СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы по литературе на 2015-2016 уч.год

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочие программы по литературе в 8 классе  на  2015-2016 уч.год

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы по литературе на 2015-2016 уч.год»



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Новомеловатская средняя общеобразовательная школа



«Рассмотрено»

Руководитель МО учителей гуманитарного цикла

Т. Ф. Коновалова

Протокол №____ от

«____» ___________2015 г

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР МКОУ

Новомеловатская СОШ О.А.Стрельцова ________

«___»________ 2015 г


«Утверждаю»

Директор МКОУ Новомеловатская СОШ

А.Н. Протасов ________

Приказ № _____ от

«___»_________ 2015г







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе

8 «а» КЛАСС

Учитель первой квалификационной категории

Татьяна Федоровна Коновалова

Количество часов в неделю – 2 часа











2015-2016 уч. год

с. Новомеловатка

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2006г.), примерной программы основного образования по литературе и авторской программы по литературе под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2010).

На изучение литературы в 8 классе отводится 70 часов (из расчёта 2 часа в неделю).

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, опознания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

В программе представлены различные формы контроля: сочинение, самостоятельная работа, тест, устные сообщения, доклады, создание мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсии, ассоциативный портрет (рисунок) героя, писателя.

2. Цели и задачи курса:

- развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование эстетических и теорико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

- устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенции.

3. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути М. В. Ломоносов, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя;

- изученные теоретико- литературные понятия;

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

- давать характеристику героям;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнить их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

4. Учебно-методическое обеспечение по литературе:

  1. Литература. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2ч. / авт.-сост. В. Я. Коровина; под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2011

  2. Поурочное планирование по литературе. 8 класс: к учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной «Литература. 8 класс» / Н. В. Егоровой. – М.: ВАКО 2008



5. Основное содержание курса

Литература и история

Устное народное творчество

Русские народные песни

Исторические народные песни. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»

Из древнерусской литературы

Житийная литература как особый жанр. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

Из литературы XVIII века

Повесть о Шемякином суде

Н. М. Карамзин (2 ч.). Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь»

События и характеры героев повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»

И. А. Крылов (2 ч.). Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа

Развитие речи. Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и в литературе XVIII века

Из русской литературы XIX века

К. Ф. Рылеев (2 ч.). Слово о поэте. «Думы» Рылеева

К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей

А. С. Пушкин – историк (9 ч.). «История Пугачевского бунта»

Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Гринева

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин

Пугачев и народ в повести

Средства характеристики героев повести

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

М. Ю. Лермонтов и история (4 ч.)

Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создания

Обучающее сочинение по поэме «Мцыри»

Историзм Н. В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией (6 ч.)

Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Приемы сатирического изображения

Хлестаков и хлестаковщина

Особенности композиционной структуры комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Подготовка к сочинению

Обсуждение театральных постановок, кинематографических версий комедии Гоголя «Ревизор»

Особенности историзма И. С. Тургенева. Повесть «Ася» (4 ч.)

Характеристика героев повести И. С. Тургенева «Ася»

Анализ эпизода. Роль XVI главы в повести И. С. Тургенева «Ася»

Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася»

М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (2 ч.)

Сатирическая направленность «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина

Н. С. Лесков (1 ч.). Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

Л. Н. Толстой (3 ч.). Слово о писателе. История создания рассказа «После бала»

«После бала». Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основной художественный прием рассказа

Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее

Внеклассное чтение. Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова

А. П. Чехов (1 ч.). Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье

Из литературы XX века

И. А. Бунин (1 ч.). Проблемы счастья в рассказе «Кавказ»

Нравственные проблемы рассказа А. И. Куприна «Куст сирени» (1 ч.)

Романтизм М. Горького (2 ч.). Рассказ «Челкаш» как романтическое произведение

Подготовка к сочинению на материале рассказов Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горького

А. А. Блок (2 ч.). Слово о поэте. Историческая тема в творчестве Блока

Цикл стихотворений «На поле Куликовом»

С. А. Есенин (2 ч.). Историзм поэта. Поэма «Пугачев»

М. А. Осоргин (1 ч.). Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

И. С. Шмелёв (1 ч.). Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству

Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий в рассказах Тэффи, О. Дымова, А. Аверченко

Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник». Рассказ М. Зощенко «История болезни» (1 ч.)

А. Т. Твардовский (3 ч.). Слово о поэте. Поэма Твардовского «Василий Теркин»

Сочинение по поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»

А. П. Платонов (1 ч.). Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение»

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

В. П. Астафьев (2 ч.). Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет»

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине

Из зарубежной литературы

У. Шекспир. Слово о писателе. Проблемы трагедии «Ромео и Джульетта»











6. Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Общее количество часов

1

Введение

2

Устное народное творчество

3

Древнерусская литература

4

Русская литература XVIII века

5

Русская литература XIX века

32ч

6

Русская литература XX века

21ч

7

Зарубежная литература

8

Итоговые уроки























Тематическое планирование



урока

Дата

Тема урока

План

Факт

1



Литература и история

2



Устное народное творчество

Русские народные песни

3



Исторические народные песни. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»

4



Из древнерусской литературы

Житийная литература как особый жанр. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

5



«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

6



Из литературы XVIII века

Повесть о Шемякином суде

7



Н. М. Карамзин. Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь»

8



События и характеры героев повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»

9



И. А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа

10



И. А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа

11



Развитие речи. Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и в литературе XVIII века

12



Из русской литературы XIX века

К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. «Думы» Рылеева

13



К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей

14



А. С. Пушкин – историк. «История Пугачевского бунта»

15



Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Гринева

16



Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин

17



Пугачев и народ в повести

18



Средства характеристики героев повести

19



Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Анализ эпизода

20



Подведение итогов повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению

21



Литературная игра по повести «Капитанская дочка»

22



Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина

23



М. Ю. Лермонтов и история

24



Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

25



Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создания

26



Обучающее сочинение по поэме «Мцыри»

27



Историзм Н. В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией

28



Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Приемы сатирического изображения

29



Хлестаков и хлестаковщина

30



Особенности композиционной структуры комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Подготовка к сочинению

31



Обсуждение театральных постановок, кинематографических версий комедии Гоголя «Ревизор»

32



Особенности историзма И. С. Тургенева. Повесть «Ася»

33



Характеристика героев повести И. С. Тургенева «Ася»

34



Анализ эпизода. Роль XVI главы в повести И. С. Тургенева «Ася»

35



Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася»

36



М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»

37



Сатирическая направленность «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина

38



Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

39



Л. Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала»

40



«После бала». Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основной художественный прием рассказа

41



Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее

42



Внеклассное чтение. Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова

43



А. П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье

44



Из литературы XX века

И. А. Бунин. Проблемы счастья в рассказе «Кавказ»

45



Нравственные проблемы рассказа А. И. Куприна «Куст сирени»

46



Романтизм М. Горького. Рассказ «Челкаш» как романтическое произведение

47



Герои и их судьбы в рассказе М. Горького «Челкаш»

48



Подготовка к сочинению на материале рассказов Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горького

49



А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве Блока

50



А. А. Блок. Цикл стихотворений «На поле Куликовом»

51



С. А. Есенин. Историзм поэта. Поэма «Пугачев»

52



С. А. Есенин. Историзм поэта. Поэма «Пугачев»

53



М. А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

54



И. С. Шмелёв. Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству

55



Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий в рассказах Тэффи, О. Дымова, А. Аверченко

56



Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник». Рассказ М. Зощенко «История болезни»

57



А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма Твардовского «Василий Теркин»

58



Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин». Герой и автор

59



Сочинение по поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»

60



А. П. Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение»

61



Стихи и песни о Великой Отечественной войне

62



В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет»

63



В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет»

64



Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине

65



Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине

66



Из зарубежной литературы

У. Шекспир. Слово о писателе. Проблемы трагедии «Ромео и Джульетта»

67



Из зарубежной литературы

У. Шекспир. Слово о писателе. Проблемы трагедии «Ромео и Джульетта»

68



Джонатан Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

69



Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман

70



Подведение итогов учебного года, задания на лето







14