Ростовская область Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 сл. Большая Орловка
«Утверждаю»
Директор школы_____ В.Н.Долматова
Приказ от 29.08.2017 г. № 181
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
Уровень общего образования, класс
основное общее 5А, 5Б,5В
Количество часов 34ч (5А), 34ч (5Б),34ч (5В)
Учитель Степанова Светлана Анатольевна
1.Пояснительная записка.
1. 1 Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.
№ | Нормативные документы |
1 | Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ |
2 | Федеральный Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. Утвержден приказом Мин образования России от 9 марта 2004 г.№1312 |
3 | ФГОС ООО и концепция духовно-нравственного воспитания граждан России |
4 | Приказ об утверждении регионального учебного плана для общеобразовательных учреждений РО на 2016-2017 учебный год от 18.04.16 №271 |
5 | Нормативные требования СанПин, СанПин2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» |
6 | Примерная основная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения 2011г. |
7 | Программа « Музыка». 5-8 классы, авторыТ.И.Науменко, В.В. Алеева, составители Г.П.Попова, Л.В. Шампарова. Волгоград: Учитель 2012 г. |
8 | Письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 г. «НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников». Приказ Минобрнауки России от 26.01.2016 №38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников» |
9 | Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО». Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ 1897 «Об утверждении ФГОС ООО» |
10 | Устав школы |
11 | Образовательная программа школы |
12 | Годовой календарный учебный график на 2017-2018 учебный год |
13 | Расписание учебных занятий на 2017-2018 учебный год |
14 | Учебный план на 2017-2018 учебный год |
15 | Искусство. Музыка 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2016. |
1. 2 Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета
Основными целями изучения учебного предмета «Музыка» в системе основного общего образования являются:
формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
воспитание гражданственности и патриотизма; воспитание интереса и любви к музыкальному искусству;
развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведении музыкально-творческой практике с применением информационно - коммуникационных технологий).
1.3 Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом школы на 2017-2018 учебный год, в соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2017-2018 учебный год, в соответствии с расписанием на 2017-2018 учебный год:
Класс | Предмет | Количество часов(в год) по программе | Количество часов(в год) в рабочей программе |
5а | музыка | 35 | 33 |
5б | музыка | 35 | 34 |
Отличительные особенности рабочей программы для 5 класса, от программы « Музыка». 5-8 классы, авторы: В.В.Алеев, Т.И.Науменко,Волгоград: Учитель, 2012 год
| Наименование разделов и тем. | Количество часов |
По программе | В рабочей программе |
5а класс | 5б класс | 5а класс | 5б класс |
| МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА |
1 | Музыка рассказывает обо всём | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | Древний союз | 3 | 3 | 3 | 3 |
| ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА |
3 | Слово и музыка | 3 | 3 | 3 | 3 |
4 | Песня | 4 | 4 | 4 | 4 |
5 | Романс | 2 | 2 | 2 | 2 |
6 | Хоровая музыка | 3 | 3 | 3 | 3 |
7 | Опера | 2 | 2 | 2 | 2 |
8 | Балет | 2 | 2 | 2 | 2 |
9 | Музыка звучит в литературе | 2 | 2 | 2 | 2 |
| ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО |
10 | Образы живописи в музыке | 2 | 2 | 2 | 2 |
11 | Музыкальный портрет | 2 | 2 | 1 | 1 |
12 | Пейзаж в музыке | 2 | 2 | 2 | 2 |
13 | «Музыкальная живопись» сказок и былин | 3 | 3 | 3 | 3 |
14 | Музыка в произведениях изобразительного искусства | 4 | 4 | 3 | 4 |
| Итого | 35ч | 35ч | 33ч. | 34ч |
Обоснование
5а,б класс
Согласно учебному графику и расписанию в 5а классе предусмотрено 34 часа - 1 час в неделю, в 5а классе 33 часа – 1 час в неделю.
-в 5б классе раздел «Музыкальный портрет» сокращен на 1 час.
- в 5а классе раздел «Музыкальный портрет» сокращен на 1 час, раздел «Музыка в произведениях изобразительного искусства» сокращен на 1 час.
2. Содержание учебного предмета.
2.1 Наименование разделов учебной программы и тем.
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Количество часов |
5 класс | |
| МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА |
1 | Музыка рассказывает обо всём | 1 |
2 | Древний союз | 3 |
| ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА |
3 | Слово и музыка | 3 |
4 | Песня | 4 |
5 | Романс | 2 |
6 | Хоровая музыка | 3 |
7 | Опера | 2 |
8 | Балет | 2 |
9 | Музыка звучит в литературе | 2 |
| ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО |
10 | Образы живописи в музыке | 2 |
11 | Музыкальный портрет | 1 |
12 | Пейзаж в музыке | 3 |
13 | «Музыкальная живопись» сказок и былин | 3 |
14 | Музыка в произведениях изобразительного искусства | 4 |
| Итого | 35ч. |
2.2.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
При изучении музыки в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения музыки являются:
формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров;
принятие мультикультурной картины современного мира;
становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
умение познавать мир через музыкальные формы и образы;
творческая самореализация на уроке, эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий; формирование духовно-нравственных оснований;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
регулятивные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока;
выстраивание самостоятельного маршрута общения с искусством;
способность контролировать время на выполнение заданий; осознание качества и уровня усвоения;
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися;
умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников;
способность занимать личностную позицию по отношению к тому или иному произведению, аргументировать свою точку зрения;
умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
навык использовать специальные термины при анализе или оценки работ;
коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о музыке;
умение выражать своё отношение к произведениям искусства в различных формах;
умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.
познавательные УУД:
способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
умение самостоятельно получать знания;
формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
умение находить главные идеи в текстовом материале;
преобразование музыкального образа в пространственно-графический;
потребность участвовать в жизни класса, школы, города и др., взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности.
Предметными результатами изучения музыки являются:
представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;
наблюдать объекты и явления культуры; воспринимать и анализировать смысл художественного образа музыкального произведения;
различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;
различать основные жанры народной и профессиональной музыки;
описывать явления музыкальной культуры, используя для этого специальную терминологию;
представлять систему общечеловеческих ценностей;
осознавать ценности музыкальной культуры разных народов мира и места в ней отечественного музыкального искусства;
воспринимать эстетические ценности, высказывать мнения о достоинствах музыкальных произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности;
реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на музыкальном художественно-образном материале;
применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале.
Система оценивания разработана и утверждена на заседании МО учителей физической культуры, ОБЖ, технологии, музыки, ИЗО
Руководитель МО
Таштанова С. Л_______
протокол №1
от «28»августа 2017г
Критерии оценки образовательных результатов на уроках музыки.
1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.
При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.
Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.
Слушание музыки.
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.
Учитывается:
-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
-самостоятельность в разборе музыкального произведения;
-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
Нормы оценок.
Оценка «пять»:
дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.
Оценка «четыре»:
ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.
Оценка «три»:
ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
Оценка «два»:
ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
Хоровое пение.
Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.
Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны- учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.
Нормы оценок.
«пять»:
-знание мелодической линии и текста песни;
-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
-выразительное исполнение.
«четыре»:
-знание мелодической линии и текста песни;
-в основном чистое интонирование,ритмически правильное;
-пение недостаточно выразительное.
«три»:
-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;
-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;
-пение невыразительное.
«два»:
-исполнение неуверенное, фальшивое.
Формы контроля:
1.Работа по карточкам(знание музыкального словаря).
2.Кроссворды.
3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.
4.Блиц-ответы(письменно)по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.
5.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).
6.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)
7.Ведение тетради по музыке.
8. Устный ответ, письменный ответ
3. Календарно-тематическое планирование
по музыке
5а класс
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час
№ п/п | Название раздела или темы | Тема урока | Количество часов | Дата |
план | факт |
| Музыка рассказывает обо всём. | | 1 | | |
1 | | Введение. Музыка рассказывает обо всём. | | 6.09 | |
| Древний союз. | | 3 | | |
2 | | Истоки | | 13.09 | |
3 | Искусство открывает мир | | 20.09 | |
4 | Искусства различны, тема едина | | 27.09 | |
| Музыка и литература. Слово и музыка. | | 3 | | |
5 | | Два великих начала искусства | | 4.10 | |
6 | «Стань музыкою, слово!» | | 11.10 | |
7 | Музыка «дружит» не только с поэзией | | 18.10 | |
| Песня | | 4 | | |
8 | | Песня- верный спутник человека | | 25.10 | |
9 | Песни детства, их особое значение для каждого человека | | 8.11 | |
10 | Мир русской песни | | 15.11 | |
11 | Песни народов мира | | 22.11 | |
| Романс | | 2 | | |
12 | | Романса трепетные звуки | | 29.11 | |
13 | Мир человеческих чувств | | 6.12 | |
| Хоровая музыка. | | 3 | | |
14 | | Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме | | 13.12 | |
15 | Что может изображать хоровая музыка | | 20.12 | |
16 | Заключительный урок. Урок - обобщение | | 27.12 | |
| Опера | | 2 | | |
17 | | Самый значительный жанр вокальной музыки | | 10.01 | |
18 | Из чего состоит опера | | 17.01 | |
| Балет | | 2 | | |
19 | | Единство музыки и танца | | 24.01 | |
20 | «Русские сезоны» в Париже | | 31.01 | |
| Музыка звучит в литературе | | 2 | | |
21 | | Музыкальность слова | | 7.02 | |
22 | Музыкальные сюжеты в литературе | | 14.02 | |
| Музыка и изобразительное искусство. Образы живописи в музыке. | | 2 | | |
23 | | Живописность искусства | | 21.02 | |
24 | «Музыка - сестра живописи» | | 28.02 | |
| Музыкальный портрет. | | 1 | | |
25 | | Может ли выразить музыка характер человека? | | 7.03 | |
| Пейзаж в музыке | | 2 | | |
26 | | Образы природы в творчестве музыкантов | | 14.03 | |
27 | | «Музыкальные краски» в произведениях композиторов - импрессионистов | | 28.03 | |
| «Музыкальная живопись» сказок и былин. | | 3 | | |
28 | | Волшебная красочность музыкальных сказок | | 4.04 | |
29 | Сказочные герои в музыке | | 11.04 | |
30 | Тема богатырей в музыке | | 18.04 | |
| Музыка в произведениях изобразительного искусства | | 3 | | |
31 | | Что такое музыкальность в живописи | | 25.04 | |
32 | «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» | | 16.05 | |
33 | Урок-концерт «Пусть музыка звучит нам на благо» | | 23.05 | |
Календарно-тематическое планирование
по музыке
5б класс
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час
№ п/п | Название раздела или темы | Тема урока | Количество часов | Дата |
план | факт |
| Музыка рассказывает обо всём. | | 1 | | |
1 | | Введение. Музыка рассказывает обо всём. | | 05.09 | |
| Древний союз. | | 3 | | |
2 | | Истоки | | 12.09 | |
3 | Искусство открывает мир | | 19.09 | |
4 | Искусства различны, тема едина | | 26.09 | |
| Музыка и литература. Слово и музыка. | | 3 | | |
5 | | Два великих начала искусства | | 03.10 | |
6 | «Стань музыкою, слово!» | | 10.10 | |
7 | Музыка «дружит» не только с поэзией | | 17.10 | |
| Песня | | 4 | | |
8 | | Песня- верный спутник человека | | 24.10 | |
9 | Песни детства, их особое значение для каждого человека | | 07.11 | |
10 | Мир русской песни | | 14.11 | |
11 | Песни народов мира | | 21.11 | |
| Романс | | 2 | | |
12 | | Романса трепетные звуки | | 28.11 | |
13 | Мир человеческих чувств | | 05.12 | |
| Хоровая музыка. | | 3 | | |
14 | | Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме | | 12.12 | |
15 | Что может изображать хоровая музыка | | 19.12 | |
16 | Заключительный урок. Урок - обобщение | | 26.12 | |
| Опера | | 2 | | |
17 | | Самый значительный жанр вокальной музыки | | 09.01 | |
18 | Из чего состоит опера | | 16.01 | |
| Балет | | 2 | | |
19 | | Единство музыки и танца | | 23.01 | |
20 | «Русские сезоны» в Париже | | 30.01 | |
| Музыка звучит в литературе | | 2 | | |
21 | | Музыкальность слова | | 06.02 | |
22 | Музыкальные сюжеты в литературе | | 13.02 | |
| Музыка и изобразительное искусство. Образы живописи в музыке. | | 2 | | |
23 | | Живописность искусства | | 20.02 | |
24 | «Музыка - сестра живописи» | | 27.02 | |
| Музыкальный портрет. | | 1 | | |
25 | | Может ли выразить музыка характер человека? | | 06.03 | |
| Пейзаж в музыке | | 2 | | |
26 | | Образы природы в творчестве музыкантов | | 13.03 | |
27 | | «Музыкальные краски» в произведениях композиторов - импрессионистов | | 27.03 | |
| «Музыкальная живопись» сказок и былин. | | 3 | | |
28 | | Волшебная красочность музыкальных сказок | | 03.04 | |
29 | Сказочные герои в музыке | | 10.04 | |
30 | Тема богатырей в музыке | | 17.04 | |
| Музыка в произведениях изобразительного искусства | | 4 | | |
31 | | Что такое музыкальность в живописи | | 24.04 | |
32 | «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» | | 08.05 | |
33 | Подводим итоги | | 15.05 | |
34 | Урок-концерт «Пусть музыка звучит нам на благо» | | 22.05 | |
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
МО учителей технологии, ИЗО, музыки, ОБЖ _____________Светикова Н.Г.
и физкультуры
МБОУ СОШ №3 29 августа 2017 год
от 28 августа 2017 года №1
__________Таштанова С.Л.