СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок «Работа над певческим дыхание. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у обучающихся в классе эстрадного вокала»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок «Работа над певческим дыхание. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у обучающихся в классе эстрадного вокала»»



Государственное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования

«Детская школа искусств с. Александров Гай»

Александрово-Гайского района Саратовской области







УРОК (УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ)

Методическая разработка

Открытого урока

по направлению «Вокальное искусство»

(«Эстрадный вокал»)

«Работа над певческим дыхание. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у обучающихся

в классе эстрадного вокала.»







Преподаватель высшей категории

Мамонова Нина Сергеевна

















2022 год

Саратовская область, с. Александров-Гай







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Наименование программы: Дополнительная общеразвивающая

общеобразовательная программа в области эстрадно – джазового искусства

«Вокальное исполнительство» (Вокальный ансамбль) 5 лет обучения.


Возраст обучающихся: 9 – 13 лет

Цели занятия:

Познакомить присутствующих с формами работы над певческим дыханием и различными методами работы над вокальной техникой в классе эстрадного вокала.

Задачи:

- отработка механизма работы над певческим дыханием через специальные упражнения;

- рассказать о роли некоторых вокальных упражнений, практически наглядно показать выполнение вокальных упражнений (распевок) с обучающимися.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический.

Тип урока: комбинированный (урок повторения, закрепления умений и навыков).

Форма организации учебного занятия: групповая

Оборудование и технические средства обучения: фортепиано, музыкальный центр, микрофон, флэш- носитель, микшерный пульт, колонки, фонограмма минус, вокальная трубочка, бутылочка с водой для вокальной трубочки.



















Основная часть

План- конспект урока.



1 занятие – 45 минут

  1. Организационный этап. Поверка готовности к занятию (встреча обучающихся, приветствие присутствующих), знакомство с темой урока – 2 мин.;



  1. Основной этап: правильная певческая установка, вокальная гимнастика, упражнения на развитие певческого дыхания, на тренировку диафрагмы вокальные упражнения (с комментариями и задачами для каждого упражнения) -30 мин.;


  1. Исполнение выученных произведений —10 мин.



  1. Подведение итогов – 3 мин.



Содержание учебного занятия:

  1. Организационный этап.

Преподаватель: Здравствуйте ребята, коллеги и гости нашего урока. Мы рады видеть всех присутствующих в этом зале. Тема нашего урока «Работа над певческим дыхание. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у обучающихся в классе эстрадного вокала».

Преподаватель: Эстрадное пение сочетает в себе множество вокальных направлений, в нем можно услышать народные мотивы, элементы джаза, элементы рок музыки. По манере исполнения Эстрадный вокал - это более открытый и более естественный звук, чем академический вокала, но певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом. В эстрадном вокале и академическом разные задачи, абсолютно разное формирование звука, но необходимость исполнения звука на опоре звука одинакова. Вокальное творчество предполагает необходимость овладения вокально-техническими навыками и применение их потом на практике. Сегодня мы практически - наглядно покажем вам приемы укрепления певческого дыхания, вокальные упражнения (распевки) с помощью которых разогреваются мышцы и голосовой аппарат, отрабатываются вокально-технические навыки, которые мы применяем на своих уроках.


  1. Основной этап.

Преподаватель: Перед началом пения необходимо настроить весь свой организм, артикуляционный аппарат на позитивный настрой для дальнейшей работы. И так, мы начнем наше занятие с вокальной гимнастики, которая поможет обучающимся снять напряжение, скованность артикуляционного аппарата, разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, что обеспечит им наибольшую подвижность. Делая гимнастику под ритмичную веселую музыку поднимается настроение.

В вокальную гимнастику входят: ходьба на месте, мелкая моторика, наклоны в сторону, мимика, расслабление шеи, плеч, языка, нижней челюсти.

Ходьба на месте –улучшает кровообращение, помогает сбросить напряжение.

Мелкая моторика – в выполнении мелких движений пальцами рук и кистей, координирует действия нервной, мышечной и костной системы. Выполняя это упражнение активизируется центр мозга.

Гимнастика для шеи и плеч - снимает напряжение шейного отдела.

Упражнения для языка и нижней челюсти – снимает напряжение челюсти и в ротовой полости.

Мимика - гимнастика снимает напряжение, сохраняет и восстанавливает тонус мышц лица.

Наклоны в стороны – это упражнение укрепляет косые мышцы живота.


Обучающиеся: выполняют вокальную гимнастику (под ритмичную музыку).

(Вокальную гимнастику позаимствовали на сайте «Секреты и уроки вокала» https://www.youtube.com/watch?v=s9zhx7QSbdw)

Преподаватель: Переходим к упражнениям на развитие певческого дыхания. Певческое дыхание, как и обычное дыхание, состоит из вдоха и выдоха, но оно во многом отличается от обычного дыхания. В певческом дыхании выдох, во время которого происходит исполнение, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Обычное дыхание человека, которое у нас не регулируется сознанием переходит при пении в управляемое, и мышцы дыхания начинают работать более интенсивно.

Работа над певческим дыханием является первоочередным элементом в процессе вокального воспитания обучающихся. Без поставленного певческого дыхания все усилия по освоению песенного материала приведут к нулевому результату в лучшем случае, в худшем - к полной или частичной потере голоса.

При работе с маленькими исполнителями, необходимо обращать внимание на моменты, которые могут помешать успешному развитию певческого дыхания:

  1. Поднятые плечи при вдохе: это указывает на то, что исполнитель пользуется поверхностным ключевым дыханием;

  2. Порывистые, судорожные вздохи, которые часто наблюдаются у обучающихся;

  3. Быстрое «спадение» стенок грудной клетки в начале исполнения музыкальной фразы, это указывает на то, что обучающийся, не сохраняет дыхательной позиции во время исполнения, у него отсутствует опора.

На уроках мы уделяем большое значение дыханию, так как правильное певческое дыхание – это основа пения, от дыхания зависит сила, красота и продолжительность звука.

Правильное певческое дыхание – это, прежде всего, использование полного объема легких, использование мышц брюшного пресса и диафрагмы во время дыхания, и использование естественных резонаторов, которые усиливают и обогащают звучание нашего голоса.

В вокально-педагогической практике наиболее удобным считается нижне-рёберно-диафрагмальное дыхание. Это смешанное дыхание, при котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние рёбра, а остальная часть грудной клетки почти не подвижна. При таком дыхании активна диафрагма и мышцы брюшной полости. Задача преподавателя научить маленького исполнителя правильно объяснить и научить набирать воздух.

В спокойном состоянии наша диафрагма находиться в согнутом положении, представляем полузакрытый зонтик от дождя. При правильном певческом вдохе нижние плавающие ребра, которые не объединены между собой, натягивают диафрагму, расширяются и диафрагма расправляется, представляем, что мы раскрыли наш зонтик и натянули его так, чтобы защелка держала наш зонтик раскрытым.


Если его потрогать по ткани, то можно ощутить давление, напряжение.

Внутри организма то же создается ощущение давления, это и есть наша опора. Главная задача при выдохе сохранить это давление, эту опору внутри как можно дольше.


Преподаватель: На своих уроках вокала для развития дыхания и голоса мы применяем упражнения с «вокальной» трубочкой.

Польза «вокальной» трубочки уже научно доказана и подтверждено врачами- фониаторами, популярными актерами, артистами, преподавателями, профессиональными певцами. В своей практике ее используют и рекомендуют уже многие певцы. При упражнениях с применением «вокальной» трубочки снимаются напряжение, осиплость, не смыкание, сглаживаются регистры голоса, голос становится более гибким. Ее так же можно применить если нужно распеться в экстремальных условиях (когда нельзя петь громко).


Преподаватель: Для работы над певческим дыханием и голосом можно использовать любые трубочки для коктейлей (прямые). Они бывают разных размеров, но для работы нужны трубочки с маленьким отверстием (чем меньше будет отверстие, тем лучше).




Если с маленьким отверстием не нашли трубочку можно взять обычную трубочку для коктейлей и немного пальцами сплющить отверстие, в которое будем выдувать воздух. Это делается для того, чтобы давление внутри стало чуть выше.


Преподаватель: Берем «вокальную» трубочку в руку, кончик «вокальной» трубочки кладем на губы и плотно обхватываем гудами. Трубочку держим прямо по центру (не сбоку у разных уголков рта), не засовывая в рот глубоко (она должна находиться на краю губ), не прикусывая зубами. Набираем воздух только через нос (вдох через рот очень вреден для голосовых связок, так как он сушит голосовые связки) и через трубочку выдыхаем. Воздух должен выходить только через отверстие «вокальной» трубочки (не через нос, не через уголки рта).

Прежде чем мы начнем делать упражнения на развитие дыхания нужно вспомнить, что певческое дыхание имеет 3 фазы: вдох — выдох — пауза. Обязательно нужно делать небольшие паузы между упражнениями. Если вы будите дышать совсем без пауз — через несколько секунд у вас может закружится голова от избытка кислорода и не выведенного углекислого газа.


Преподаватель: Первое упражнение с вокальной трубочкой на развитие длинны выдоха обучающихся. Данное упражнения заключаются в том, что мы будем просто дуть в трубочку, как можно длиннее делая выдох.

Обучающиеся: Делают вдох носом и выдох через трубочку. Выполняют упражнение несколько раз.

Преподаватель: Теперь то же самое упражнение проделываем со звуком «У». Набираем воздух и вместе с воздухом через трубочку поем звук «У». Лучше всего звук воспроизводить в нижнем диапазоне. Такое исполнение внутри нашего организма вызывает колебание и вибрацию. Это колебание расходятся по всей области лица, захватывает нос, уши, подбородок и спускается вниз по всему телу.

Обучающиеся: Делают вдох носом и выдох через трубочку насколько со звуком «У». Повторяют упражнение несколько раз не торопясь, делая небольшие паузы между упражнениями.

Преподаватель: Сейчас мы усложним работу нашу задачу. В одну руку берем бутылочку, наполненную водой или стакан, в другую трубочку. Бутылочка или стакан должны быть прозрачными.



Опускаем нашу вокальную трубочку в бутылочку с водой, набираем воздух через нос и через трубочку выпускаем воздух в воду. По пузырькам в воде мы видим проходит ли воздух через трубочку или нет. Воздух должен выходить только через трубочку (проверяем это зажав нос пальцами и поднеся пальцы к губам около уголков рта).

Для того что бы убедиться правильно ли дышим, ровный ли у нас поток воздуха, хорошо ли держим опору, мы сейчас усложним задачу, будем использовать вокальную трубочку вместе с бутылочкой и водой.

Обучающиеся: делают упражнение несколько раз.

Преподаватель: Пузырьки в воде должны быть равномерными, без больших всплесков - в если пузырьки разные значит плохо работает вокальная опора, если пузырьки прерываются – значит местами отключается вокальная опора. Если у вас совсем нет пузырьков – значит воздух не проходит через вокальную трубочку.

Преподаватель: Следующее упражнение на задержку дыхания. Спокойно вдохните через нос и задержите дыхание на несколько секунд - вы почувствуете, как стенка живота в момент вдоха подвинется вперед и будет напряжена какое-то время, затем медленно выдыхаем в трубочку с водой не расслабляя диафрагму. Именно это напряжение мышц позволяет управляемо расходовать выдох. От занятий к занятию постепенно увеличивать время задержки, но следить за тем, чтобы не было после задержки укороченного выдоха.


Обучающиеся: Проделывают это упражнение несколько раз


Преподаватель: Основная задача представленных упражнений - это формирование навыка плавного и экономного выдоха.


Преподаватель: Переходим к упражнениям на тренировку диафрагмы. Положите ладонь на область диафрагмы, активно вдыхаем носом воздух и так же активно выдыхаем через букву «с». Счет раз – два.



Обучающиеся: Делают упражнение.

Преподаватель: Следующее упражнение: положите ладонь на область диафрагмы, активно делаем носом вдох один раз и активно выдыхаем через букву «с», делая два выдоха. Счет раз – два – три.


Обучающиеся: Делают упражнение.

Преподаватель: Следующее упражнение делаем наоборот: положите ладонь на область диафрагмы, активно вдыхаем носом воздух делая вдох два раза и активно выдыхаем через букву «с», делая один выдох. Счет раз – два – три.


Обучающиеся: Делают упражнение.

Преподаватель: следующее упражнение, положите ладонь на область диафрагмы, активно вдыхаем носом воздух делая вдох два раза и активно выдыхаем через букву «с», делая два выдоха. Счет раз – два - три – четыре.


Обучающиеся: Делают упражнение.


Преподаватель: Последующие упражнения можно варьировать, прибавляя или убавляя количество вдохов и выдохов.


Преподаватель: следующее упражнение, положите ладонь на область диафрагмы, активно делая один вдох и также активно делаем выдох 4 раза через букву «с» (6 раз, 8 раз, 10 раз и т.д. от возможностей обучающихся).


Преподаватель: Певческое дыхание воспитывается постепенно и систематически. Очень важно, чтобы мышцы, задействованные при дыхании, во время упражнений, а в последствии и в пении оставались напряженными, но не зажатыми. Мышцы груди, плеч и лица должны оставаться расслабленными. Нельзя не заметить, что все упражнения на дыхание очень полезны, как для формирования правильного дыхания, так и для разогрева голосового аппарата, так как они создают правильную установку мышц, и вырабатывают физическую упругость и выносливость.


Преподаватель: Следующий этап работы на уроке вокала - это вокальные упражнения (распевки). С помощью которых разогреваются голосовые мышцы, тем самым они подготавливаются к дальнейшей нагрузке.

Каждый преподаватель использует самые разнообразные приемы и упражнения для развития и укрепления певческого голоса и вокальных навыков. Главное, чтобы обучающийся чувствовал себя комфортно на занятиях и с удовольствием двигался к положительному результату.

Первые вокальные упражнения на уроке носят разогревающий характер. В этих упражнениях обучающиеся должны разминаться на «серединке» своего диапазона, чтобы не травмировать свой голосовой аппарат. Упражнения на укрепление опоры, на удлинение вокального дыхания.

Вторая часть вокальных упражнений (на уже разогретом голосовом аппарате) направлена на расширение диапазона и развитие хорошей дикции.

Третья часть вокальных упражнений на уроке вокала направлена на освоение различных технических приемов: скачки, отрывистое голосоведение, украшения.


Преподаватель: Прежде чем начать петь нужно принять правильную певческую позицию. Встать прямо, плечи развернуты и опущены вниз, хороший упор на обе ноги (ноги чуть уже ширины плеч), руки свободные, голова прямо (не приподнята и не опущена). Во время пения тело должно быть расслаблено, не должно ощущаться напряжение каких-либо мышц - тело должно находиться в свободном, естественном положении. Уголки губ чуть приподнять, чтобы открылись верхние зубы. Эта позиция как раз и отличается от академической. Все упражнения нужно выполнять в полный голос, но не переходя на крик. Исполнение распевок тихо, не в полный голос не разогреют голосовые связки, но нужно избегать форсированного звука и жесткой атаки.

Вокальные упражнения нельзя исполнять сразу с высоких нот, предварительно не распевшись, не разогрев связки, поэтому свои распевания мы начинаем с примарной зоны - с середины диапазона (на одной, двух и трех нотах).


1. РАСПЕВКА: на выравнивание унисона.



Обучающиеся: исполняют упражнение.


2.РАСПЕВКА: «Ми-мэ-ма-мо-му". Гласные в этой распевке располагаются последовательно от близких и светлых к глубоким и тёмным. Очень удобно на этом упражнении для начинающих объяснить такие понятия как легато и кантилены. Удобно на этом упражнении проработать отдельные гласные - их форму. Основная задача этого упражнения: петь целую фразу из 5 нот, а не по отдельности, вести к последней ноте. Петь сквозь согласные, проговаривая букву "м" быстро и мягко, наполняя голосом, звуком каждую гласную. Упражнение исполняется от ноты «До» ноты «Ля» и обратно.



Обучающиеся: исполняют упражнение.


3.РАСПЕВКА: Как для начинающих, таки для профессионалов, очень полезны распевки с шагом в малую и большую секунду, то есть со смещением на пол тона или тон вверх, а затем вниз. Это вокальное упражнение задействует небольшой диапазон, но позволяет активировать наши губы и связки. Тренирует долгий выдох. Не бояться растягивать губы на слог «ВИ», а потом хорошо собрать в букву «Ю».

Обучающиеся: исполняют упражнение.


4.РАСПЕВКА: исполняется с вокальной трубочкой на звук «У».


5.РАСПЕВКА: Так же удобно для начала распевания диапазон терция. В этом упражнении используется гласные "И" (который очень часто используется в эстрадных распевках, потому что он "достаёт" звук, делает его более ярким) и звук «Я», Звук "И" - основной гласный в данном упражнении, нужно проследить, чтобы он не звучал резко и плоско.



Обучающиеся: исполняют упражнение.


Преподаватель: Теперь мы переходим к вокальным упражнениям в диапазоне квинты.


6.РАСПЕВКА: Основная задача этого упражнения сделать как бы волну сначала к верхней ноте, потом от неё волну к нижней ноте, не отрывая ноты друг от друга. Перед верхней нотой добавить объем (поднять больше мягкое нёбо, сделать зевок и ещё больше опереть её на дыхание (диафрагму). Это упражнение способствует расширению диапазона. Исполнять данное вокальное упражнение можно на разные слоги, гласные и с вокальной трубочкой. В этом упражнении мы чередуем исполнение с вокальной трубочкой и голосом.



Обучающиеся: исполняют упражнение.


7 РАСПЕВКА:

Обучающиеся: исполняют упражнение.


8.РАСПЕВКА: Следующее упражнение очень полезное для певческого дыхания - называется губная трель «Прр». Издаваемый звук напоминает то, как маленький ребенок играет в машинку.

Исполняется оно так: выдувая воздух между сомкнутых и расслабленных губ, но при этом попадая в ноты. При выполнении этого упражнения используется много воздуха, а голосовые связки остаются расслабленными. Если дыхание правильно, то звучание голоса будет непрерывном.

В данном упражнении используется вокально-технический прием Фальцет - пение "без опоры". Восходящее и нисходящее движение мелодии с переходом из грудного в фальцетный регистр. Этот прием позволяет расширить диапазон в сторону высоких нот и очень хорошо расслабляет губы.

Данное упражнение можно использовать с вокальной трубочкой.



Обучающиеся: исполняют это упражнение сначала губной трелью, а затем как пример с вокальной трубочкой.


9.РАСПЕВКА: Это упражнение с нисходящем движением. Данное упражнение сглаживает регистры. Основная задача этого упражнения – это глубокий хороший вдох, не выделяя отдельно каждый звук, вести мелодию к последней ноте соединяя их в целую фразу. Следите за тем, чтобы пение и выдув в трубочку были одновременными. Это упражнение исполняется с вокальной трубочкой (можно с водой, а можно и без воды).


Обучающиеся: исполняют упражнение.

10.РАСПЕВКА:



Преподаватель: Теперь мы переходим к вокальным упражнениям в диапазоне октавы.


11.РАСПЕВКА: Нижние звуки исполняются насыщенно и ярко, верхняя нота звучит незаметно и мягко.


12.РАСПЕВКА: Упражнение исполняется приемом стаккато (отрывисто). Эта распевка хорошо укрепляет диафрагму и прекрасно подходит для расширения диапазона. Мелодия исполняется на стаккато (отрывисто). На первых порах во время исполнения данного упражнения нужно класть на живот (область диафрагмы) для контроля дыхания.


13.РАСПЕВКА: Это упражнение на развитие дикции и артикуляции. При выполнении упражнения следует добиваться четкого произношения данных слогов с буквой «Р» в быстром темпе.



Усложненный вариант упражнения этого упражнения.



14. РАСПЕВКА: Упражнение позволяет понять переход из одного приема в другой, отработать две вокальные позиции «вокальный нос» (звук без воздуха в грудном регистре) и «субтон» (звук с воздухом в грудном регистре, исполнение с придыханием).



Преподаватель: в заключении нашего урока обучающиеся исполнят для вас произведения:

  1. Мл. вокальная группа «Мечта» «Письмо»

  2. Старшая вокальная группа «Мечта» «Страна детства»



  1. Подведение итогов.


Преподаватель: Сегодня на нашем уроке мы уделили большое внимание работе по выработке правильного певческого дыхания, работали над приемами звукообразования и голосоведения в вокальных упражнениях. Хочется еще добавить, что длительность и набор упражнений для распевок определяется исходя из вокальных способностей каждого ребенка (использовать индивидуальный подход в подборе вокально-технических упражнений), конкретных задач. На начальных и средних этапах обучения вокальные упражнения могут составляют весомую часть урока – это от 20 и до 30 минут. В дальнейшем, по мере укрепления голосового аппарата и освоения основных вокальных приемов, время на вокальные упражнения сокращается до 15 минут.

При распевании нужно петь в полный голос. Нет никакого смысла петь на распевке тихонечко, не в полный голос, так как в таком режиме связки не разогреются, но необходимо избегать и форсированного звука, жёсткой атаки звука и перехода на крик.

В работе над дыханием и вокальных упражнений должна быть системность и последовательность - это чрезвычайно важный момент, от которого зависит результат выработки рефлексов. В процессе многократных тренировок навык правильного звукоизвлечения автоматизируются, а при отсутствии систематических тренировок они утрачиваются.

Преподаватель: Наш урок закончен. Всем спасибо большое за работу и внимание.


Список используемой литературы


  1. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно - методическая разработка. М. : 1999., 20 с.

  2. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2007. 171 с.

  3. А.С. Поляков «Методика преподавания эстрадного пения» Москва 2015 г., 249 с.

  4. Цуканова И.П. Спой со мной (Электронный ресурс). http://www.youtube.com/watch?v=M21JYyBZZ4Q

  5. Цуканова И.П. Спой со мной (Электронный ресурс)

www.yandex.ru/video/search?

  1. Цуканова И.П. Спой со мной (Электронный ресурс).

https ://yandex.ru/video/search?filmId/

  1. «Секреты и уроки вокала» (Электронный ресурс). https://www.youtube.com/channel/UCPKGEBN6XCqF4NmhFNEcAbQ/featured







.