Работа над грамотностью учащихся на уроках русского языка (из опыта)
Сизова Нина Евсеевна, учитель начальных классов
Все мы стремимся к тому, чтобы наши дети писали грамотно. Формирование орфографически грамотного письма - одна из сложнейших задач, решаемых в начальной школе. Учить детей младших классов грамотному письму достаточно сложно.
В своей работе для выработки навыков грамотного письма я использую перспективное обучение, т.к. одни ученики усваивают материал быстро, а другим приходится объяснять на протяжении многих уроков.
Огромное значение на уроке уделяю работе над словом. Эта работа ведется ежедневно и на каждом уроке. Это знакомство со словом, объяснение его лексического значения, постановка ударения, деление на слоги, выделение безударной гласной, подбор однокоренных слов, выделение корня, составление и запись предложений с этим словом.
Для формирования грамотности огромное значение имеет словарная работа. Словарную работу я провожу следующим образом. Распределяю слова в тематические группы. Например, тема птицы: Воробей, ворона, сорока, соловей ,синица, снегирь. Работа над группой слов идет в течение недели. За неделю дети должны научиться комментировать эти слова, писать по памяти, выделять нужную орфограмму, ставить ударение, уметь составить и записать предложение, а затем составить и записать текст.
Начиная с 1-ого класса, я работаю над совершенствованием умений и навыков слогового чтения и письма. На каждом уроке идет работа над предложением. Особое внимание уделяется комментированному письму, которое совершенствуется поэтапно:
-Комментированная запись предложения на доске учителем, а дети в тетради.
-Запись предложения учащимися под комментирование учителя.
- Комментированное письмо учеником на доске
- Комментированное письмо учеником с места.
Многое зависит и от самих учащихся, насколько они внимательны. Слуховой диктант, списывание всякого рода упражнение дают большое количество ошибок те дети, которые были менее внимательны, у кого неустойчивое внимание. Внимание нужно поддерживать, активизировать в течение всего урока. И здесь особую роль играет качество самого урока. Если урок продуман, интересен детям, то внимание класса обеспечено.
В изучение орфограмм можно выделить 3 этапа:
1.Знание правила.
2.Умение его применять.
3.Достаточный навык применения.
Поэтому, необходимо знать на каком этапе учащийся не усвоил материал:
1.Если дети хорошо поняли правило, то это частичная гарантия безошибочного письма. 2.Умения применять правило не всегда совпадает со знанием его.
3.Учащиеся знают правило, умеют применять его, но допускают ошибки, значит, у них нет достаточного навыка письма.
Такие дети нуждаются в дополнительной помощи. Тогда нужно работать с детьми в групповой форме, если это группа ребят, или индивидуальной.
Для того, чтобы своевременно оказать учащимся помощь, учителю нужно вести диагностику - классификацию ошибок, которая помогает вовремя увидеть и ликвидировать типичные ошибки.
С введением новых стандартов в образовании, реализующих принцип развития личности, появилась необходимость использования новых форм и методов обучения. Поэтому, необходимо использовать в своей работе новые образовательные, педагогические и информационные технологии, вовлекая каждого ученика на каждом этапе урока в активный познавательный процесс.