Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Басакинская средняя школа» Чернышковского муниципального района Волгоградской области
_________________________________________________________________
Применение метода проектов на уроках английского языка как средства повышения мотивации учащихся к овладению языком
Инноватика в обучении
Мартынюк Людмила Викторовна
учитель английского языка
МКОУ «Басакинская СШ»
2017
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………….…..2
Глава 1. Изучение нормативные документы в образовании………………………………………...4
Глава 2. Проект как метод обучения. Основные виды проектов…………………………………...5
Глава 3. Практическая часть. Проведение эксперимента………………………………………….10
Выводы……………………………………………………………………………………………..….17
Приложение…………………………………………………………………………………………...18
Список использованной литературы……………………………………………………………….20
Введение
В настоящее время одной из основных задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение данных задач невозможно без вариативности образовательных процессов, в связи с этим появляются различные инновационные педагогические технологии, которые требуют глубокого научного и практического осмысления. Общеизвестно, что для любого учителя самым важным в работе является повышение эффективности обучения. Этот вопрос требует непрерывного поиска решений, которые смогут оптимизировать учебный процесс. Как же учитель сможет сформировать положительную мотивацию учащихся к изучению учебного материала, создать условия полного раскрытия творческого и интеллектуального потенциала школьников, развития их познавательных интересов? Существуют разнообразные инновационные формы, позволяющие сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одной из наиболее часто используемых форм является проектная технология. В нашем проекте подробнее рассмотрим именно эту инновационную технологию. Говоря о методе проектов в образовательной системе, необходимо отметить актуальность этого метода на современном этапе. В условиях реализации ФГОС обучения иностранным языкам проектная методика является одним из эффективных методов. Она наиболее полно обеспечивает личностно-ориентированное обучение. Применение проектной методики на уроках иностранного языка в нашей школе – является один из способов развития и раскрытия творческого потенциала учащегося, а вместе с этим его познавательной деятельности и самостоятельности, что и делает его приоритетным методом в сфере ФГОС. Проектная методика дает возможность учащимся нашей школы выражать свои собственные идеи в удобной и наиболее приемлемой для них форме, например, разработка и подготовка мультимедиа презентаций, плакатов, стенгазет, открыток. Практически все учебные учреждения в нашем районе демонстрируют результаты работы детей, занимающихся различными проектами в конкурсах, фестивалях.
Исходя из вышеизложенного, выделяем объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования является процесс обучения иностранному языку на основе проектной методики.
Предмет исследования – формы, методы и средства использования методов проектов при обучении иностранному языку.
Цель исследования – раскрыть содержание и специфику применения проектной методики при обучении иностранного языка, а также ее роль в повышении мотивации изучения иностранного языка.
Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи исследования:
1) изучить сущность и содержание проектной методики;
2) рассмотреть и выявить наиболее эффективные виды проектов;
3) проанализировать основные структурные компоненты проектов;
4) показать специфику и значение применения метода проектов при обучении иностранному языку;
5) выявить требования к использованию проектной методики.
В соответствии с целью и задачами была сформулирована следующая гипотеза: если при обучении иностранным языкам использовать метод проектов, то процесс обучения по своим основным характеристикам приблизится к процессу естественного овладения языков и повысит мотивацию учащихся к овладению им.
При работе над изучением данной проблемы использовались следующие методы исследования: анализ литературы по рассматриваемой проблеме, наблюдение за педагогическим процессом, проведение эксперимента по изучаемой проблеме в процессе обучения иностранному языку, анкетирование, тестирование.
Сформулировав цели и задачи, составим этапы реализации проекта.
Этапы реализации проекта:
1.Теоретическая часть.
Изучение нормативных документов в сфере образования (Изучение нормативных документов в сфере образования ФГОС, фундаментальное ядро содержания общего образования)
Изучение метода проекта и его классификации (Изучения методической литературы, статей по данной теме);
2.Практическая часть.
2.1. Проведение тестирования на выявление творческих способностей (Анкетирование на выявление творческих способностей проводится по методике Г. Дэвиса) ;
2.2.Проведение анкетирования на выявление мотивации к изучаемому предмету до введения метода проекта в учебную деятельность (для анкетирования используется «Анкета для учащихся по мотивации к изучению английского языка»);
2.3. Проведение наблюдения до введения метода проекта в учебную деятельность (учитель наблюдает за мотивацией учащихся к овладению иноязычной речи
2.4. Проведение эксперимента (учитель вводит метод проекта в учебную деятельность);
2.5. Проведение наблюдения в ходе эксперимента (В ходе учебного года при применении метода проекта учителем проводится наблюдение за развитием мотивации учащихся к овладению английской речи);
2.6. Проведение повторного анкетирования на выявление мотивации к изучающему предмету (для анкетирования используется «Анкета для учащихся по мотивации к изучению английского языка»).
2.7. Комплексный мониторинг эффективности реализации проекта, общественно-профессиональное признание его результатов (мнение учащихся и родителей, педагогов и администрации образовательной организации); Выводы.
Глава 1.Изучение нормативные документы в образовании
Изучение иностранного языка требует определенных норм и систем, по которым этот язык изучается. Начиная наш эксперимент, мы ознакомились с нормативными документами в образовании.
Во-первых - это федеральный государственный образовательный стандарт, который гласит о том, что важнейшая задача современного школьного образования – это формировать у ребенка желание и умение овладевать новыми знаниями и видами деятельности, а так же способность строить дальнейшее направление собственного образования.
Основные нормы ФГОСа по английскому языку
Основная цель занятий по английскому, согласно стандартам ФГОС, — это формирование коммуникативной компетентности. Это означает способность осуществления межличностного и межкультурного общения на иностранном языке.
Благодаря формированию коммуникативной компетентности, учащиеся должны быть способными:
Представить себя устно и письменно, написать резюме, заявление, письмо, анкету на английском
Представить свою семью, школу, город, страну в рамках межкультурного общения
Уметь задать вопрос, построить диалог по-английски
Владеть различными видами речевой деятельности: письмо, чтение, диалог, монолог.
Коммуникативная компетентность включает в себя предметные компетенции: языковая, речевая, компенсаторная, социокультурная, учебно-познавательная. Основой, все же служит, речевая компетенция. В свою очередь, речевая компетенция включает в себя четыре вида речевой деятельности, которые помогают развить коммуникативные умения: говорение, аудирование, чтение, письмо.
Во-вторых, фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий, важная составная часть новой концепции стандартов общего образования, также оно является важной частью при проведении эксперимента нашего проекта.
Обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Специфика иностранного языка как учебного предмета в его интегративном характере, т. е. в сочетании языкового/иноязычного образования с элементарными основами литературного образования (ознакомление с образцами зарубежной литературы), а также в его способности выступать и как цель, и как средство обучения для ознакомления с другой предметной областью (гуманитарной, естественнонаучной, технологической). Таким образом, в нем могут быть реализованы самые разнообразные межпредметные связи (с родным языком, литературой, историей, географией и т. д.).
Основная цель изучения иностранных языков в школе ― формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Для достижения данной цели необходимо усиление социокультурной направленности обучения иностранным языкам, ориентация на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения, на включение школьников в диалог культур, что способствует приобщению учащихся к культуре страны изучаемого языка, развитию взаимопонимания, толерантного отношения к проявлению иной культуры, помогает им лучше осознать особенности культуры своей страны и развивает у них умение представлять ее в процессе общения средствами иностранного языка.
Иноязычная коммуникативная компетенция предусматривает развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности: говорении, понимании воспринимаемого на слух (аудировании), чтении и письме. Предметное содержание речи определяется на основе сфер общения (социально-бытовой, социально-культурной, учебно-трудовой), ситуаций общения и выделенной на их основе тематики общения. Таким образом, компонентами содержания обучения являются:
предметное содержание речи и эмоционально-ценностное отношение к нему (ценностные ориентации);
коммуникативные умения в названных видах речевой деятельности;
языковые знания и навыки;
социокультурные знания и навыки;
учебно-познавательные и компенсаторные умения (общеучебные умения и специальные/предметные умения).
Изучив нормативные документы, перейдем к рассмотрению метода проекта, как к методу, учитывающему требования нормативных документов в сфере образования и как к средству повышения мотивации учащихся к овладению языком.
Глава 2. Проект как метод обучения. Основные виды проектов
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Разработанный ещё в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Метод проектов не новость в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога У. Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В России метод проектов был известен ещё в 1905 году. Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.
Метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России благодаря введению ФГОС общего образования (стандартов второго поколения). Главная цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизировать их в необходимой ситуации.
Рассмотрим, зачем нужен метод проектов в преподавании иностранных языков и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Какие проблемы можно решать доступными учащимся языковыми средствами?
Мы обучаем способам деятельности, речевой деятельности. Поэтому мы говорим о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения иностранному языку. Коммуникативная компетенция может быть сформирована лишь на основе лингвистической компетенции определенного уровня. Однако, целью обучения во всех типах школ является не система языка, а иноязычная речевая деятельность. Причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия (Н.Д.Гальскова). Язык - элемент культуры. Он функционирует в рамках определенной культуры, следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, с особенностями функционирования языка в этой культуре, т.е. речь идет о необходимости формирования страноведческой компетенции. Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же - средство формирования и формулирования мысли. Отсюда следуют методические выводы:
Чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, сформировать лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы.
Чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.
Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, что, разумеется, важно. Необходимо искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре.
Основная идея подобного подхода к обучению иностранным языкам, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Вот почему мы обратились к методу проектов на этапе творческого применения языкового материала. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. На таких уроках всегда должен присутствовать предмет обсуждения.
Как уже говорилось, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы, пр., умение работать с разнообразным справочным материалом. Формирование многих из указанных умений является целью обучения различным видам речевой деятельности. К творческим умениям психологи относят, прежде всего, умение генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях, умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы, умение прогнозировать последствия того или иного решения. К коммуникативным умениям стоит отнести, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе, не только в обучении иностранному языку, причем вовсе необязательно, предваряя работу учащихся в проекте. Такая работа должна вестись постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом. Наш предмет вносит свою существенную лепту в общее развитие ребенка.
Метод проектов - суть составляющая развивающего, личностно-ориентированного характера обучения. Конечно, наиболее полно он может использоваться на уроках и во внеурочное время в школах, гимназиях, работающих по второй - четвертой моделям обучения. Но он может достаточно широко использоваться на любой ступени обучения, даже в начальной школе, при любой модели обучения. Все дело в выбираемой для исследования и разработке проблеме, требующей определенных языковых средств для ее разработки и решения.
Основные виды проектов
Рассмотрим общедидактическую типологию проектов, используемую при работе над любой проблемой познавательного плана, где иностранный язык действительно выступает в качестве средства общения между партнерами (с зарубежными школьниками, учителями). Прежде всего, определимся с типологическими признаками:
Доминирующий в проекте метод или вид деятельности:
Исследовательские. Они полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием (аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования)..
Творческие. Следует оговориться, что любой проект требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Но она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, пр., плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома, пр.
Ролево- игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу.
Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
Практико-ориентированные
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников ( документ, созданный на основе полученных результатов исследования - по экологии, биологии, географии, агрохимии, исторического, литературоведческого, пр. характера, программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе, проект закона, справочный материал, словарь, например, обиходной школьной лексики, дизайн дома, квартиры, учебного кабинета, проект зимнего сада школы, пр.).
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие результаты совместной деятельности и участие каждого в оформлении конечного продукта. 2.
Предметно-содержательная область
Монопроекты. Как правило, такие проекты проводятся по одному предмету. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы, например, в курсе иностранного языка - темы, связанные со страноведческой тематикой, социальной проблематикой, исторической пр.).
Межпредметный проект. Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.
Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира): внутришкольный, региональный, международный.
Внутришкольные или региональными (т.е. в пределах одной страны);
Международными (участники проекта являются представителями разных стран)
Количество участников проекта.
Личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах) ;
Парные (между парами участников);
Групповые (между группами участников).
Продолжительность проекта.
Краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках (3-6) по программе одного предмета или междисциплинарные;
Средней продолжительности (один - два месяца);
Долгосрочные (до года).
Мы видим, что разнообразие видов проектов велико, что помогает учителю выбрать нужный вариант для своих уроков.
Глава 3. Практическая часть.
Определив, что метод проекта реализует цели нормативных документов в сфере образования и реализует наши поставленные цели и задачи, переходим к практической части, где подробно опишем этапы нашего проекта.
1.Теоретическая часть.
Говоря о теоретической части, отметим, здесь мы подробно изучили нормативные документы в сфере образования: ФГОС, и фундаментальное ядро содержания общего образования и методическую литературу по данной теме. Мы определили, что метод проектов соответствует главным целям ФГОС и фундаментальному ядру общего образования, а именно формированию коммуникативной компетентности, что означает способность осуществления межличностного и межкультурного общения на иностранном языке. Также одно из преимуществ метода проекта - развитие творческой деятельности учащихся. Таким образом, только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.
Из теоретической части мы выяснили, что проекты имеют множество разновидностей (по методу и виду деятельности, по предметно-содержательной области, по характеру контактов, по количеству участников проекта, по его продолжительности).
Отметим, что мы решили использовать не все виды проектов в нашей учебной деятельности, но постарались использовать большинство из них.
2.Практическая часть.
Проведение эксперимента началось 1 сентября 2016 года. Для нашего эксперимента мы выбрали 10 класс МКОУ Басакинской СШ Чернышковского района Волгоградской области. В период с 1 сентября по 1 ноября, мы выявили главные проблемы до введения метода проекта. Для этого мы использовали метод наблюдения, анкетирование на выявление мотивации учащихся к предмету английский язык, тестирование по методике Г. Девиса на выявление творческих способностей.
Перед проведением эксперимента (использованием метода проекта) мы провели тестирование на выявление творческих способностей учащихся. Ведь как мы упомянули выше, метод проектов способствует развитию творческих способностей учащихся. Нам было важно знать уровень творческих способностей учащихся перед использованием метода проекта. Тестирование на выявление творческих способностей мы проводили по методике Г. Дэвиса.
Кратко о методике Г. Девиса. Методика Г. Дэвиса предназначена для определения творческих способностей учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначенадля подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в семестр с учащимися школ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
Подводя итоги анкетирования, отмечаем, что в классе, состоящем из 11 человек, по итогам анкетирования, 8 человек набрали 15 баллов и выше, что говорит о наличии творческих способностей у учащихся. Это значит, мы должны помнить, что это — еще нереализованные возможности. Главная проблема — помочь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность ядерных личностных проблем, романтизм и др.). Мы понимаем, что в нашем процессе обучения нам нужны такт, общение на равных, постоянное слежение за их творческими продуктами, юмор, периодическое подталкивание на «великие дела» и требовательность. Избегать острой и частой критики, чаще давать свободный выбор темы и режим творческой работы.
Затем, мы провели анкетирование на выявление мотивации к изучаемому предмету до введения метода проекта в учебную деятельность (для анкетирования используется «Анкета для учащихся по мотивации к изучению английского языка»). После обработки анкетирования мы сделали выводы: шести из десяти учеников нравится предмет английский язык, потому, что применяются разнообразные методы обучения, им же на уроке английского языка не бывает скучно, большинству учащихся больше всего нравятся устные формы работ, а не нравятся выполнять письменные упражнения, все ученики ответили, что хотят повысить свои оценки по английскому языку, у семи из одиннадцати учеников имеются трудности с письменными заданиями, в частности с грамматикой.
Обработав данные анкетирования, скажем, что метод проекта будет уместен в данном классе, потому, что ученикам нравится разнообразия форм деятельности.
И, наконец, велось наблюдение за учащимися до введения метода проекта в учебную деятельность. Мы пронаблюдали за мотивацией учащихся к овладению иноязычной речи. У большинства учащихся есть рвение к овладению иноязычной речи, но есть проблемы в изучении языка, которые мешают детям высказаться, они стесняются, что ошибутся в речи, поскольку боятся грамматически неверно выразить свои мысли.
Таким образом, до введения метода проекта, мы выяснили, что нравится учащимся, что не нравится учащимся на уроке английского языка, выявили мотивацию. Мы выяснили основные проблемы, над которыми можем работать.
Теперь мы готовы оправдать нашу гепотезу - если при обучении иностранным языкам использовать метод проектов, то процесс обучения по своим основным характеристикам приблизится к процессу естественного овладения языков и повысит мотивацию учащихся к овладению им.
Введение метода проекта началось 1 октября 2016 года. Учащиеся 10 класса МКОУ Басакинской СШ обучаются по УМК Биболетовой М.З. Enjoy English, который помог реализовать нам метод проекта. В предложенном учебнике 4 раздела, которые в свою очередь разделяются на подтемы, после изучения которых предлагается выполнить проект. Проекты имеют различные формы, что является важным фактором для повышения мотивации учащихся к овладению иноязычной речи.
Мы составили план проектов на 1 полугодие:
Название проекта | Форма | Цель | Содержание |
1.Start anew (новое начало) | | Применение новых лексических единиц по теме в речи (диалог), решение коммуникативной задачи | Выявление и обсуждение ожиданий, чувств, опасений вначале учебного года |
2. Fashion show (шоу мод) | Групповая, презентация | Применение новых лексических единиц по теме в речи (диалог), развитие творческих способностей | Выявление идей, развитие творческих способностей, обсуждение темы «Виды одежды» |
3. Debate (дебаты) преимущества/ не преимущества занятия спортом | Дискуссия, групповая | Применение новых лексических единиц по теме в речи (диалог), решение коммуникативной задачи | Выявление и обсуждение мнения, касающегося темы «Занятие спортом» |
4. Music preferences profile (предпочтения в музыке) | Индивидуальная, групповая, дискуссия, доклад | Применение новых лексических единиц по теме в речи (диалог), решение коммуникативной задачи | Выявление и обсуждение любимого вида музыки, любимого певца и т.д. |
5. Gain time (выиграть время) | Индивидуальная, групповая, дискуссия | Применение новых лексических единиц по теме в речи (диалог), решение коммуникативной задачи | Составление идеального расписания, обсуждение и изменение расписания в ходе дискуссии, размышление «Как использовать расписание в реальной жизни» |
6. Stories from the past (истории из прошлого) | Мини –исследование, индивидуальный | Применение новых лексических единиц по теме в речи (монолог) | Исследование, интервью у родственников на тему «Прошлое семьи», представление рассказа и прослушивание других участников проекта |
7. Debate: parents should choose their teenager’s friends (дебаты: должны ли родители выбирать друзей для своих детей-подростков) | Групповая работа, дискуссия | Применение новых лексических единиц по теме, их использование в речи (в обсуждении, в дискуссии) , решение коммуникативной задачи | Дискуссия, выявление и выражение мнения по теме «Должны ли родители выбирать друзей для своих детей-подростков» |
8. A family story (семейная история) | Индивидуальный | Применение новых лексических единиц по теме, их использование в речи (монолог), прослушивание и обработка информации, сравнение | Представление рассказа о семье гна одну из предложенных тем, прослушивание историй других участников проекта |
В ходе первого полугодия при применении метода проекта проводилось наблюдение за развитием мотивации учащихся к овладению английской речи. Нужно отметить, что сначала для детей новые формы заданий были непривычны: дети стеснялись своей речи, боялись выразить свои мысли на английском языке, поскольку имели ошибки в грамматическом оформлении речи. Затем, уже при проведении третьего проекта (дискуссии), дети активизировались. Каждому было интересно высказать своё мнение. А учитывая тот факт, что у каждого имеется своё мнение и, каждый хочет доказать свою точку зрения, получались настоящие дискуссии. И, хотя от грамматических ошибок в речи избавились или почти избавились не все дети, это не имело значения, ведь детям нужно было высказать своё мнение и получить очко группе. Главная цель – решение коммуникативной задачи постепенно достигалась. Также при работе над творческими проектами дети проявляли свои творческие способности. Но главным для нас остаётся достижение повышения мотивации учащихся к овладению языком.
В ходе проведения пяти оставшихся проектов также проводилось наблюдение за учащимися, в котором было выявлено также развитие познавательных интересов школьников, повышение личной уверенности учащихся, развитие “командного духа”, коммуникабельности и умения сотрудничать, что также немало важно при использовании метода проектов.
По завершении первого полугодия мы проводили повторное анкетирование на выявление мотивации к изучающему предмету. Для анкетирования также использовалась «Анкета для учащихся по мотивации к изучению английского языка». Вопросы те же, но ответы уже были другие.
Давайте сравним итоги анкетирования до введения метода проекта и по завершении эксперимента.
Результаты анкетирования до введения проектного метода | Результаты анкетирования по завершении эксперимента по введению проектного метода |
Вопрос | Ответы \ кол-во человек | Ответы \ кол-во человек |
1.Нравится ли тебе предмет «английский язык»? Почему | Да -6 чел Нет-5 чел | Да -8 чел Нет-3 чел |
2.Тебе на уроке английского языка интересно или скучно? | Интересно – 7 чел Скучно – 4 чел | Интересно – 9 чел Скучно – 2 чел |
3.Как ты считаешь, нужно ли изучать английский язык? Пригодится ли он тебе в жизни? | Да – 6 чел Нет – 5 чел | Да – 8 чел Нет – 3 чел |
4.Что тебе больше всего нравится делать на уроке английского языка (возможно несколько ответов) | Устные упражнения- 6 чел Письменные упражнения – 2 чел Грамматические упражнения- 1 чел Перевод – 2 чел Применение различных методов - 9 | Устные упражнения- 9 чел Письменные упражнения – 2 чел Грамматические упражнения- 1 чел Перевод – 2 чел Применение различных методов - 11 |
5.Что тебе не нравится делать на уроке? (возможно несколько ответов) | Письменные упражнения – 3 чел Грамматические упражнения 8 чел | Письменные упражнения – 3 чел Грамматические упражнения 8 чел |
6.Как ты считаешь, ты работаешь в полную силу или мог бы заниматься лучше? | Работаю в полную силу – 7 чел Мог бы лучше – 4 чел | Работаю в полную силу – 7 чел Мог бы лучше – 4 чел |
7.Хочешь ли ты повысить свои оценки по английскому языку? | Да - 7 чел Нет – 4 чел | Да - 8 чел Нет – 3 чел |
8.Что нужно для того, чтобы ты занимался лучше и повысил свои оценки по английскому (возможно несколько ответов) | Учить слова лучше – 5 чел Учить грамматические правила лучше – 8 чел Работать над произношением – 9 чел | Учить слова лучше – 4 чел Учить грамматические правила лучше – 8 чел Работать над произношением – 9 чел |
9.Хочешь ли ты заниматься дополнительно английским языком? | Да – 4 чел Нет – 7 чел | Да – 5 чел Нет – 6 чел |
10.Какие трудности в изучении английского языка ты испытываешь? (возможно несколько ответов) | Грамматика - 9 чел Лексика – 5 чел Говорение – 8 чел Письмо – 6 чел Чтение – 6 чел | Грамматика - 9 чел Лексика – 5 чел Говорение – 6 чел Письмо – 6 чел Чтение – 6 чел |
Во-первых уже все ученики (11 из 11) отметили, что им нравится разнообразие форм проведения уроков, а именно проекты, количество учеников которым нравится предмет «английский язык» повысился. А также больше учеников ответили, что на уроке английского языка им нескучно. Но самым важным моментом для нас стало отсутствие у учащихся стеснения к выражению собственного мнения на английском языке из-за допущения ошибок. Мы считаем, что применение метода проектов на уроках английского языка является средством повышения мотивации учащихся к овладению языком. Этого мы и хотели добиться от применения метода проектов.
2.7. Комплексный мониторинг эффективности реализации проекта, общественно-профессиональное признание его результатов (мнение учащихся и родителей, педагогов и администрации образовательной организации);
Выводы
Изучив нормативные документы в сфере образования: ФГОС, и фундаментальное ядро содержания общего образования и методическую литературу по данной теме. Мы определили, что метод проектов соответствует главным целям ФГОС и фундаментальному ядру общего образования, а именно формированию коммуникативной компетентности, что означает способность осуществления межличностного и межкультурного общения на иностранном языке.
Нами была выдвинута цель исследования – раскрыть содержание и специфику применения проектной методики при обучении иностранному языку, а также ее роль в повышении мотивации изучения иностранного языка и ряд задач. В соответствии с целью и задачами была также сформулирована гипотеза. Сформулировав цели и задачи, мы составили этапы реализации проекта.
При работе над реализацией проекта использовались следующие методы исследования: анализ литературы по рассматриваемой проблеме, наблюдение за педагогическим процессом, проведение эксперимента по изучаемой проблеме в процессе обучения иностранному языку, анкетирование, тестирование.
Подводя итоги нашего эксперимента, мы можем сказать, что наша цель достигнута: мы раскрыли содержание и специфику применения проектной методики при обучении иностранному языку, а также ее роль в повышении мотивации. А наша гипотеза оправдана: мы подтверждаем, если при обучении иностранным языкам использовать метод проектов, то процесс обучения по своим основным характеристикам приблизится к процессу естественного овладения языков и повысит мотивацию учащихся к овладению им.
Помимо оправданной гитпотезы, среди положительных моментов были отмечены такие, как развитие познавательных интересов школьников, повышение личной уверенности учащихся, развитие “командного духа”, коммуникабельности и умения сотрудничать; а также возможность передать ведущую роль в деятельности самим ученикам и на некоторое время снизить напряжение, возникающее в педагогической деятельности. В заключении мы хотим отметить, что все ребята, участвующие в проектах, очень гордятся своими работами, проявляют активность и самостоятельность в поиске и обработке информации. Считаю, что основное достоинство проектной технологии на уроках иностранного языка еще и в том, что он позволяет сформировать у учащихся лингвистическую, речевую, страноведческую и социокультурную компетенцию.
Поэтому, мы рекомендуем использовать метод проектов на уроках английского языка.
Приложение
Использованные методики для проведения эксперимента
Методика Г.Дэвиса (определения творческих способностей учащихся)
Методика Г. Дэвиса предназначена для определения творческих способностей учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначенадля подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в семестр с учащимися школ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
Прочитайте высказывания. Если Вы согласны с утверждением, то поставьте «+». Если Вы несогласны с утверждением, то поставьте «-».
Я думаю, что я аккуратен (тна).
Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.
Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.
Я люблю быть лучшим(ей) в чем-либо.
Если я имел(а) сладости, то стремился(ась) их все сохранить у себя.
Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.
Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.
В детстве я не был(а) особенно популярен(на) среди детей.
Я иногда поступаю по-детски.
Когда я что-либо хочу.сделать, то ничего не может меня остановить.
Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один.
Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошее.
Если даже я уверен(на), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.
Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
Я часто скучаю.
Я буду значимым и известным, когда вырасту.
Я люблю смотреть на красивые вещи.
Я предпочитаю знакомые игры, чем новые.
Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.
Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.
Ключ
Креативность (способность к творчеству) — в случае ответов (+) по вопросам: 2, 4, 6, 7. 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае ответов (-) по вопросам: 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21.
Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность.
+ -
2 — беспокойство о других
4 — желание выделиться
6 — недовольство собой
7 — полный любопытства
8 — не популярен
9 — регресс на детство
10 — отбрасывание давления
12 — самодостаточность
16 — чувство предназначенности
17 — чувство красоты
19 — спекулятивность 1 — принятие беспорядка
3 — рискованность
5 — альтруизм
11 — любовь к одиночной работе
13 — независимость
14 — деловые ошибки
15 — никогда не скучает
18 — активность
20 — стремление к риску
21 — потребность в активности
Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагог должен помнить, что это — еще нереализованные возможности. Главная проблема — помочь в их реализации.
| «Анкета для учащихся по мотивации к изучению английского языка»); Впиши своё имя и фамилию, пожалуйста. Нравится ли тебе изучать английский язык? Почему? Как ты считаешь нужно ли изучать английский язык, пригодится ли тебе он в жизни? Тебе на уроке английского языка интересно или скучно? Что тебе больше всего нравится делать на уроке английского языка? Что тебе не нравится делать на уроке? Как ты считаешь, ты работаешь в полную силу или мог бы заниматься лучше? Хочешь ли ты повысить свои оценки по английскому языку? Что нужно для того, чтобы ты занимался лучше и повысил свои оценки по английскому языку? Хочешь ли ты заниматься дополнительно по английскому языку? Что бы ты хотел изменить на уроке английского языка? Какие трудности в изучении английского языка ты испытываешь? Твои мысли, пожелания, мнения для твоего учителя английского языка. |
Список использованной литературы
Минюк Ю. Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 6-8.
Душеина Т. В. Проектная методика на уроках иностранного языка. II«Иностранные языки в школе», 2003, № 5.
Кочетурова Н. А. «Метод проектов в обучении иностранному языку». Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе «Школа — Вуз», Новосибирск, 20 июня 2003г.
Полат Е. С. Проектная методика // Иностранные языки в школе — 2000 — № 2
Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе –2000 — № 3 — с.3–9.
Биболетова М. З. «Enjoy English» учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений// Титул, 2009.
http://nsportal.ru/shkola/ Забродина Елена Викторовна/ иностранные языки/библиотека - 2012/05/12/ метод проектов на уроках английского языка
http://ped-kopilka.ru/blogs/ Елена Николаевна Финогенова / применение проектной методики на уроках английского языка в сфере реализации ФГОС
http://onlinetestpad.com/ru/survey/анкета для учащихся по выявлению мотивации к изучению английского языка
1