерода (IV) или углекислый газ: по-лучение, свойства, применение.Состав и химические свойства угольной кислоты. Карбонаты и их значение в природе и жизни человека. Переход карбонатов в гидрокарбонаты и обратно. Распознавание карбонат-иона среди других ионов.Строение атома кремния, сравнение его свойств со свойствами атома углерода. Кристаллический кремний: его свойства и применение. Оксид кремния (IV) и его природные разновидности. Кремниевая кислота и её соли. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие силикатной промышленности.
Практические работы:
Практическая работа № 4 «Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода».
Практическая работа №5 « Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота
Практическая работа № 6 « Получение, собирание и распознавание газов».
Тема 3. Органические соединения (12 часов)
Вещества органические и неорганические. Особенности органических веществ. Причины многообразия органических соединений. Валентность и степень окисления углерода в органических соединениях. Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. Структурные формулы. Значение органической химии.Строение молекул метана и этана. Физические свойства метана. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.Строение молекулы этилена. Двойная связь. Химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом). Реакция полимеризации. Реакция полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.Природный газ, его состав и практическое использование. Нефть, продукты её переработки и их практическое использование. Способы защиты окружающей среды от загрязнения нефтью
продуктами её переработки.Спирты – представители кислородсодержащих органиче-ских соединений. Физические и химические свойства спиртов. Физиологическое действие на организм метанола и этанола.Уксусная кислота, её свойства и применение. Уксусная кислота – консервант пищевых продуктов. Стеариновая кислота – представитель жирных
карбоновых кислоты.Жиры в природе и их применение. Белки, их строение и биологическая роль. Глюкоза, крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль. Калорийность белков, жиров и углеводов.Понятие о лекарствах как хи-миотерапевтических препаратах. Группы лекарств. Безопасные способы применения.
Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (7 часов) Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система химических эле-
ментов Д.И.Менделеева – графическое отображение Периодического закона. Физический
смысл номера элемента, номера периода и номера группы. Закономерности изменения
свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и пе-
риодической системы химических элементов Д.И. Менделеева
Типы химических связей, типы кристаллических решёток. Взаимосвязь строения и
свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).
Простые и сложные вещества. Генетические ряды металла, неметалла. Оксиды (основные и кислотные), гидроксиды (основания и кислоты), соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений об окислительно-восстановительных реакциях.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
Содержание курса химии 9 класса
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Из них |
| | | Практические работы | Контр. работы |
1. | Повторение основных вопросов курса 8 класса. | 6 | | Вводная, тестовая |
2. | Тема 1. Металлы | 18 | Практическая работа №1. Осуществление цепочки химических превращений металлов Практическая работа№2. Получение и свойства соединений металлов. Практическая работа№3.Решение экспериментальных задач» | № 1 |
3. | Тема 2. Неметаллы | 25 | № 4. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппа кислорода». № 5. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода». № 6. Получение, собирание и распознавание газов. | № 2 |
4. | Тема 3. Органические соединения | 12 | | №3 |
5. | Тема 4.Обобщение знаний по химии за курс основной школы | 7 | | №4 |
6. | Итого | 68 | 6 | 4 |
Поурочно – тематическое планирование уроков химии в 9 классе
№№ п/п | Тема раздела/ темаурока | Кол - во часов | Дата проведения урока |
Повторение основных вопросов курса 8 класса. (6 часов) |
1 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. | 1 | |
2 | Характеристика элемента МЕтала по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева | 1 | |
3 | Характеристика элемента НЕМЕтала по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева | 1 | |
4 | Химические свойства оксидов, кислот, основании, солей. Ионные уравнения реакций | 1 | |
5 | Генетический ряд Ме и НеМе.ОВР. | 1 | |
6 | Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. | 1 | |
Тема1. Металлы (18 часов) |
7 | Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов | 1 | |
8 | Физические и химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. | 1 | |
9 | Металлы в природе. Способы их получения | 1 | |
10 | Общие понятия о коррозии. Сплавы | 1 | |
11-12 | Щелочные металлы и их соединения. | 1 | |
13- 14 | Щелочноземельные металлы и их соединения. .Соединения кальция. | 1 1 | |
|
15- 16 | Алюминий и его соединения. | 2 | |
|
17 | Решение задач | 1 | |
18- 19 | Железо и его соединения. | 2 | |
|
20 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы». | 1 | |
21 | Контрольная работа № 1 «Металлы» | 1 | |
22 | Практическая работа 1. Осуществление цепочки химических превращений металлов . | 1 | |
23 | Практическая работа №2. Получение и свойства соединений металлов. | 1 | |
24 | Практическая работа 3.Решение экспериментальных задач на распознавание и получению веществ. | 1 | |
Тема 2.Неметаллы (25 часов) |
25 | Общая характеристика неметаллов. | 1 | |
26 | Водород, его физические и химические свойства. | 1 | |
27 | Общая характеристика галогенов. | 1 | |
28 | Соединения галогенов. | 1 | |
29 | Кислород, его физические и химические свойства. | 1 | |
30-31 | Сера, её физические и химические свойства. Оксиды серы. | 2 | |
32 | Серная кислота и её соли. | 1 | |
33 | Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода». | 1 | |
34 | Азот, его физические и химические свойства. | 1 | |
35 | Аммиак и его свойства. | 1 | |
36 | Решение задач | 1 | |
37 | Соли аммония. | 1 | |
38 | Азотная кислота и её свойства. Соли азотной кислоты. | 1 | |
39 | Фосфор, его физические и химические свойства. | 1 | |
40 | Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли. | 1 | |
41 | Углерод, его физические и химические свойства. | 1 | |
42 | Оксиды углерода. | 1 | |
43 | Угольная кислота и её соли. | 1 | |
44- 45 | Кремний и его соединения.Силикатная промышленность | 2 | |
|
46 | Практическая работа № 5 Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода». | 1 | |
47 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы». | 1 | |
48 | Контрольная работа № 2 по теме «Неметаллы» | 1 | |
49 | Практическая работа № 6. Получение, собирание и распознавание газов. | 1 | |
Тема 3.Органические соединения (12 часов) |
50 | Предмет органической химии. | 1 | |
51 | Предельные углеводороды (алканы) | 1 | |
52 | Непредельные углеводороды (алкены, алкины). | 1 | |
53 | Спирты. | 1 | |
54 | Альдегиды. Карбоновые кислоты. | 1 | |
55 | Сложные эфиры.Жиры | 1 | |
56 | Аминокислоты.Белки | 1 | |
57 | Углеводы | 1 | |
58 | Полимеры | 1 | |
59 | Решение задач | 1 | |
60 | Обобщающий урок по теме «Органические соединения» | 1 | |
61 | Контрольная работа №3 | 1 | |
Тема 4. «Обобщение знаний по химии за курс основной школы» (7 часов) |
62 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. | 1 | |
63 | Строение веществ. | 1 | |
64 | Классификация химических реакций. | 1 | |
65- 66 | Классификация веществ. | 2 | |
|
67 | Итоговая контрольная работа | 1 | |
68 | Анализ контрольной работы. Повторение | 1 | |
| Итого: 68 часов | | |
Система оценивания
Оценка устного ответа
Отметка «5»:
Отметка «4»;
Отметка «З»:
Отметка «2»:
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа
2. Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
Отметка «3»:
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
Оценка умений решать расчетные задачи Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Оценка письменных контрольных работ Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок; - работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.