МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА имени А.Г. АБУЗАРОВА
МЕТОДИЧЕСКИЙ РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ:
« РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ДИКТАНТОМ
В МЛАДШИХ КЛАССАХ»
ВЫПОЛНИЛА: А.О. ЖУЧКОВА
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
ТАГАНРОГ 2022
Содержание
Введение
Глава 1. Подготовительные формы работы над музыкальным диктантом
Глава 2. Методика проведения музыкального диктанта в младших классах ДМШ
2.1 Устные музыкальные диктанты в младших классах ДМШ
2.2 Письменные диктанты в младших классах ДМШ
Заключение
Введение
Актуальность темы. Одной из основополагающих и важнейших задач образовательного процесса в ДМШ является развитие у детей музыкального слуха. Его развитию способствуют все музыкальные дисциплины – специальность, теоретические предметы, хор, ансамбль, оркестр. Однако особую роль здесь, конечно, играет предмет «Сольфеджио», призванный не только развивать музыкальный слух, но и обучать учащихся активно им пользоваться в своей творческой и исполнительской практике.
Одним из самых сложных видов работы на уроке сольфеджио является музыкальный диктант. Педагог должен научить детей запоминать музыку, осознавать услышанное и фиксировать нотами. От обучающихся требуется определенный уровень музыкальной памяти, ладового слуха, интервальных представлений и метроритмического чувства. Для современных детей актуальным является также способность концентрировать внимание и проявлять свои волевые качества в данном виде работы. В то же время диктант не только использует эти способности и навыки, но и развивает их. Таким образом, огромная роль диктанта в современной педагогики и состоит в том, чтобы развивать эти способности и навыки.
Отечественная педагогика накопила богатейший опыт по методике обучения музыкальному диктанту. Стоит вспомнить труды Е.В. Давыдовой «Методика преподавания музыкального диктанта», Н.А. Долматова «Музыкальный диктант», А.Л. Островского «Методика теории музыки и сольфеджио», Л.М. Масленковой «Интенсивный курс сольфеджио», Г.И. Шатковского «Развитие музыкального слуха». Такими авторами как В.А. Вахромеева, И.Л. Русяевой, Г.Ф. Калинниковой, Г.А. Фридкина и другими, изданы замечательные сборники диктантов, которыми педагоги ДМШ успешно пользуются на протяжении многих десятилетий.
Но к сожалению, надо признать тот факт, что для большинства учащихся записать мелодию по слуху – это процесс очень сложный и трудоёмкий, а порой и «непосильный». Следовательно, для детей это самый не любимый вид деятельности на уроках сольфеджио. Перед педагогами стоит чрезвычайно сложная проблема – заинтересовать, увлечь музыкальным диктантом, а так же сделать весь процесс написания психологически комфортным для учащихся ДМШ, и прежде всего для учащихся младших классов.
Обозначенная выше проблема и стала причиной выбора темы исследования: «Работа над музыкальным диктантом в младших классах».
Объект: учебная деятельность на занятиях сольфеджио в младших классах ДМШ по формированию навыков работы над музыкальным диктантом.
Предмет: музыкальный диктант как вид деятельности на уроках сольфеджио с учащимися 1-4 классов.
Цель: раскрыть особенности работы над музыкальным диктантом на уроках сольфеджио в младших классах ДМШ.
Задачи: описать методику проведения устных и письменных форм работы над музыкальным диктантом в младших классах ДМШ; поделиться опытом из собственной практической деятельности.
Глава 1. Подготовительные формы работы над музыкальным диктантом
Проведению музыкального диктанта должна предшествовать большая подготовительная работа, начинающаяся с первых уроков сольфеджио. По сути – это фундамент всего предстоящего пути в освоении музыкального диктанта учащихся. Цель этой работы – формирование целого комплекса навыков, умений, знаний. К ним относятся: выработка нотного почерка; хорошая ориентация в ладу (умение слышать и представлять себе звуки-ступени в тональности); знание и определение на слух типов мелодического движения; осознание метрической организации музыки; распределение ритмических длительностей по группам; осознание музыкального синтаксиса.
Все эти навыки вырабатываются в разных формах работы – выработке нотного почерка, интонационных и ритмических упражнениях, чтении с листа, слуховом анализе, упражнениях на развитие памяти и внутреннего слуха.
Рассмотрим наиболее полезные формы такой подготовительной работы.
Переписывание нотного текста
Цель – выработать нотный почерк. Уже на первом этапе необходимо вырабатывать у учащихся навык внутреннего пропевания и слышания того, что они пишут. Поэтому для переписывания нужно предлагать детям знакомые мелодии. Таким образом, создается связь между видимым и слышимым.
Подбирание на фортепиано
В процессе подбирания мелодий учащийся приучается к слуховой наблюдательности, к точности слуховых представлений и, находя нужный звук на клавиатуре, связывать его с соответственным названием ноты. Данная форма работы приносит большую пользу, так как накапливает опыт в понимании звучания клавиатуры, развивает слуховую инициативу (поиски нужного, т.е. внутренне слышимого звука) и способствует началу осознания линии движения. Вверх, вниз или на одном месте значительно легче осваивается с помощью конкретного образного движения по клавишам на клавиатуре, чем абстрактно, только на основе слухового впечатления.
В дальнейшем подобранные мелодии следует записывать, оформляя их ритмически.
Графическая фиксация линии мелодии
Правильное осознание линии движения мелодии имеет большое значение при записывании мелодии. С этой целью я применяю ряд различных упражнений: слушая и пропевая мелодию, учащиеся движением руки показывают направление мелодии (вверх, вниз, на месте); точность направления значительно яснее при показе мелодии по «Музыкальной лесенке».
Описанные приемы работы фиксируют только высотные соотношения звуков в мелодии. Параллельно с ними осваивается графическое изображение длительностей.
Варианты устного диктанта
Вариант 1. После того как песня со словами выучена учащимися по слуху, педагог, назвав первые ноты, предлагает подумать какие ноты будут дальше. Работа ведется всей группой, предлагаемые ноты тут же исполняются голосом. В итоге дети сольфеджируют песню с отстукиванием пульса.
Вариант 2. После прослушивания мелодии, детям предлагается повторить услышанное на слог и показать направление движения мелодии рукой либо по «лесенке». Затем спеть нотами. Для устного диктанта этого типа следует исполнять короткие мелодии с плавным движением звуков, которые учащиеся способны запомнить и повторить. Каждому учащемуся может быть адресована своя мелодия, учитывая способности ребенка.
Ритмический диктант
Варианты проведения:
а) ритмическое оформление записанных звуков знакомой мелодии (в этом случае педагог может не играть мелодию, полагаясь на работу внутреннего слуха);
б) после пения песни с пульсом и прохлопывания с ритмослогами, в тетрадь записывается один ритм песни;
в) на доске записываются ноты одной и той же мелодии несколько раз, а педагог играет эту мелодию несколько раз в разных ритмических вариантах;
г) короткие ритмические загадки, адресованные каждому ребенку (учащийся должен выложить ритм ритмическими карточками или записать на доске, остальные проверяют и исправляют ошибки).
Диктант-загадка
Педагог называет ноты, учащиеся записывают их. Тот, кто мысленно спел их и узнал мелодию, оформляет её ритмически, тем самым отгадав загадку.
«Беззвучный диктант»
Педагог на доске выписывает гамму и указкой показывает ступени одной из знакомых мелодий. Дети должны узнать мелодию, не произнося вслух ни одного звука. Мелодия должна звучать внутри, ее нужно пропевать внутренним голосом, опираясь на внутренний слух. Позднее в роли педагога выступают сами учащиеся, с указкой в руке задавая свои музыкальные загадки.
Диктант-вариация
На доске записывается несложная короткая мелодия и сольфеджируется всей группой. После этого педагог играет мелодию, изменив ритм. Детям предлагается записать вариацию. Следующее проигрывание может изменить не только ритм, но и высоту какого-либо звука, не нарушающего общей ладовой основы.
Диктант с «ошибками»
После устного пропевания мелодии учитель записывает пример на доске, умышленно сделав ошибку, и предлагает учащимся проверить написанное, но, не прибегая к помощи инструмента, а по слуху. Тот, кто нашел ошибку должен и исправить её на доске. Возможны и ритмические ошибки, и неверные ноты. Упражнение такого типа очень помогает при проверке своей записи диктанта, приучает к самоконтролю.
Диктант по частям
Приучает учащихся осознавать и записывать мелодию на основе её формы, а не «ноту за нотой». Запись частей мелодии может применяться различными вариантами:
а) запись отдельных интервалов, в пропущенном такте;
б) дописывание каденционных оборотов;
в) запись второго построения;
г) запись следующего звена.
Частичная запись педагога помогает учащимся ориентироваться в услышанном, дает опорные точки. Для таких диктантов надо использовать мелодии ясные по структуре, с удобными интонациями в конце фраз. Систематическое использование диктантов такого типа вырабатывает у учащихся навык записи мелодии по фразам, предложениям.
Зрительный диктант
Педагог записывает мелодию на доске, настраивает детей в тональности. После анализа ритмического рисунка ученики поют мелодию на слог. Затем ноты стираются, а мелодия поётся или играется учащимися по памяти.
Транспонирование
Транспонирование должно начинаться с подбирания мелодий на слух от разных звуков, а затем записи её в нотную тетрадь. Однако в виде письменных упражнений полезно применять и теоретическое транспонирование, т.е. переписывание мелодий на тот или иной интервал и в соответственной тональности. Этим вырабатывается навык построения интервалов от разных звуков, закрепляется знание тональностей, а также тренируется внутренне слуховое представление мелодии на разной высоте с разными названиями нот. Как и переписывание, письменные упражнения на транспозицию должны проводиться только на знакомом интонационном материале, чтобы учащийся во время письма проверял всё слухом.
Данные формы работы над музыкальным диктантом на начальном этапе обучения помогут педагогам-сольфеджистам в их непростой задаче заинтересовать учащихся этим сложным, но очень важным видом деятельности.
Глава 2. Методика проведения музыкального диктанта в младших классах ДМШ
2.1 Устные музыкальные диктанты в младших классах ДМШ
Следующий за подготовительным этапом – это устные диктанты. В этом вопросе, мне более близка позиция Г.И. Шатковского, который в своей методике делал упор на устные диктанты именно на начальном этапе обучения. Причина отказа от письменных диктантов в данный период – это банальная экономия времени и более продуктивное его использование для развития слуха детей. Музыка – это новый для ребенка язык, который нужно изучить. А в любом языке письменность возникает на базе уже существующего мышления, речи. Умение запомнить, спеть услышанное нотами с верной пульсацией – это и есть мышление в процессе записи диктанта.
Так как речь идет о методике Шатковского, то обязательным условием, определяющим начало работы над диктантом, становится слышание всех ступеней лада. Поэтому, материал для диктантов полностью зависит от методики изучения лада. Работа над устными диктантами должна носить очень систематический характер и предусматривать постепенное движение от простого к сложному.
Начинать нужно с простейших диктантов, которые педагог может придумать самостоятельно, опираясь на сочетание освоенных уже ступеней лада. Например, объединить в осмысленное построение I-II-III ступени мажорного лада. Например, в До мажоре дается следующая фраза: до-ре-ми, ми-ре-до (четвертями и половинными). А далее эта фраза играется с различными вариантами окончания. Например, до-ре-ми, ре-ре-до или до-ре-ми, ре-ми-до. Вариантов может быть несколько. Все эти интонации знакомы детям по различным другим упражнениям (игра, пение песен, сольфеджирование, анализ). Поэтому и воспроизводиться они детьми будут легко. Поначалу ритм может быть один и тот же. Это необходимо для того, чтобы сосредоточить внимание детей на высотных соотношениях звуков. А в дальнейшем ритм надо варьировать.
Любому диктанту в музыкальной школе предшествует настройка, смысл которой «ввести» учащихся в лад. Это может пение гаммы, ступеневых упражнений, сольфеджирование, то есть любая текущая ладовая работа в данной тональности. Кроме того, настройкой могут быть специальные упражнения, направленные на данный тип диктантов. Например, когда в 1 классе отрабатывалась приведенная выше группа диктантов, настройкой служила работа над слышанием и пением поступенного движения, а также повторения звука. В своей работе я применяла следующие упражнения:
«Зарядка для крепких ног». Дети стоят полуприсев. В соответствии с движением мелодии, они или поднимаются, или опускаются, или остаются неподвижными. Это упражнение выполняется с радостью и служит своеобразной эмоциональной разрядкой на уроке.
«След в след». Играются ступени, а дети, не глядя на клавиатуру, называют, куда двинулся звук (вверх, вниз или на месте), и следом за эти подпевают.
«Зоркий глаз». Играется небольшой диктант, а дети смотрят на клавиатуру и запоминают. После мелодия исполняется на фортепиано всеми желающими.
«Лесенка». Принцип тот же, что и в предыдущем упражнении. Только дети показывают мелодию на нарисованной лесенке или рукой в воздухе. Таким образом, высотная смена фиксируется конкретным жестом, а слуховое ощущение становится более осознанным, рельефным.
За настройкой следуют устные диктанты. Педагог играет построение (2-4 такта), а ученики поют с названием нот или показывают по «лесенке». Если дети воспроизводят подобные упражнения легко и свободно с одного-двух проигрываний, то педагог может вводить усложнения как высотного (ладового), так и временного (метроритмического) характера.
Устные диктанты дети обязательно должны воспроизводить: либо спеть нотами, либо сыграть на фортепиано. Если же ученики не могут запомнить диктант с 1-2 раз и воспроизвести его по памяти, то значит, они ещё не готовы к диктанту. В этом случае, не теряя времени, надо вернуться назад и как пишет Г.И. Шатковский «сделать лад».
Таким образом, в работе над устными диктантами действует главный, на мой взгляд, методический принцип «триединства» - знать+слышать+действовать.
2.2 Письменные диктанты в младших классах ДМШ
К письменным диктантам можно приступать после того, как появились твердые навыки в воспроизведении устных диктантов. Поначалу лучше сочинять мелодии самому педагогу в соответствии с теми задачами, которые решаются на данном уроке. Позже можно использовать уже готовые сборники диктантов (указаны во введении).
После первого проигрывания ученики должны дать ответ на два вопроса: а) с какой доли начинается диктант? б) какой размер мелодии. После второго проигрывания дети делают анализ музыкального синтаксиса в мелодии (сколько фраз, какие фразы повторяются). После 3-4 проигрывания дети должны называть длительности анализируемой мелодии, а также виды мелодического движения (поступенное, повтор звука, опевание, движение по трезвучию, скачок).
После подробного анализа ученики подходят к фортепиано и играют мелодию по-одному. Можно дать следующее задание: дин ученик играет – другие поют нотами. В итоге, дети очень хорошо запоминают мелодию диктанта и с удовольствием затем её записывают. Г. Шатковский пишет: «Кто пишет диктант, должен строго соблюдать правило: «Не запомнил – не пиши». Здесь также главным методическим принципом выступает «принцип триединства».
Конечно, педагогу в своей работе нужно соблюдать методический принцип «от простого к сложному». Поначалу нужно давать мелодии на 4 такта, а уже потом играть периоды. Постепенно усложнять ритм, добавлять новые мелодические обороты и т.д. В идеале, диктант должен стать итоговой работой после каждой пройденной темой.
Заключение
Музыкальный диктант – как вид деятельности на уроках сольфеджио занимает довольно прочное и важное место в комплексном развитии обучающихся в ДМШ. Для написания диктанта необходим уже достаточно развитый, подготовленный слух. Но, в свою очередь, и диктант способствует интенсивному развитию музыкального слуха, музыкального мышления, музыкальной памяти, а также формирует способность воспроизводить целостное построение и записывать музыкальный материал быстро и грамотно.
Понятно, все это возможно при условии, что педагог в своей работе будет опираться на следующие методические принципы, описанные Г. Шатковским в своей работе «Развитие музыкального слуха»: принцип триединства, принцип соотношения цели и средства, принцип сотрудничества, принцип повторения, принцип количества и т.д. А главное, на мой взгляд, в написании музыкальных диктантов – это логически правильно выстроенная и систематическая работа на каждом уроке.
В итоге, у учащихся младших классов должен сформироваться следующий комплекс знаний и умений при написании диктантов:
обширные знания в области теории (нотная грамота, знаки альтерации, тональности, строение мажорных и минорных гамм, интервалы, трезвучия, транспозиция и т.д.);
навыки и умения анализировать на слух (высотные соотношения звуков, метроритм, музыкальный синтаксис, повторность);
навыки беглого чтения с листа;
умение записывать музыкальный материал.
При соблюдении выше изложенных тезисов, педагог своей увлеченностью, заинтересованностью, а также психологически комфортными условиями на уроке, обязательно сможет добиться результатов в данном виде деятельности. А написание диктантов для учеников станет и продуктивнее, и легче, и интереснее.
Список литературы
Вахромеева Т.А. Вопросы преподавания сольфеджио в детских музыкальных школах/В.А. Вахромеев. Изд. 3-е, Испр. – М.: Музыка, 1978
Давыдова Е.В. Методика преподавания музыкального диктанта/ Е.В. Давыдова. – М.: Музгиз, 1962
Г. Шатковский. Развитие музыкального слуха. – М.: Музыка, 1996