ГМО «Гуманно – личностный подход к образованию дошкольников».
Круглый стол «Духовная общность педагога и ребенка».
Работа «Духовная общность педагога и ребенка в работах В.А. Сухомлинского и Ш.А. Амонашвили»
Ш.А. Амонашвили еще в 1995 г. в одной из своих работ отмечал, что прежде всего духовная общность педагога и ребенка является основой воспитательного процесса. Дружественность в педагогическом общении — это сочетание открытости, доброжелательности, доверия к ученику с разумной требовательностью.
Педагогическая духовность - это максимум человеческого в профессиональном исполнении учителя:
- взаимоуважение учителя и ученика;
- безусловная вера в возможности ребенка;
- способность удивляться;
- готовность искренне восхищаться (достижениями ученика, удачей коллеги, успехом школы, самоотверженностью родителей);
- способность не стесняться своих человеческих проявлений - гнева, стыда, юмора - и своих слабостей;
- профессиональная не успокоенность;
- совесть и достоинство;
- интеллигентность;
- способность к профессиональной рефлексии.
Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса развивающегося по своим возможностям.
Гуманно-личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала; способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства.
Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса. Поэтому бессменным лозунгом для всех нас уже на протяжении многих лет являются слова: «Относись к людям так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе». То есть включить в содержание своего общения и отношений с ребенком его жизнь во всех её проявлениях и стать её соучастником. В своей школе Амонашвили проявляет интерес к жизни детей, даже организовывал «приём по личным вопросам». Действуя с такой позиции, педагог имеет возможность узнать детей, увидеть мир их глазами, разобраться в их стремлениях и направить жизнь и учение каждого ребёнка на познание мира и утверждение добра.
Ш. Амонашвили считает, что эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей всецело зависит от личности педагога.
Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Все ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В младшем возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель.
У многих педагогический процесс в основном направлен на выработку у детей дисциплины и послушания, точного выполнения указаний взрослых. В этих условиях дети, слепо подчиняясь инструкциям, находятся в постоянном состоянии напряжения, боязни ошибиться, недоверия к собственным мыслям. Каждый учитель, проявляя строгость и требовательность, разумеется, руководствуется самыми высокими целями, однако нужно, чтобы их реализация происходила в доброй, гуманной атмосфере, чтобы педагогический процесс был наполнен чуткостью и заботливостью, отзывчивостью и доброжелательностью, переживанием успехов и утверждением достоинства каждого ребенка.
А В.А. Сухомлинский в своей работе «О профессии учителя» писал: «Властвование над детьми - одно из труднейших испытаний педагога, один из показателей педагогической культуры… Дорожить доверием, а значит, и беззащитностью ребенка - эта педагогическая мудрость должна преисполнить всю нашу работу».
Он считал, что перед каждым ребенком, даже самым посредственным и тяжелым, учитель должен открыть сферы, где он сможет достичь своей вершины, сформировать свое человеческое достоинство, свою душу. Поэтому и создал «Азбуку морали», учившую постигать суть добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и обмана. Эта азбука стала средством преодоления эмоциональной неразвитости. В ребенке необходимо открывать способность ощущать состояние других, умение ставить себя на место другого человека.
Духовное единство - основа любви. Любовь учителя к детям рождается в горении, в борьбе за человека, нередко - в муках. Бывает, смотрят на тебя не чистые, честные, откровенные, а наглые, лицемерные глаза. Разве можно это всё любить? Я люблю ребёнка не таким, какой он есть, а таким, каким он должен быть. И, когда удаётся очистить сердце детское от гнойника и язв, когда в глазах ребёнка сияет одухотворённость красотой, а не блуждает лицемерная усмешка, я люблю этого настоящего человека, ибо в нём - частица моей души.
В своей работе «Как любить детей». Духовная общность между учителем и ребёнком» Василий Александрович писал, «чтобы защитить ребёнка от зла, преодолеть зло и утвердить добро, надо видеть, понимать прошлое и представлять будущее ребёнка, чётко наметить перед собой идеал воспитания. Надо любить в ребёнке всё человеческое, чистое, благородное». Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках. По его мнению, основные требования к педагогу заключены именно в том, чтобы стать другом своим ученикам. Духовное богатство учителя – источник его любви к детям и основа духовной общности между учителем и учеником. Чтобы воспитанники любили учителя, они должны видеть в нём живое воплощение человеческой мысли. То, что мы вкладываем в понятие любовь учителя к детям, любовь детей к учителю, начинается, на мой взгляд, с удивления, с благоговения одного человека перед духовными богатствами другого и, прежде всего, перед богатством мысли. Я стараюсь найти с ребёнком такой общий духовный интерес, такую деятельность, чтобы ребёнок почувствовал во мне человека и потянулся к человеческому. Духовное общение становится для нас потребностью.
Педагог должен не только понимать, что духовный мир детей нельзя сводить только к усвоению знаний, но и помнить, что ребенок – это прежде всего живой человек с разнообразными интересами, потребностями и мотивацией. И если учитель становится другом ребёнка, если эта дружба озарена важным интересом, стремлением к чему-то светлому, разумному, то можно говорить о рождении духовной общности ученика и учителя. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы отличаются любопытством и стремятся познавать новое, постигать мир. Все, что нужно, для того чтобы они могли раскрыть свои способности, проявить свой талант, это умное руководство со стороны взрослых.
А Шалва Александрович, обращаясь к учителям, призывает их быть понимающими и гуманными в общении с детьми. «И самое главное – проявлять мудрое терпение. Принцип терпения не означает благодушия или неразумного упорства в наших требованиях к детям. Он ставит нас перед необходимостью проявлять к ним исключительную чуткость, постоянную заботу, оказывать незамедлительную помощь, сопереживать в неудачах, вселять уверенность в успехе».
Секрет успеха в школах Василия Александровича Сухомлинского и Шалвы Александровича Амонашвили состоит в том, что там отброшена «принудительная педагогика». И Сухомлинский, и Амонашвили «отдают сердце и душу детям». Совершенно необходимой предпосылкой успешной педагогической деятельности является любовь к детям, призвание к педагогическому труду.
В Заключение приведу высказывание Д.Д.Зуева, члена-корреспондента Российской Академии образования, профессора, главного редактора «Антологии Гуманной Педагогики»:
«…Классическое наследие, прикладным аспектом которого является гуманное педагогическое мышление и многообразие соответствующих образовательных систем, не является Океаном Педагогических Знаний. Такого океана нет и быть не может. Классическое наследие — это Чаша Педагогической Мудрости, наполняющаяся по каплям в течение тысячелетий…»