Управление культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта Администрации Обоянского района Курской области
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
«ОБОЯНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»______
306230 Курская обл., г.Обоянь, ул.Ленина , 27 тел: ( 471-41) 2-16-50, факс: 2-24-37
Методическая разработка
«Работа и освоение техники аккомпанемента на гитаре»
преподавателя Башкатова Г.М.
г. Обоянь
2018 г.
Введение
Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей. Музыка – важное средство формирования личных качеств человека его духовного мира. Приобщение к культурному музыкальному наследию способствует усвоению ценного культурного опыта поколений. Исполнительство на музыкальных инструментах развивает умственные способности, как-то: музыкальная память, логическое, пространственное мышление, способность к сравнению, сопоставлению, анализу, обобщению. Музыкальное искусство развивает воображение, мышление, эстетические чувства. Исполнительская практика способствует развитию чувства артистизма, веры в себя.
Признание и известность в нашей стране и далеко за ее пределами получило исполнительское мастерство современных гитаристов, много лет подряд завоевывавших почетные места на международных конкурсах и успешно гастролирующих в настоящее время по всему миру. Это М. Илларионов, А. Дервоед, Ю. Нугманов, А. Бардина и многие другие.
Однако, несмотря на это, сегодня мы к сожалению еще не можем сказать, что подготовка молодых музыкантов в широкой массе, во всех звеньях находится уже на достаточном художественном, исполнительском и организационном уровне.
В настоящее время среди поступающих в школы искусств заметен значительный интерес к гитарной музыке, но не всегда он обусловлен желанием научиться играть на классической гитаре. Как указывалось выше, очень часто в школу приходят достаточно взрослые ребята, желающие научиться играть «для себя», т. е. аккомпанировать. К сожалению, в подавляющем большинстве в школах искусств нет определенной программы обучения на гитаре технике аккомпанемента. Обучение предусматривает пятилетний срок, что, естественно, неприемлемо для учащихся 15 – 16 лет. Для овладения техникой аккомпанемента не выделяются отдельные часы, а на уроках классической гитары не всегда хватает времени на подбор по слуху. Как следствие – значительное количество детей уходит из музыкальной школы с определенным багажом знаний, умением играть, но не аккомпанировать. Случается что ребята, считавшиеся хорошими исполнителями на гитаре, участники концертов, не в состоянии самостоятельно подобрать мелодию, разобраться в аккордах, не умеют аккомпанировать себе в пении. Зачастую учащиеся, занимающиеся на каком-либо другом инструменте: фортепиано, баяне, виолончели, аккордеоне – на последнем году обучения выбирают как дополнительный инструмент гитару. Начинать учить их, как классических гитаристов, от азов, не имеет смысла – за год они ничего нового не узнают. А вот овладеть за год техникой аккомпанемента на гитаре, а также подбором по слуху вполне реально. За несколько лет обучения аккомпанементу была разработана система упражнений и несложных пьес, при работе над которыми происходит достаточно быстрое (за 3-4 месяца)овладение нотной грамотой, развитие аккордовой техники в правой и левой руке, развивается чувство ритма даже у учащихся, не владеющих никакими другими инструментами. Прежде всего, начиная занятия, следует ознакомить учащихся с основными элементами музыкальной речи: мелодия, гармония, аккомпанемент, ритм, длительности, размер и т. д. Ознакомление с нотной грамотой можно ограничить диапазоном гитары: от ми малой октавы до ми второй октавы. В целом теоритическая часть совпадает с начальным ознакомлением с нотной грамотой при обучении на классической гитаре. Проблемы постановки обеих рук также идентичные тем, что встречаются в работе с исполнителями. Единственно. Не следует заострять внимание на работе над апояндо, так как при обучении аккомпанементу этот прием вряд ли пригодится. Апояндо можно внедрить на начальном этапе постановки правой руки в упражнении «шаги», о котором говорилось ранее, и в упражнении вертушка. Основное внимание уделяется приему «тиррандо», применяющемуся в арпеджио. Уже на первых занятиях можно отработать игру приема «тиррандо» на открытых струнах различными вариантами. Несложной пьесой с прижатыми струнами является «Этюд» В. Калинина. Неоспоримо полезными при обучении технике аккомпанемента можно считать арпеджио из сборника М. Каркасси. На них удобно отрабатывать механику перемещения элементов аккордов. При этом развивается гибкость пальцев левой руки. Укрепляются суставы. Не обязательно использовать все арпеджио, можно ограничиться лишь теми, которые впоследствии пригодятся для аккомпанирования. При игре арпеджио следует обращать внимание ученика на правильное звукоизвлечение, работу пальцев, не допускать лишних движений рукой. Для более быстрого запоминания расположения нот на грифе в первой позиции можно поиграть по нотам те же попевки, что и при обучении на классической гитаре. Когда происходит овладение приемом арпеджио, запоминаются, как следует ноты, можно переходить к разучиванию несложных пьес из сборников Каркасси, а также Карулли и других. Эти произведения были отобраны потому, что они не представляют сложности для запоминания и построены на элементах различных аккордов. Особое внимание при разучивании следует обращать на связанное исполнение произведения, не допускать остановок и неритмичной игры. Также в этих пьесах совершенствуется исполнение арпеджио в различных фигурациях.
Постепенно, по мере укрепления пальцев, развития техники в обеих руках следует переходить к отрабатыванию приема баррэ, при котором указательный палец левой руки прижимает от двух до шести струн и на одном ладу. Ноту, исполняемые баррэ, обозначаются скобкой, либо пунктирной линией, отчерчивающей отрезок, который исполняется баррэ. Осваивать баррэ необходимо осторожно и постепенно, ни в коем случае не допуская перенапряжения и утомления руки. Если рука устала, то лучше дать ей отдохнуть, опустив вдоль тела на 10-15 секунд, затем вновь продолжить упражнения. Вначале можно отрабатывать баррэ на трех струнах, постепенно добавляя по одной. При игре баррэ следует акцентировать внимание на следующих нюансах: положение левой руки должно быть правильным, т. е. не допускается наклон в сторону первого пальца, иначе прижимание струн на грифе усложняется, палец должен лежать плашмя перед порожком, не находя на него и не сползая на середину. Не стоит сильно давить первым пальцем на гриф, лучше разместить его почти параллельно большому пальцу с другой стороны грифа и висеть на всей тяжестью руки, что способствует меньшему ее уставанию, при игре баррэ другие пальцы должны оставаться полностью свободными, не помогая первому пальцу прижимать струны. Когда при помощи упражнений и пьес учащимися приобретены все основные навыки, можно переходить к освоению аккордов – вначале более простых – Am, Em, E, С, Gи т. д. Их можно исполнять в разложенном виде. На арпеджио, руководствуясь принципами тяготений, попутно знакомя с понятиями тональность, тоника, субдоминанта, доминанта. Постепенно можно осваивать все новые и новые аккорды, вводя в игру аккорды с баррэ –F, Fm, В, Нm, Н. Для обозначения аккордов учащихся следует познакомить с системой буквенных обозначений звуков и тональностей. Обычно у учащихся даже со средними музыкальными данными овладение навыками исполнения аккордов, запоминание их названий происходит достаточно быстро. Одним из приемов игры, необходимым для аккомпанирования.
Является исполнение ритмического расгеадо (игра «боем» ). Гитарный бой – особое явление, пришедшие к нам из испанской музыки фламенко, где гитаристы часто играют свою партию приемом расгеадо. Оно представляет собой удар вверх или вниз пальцами правой руки по струнам – очень быстрое арпеджио – создавая определенный ритмический рисунок, фон для солиста или другого гитариста. В эстрадной музыке бой стал одним из основных способов ритмического сопровождения. В основе приема лежит равномерное движение правой рукой вверх ивниз параллельно плоскости деки. Удары по струнам чередуются с пропусками – движение руки вверх или вниз, не задевая струны. Порядок ударов и пропусков может варьироваться в зависимости от ритмического рисунка. Чтобы освоить простейшую формулу боя, необходимо с начало просто сыграть чередующиеся удары вверх и вниз по струнам. Вниз – пальцем р., вверх – i. Затем стараться сгруппировать их по четыре, выделяя каждую четвертую долю. Не следует делать слишком больших движений рукой, амплитуда должна составлять 8-10 см вверх и вниз от крайних струн, а сами движения должны быть равномерными. Постепенно формулу боя можно усложнить пропусками ударов для получения нового ритмического рисунка. Таким образом, мы получили один из самых распространенных вариантов «боя», подходящего почти ко всем быстрым песням. Если возникают сложности в овладении в овладении приемами «боя», можно предложить следующие варианты работы над ними: игра рукой ученика для лучшего понимания ритмического рисунка, синхронная игра вместе с преподавателем, отработка элементов боя по отдельности. При обучении аккомпанементу главное в занятиях – последовательность и постепенное усложнение материала, дабы не отбить у ученика желания, не уничтожить веру в собственные возможности. Любые элементы игры сначала лучше отработать на простых аккордах, а потом перейти к более сложным. Когда ученик в достаточной степени овладел всеми приемами игры и может саккомпанировать себе по обозначенным аккордам, можно переходить к обучению подбору по слуху. Умение подбирать не растет совокупно с техникой игры, его необходимо развивать. Методика подбора по слуху на гитаре такая же, как и на любом другом инструменте, и не требует особого рассмотрения в данной работе. Таковы основные аспекты обучения технике аккомпанемента на шестиструнной гитаре. Эта методика используется нами уже в течении нескольких лет и дала положительные результаты. Ребята. Не имеющие никакого музыкального образования, занимаясь 1-2 раза в неделю с педагогом, а также работая самостоятельно, овладевают приемами игры. Следует заметить. Что мы не учим играть без изучения нотной грамоты, т. к. бездумное исполнение заученных аккордов кажется нам не слишком нужным навыком. Впоследствии, владея нотной грамотой, ребята легче разберутся в многочисленных в многочисленных песенниках и самоучителях. Ребята, обучающиеся в музыкальных школах игре на каком-либо инструменте и осваивающее гитару в качестве дополнительного, естественно, учатся несколько быстрее – за 2-3 месяца. Сказывается развитое чувство ритма, знание нот, скоординированное движение рук. Хочется надеяться. Что впоследствии данная методика будет совершенствоваться и даст еще более положительные результаты.
Заключение
Изучение и анализ музыкально-педагогической и методической литературы позволили нам выделить основные этапы деятельности и специфические особенности исполнительского искусства наиболее известных российских гитаристов.
Проведенное нами исследование показывает, насколько исполнительство выросло и качественно, и количественно. Разработка методики обучения и вопросов теории исполнительства, расширение и обогащение репертуара за счет, главным образом, оригинальных произведений – все это обусловило рост исполнительского мастерства отечественных гитаристов.
В настоящее время репертуар для гитары содержит значительное количество переложений произведений мировой музыкальной классики, обработок народных мелодий и оригинальные сочинения. Дальнейшее развитие оригинальной литературы связано с созданием большого количества новой, талантливой, во многом новаторской музыки.
Необходимо подчеркнуть, что большинство произведений написано профессиональными гитаристами, которые стали и профессиональными композиторами. Среди них можно назвать С. Руднева, Н. Кошкина. В. Козлова, А. Винницкого, И. Рехина (одно из его сочинений 24 прелюдии и фуги для гитары соло занесены в книгу рекордов Гиннеса)
В заключении необходимо подчеркнуть, что творческая деятельность современных гитаристов говорит о качественном сдвиге, который произошел в развитии гитарного исполнительства. Благодаря широкому кругу поклонников, интересу, проявляемому композиторами, месту в искусстве импровизации, выдающимся гитаристам - исполнителям, гитара, несомненно, имеет большое будущее в музыкальном искусстве.