МАОУ «Тисовская средняя общеобразовательная школа – детский сад»
Суксунский район Пермский край
Работа над нравственным понятием на занятиях краткосрочного спецкурса по русскому языку в 6 классе «От слова к тексту».
Винокурова Ольга Николаевна,
учитель русского языка и литературы МАОУ «Тисовская
средняя общеобразовательная школа – детский сад
Тис - 2019
Работа над нравственным понятием на занятиях краткосрочного спецкурса по русскому языку
в 6 классе «От слова к тексту».
Данный спецкурс реализуется в рамках апробации ФГОС ООО. Второй год мы апробируем вот такие модульные краткосрочные курсы: пять спецкурсов по 7 часов – то есть 35 занятий, один час в неделю из инвариативной части.
Почему я в этом году я за основу спецкурса взяла работу над словом?
В качестве ответа на этот вопрос можно привести высказывание известного русского юриста и общественного деятеля Ф. Кони: «Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренне, вовремя. Оно способно увлекать за собой самого говорящего и ослеплять его и окружающих своим блеском».
Работа над усвоением нравственных понятий, раскрытием их нравственного значения и содержания, показ их оценочной роли, выявление уровней и признаков понятий, их содержательного углубления составляет основную цель и задачи спецкурса.
Цель спецкурса:
глубокое понимание нравственного понятия через толкование понятия, работу с мини-текстами, текстами, с помощью обсуждения притчи, афоризмов.
Задачи:
Совершенствовать умения работы с текстом;
развивать умение высказывать своё мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы;
развивать умение строить собственные суждения и оценивать суждения товарищей.
Какие понятия я беру?
Занятия спецкурса направлены на усвоение детьми базовых и опорных нравственных понятий, которые лежат в основе нравственного сознания человека и норм его нравственного поведения. Эти понятия составляют тот нравственный минимум, который и регулирует деятельность и поступки людей с точки зрения их нравственного смысла и значения.
Основные понятия, которые необходимо усвоить, следующие: «добро», «ответственность», «справедливость», «долг», «совесть», «достоинство», «гуманизм», «доброта», «добросовестность», «отзывчивость», «принципиальность», «искренность», «великодушие», «дружба и товарищество», «честность и правдивость», «честь», «мужество и смелость», «аккуратность и бережливость», «самоотверженность», «уважение», «чуткость», «патриотизм», «верность», «взаимопомощь», «солидарность», «вежливость», «верность», «сочувствие», «трудолюбие»
Перечисленные понятия – положительные, на их усвоение делается ставка при проведении занятий, а отрицательные понятия приводятся как противовес им, как форма сравнения.
Все эти понятия для удобства на уроке с ними можно классифицировать. Среди них выделяются базовые понятия, а также понятия, которые характеризуют поведение человека, его нравственные принципы и идеалы. С другой стороны, все нравственные понятия выражают какое-либо отношение человека к жизни общества и окружающим, к семье, к себе, к вещам и т.д.
Как я выстраиваю занятия спецкурса?
Структура спецкурса близка к методике «Урока одного слова» и предполагает такие этапы работы, как
1) представление слова - темы (с использованием видео- и компьютерных ресурсов, любого типа наглядности);
2) постановка цели, мотивационный момент ( постановка вопросов, усиливающих заинтересованность и мотивацию учащихся);
3) создание проблемной ситуации (формулирование проблемного вопроса по слову - теме; представление слова в необычном контексте);
4) этимологический этап (сведения о происхождении, истории и пути слова во времени, обращение к этимологическим источникам и словарям);
5) лексикографический этап (сопоставление лексикографической информации по разным словарям, сравнение объема словарной статьи в толковом словаре и в других словарях и энциклопедиях);
6) культуроведческий этап (воссоздание культурного фона слова, изменения значения и смысла слова в истории и культуре, сведения об истории, о трансформации графического, фонетического облика);
7) литературный этап (поиск, отбор и систематизация литературного и фольклорного материала, иллюстрирующего функционирование слова в тексте);
8) презентация слова (подбор иллюстративного материала, иллюстрирование функционирования слова в тексте, видеоматериалы, музыкальный фон, ролевая игра, чтение стихов и лирических зарисовок);
9) анализ текста (анализ текста/контекста, в котором представлено слова - ключ: составление цепочки ключевых слов, организация диалога с текстом, подготовка комментариев к тексту);
10) этап творческой работы (сочинения- рассуждения по тексту, эссе, ключевому слову, лингвокультурный проект, ассоциативный эксперимент и др.
«Уроки одного слова» или элементы данного типа учебного типа занятия помогают почувствовать и воспринять учащимся слово как концепт русской культуры. Работа помогает учащимся увидеть, как меняется значение одного и того же слова. Учащиеся объясняют смысл фразеологизмов и определяют, какие значения приобретает слово в данных устойчивых выражениях.
В одной из былин об Илье Муромце есть следующая характеристика слова: «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его… перевертывать». Комплексный подход к слову предполагает, что слово «повертывается», рассматривается с различных сторон.
Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему.
Приведем некоторые методы и приемы работы со словом:
1. Рисование образа слова. Метод помогает раскрыть творческие, речевые способности учеников, активизировать образное мышление, повысить общую интеллектуальную культуру школьников, способствовать их умственному развитию. Этапы работы над словом: презентация слова; формирование эмоционального отношения к слову (прочтение поэтических или прозаических отрывков текста, высказываний о слове и т.д.); внутренне переживание и осмысление слова; рисование своего видения слова; анализ собственных представлений и сопоставление их со зрительными образами.
2. Ассоциативный эксперимент. Его цель – выявить ассоциации к слову, объяснить ассоциативный ряд или мотивировать появление слов-реакций. Использование метода позволяет подготовить учащихся к определению ассоциативных связей слов в контексте, к пониманию невербального, смысла текста. Предполагает следующие этапы работы: объяснение учителем или восстановление в памяти учащихся представлений о том, что такое ассоциации, слово-стимул; презентация слова-стимула; произнесение или запись слов-ассоциаций; анализ собственных слов-реакций; сопоставление собственных ассоциаций с ассоциациями других учеников, выявление общего и индивидуального.
3. Метод построения полей-смыслов. Учитель записывает слово в центре доски и объясняет, по какой схеме и какие «поля смыслов» должны быть заполнены. Количество «полей смыслов» можно изменять в зависимости от уровня знаний учащихся и времени, отводимого на эту работу, степени сложности слова. «Поля смыслов» могут быть такими: загадки, пословицы, словосочетания, афоризмы, поэтические строки, фразеологизмы, включающие слова. Цель метода заключается в том, чтобы учащиеся не просто показали уровень информированности о том или ином слове, но и систематизировать знания в соответствии с выделенными учителем «полями смыслов». Последовательность работы: презентация слова; определение эмоционального отношения к слову (позитивное, негативное, нейтральное); заполнение «полей смыслов» (возможна самостоятельная работа); анализ «полей смыслов» (сравнение с «полями», построенными другими учениками); дополнение «полей смыслов»; описание одного из «полей смыслов».
4. Метод работы с синонимами – предполагает подбора к заданному на занятии понятию своеобразного ряда синонимов. Например: сострадание - уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствии,, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и. т.д.
5. Следующий прием - это определение понятий. Учитель предлагает детям дать определение понятию. Данная работа помогает выяснить, какие ассоциации возникают у учащихся в связи с данным понятием, как они представляют соответствующее нравственное явление. Поиск определений, а также любых других слов, связанных с данным понятием, создает возможность для более глубокого и тонкого понимания его сущности.
6. Метод подбора фразеологизмов с главным словом.
Например, Когда мы так говорим? 1. Люди с чистой совестью. 2. Совесть остановила. 3. Поступить по совести. 4. Для очистки совести. 5. Совесть заговорила. Составьте предложения с данными фразеологизмами.
Работа помогает учащимся увидеть, как меняется значение одного и того же слова. Учащиеся объясняют смысл фразеологизмов и определяют, какие значения приобретает слово в данных устойчивых выражениях.
7. Использование пословицы. Учащимся раздаются карточки со словами: честность, правдивость, искренность, лживость, нечестность, неискренность. На доске записана пословица: Кто один раз солжёт, тому в другой раз не повезёт.
Вопросы и задания: 1. Как вы понимаете смысл пословицы?
2. Чему учит пословица? ( честности, правдивость, искренности)
3. Что осуждает пословица? ( нечестность, лживость, неискренность)
4. Запишите новые слова в два столбика и сравните их по смыслу: Честность нечестность Правдивость лживость Искренность неискренность
5. Сравните слова первого столбика между собой. Найдите в них сходство и различие. 6. Сравните слова во втором столбике. Найдите в них сходство и различие. 7. Сравните слова первого и второго столбика. Что можно сказать об их значениях? Важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным словом в речи, применяя знания на практике.
Этому помогают образцы употребления слов- готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку. Например: Жадность Словосочетания: жадность человека, человеческая жадность, необыкновенная жадность, жадность к деньгам. Нет у человека худшего врага, чем его жадность; Богатому жадность не дает покоя. После усвоения новой лексики учащимся предлагаю выполнить творческую работу, написать сочинение- миниатюру. Темы могут быть разными. Вот одни из них: «О доброте», «Что я ценю больше всего в человеке», «О милосердии». Опыт небольших творческих работ нужен детям, в них проявляется их личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия.
Работа с текстом.
И здесь я стараюсь использовать языковой материал с ярко выраженной нравственной окраской. Это тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, которые побуждают обучающихся не только думать, но формировать нравственную позицию.
Очень часто использую притчи. Они несут огромный нравственный потенциал. Близки по глубокой нравственности к притчам и стихи в прозе И.С. Тургенева. Я использовала такие: «Два богача», «Мы ещё повоюем», «Воробей». Можно использовать и «Рассказы детям» Л.Н. Толстого.
Работа с текстом строится в три этапа:
Этап предвосхищения. До чтения текста предполагается работа над заголовком, сведения о писателе, работа по историческим фактам, связанными с текстом.
Этап чтения текста и ответы на вопросы по содержанию.
После чтения. Анализ текста.
Далее – творческие задания к тексту.
Метод «Продолжи рассказ». Целесообразно использовать со словом, которое хорошо знакомо школьникам, но далеко не вся культурная информация, связанная с ним, хорошо известна школьникам. Работа проводится следующим образом: учитель называет прецедентное имя, ставшее нарицательным или крылатым. Это могут быть имена мифологических, литературных, сказочных персонажей (Баба-Яга, Кощей, леший, водяной, Емеля, Золушка, Айболит, Илья Муромец), исторических лиц и т.д. Произносится начало предложения, которое ученики продолжают.
Восстанови текст – заполни пропуски. Подставьте в пустые окошечки подходящие по смыслу слова, прочтите выразительно.
Беседа по тексту.
Составить новый текст (от другого лица)
Одной из реальных возможностей усилить речевую направленность уроков русского языка является широкое и систематическое использование творческих работ малой формы: изложений- миниатюр, сочинений- миниатюр.
Основное назначение изложений- миниатюр (как и изложений полного объема) – формирование коммуникативно-речевых умений. Например, мини-изложение используется для отработки умения определять тему и основную мысль текста, подбирать заголовок, выделять микротемы текста и составлять план, редактировать текст и т.д. Обычно изложение используется для решения нескольких задач, хотя какая- то одна всегда выступает на первый план.
Работая над сочинением, школьники учатся грамотно и выразительно передавать свой опыт эмоционального восприятия жизни, проявлять самостоятельность суждений, развивать свою речь…
Признаками созданного или создаваемого текста малой формы являются, во-первых, небольшой объем, во-вторых, характер содержания: обычно это впечатление, быстрый отклик на что-то. Результатом творческой работы могут быть зарисовка, этюд, художественная миниатюра. Сочинения малой формы бывают как классными, так и домашними. В первом случае повышается спонтанность высказывания, во втором – создаются благоприятные условия для совершенствования текста малого объема. Классная работа больше ориентирована на зарисовку, домашняя – на создание более совершенного текста.
Направления работы с текстом:
1. Внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих духовно – нравственному развитию учащихся;
2. Подбор тематического текстового материала, транслирующего духовно-нравственные ценности, разработка способов практической работы с ним;
3. Разработка методического материала, направленного на формирование ценностного отношения к человеку.
Педагогические условия, обеспечивающие освоение нравственных понятий:
• опора на ценностный потенциал содержания образования (прежде всего, предметов гуманитарного цикла);
• сочетание традиционных форм обучения с инновационными, использование преподавания русский язык как предмета, формирующего духовную сферу человека, а также разнообразных форм, методов и средств внеурочной деятельности по предмету;
• интеграция учебных и внеклассных форм деятельности, основного и дополнительного образования на основе единых тематических линий
• использование духовного наследия как дополнения к ценностному ядру основного образования.
В основе формирования духовно – нравственных ценностей методической системы лежит деятельностный подход, который осуществляется через основные виды деятельности:
- эстетический (формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной учебной деятельности, формирование основных теоретико-художественных понятий для овладения анализом и оценкой литературно-художественных произведений);
- интеллектуальный (формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, навыками логического мышления);
- познавательный (формирование системы гуманитарных и духовных понятий, составляющих основу научных знаний);
- творческий (создание творческих работ, проектов и т.п.);
- исследовательский (выполнение различных исследовательских работ).
В заключение мне хотелось бы обратиться к словам Святейшего Патриарха всея Руси Алексия II: “Людям, занимающимся образованием, всегда следует помнить о том, что само слово “образование” восходит к понятию “образ Божий”, который по учению Церкви, необходимо восстановить в человеке”. Величие народа в том, что носит в сердце он своём».