СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа хореографа с концертмейстером.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План:

 I. Этические нормы поведения педагога и концертмейстера на уроках классического танца

 II. Значение музыки в оформлении урока классического танка 

 III. Значение ритма и метроритма в оформлении урока.

Просмотр содержимого документа
«Работа хореографа с концертмейстером.»

Работа  хореографа с концертмейстером.

 План:

 I. Этические нормы поведения педагога и концертмейстера на уроках классического танца

 II. Значение музыки в оформлении урока классического танка 

 III. Значение ритма и метроритма в оформлении урока.

         Концертмейстер является непосредственным помощником и

ассистентом преподавателя. Поэтому работа педагога и концертмейстера осуществляется на взаимопонимании и уважении. Климат в балетном классе должен быть лояльным и доброжелательным. Необходимо все негативные моменты решать не на уроке и не при детях.

           Работу над подбором музыкальных импровизаций и нотного материала педагог классического танца ведёт вместе с концертмейстером заранее и тщательно. При подборе музыкальных произведений необходимо помнить о воспитании музыкального вкуса у детей. Зная характер, ритм и составные элементы (хореографию) учебного задания, концертмейстер может предложить вниманию учащихся соответствующую тему, тональность, динамику, размер и акценты музыкальной импровизации.

         Уроки классического танца - это необыкновенно трудоёмкая и сложная учебная работа, которая наполнена бесконечно скрупулёзно повторяемой отработкой ранее пройденных и новых примеров исполнительской техники. Такого рода работа должна оформляться в строгом соответствии с её истинным содержанием. Поэтому очень хорошо, когда ритм музыки свободно и точно согласуется с учебным заданием, и очень плохо, если музыкальная тема и её интонации не соответствуют характеру задания, у учащихся не возникает истинной творческой увлечённости, стремления, верно, согласовывать содержание учебной работы с музыкой и своими внутренними действиями. Также плохо, если музыкальное сопровождение будет носить отвлечённый и монотонный характер.

     Следовательно, учебная мысль-цель, которую преподаватель проводит в каждом примере, должна оформляться концертмейстером  импровизатором не равнодушно, а творчески увлечённо, но без уклона в музыкальный примитив иди чрезмерную сложность.

       Музыкальное воспитание - одна из главных задач, предусмотренных программой  по классическому танцу. И уже с первых занятий детей следует приучать слушать музыку сначала на уроках ритмики и музыкальной грамоты, на индивидуальных уроках музыки. На уроках классического танца музыкальное образование продолжается, так как музыка является составной частью танца.

       Задача воспитания музыкальности учащихся и проста и сложна. Установить единый подход в этом тонком вопросе невозможно. Настоящему танцовщику необходимо не только уметь слушать музыку и проникать её содержанием, но и любить её, понимать, чувствовать, увлекаться ею. Поэтому преподаватель, концертмейстер и их питомцы должны уделять в своих занятиях особое внимание не только развитию ритмической, но и эмоционально-действенной связи музыки и танца.

      В учебной работе необходимо подвести учащихся к тому, чтобы они стремились выполнять каждое задание не только технически грамотно и физически уверенно, но и творчески увлечённо, музыкально.

        В начальных классах концертмейстер обычно придерживается трех систем музыкального оформления уроков экзерсиса у станка и на середине зала:

1 Импровизационный аккомпанемент, когда концертмейстер выступает как композитор;

2)аккомпанемент по нотному материалу, специально подобранному для уроков классического танца;

3) Аккомпанемент, объединяющий первый и второй принципы

музыкального сопровождения урока.

      Однако как в первом, так и во втором и в третьем случае музыкальное оформление опирается на основную задачу урока - научить детей исполнять отдельные движения и их комбинации грамотно, по правилам, с точным соблюдением ритмического рисунка.

При подготовке открытых уроков и экзаменов, как правило, используется специальный музыкальный материал, доступный для восприятия детей и предназначенный для уроков классического танца.

Концертмейстер должен проявлять при этом чувство меры, художественный вкус и такт, предлагая произведения, соответствующие учебным целям предмета.

                                                     III

      Музыкальность будущего танцовщика слагается как бы из трёх компонентов.

1) Это способность, верно, согласовывать свои действия с музыкальным ритмом.

Малейшее нарушение музыкального ритма всегда лишает танец действенной и художественной точности выражения. Поэтому концертмейстеру и педагогу необходимо обращать особое внимание на то, чтобы музыкальный ритм воспринимался учащимися не как простой механически точный счёт долей времени, а как выразительный компонент танца.

2) Это умение учащихся сознательно и творчески увлечённо воспринимать тему-мелодию, художественно воплощать её в танце. Другими словами, пластика танцевальной позы-жеста как сценического, так и учебного характера должна отображать живое чувство музыкальной темы, быть не простой отвлечённой схемой движения, а действенным средством выражения содержания музыкального произведения.

      Никто из преподавателей хореографии не сомневается в том, что исполнительская техника танцовщика должна совершенствоваться в неразрывной связи с развитием чувства музыкального ритма, умением абсолютно точно согласовывать свои действия с чередованием и соотношением музыкальных длительностей и акцентов.

      Вместе с тем существуют расхождения в том, что эмоционально образная и метроритмическая сторона музыкального произведения, предназначенного для учебных занятий, не должны восприниматься учащимися одновременно как единое целое, с одинаковой ясностью, что это отвлекает внимание учащихся от развития высокой и точной техники танца. Поэтому ритм музыки на уроках классического танца должен быть всегда очень чётким и ясным, преимущественно на 2/4 и 4/4, а музыкальная тема по своему характеру возможно более отвлечённой, она не должна затрагивать воображение ученика.

Поэтому очень важно, чтобы в основе всего курса обучения классическому танцу, каждого урока, каждого отдельного учебного задания даже самого элементарного, лежало осмысленное, живое восприятие музыки. Это есть непреложный закон театральной хореографии, без которого она не может существовать.

      Уходя с урока, ученик должен отчётливо помнить не только хореографию, наставления учителя, но и музыкальные темы, которые давали ему внутреннюю увлечённость, действенность (пусть даже самую малую) и тоже помогали развивать технику танцевального мастерства.

Музыкальная тема должна быть не только верно воспринята, но и верно отображена в действиях ученика. Лицо и вся фигура ученика должны действовать свободно, увлечённо, но в полной гармонии с законами искусства танца, а не пантомимы.

3). Умение учащихся внимательно вслушиваться в интонации музыкальной темы, стремясь технически верно и творчески увлечённо воплотить их звучание в пластике танца.

Практика балетного театра убеждает  в том, что умение, верно, чувствовать и свободно отображать интонацию музыки в танце должно воспитываться у учащихся так же, как верное чувства ритма и понимания темы. Можно уметь ритмично танцевать, тонко и верно воспринимать содержание музыкальной темы, но не уметь или недостаточно уметь отобразить её интонации в своих действиях. Поэтому, не только что, но и как говорит музыкальная тема, ученик должен воспринимать одновременно и именно на уроках классического танца.

Умение слушать музыку в целом - её ритм, тему и интонации  

необходимо воспитывать последовательно, своевременно переходя от простого к сложному на протяжении всего курса обучения классическому танцу, учитывая возраст ученика, его знания и характер упражнения.

Например, в младших классах, особенно в первом, музыка должна быть во всех, отношениях очень простой и ясной, даже наивной, понятной и близкой психологии учащихся. В старших классах содержание музыки должно быть более сложным.

Начиная с первого же класса, концертмейстер и педагог должны обращаться к музыке, содержание которой более близко по своему характеру психологии мальчиков и юношей, а не девочек или девушек.

В младших классах это ещё не имеет такого большого учебного значения, но в средних, особенно в старших, данную особенность необходимо предусмотреть.

Высокий музыкальный вкус концертмейстера и преподавателя обогащает содержание учебной работы, повышает трудоспособность и творческую активность учащихся. И, напротив, отсутствие вкуса у преподавателя приучает учащихся небрежно и поверхностно относится к музыке.

Следует подчеркнуть, что первоначальной учебной задачей является освоение точной, детально отработанной техники танца, но не механической, а такой, которая способна чутко, правдиво и ярко отзываться на эмоционально-смысловое содержание музыки. Вот почему музыку на уроках классического танца надо рассматривать и воспринимать как учебный материал, как средство воспитания будущего актёра- танцовщика, а не как компонент, который приятно облегчает физический труд.

Воспитание музыкальности не нуждается в какой-то новой или особо учебной системе. Необходимо только ежеурочно и неуклонно прививать учащимся умение преодолевать трудности техники танца и творчески воспринимать содержание музыки. Это убеждает их от показного техницизма.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.«Тем, кто хочет учиться балету», Т. И. Васильева. Москва, издательство «Гиттис » 1994г.

2.Классический танец. Школа мужского исполнительства. Н. Тарасов. Москва 1971 год.

3. «100 уроков классического танца» В.Костровицкая. «Искусство» 1981 год.