логопедическая работа при дизартрии
В остром периоде инсульта и черепно-мозговой травмы чаще применяется классификация дизартрических расстройств с учетом локализации очага поражения.
Знание патофизиологических механизмов данных расстройств является необходимым условием системного и качественного анализа нарушений глотания, речи и других высших психических функций (ВПФ), постановки диагноза и выведения программы.
Просмотр содержимого документа
«Работа логопеда при тяжелых нарушениях речи.»
Дети с тяжёлыми нарушениям речи
- Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и зависит от речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения
- Дети с тяжелыми нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
- Дети с ТНР имеют ряд психолого-педагогических особенностей, которые отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.
- Тяжёлые нарушения речи (в зависимости от нарушенного звена) подразделяются на:
- отсутствие или недоразвитие речи(алалия);
- полная или частичная утрата речи(афазия);
- нарушение произносительной стороны речи(дизартрия);
- нарушения тембра голоса и звукопроизношения(ринолалия);
- нарушения темпо-ритмической организации речи(заикание).
Нарушения звукопроизношения и интонационно-мелодической организации речи
РИНОЛАЛИЯ - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: «гнусавость» - устаревший термин «палатолалия»
Проявления : назализация (воздушная струя при звукопроизнесении попадает в полость носа и возникает носовой резонанс) искаженное произношение всех звуков речь невнятная, монотонная грубые нарушения артикуляционного аппарата (расщелина неба).
РИНОФОНИЯ – если нет расщелины неба, а есть только носовой оттенок голоса.
Логопедическое воздействие при открытой ринолалии
Задачи коррекционной работы :
- нормализация ротового выдоха;
- выработка длительной ротовой воздушной струи;
- выработка правильной артикуляции всех звуков;
- устранение назального оттенка голоса;
- воспитание навыков дифференциации звуков;
- нормализация просодических компонентов речи.
В дооперационный период:
- освобождение лицевых мышц от компенсаторных движений;
- подготовка правильного произношения гласных;
- подготовка правильной артикуляции доступных согласных.
В послеоперационный период:
- развитие подвижности мягкого неба;
- устранение дефектов звукопроизношения;
- преодоление назального оттенка голоса.
Специфические виды работы в послеоперационном периоде :
- массаж мягкого неба;
- гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки;
- артикуляционная гимнастика;
- голосовые упражнения;
- дыхательные упражнения .
Обучение и воспитание детей с тяжёлыми нарушениями речи осуществляется по специальной системе, в специальных детских садах или школах, для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Всё обучение строится на создании ситуации успеха, поощрения, поддержки. Создаётся атмосфера
сотрудничества, заботы, любви.
Только при наличии таких условий и отношений возможен успех.
Спасибо за внимание!