РАБОТА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ В СОСТАВЕ ПРИШКОЛЬНОГО ЛАГЕРЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОУ И ШКОЛЫ
Н.А. Подделкова, учитель начальных классов
МБОУ «Змиёвская средняя общеобразовательная школа»
Свердловского района Орловской области
Школьное обучение – один из серьёзнейших этапов в жизни ребёнка. Многие дети, поступая в первый класс, оказываются психологически не готовы к такому интенсивному обучению. Переход ребёнка в новый его образ школьника предполагает ряд конкретных важных изменений:
- Ощущение себя в другом качестве;
- Появление нового в окружении – (новый коллектив детей, взрослых)
- Вхождение в новое пространство – пространство школы.
- Изменение ритма жизни.
Будущим первоклассникам неизвестны многие правила поведения ученика в школе, и их предъявление может вызвать у детей некоторое сопротивление. Это связано с тем, что им далеко не всегда понятно, зачем они нужны, а потому первоклассникам сложно принять эти правила и контролировать свое поведение.
Чтобы ребёнок с удовольствием ходил в школу, и у него не было страхов, излишней тревожности к новому для него этапу жизни для этого необходима подготовка детей к школьному обучению. Чем больше будет в подготовке положительных моментов, тем менее болезненно пройдёт адаптация в школе.
Конечно, и учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы дети, как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.
На протяжении вот уже 6 лет на базе детского пришкольного лагеря в нашей школе образована дошкольная группа «Первышок», в результате работы которой, представилось возможным в значительной степени смягчить и успокоить процесс адаптации будущих первоклассников к школе.
Основными формами образования детей в предшкольных группах являются развивающие, сюжетно-ролевые, театрализованные и подвижные игры, продуктивная художественно-эстетическая деятельность, экспериментирование и опытническая деятельность, общение, конструирование и моделирование, учебные занятия.
Содержание образования на уровне предшкольной группы определено образовательной программой, составленной Подделковой Н.А. на основе программы «Преемственность» Федосовой Н.А. и дополнено развивающими занятиями, разработанными Тимофеевой Л.Л. Досуговая деятельность организована в соответствии с программой работы лагеря.
Дети предшкольной группы являются активными участниками общелагерных мероприятий. На школьном небосклоне «загорелись» новые звёздочки. Проявляют свои таланты юные художники. Упражняются дети и в словотворчестве. Стихи наших юных поэтов печатает районная газета «Сельская Новь».
Воспитательная работа в лагере раскрывает перед дошкольником новую жизнь, богатую свободой и радостью, интересными событиями, новыми впечатлениями. При этом даёт дошкольникам возможность привыкнуть к нормам и требованиям школы, к коллективу одноклассников и педагогов, к поиску друзей по интересам, ценностям. Вливание будущих первоклассников в разновозрастный коллектив позволяет научиться общению, наблюдая поведение старших учеников, при этом закладываются личностные ценности, которые активизируются в общении.
Несмотря на достаточно широкое освещение в научной и методической литературе проблемы социально-личностного развития дошкольников анализ показал, что эта проблема достаточно подробно разработана только лишь в условиях ДОУ. Не получили отражения в научной литературе такие вопросы, как специфика деятельности дошкольников в детском пришкольном оздоровительном лагере и организационно-педагогическое сопровождение социально-личностного развития дошкольников в лагере. Поэтому нами была разработана программа по формированию ключевых компетенций дошкольников в рамках сотрудничества ДОУ и начальной школы, которая стала частью программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Одним из направлений деятельности в рамках программы стала организация работы дошкольной образовательной группы на базе пришкольного летнего оздоровительного лагеря.
Создание на базе пришкольного лагеря таких групп позволяет проследить путь развития ребенка от 6 до 17-18 лет, что дает возможность в период школьного обучения не растерять, а максимально развить все то, что было заложено в дошкольном детстве. Особое значение при организации работы с детьми в условиях компетентностного подхода имеет то, что дети могут сделать выбор – работать одному или в подгруппе (команде), то есть в партнерстве с другими детьми или взрослыми; могут самостоятельно выбрать, кто из взрослых станет для них партнером. Это может быть, в равной степени, и воспитатель, и вожатый, и старший товарищ, и родители кого- то из детей, присутствующие в лагере в качестве гостей или помощников, в случае, ели это не противоречит их собственным планам.
Право самоопределения в сотрудничестве, как с взрослыми, так и с детьми, дает ребенку возможность приобретения опыта установления и расширения социальных контактов с разными людьми, опыта достижения договоренностей, распределения полномочий в сложившейся подгруппе, управления действиями других людей (в случае, их согласия), опыта достижения общего результата и «презентации» общего результата.
Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации лагеря, воспитателей, социального педагога, инструктора по физкультуре, руководителей и специалистов учреждений социума (Школы искусств, ДЮКФП, Центра творчества, Дома Культуры и т.д.) Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Руководители кружков помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Социальный педагог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.
Адаптация ребенка школе будет тем более успешна, чем более активно будет вовлечена в обучение его семья. Поэтому нами предусмотрена работа с родителями будущих первоклассников с целью повышения психолого-педагогической компетентности в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития. Это тематические родительские собрания на темы: собрание - деловая игра с практическими советами “В игре готовимся к школе”; “Готов ли мой ребенок пойти в школу?”; “Мой ребенок будущий первоклассник”. В конце каждой встречи проводится рефлексия, где родители высказывают свое мнение о том, что узнали, чему научились. Считаю, что раннее знакомство дошкольников и их родителей с будущим учителем, общение с ним в стенах школы даёт определенные плоды в дальнейшем школьном обучении. Общая атмосфера этих встреч создает особый положительный эмоциональный фон и является одним из первых шагов успешной адаптации первоклассников к школе.
Данные, полученные в ходе эксперимента, доказывают актуальность проведения занятий по подготовке детей к школе. По результатам видно, что изменилось отношение к школе, к учению; улучшилась познавательная деятельность; изменилось отношение друг к другу; дети научились управлять своим эмоциональным состоянием; заметна сплочённость детского коллектива; снизилась тревожность, эмоциональное напряжение.
Дети приобрели опыт самообучения и самоорганизации, навыки элементарной грамотности; коммуникативные способности, в т.ч. умение общаться с разными людьми в разных ситуациях, быть адекватным; умение слышать другого, принимать учебное задание, комментировать свои действия, сочинять тексты в соответствии с ситуациями, организовывать совместную деятельность и др.
Список использованной литературы
1. Гатальская Г.В. «В школу с радостью» - М.: 2000
2. Петроченко Г.Г. «Развитие детей 6-7 летнего возраста и подготовка их к школе»- М.: 1997
3. Сигимова М.Н. «Кто я? Какой я?»- Новосибирск: 1995
4.Тимофеева Л.Л. Организация дошкольных образовательных групп на базе пришкольного лагеря / Управление начальной школой. 2011. № 4. С. 36.
5.Тимофеева Л.Л. Особенности работы дошкольных образовательных групп в составе пришкольного лагеря. 2011. № 5. С. 18.