СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над развитием эмоциональности и актёрскими навыками в классе хорового дирижирования.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках дирижирования работа над эмоциональностью и актёрскими навыками ведётся с 1го года обучения. Необходимо научить студента уже на 1 курсе при помощи мимики и жеста передавать характер и раскрывать образы исполняемых произведений, т.е. «сыграть произведение», как актёр играет на сцене, перевоплощаясь в тот или иной образ, проживая вместе с героем какой-то отрезок времени, либо рисуя картину…

Просмотр содержимого документа
«Работа над развитием эмоциональности и актёрскими навыками в классе хорового дирижирования.»

Работа над развитием эмоциональности и актёрскими навыками в классе хорового дирижирования.

На уроках дирижирования работа над эмоциональностью и актёрскими навыками ведётся с 1го года обучения. Необходимо научить студента уже на 1 курсе при помощи мимики и жеста передавать характер и раскрывать образы исполняемых произведений, т.е. «сыграть произведение», как актёр играет на сцене, перевоплощаясь в тот или иной образ, проживая вместе с героем какой-то отрезок времени, либо рисуя картину…

Важно проникнуться содержанием произведений, их смыслом. Важно, передавая литературный текст, жить образами, и, исходя из этого «строить» и дир. жест и прикосновение к звуку.

При дирижировании необходимо чувствовать форму сочинений, важно, чтобы она состоялась, поэтому необходимо чётко представлять развитие каждой фразы, нарастание кульминации, её спад. Т.о., передавая дирижированием смысл литературного текста, необходимо грамотно выстраивать драматургическое развитие.

Педагогу важно воспитать в студенте ,прежде всего, дирижёра-исполнителя. В какой-то степени педагог, закладывающий первоосновы дир.техники и чисто музыкантского облика студента, отвечает за конечный результат. Перед дирижёром стоят такие задачи как: расстановка смысловых акцентов, выстраивание и подготовка кульминации. Всё это выражается дирижёром не только посредством рук, но и мимикой. Т.О. дирижирование это вид пластического искусства, своеобразная пантомима.

Но любой художественный замысел становится реальностью тогда, когда дирижёр оснащён достаточной техникой для его воплощения, гибкой, выразительной пластикой. Педагог в классе решает технические проблемы,которые взаимосвязаны с художественным замыслом.

В муз. техникуме предмет «Дирижирование» изучается по 3ч в неделю-всего720 ч.

Задачи предмета не исчерпываются только воспитанием у студентов умением и навыков дирижирования, главная его задача-подготовить их к самостоятельной творческой деятельности на основе развития у них креативного, нестандартного мышления ,выработки аналитических и исследовательских качеств .

Огромная роль в развитии творческих навыков студента принадлежит избираемому репертуару. Для активизации творческого воображения необходим индивидуальный подход, учитывая профессиональное и культурное развитие каждого студента. Репертуар, используемый в дир.классе должен включать обработки народных песен, хоровые произведения мировой классики, хоры русских и зарубежных композиторов, ХОРЫ ИЗ ОПЕР, кантат, ораторий, духовную музыку ,хоры из католических месс,а также хоры современных композиторов.

В произведениях, подбираемых для студентов с различным уровнем развития, должны быть отражены и современные проблемы нашего общества, патриотическая тематика, пейзажная лирика, общечеловеческие темы. Всё это педагог использует для развития у учащихся творческих и технических навыков .

На уроке должна быть поставлена и решена познавательно-поисковая задача –создание целостного представления о звуковой палитре муз. соч-я.

Особое место в процессе обучения дирижированию занимает проблема развития творческого мышления.

Для эффективного развития творческого мышления полезно использовать метод интерпретирования муз. произведения. При этом нужно, чтобы теоретико-музыкальные и историко-культурные знания были оснащены и творчески применялись в интерпретационной деятельности студентов. Система заданий на уроках Дирижирования д.б. расчитана на развитие творческого потенциала студентов в процессе интерпретации муз.произв.,она должна сочетать субъективно-интуитивный и рационально-логический пути изучения произведения…

Музыка своими обобщёнными образами создаёт в сознании исполнителей и слушателей зрительные картины мира, ассоциации с предметами и явлениями реальной действительности.

Формирование творческих способностей взаимосвязано с процессом овладевания профессиональным техническим мастерством студентов. При этом лишь овладевание дир. навыками является лишь средством для достижения главной цели-художественного исполнения муз.произведения.

Мимика рассматривается как одно из важнейших средств невербального общения дирижёра с хоровым коллективом. Поскольку наиболее выразительными в мимической палитре являются брови, глаза, рот и губы, именно этим компонентам уделяется специальное внимание, при этом подчёркивается, что информацию певцам несёт их «ансамбль» в целом. Овладение мимикой как одним из средств управления хором имеет принципиальное значение для подготовки будущего дирижёра-хоровика. Среди возможных путей развития мимики в классе дирижирования наиболее продуктивными являются: продуманный репертуар, введение специального комплекса упражнений и методика поэтапной работы над произведением, которая сориентирована на овладение студентом мимических средств выражения для осуществления невербального общения с мысленно представляемым им хоровым коллективом. Такая методика предполагает: первичное восприятие, ознакомление с сочинением,; музыкально-теоретический и вокально-хоровой анализ; воплощение произведения в дирижёрском жесте и мимике. 

Естественность, органичность движений дирижёра в сочетании с творческим подходом является основным критерием высокого профессионализма .