СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Работа над произношением слова в условиях коммуникативной системы обучения языку"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Произносительная работа планируется по направлениям: техника, орфоэпия, интонация

Просмотр содержимого документа
«"Работа над произношением слова в условиях коммуникативной системы обучения языку"»

«Работа над произношением слова в условиях коммуникативной системы обучения языку»



Процесс усвоения орфоэпических норм языка происходит в основном в школьном возрасте. Поэтому трудно преувеличить роль школы в становлении и развитии навыков правильной устной речи.

В школе уделяется большое внимание пополнению и обогащению словарного запаса школьников, однако, очень мало отводится времени на обучение нормам литературного произношения – орфоэпии русского языка.

В системе речевого развития учащихся важное место занимает работа над произносительной (звуковой) стороной речи.

Произносительная работа планируется по направлениям: техника, орфоэпия, интонация.

Первым является работа над техникой речи, которая понимается как результат правильного дыхания, чёткой дикции: речь усваивается, когда приобретается способность управлять мускулами речедвигательного аппарата.

Повторение скороговорок улучшает подвижность органов артикуляции, развивает слуховое внимание, способствует правильному произнесению звуков.

Закрепление звуков, выработка четкой дикции осуществляются и в процессе описания иллюстраций. Работа по выработке правильного, четкого произношения звуков и по совершенствованию фонематического восприятия ведется параллельно. Иллюстрации, речевой материал подобраны так, чтобы одновременно с совершенствованием произносительной стороны речи упражнять ребенка и в различении определенных пар звуков на слух (свистящих и шипящих, глухих и звонких, твердых и мягких согласных, звуков л и р).

В процессе заучивания стихотворений, загадок, пословиц, а также при повторении отдельных слов следует обращать внимание на соблюдение ребенком норм литературного произношения.

Поэтому вторым направлением работы по развитию речевой деятельности на произносительном уровне является организация практического усвоения школьниками орфоэпических норм русского литературного языка.

Фонетические ошибки находятся в прямой зависимости от темпа чтения школьника: чем он ниже, тем последовательнее проявляются отклонения от фонетического произношения. Ученикам, овладевшим навыком беглого чтения целыми словами, фонетические ошибки не свойственны. Присущее чтению «орфографическое» произношение не переносится на процесс говорения: в обычной устной речи младших школьников фонетические ошибки не встречаются (исключение составляют дети, выросшие в диалектном окружении). Главной особенностью орфоэпических ошибок, вызванных несоответствием звукового и буквенного состава слова, является их широкое распространение не только в озвученной письменной, но и в естественной разговорной речи детей, не связанной с книжным текстом (рассказ, беседа).

С приходом ребёнка в школу основным механизмом овладения произносительными нормами продолжает оставаться имитация, подражание речи окружающих, причём важнейшим фактором становится звучащая речь учителя. Поэтому учитель должен говорить, соблюдая все правила русской орфоэпии.

Формирование и развитие у детей правил устной речи является содержанием работы над правильным произношением в школе, которая определяется орфоэпическим минимумом, обязательным для усвоения школьниками.

Такой минимум включает правила литературного произношения и ударения слов и грамматических форм современного русского языка:

1. Слова с трудным ударением: алфавит, библиотека, водопровод, гусеница и т. д.

2. Заимствованные слова: (произносится твёрдо) антенна, бутерброд, компьютер, свитер, тире, термос, шоссе; (произносится мягко) музей, паштет, рельс, фанера,. шинель.

3. Слова с трудным звукосочетанием: асфальт, балерина, бульон, велосипед и т.д.

Необходимо научить детей правильно ставить ударение, ведь правильная постановка ударения является необходимым признаком культурной, грамотной речи.

Третье направление работы – совершенствование интонационных умений учащихся. Интонация – это звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, противопоставляют высказывания по их цели (повествование, волеизъявление, вопрос) и передают субъективное отношение к высказываемому.

Во-первых, следует организовать специальную работу по накоплению словаря эмоциональных состояний, так как учащиеся не имеют достаточного запаса эмоционально-оценочной лексики; предметом практического освоения становятся интонации первичных эмоциональных состояний (радость, печаль, гнев, страх, удивление).

Во-вторых, в качестве важнейшего средства развития интонационных умений учащихся необходимо использовать речевую ситуацию, которая обеспечивает возникновение живых, естественных интонаций. Следует предельно детализировать обстоятельства действительности, это поможет ребёнку без труда представить себя вместе с героем или вместо героя. Для этого используем наглядный материал - от предметов, которые можно потрогать, взять в руки (игрушки, овощи, фрукты, предметы быта) до сюжетных картинок. На основе последних проводится работа над построением сюжетной линии, над порядком слов в каждом предложении, над постановкой логического ударения в каждом предложении. Отмечаются правильно построенные и произнесенные предложения.

Воображение пробуждает чувства, на волне эмоционального отклика – высказывание (от лица персонажа) и получает необходимое интонационное оформление. Здесь поможет работа с пословицами, когда наряду с разбором поучительного содержания можно использовать и интонационные возможности: произнести пословицу сначала с утвердительной, а потом с вопросительной интонацией.

Обучение правильному произношению слов и правильной постановке ударения ведется и во время чтения.

Упражнения выполняются параллельно с работой над текстом до чтения, после чтения. Это способствует формированию умения пользоваться средствами интонационной выразительности: определять логические ударения, придерживаться пауз (пунктуационных, ритмических), регулировать силу голоса, темп чтения, тон, в зависимости от изображенных картин, расположения духа, жанровых особенностей произведения; выбирать интонацию и пантомимические средства выразительности во время произнесения слов и реплик персонажей

И в конце хотелось напомнить, что для современного этапа преподавания русского языка характерна коммуникативная направленность. В настоящее время уже можно говорить о формировании методической системы коммуникативного обучения русскому языку.

Прежде всего, коммуникативная направленность характеризуется тем, что на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения, или коммуникации, куда входят и орфоэпические нормы.

Для формирования навыков общения необходимо в процессе обучения создавать условия речевого общения. Система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в нём. Учиться общению, общаясь, - вот основная характеристика коммуникативности. В процессе общения и орфоэпическая грамотность учащихся будет формироваться быстрее.