Методическая разработка
Работа хореографа по созданию художественного образа в танце.
Педагог ДО, хореограф -
Сушкова Т.И.
г. Бутурлиновка
2020
«Мы выражаем жизнь в танце.
Мы хотим, чтобы зритель
за каждым нашим номером разглядел,
почувствовал душу народа,
его привычки, обычаи, стремления;
мы ищем ту эстетику и ту пластику,
которая отвечает современности»
И. Моисеев
Ещё в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Обучение танцу таит в себе огромные возможности для успешного художественного и нравственного воспитания, оно сочетает в себе множество факторов, влияющих на эмоциональную и интеллектуальную сферы человеческой личности, ведь приносит радость, как исполнителю, так и зрителю, танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.
В работе над репертуаром танцевального коллектива важным фактором является зрелищность, но ещё более важным - образность. Не всегда бурные аплодисменты зрителей – показатель успешности хореографа или исполнительского мастерства танцоров. С другой стороны, если зритель неохотно идёт в концертный зал, если его душу не задевает происходящее на танцевальной площадке, постановщику надо задуматься о своей профпригодности. Без создания образа в сценическом произведении нельзя говорить о профессионализме. Что же такое хореографический образ? В художественном творчестве образ – явление собирательное, типическое, вымышленное, но вместе с тем взятое из самой гущи жизни. Он органически складывается из множества слагаемых свойств и особенностей и является обобщением. В хореографии художественное обобщение состоит в создании средствами танца конкретных образов, воплощающих человеческие действия, мечты, чувства, переживания, отражающих реальные характеры. Чтобы образ получился убедительным, необходимо учить детей передавать характер героя средствами хореографического искусства.
Хореограф в решении образа отталкивается от сюжета, идеи и строит хореографический образ, основываясь на музыкальном материале. Для создания художественно правдивого образа хореограф должен быть профессионалом в высокой степени, т.е. в совершенстве знать не только технологию хореографического искусства, но и уметь проанализировать музыкальное произведение, чтобы определить его форму, стиль, характер, музыкальные характеристики каждого персонажа, связать развитие хореографических образов с развитием музыкальной формы, владеть хореографической лексикой, чтобы персонажи были наделены аутентичными чертами, ни у кого не вызывающими сомнения. Таким образом, хореографический образ, его развитие следует рассматривать в тесном взаимодействии с музыкальным произведением. Музыка дает пластике ритмическую основу, она определяет её эмоциональный строй, характер, образную выразительность. Про музыку справедливо говорят, что она душа танца. Хореограф, к сожалению, не часто имеет возможность обратиться к композитору для написания музыки для задуманного им хореографического произведения. Чаще всего он использует готовое музыкальное произведение: довольствуется подбором музыкального материала, найденного на просторах интернета, или обработкой мелодии.
Создавать образ в хореографии помогают специфические средства художественной выразительности. К примеру, во фламенко одна стилистика, композиционные приемы, а в уличных танцах – иные. Нельзя умолчать о таком важном средстве, как рисунок танца: он организует движения исполнителей, систематизирует их. Различные построения и перестроения оказывают на зрителя определенное психологическое воздействие, и задача хореографа – добиться, чтобы рисунок танца наиболее полно выражал ту мысль, то настроение и тот характер, которые заложены в музыке. Темп музыкального произведения, динамика должны получить соответствующее выражение в рисунке танца. Темп определяет скорость движения, быстроту перемещения исполнителей по сценической площадке, характер произведения. Таким образом, динамика, темп являются средствами выразительности танца и оказывают большое влияние на замысел постановщика.
Большое значение в создании образа имеет знание хореографом психологии. Это дает ему возможность не только понимать встречающиеся в жизни различные характеры людей, но и правильно выстраивать сначала в своем воображении, а потом воплощать на сцене свой замысел, создавать образность в хореографическом произведении.
Из каких же компонентов складывается хореографический образ? Хореографический образ складывается из следующих этапов.
1.Выбор выразительных средств.
2. Способы их комбинирования.
3. Поиск композиционного решения.
4. Поиск единого стиля.
5. Использование различных художественных и хореографических приёмов.
Какие выразительные средства использует хореограф для создания сценического образа в хореографическом искусстве? Хореограф сам сочиняет хореографический текст. В его компетенции создать для действующих лиц такой текст, который будет способствовать выявлению их характеров, раскрытию идеи произведения. С одной стороны, идея является определяющим моментом при создании хореографического образа, с другой - раскрывается через сценические образы.
В создании хореографического образа едва ли не основное значение имеет танцевальный язык. Танцевальный текст, сочиненный хореографом, должен быть образным, эмоциональным. Именно через пластику, через танцевальный язык воспримет зритель замысел хореографа. Не умаляя значения других компонентов, играющих роль в создании образа, скажем, что танцевальный текст, музыкальный материал, на котором он рождается, играют первостепенную роль.
Но не только в танцевальном тесте, а и во всей композиции танца раскрывается образ действующего лица. Поэтому органичная композиция поможет исполнителю ярче выявить данный образ. Следует быть очень внимательным и к деталям: отдельным жестам, позам, характерным движениям. Всё это придает действующему лицу те или иные индивидуальные черты. Существенную роль играет и внешний облик героя: его костюм, грим, манера держаться.
Говоря о хореографическом языке, необходимо добавить, что автор его должен твердо знать, на основе какого национального танцевального языка будет построена хореографическая лексика данного действующего лица. Поэтому танцевальный текст, раскрывающий хореографический образ, должен создаваться хореографом исходя из основ народной хореографии, народного танца. Правда хореографического образа опирается на правду народного танца, правду жизни, правду взаимоотношений. В том случае, если хореограф сумеет правдиво отобразить всё это в хореографических образах, произведение будет понятно зрителю и будет представлять определенную художественную ценность. Пошлость и фальшь в хореографии отталкивают зрителя так же, как и в других видах искусства.
В работе хореографа чрезвычайно большое значение имеет его творческая фантазия, которая проявляется не только в сочинении танцевальных сцен, не только в создании хореографических композиций, но и в сочинении сюжета, разработке композиционного плана, создании образов и умении поставить эти образы в необходимые сценические ситуации, в которых бы они (образы), раскрывая себя, раскрывали сюжет, идею произведения.
Любое хореографическое произведение строится по законам драматургии. Хореографический образ не может создаваться без учета этих законов. В сценическом образе должна быть и своя экспозиция, и завязка, и ступени перед кульминацией и кульминация, и развязка. Хореограф должен помнить об этом всегда.
Для создания образа важно исполнительское творчество: если оно активно, танцовщик воссоздаёт не только балетмейстерский текст, но и вкладывает в танец своё понимание характера, жизни в целом, одухотворяя хореографический текст и проявляя в этом свою индивидуальность.
Итак, образный танец содержателен, эмоционален, наполнен внутренним смыслом. Он всегда говорит о человеке, о народе, о стране, о времени. Танец, лишённый образности, сводится к голой технике, к бессмысленным комбинациям движений.
Подводя итоги сказанному, хочется отметить, что у хореографа есть целый арсенал средств: танцевальный язык, пластика человеческого тела, мимика, индивидуальность исполнителя, рисунок танца, композиция и набор драматургических инструментов. Обладая этими средствами, хореограф может ставить перед собой любую высокую задачу, например, задачу постоянно обогащать духовный мир своих воспитанников, участников коллектива, формировать лучшие качества человеческой личности.
Литература.
И.В. Смирнов «Искусство балетмейстера». - М., Просвещение, 1986.
С.Е. Бахто «Ритмика и танец».- М., 1980.
Т. Барышникова «Азбука хореографии». - М., 1999.