Работа классного руководителя с «трудными» студентами.
Мальшакова В. В., преподаватель Брянского строительного колледжа им. проф. Жуковского.
Ребенок нуждается в вашей любви больше
всего тогда, когда он меньше всего ее заслуживает.
Э.Бомбек
Наибольшую трудность в работе преподаватели испытывают со студентами агрессивными, лживыми, неуравновешенными, имеющими нервно-психические расстройства, т.е. подростками с девиантным поведением.
Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы. Основные черты: негативизм, агрессивность, дерзость и мстительность, эмоциональная чёрствость, цинизм, жестокость, склонность к насилию, грубость в общении, особенно с употреблением ненормативной лексики. Факторы, которые вызывают у подростков такое поведение: возрастные кризисы, психогормональные процессы, перестройка Я-концепции, неопределённость социального положения подростков, перестройка механизмов социального контроля. В результате у детей формируются эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, неуравновешенность, неадекватность реакции, неоправданная резкость и повышенная конфликтность.
Начиная работу со своей группой, я провожу сбор и анализ информации о студентах и их семьях, наблюдение за поведением студентов, опрос и анкетирование. Выявляю студентов «группы риска». Пытаюсь разобраться и понять причины девиантного поведения отдельных студентов моей группы и нахожу их.
В первую очередь – это дисфункциональность семьи:
-неблагоприятный психологический климат семьи (внутрисемейные конфликты, психологические травмы, отсутствие нормальной, нравственной среды, безразличие, алкоголизм и т.д. )
-гиперопека,
-неполная или деформированная семья,
-криминогенная семья.
Результат: озлобленность, доходящая до отчаяния или жестокости, недоверие к людям, пренебрежение к нормам, цинизм, равнодушие
Другие причины социальной дезадаптации:
-личностные особенности (возрастные, характерологические, психические);
- дезадаптация в группе (низкий статус, непризнание, эмоциональное неприятие);
-социальное воздействие (СМИ, ценности общества); подросток, проводящий у телевизора всего лишь два часа, видит в среднем свыше 17 актов агрессии.
Дети и подростки, чаще смотрящие или предпочитающие телепередачи со сценами насилия, бывают более агрессивными
-воздействие асоциальной неформальной среды.
При этом проявляется такая особенность социальных отношений студентов с девиантным поведением: с одной стороны, они чаще всего воспринимают свое поведение как нормальное, соответствующее их нравственным позициям, с другой — всякую негативную оценку своих поступков они воспринимают как несправедливое отношение к ним лично.
Несомненно, что в основе педагогической цели, реализуемой по отношению к студенту с девиантным поведением, лежит оказание ему помощи в становлении полноценного члена общества, в реализации его индивидуального потенциала. Необходимо создание условий для осознания студентом необходимости переоценки своего поведения.
Одной из главных задач воспитания девиантного студента является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности студентов в реальные социальные отношения, т. е. возникновения у них личностного отношения к деятельности, несущего в себе объективный и субъективный компонент. Вторым условием является самореализация студентов в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности студенту более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым студентом своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую студент включается.
Воспитание девиантного студента совершается только на основе активности самого студента во взаимодействии его с окружающей социальной средой. Фактически цель воспитания будет состоять в формировании состояния самоперевоспитания.
Говоря об активности студента, мы должны представлять, что она существенным образом зависит от его мотивации. Поэтому педагог должен, прежде всего, опираться на потребности и мотивы студента, определять, что является для студента главным на данный момент.
Воспитание девиантных подростков подразумевает включение следующих компонентов:
-целенаправленной работы по нравственному просвещению (это уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т. п.);
-актуализации всех источников нравственного опыта студентов (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между студентами группы, отношения детей с родителями, отношения преподаватель — студент, преподаватель — родители студентов, повседневный стиль и «тон» работы колледжа);
-введения нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников;
Работая со студентами с девиантным поведением, я сделала следующие выводы:
-к студенту с девиантным поведением нужен индивидуальный подход;
--необходимо усилить у него познавательный интерес, для этого вовлекать его в разные виды деятельности, но держать ситуацию под постоянным контролем;
- разговаривать, объяснять, но не ставить условий, не требовать сразу идеального поведения;
-замечать даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно;
-Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить — это главное.;
-Громадное значение имеет для трудного студента испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию. Важно не пропустить момент, когда достигнут первый успех. Никогда не ждать особого случая - хвалить студента за каждый удачный шаг. Этим мы эмоционально поддержим его. Подросток чувствует, что его достижения не остались не замеченными. Причем хвалить не вообще - а конкретно. Не "ты молодец", а "ты молодец, потому что..." и обязательно дать почувствовать свое настроение - в данном случае свою радость по поводу его успеха.;
-Говорить со студентом тактично, избегать резких выражений. Для того чтобы воздействовать на студента, мы должны научиться сдерживать свой критицизм и видеть позитивную сторону общения со студентом. Тон, которым мы обращаемся к студенту, должен демонстрировать уважение к нему как к личности.;
-Поддерживать студента. Классный руководитель может поддерживать студента, признавая его усилия и вклад, равно, как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда студент не достигает успеха.;
-Иметь мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, не нужно отчаиваться, следует остановиться и проанализировать переживания и поступки – и студента, и свои. В результате в следующий раз преподаватель будет лучше знать, как поступить в подобной ситуации.;
-Демонстрировать взаимное уважение. Педагоги и родители должны демонстрировать доверие к студенту, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.
-Хотелось бы отметить, что воспитание личности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если классному руководителю удается сочетать требовательность и доброту. Если общение со студентом идет плохо, безрадостно, постоянно приносит огорчения, то весь механизм не работает, новые мотивационные образования у студента не возникают, правильного воспитания личности не происходит. Это говорит о том, что личность выбирает тот способ удовлетворения своих потребностей в общении и деятельности, который соответствует её жизненным ценностям.
Таким образом воздействуя различными методами воспитания на девиантных студентов, привлекая их к участию в различных мероприятиях группы и колледжа, наблюдаю, как происходит постепенное восстановление у них положительных качеств, реализация своих возможностей и способностей.
2