СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над произведениями технического плана

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа над произведениями технического плана»

Открытый урок по предмету «Фортепиано»

МБОУДО «Красноуфимская РДШИ»


Преподаватель: Сафонова Ольга Ивановна.

Учащаяся: Сафонова Елизавета - 3 класс ДОПП

Дата проведения: 23.03.2022г.

Тема урока: «Работа над произведениями технического плана»

Тип  урока: урок — отработка технических навыков в упражнениях, гаммах и произведениях технического плана

Форма урока: индивидуальная
Цель урока. Обучение ученика самостоятельности в анализе разучиваемого музыкального произведения с тем, чтобы устранить проблемы технического плана.
Задачи урока:
1) познакомить обучающегося с техническими приёмами и отработать их в конкретных произведениях;
2) воспитывать в обучающемся волю для достижения положительных результатов в труде;
образовательные:
1) расширить музыкальный кругозор обучающегося;
2) искать рациональные приемы игры на фортепиано;
3) учить грамотно прочитывать структуру нотного текста;
развивающие:
1) развивать образное мышление;
2) развивать игровые навыки;
3) совершенствовать навык игры по нотам;
4) развивать мелодический, гармонический, звуковысотный слух;
5) развивать чувство ритма;
6) развивать инициативу в творчестве;
7) развивать самостоятельность в работе;
воспитательные:
1) воспитывать интерес к предмету и инструменту;
2) воспитывать понимание и уважение к музыке разных жанров;
3) воспитывать ответственность за результаты своего труда;
4) воспитывать контроль за своими действиями;
5) воспитывать культуру поведения за инструментом.
Оборудование: два фортепиано, стулья, подставка под ноги, нотная литература, метроном.
Ожидаемый результат. Обучающийся познакомится с приёмами и методами, помогающими в преодолении технических трудностей.

Приёмы и методы работы на уроке:
- словесный (беседа, объяснение),
- практический,
- творческий,
- репродуктивный,
- игровой метод,
- метод наблюдения,
- метод самостоятельной работы,

- метод анализа и синтеза.
План урока
1. Организационный момент - приветствие, посадка за инструмент, вступление педагога.
2. Основная часть урока:

а) игра Ганона №18, гаммы с- moll

б) работа над этюдом А.Лемуана соч.37 №22

в) работа над Ф.Кулау «Вариации» соч.42

3. Заключительная часть. Оценка. Домашнее задание.


 Ход урока 
1. Организационный момент:

Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
2. Основная часть урока: 

Учитель: Вступительное слово преподавателя.

Этот урок я хочу посвятить отработке технических навыков в упражнениях, гаммах и произведениях технического плана. Урок провожу с ученицей 3 класса отделения ДОПП – Сафоновой Елизаветой.

Развитием технических навыков нужно заниматься с первых занятий ребёнка на инструменте. В воспитании техники у младших учащихся большое значение имеет освоение первоначальных навыков игры на фортепиано. Правильная посадка за инструментом, приемы звукоизвлечения, хороший контакт кончиков пальцев с клавишами – та основа, без которой немыслимо техническое и музыкальное продвижение ученика.

Всякое упражнение основано на многократном повторении одной технической детали. Однако механическое повторение притупляет внимание ребенка, снижает контроль слуха и сознание над качеством звучания и точностью пианистического движения. Вот почему, не прибегая к излишне усложненным вариантам в упражнениях, можно внести в них простейшие, доступные детям и активизирующие их восприятие звуковые (артикуляционные), динамические, ритмические задачи.

Задача педагога состоит в том, чтобы научить ученика любить играть гаммы. «...Не просто сыграть гамму правильными пальцами, а сыграть ее так чтобы она вызывала эстетическое удовольствии» (Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой»).

С каждым последующим проигрыванием должно происходить улучшение

качества исполнения гамм. И поэтому надо слушать себя, свое исполнение, уметь сравнивать игру. Темп при работе над гаммами должен браться тот, в котором все прослушивается и получается.

Исходя из этих задач, и будет строиться мой открытый урок.


Учитель: Для начала проиграем Ганон №18. В темпе четверть – 80 - 100, с опорой на первую долю.
Ученик играет упражнения Ш. Ганона, стараясь выполнить поставленные преподавателем задачи: собранные пальцы играют из ладони, руки и плечи свободные, звуки ровные по ритму и силе нажатия на клавиши, пальцы без напряжения бегут в удобном темпе (максимальном для обучающегося);

Учитель: Итак, перейдем к работе над гаммой с – moll

Показ обучающимся гамм C - moll: темп и все условия сохраняются, как в упражнениях Ш. Ганона, гибкая рука в коротких арпеджио, аккорды торжественные, праздничные, хроматическая гамма стремительная, пальцы в ней располагаются близко друг к другу, высота подъёма пальцев малая.
Методы и приемы работы:
- метод контроля за исполнением упражнений и гамм,
- предложение преподавателя отработать приём игры упражнений на крышке инструмента для усиления звучности и выравнивания звуков в поступательном движении,
- анализ проведённой работы,
- полезная самокритика и критика исполнения,
- похвала за моменты достойного исполнения программы.


Игра гаммы

Звуковые задачи при игре гамм.

1. Вслушиваться в мелодический характер гаммы, слышать длительное дыхание мелодической линии, учиться на гаммах навыкам певучести и выразительности игры legato .

2. Играть гаммы с различной артикуляцией (различными штрихами).

3. Развивая методическую точность, играть гаммы с акцентами и в разных ритмах.

4. Играть гаммы с различной нюансировкой, тембровыми и динамическими красками.

5. Во время игры гамм можно развивать полифонический и ансамблевый слух.

 

Различные методы работы над гаммами повышают у учащихся интерес к их игре, занимают ребят и стимулируют их занятия гаммами. Ученик не должен играть гаммы механически, формально, ради темпа, не слушая, что получается. Быстрая игра не должна допускаться в ущерб ровности, точности, отчетливости звукоизвлечения и правильности пианистических движений. Основная задача при работе над гаммами - это улучшение качества исполнения. Темп берется тот, в котором все прослушивается и получается.
При игре гамм важно обратить внимание обучающегося на аккуратное подкладывание первого пальца: правильный разворот руки, её собранность, округлость, близость пальцев друг к другу. Рука ведёт пальцы, кончики пальцев острые, чуткие. При игре арпеджио важна правильно выученная аппликатура. При игре аккордов пальцы упругие, рука стремительна в воспроизведении аккордов. Работает вся рука и корпус. Задача - исполнить аккорды празднично, не суетливо, с достоинством.
Методы и приемы работы: те же, что и в упражнениях.
Учитель: А теперь, давай попробуем применить ритмические способы работы над

гаммой:

Играть гамму:

- в одной руке восьмыми, в другой пунктиром, и наоборот.

- играем четыре восьмые, четыре шестнадцатых.


Обратить внимание на ровное звучание каждой ноты без толчков.

Смотри, играя гаммы такими способами, мы можем рассматривать

партии обеих рук как два голоса, самостоятельно ведущие свои мелодические линии, которые могут не совпадать ритмически, артикуляционно и динамически, и которые нужно провести ясно и выразительно. И это будет уже решением задач развития полифонического слуха и мышления.

Учитель: «Молодец, выполнила всё отлично».    

                                   

Работа над этюдом

Этюд( Étude «изучение») — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

Ученица исполняет этюд А.Лемуана соч.37 №22

Исполнение в классе, как на сцене. Анализ и самоанализ исполнения, ремарки преподавателя.
Методы и приёмы работы: игра по крышке инструмента крепкими пальцами в медленном темпе. Мышцы пальцев при этом активно работают (пальцы активно работают подушечками, они сильные, как клюв птицы).

а) обращаем внимание на мягкий, глубокий бас пятым пальцем левой руки;

б) прибираем слабую долю;

в) в левой руке отрабатываем аккорды, которые разрешаются на легато. Проверить пальцы;

г) стараемся выполнить все динамические оттенки.

Учитель: А теперь исполни, пожалуйста, Ф.Кулау «Вариации»

Приёмы работы: работа над музыкальными фрагментами, игра каждой рукой отдельно (выявление причин остановок и разных темпов в руках), приём многократных повторений с наименьшими затратами движений корпуса, рук, пальцев. Обучающийся при такой работе находит удобные для исполнения движения рук и корпуса, индивидуальную аппликатуру, запоминает их. Здесь важен иллюстрационный показ преподавателя техники и приёмов игры с тем, чтобы обучающийся опробовал их на практике, находил свои позиции в игре, включал мышление и внимание как внешнее, так и внутреннее. Темп может быть умеренно — средний, но штрихи, динамика, фразировка, дыхание фраз обучающийся должен отработать в самостоятельных домашних занятиях.
Если отработаны отдельные фразы, фрагменты, проучены связки во фразах и частях произведения, можно аккуратно собрать всё произведение, проиграв его целиком в среднем темпе, выявив, таким образом, слабые места в тексте. В результате анализа обучающийся сам может сформулировать для себя домашнее задание, а также рассказать преподавателю о приемах и методах работы над данным произведением дома.
Методы и приёмы работы:
- метод контроля за исполнением,
- предложение преподавателя отработать приём игры staccato на крышке инструмента для усиления звучности и выравнивания звуков,
- анализ проведённой работы,
- полезная самокритика и критика исполнения,
- похвала за достойные моменты исполнения пьесы.

Все недочёты, выявленные с помощью наводящих вопросов преподавателя, важно устранять систематически дома и на уроках, если хочется добиться более высоких результатов воспроизведения.
3. Заключительная часть.

Домашнее задание
1. Новое упражнение Ш. Ганона(№19) отработать на крышке инструмента в медленном темпе. Игра на инструменте в умеренном темпе. Знания о работе над упражнениями у обучающегося имеются из собственного опыта работы. Продолжать работу над уже выученными упражнениями.
2. Этюд. Играть в темпе. Отработать моменты совпадения рук, делать кульминационные моменты.
3. Вариации. Отработать прием staccato, особенно в синхронном звучании рук, проанализировать характер всех частей по динамике, штрихам, создать образ каждой вариации. Проучить ещё раз все связки между фразами и частями, вставить их в единое целое, закреплять ежедневно до получения ожидаемого результата.

Список методической и нотной литературы:

1. Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой» - М.:1993
2. Корыхалова Н. «Играем гаммы» - М.: «Музыка» 1995
3. Щапов А.П. «Фортепианная педагогика» - М.: 1991 

4. Ш. Ганон. Пианист - виртуоз. 60 упражнений для достижения беглости, независимости, силы и равномерного развития пальцев, а также легкости запястья, изд. «Композитор», Санкт — Петербург, 2002 


Выводы по уроку:

Несмотря на узкую специфику, урок прошёл интересно, разнообразно и плодотворно. Поставленные в начале урока цели и задачи выполнены полностью. Все аспекты работы над гаммовым комплексом воспринимались ученицей живо и серьёзно. Создание проблемных ситуаций стимулировало ребёнка к самостоятельной работе. Оказалось, что обычную рутинную работу можно сделать увлекательной.

Организация развивающего пространства, реализация индивидуального подхода, развитие активности учащегося явились основными методами работы на уроке.