Название методической разработки
Работа над развитием навыков словообразования у учащихся 7-9 классов в рамках подготовки к ОГЭ.
Автор: Рагель Татьяна Сергеевна, учитель английского языка ГБОУ гимназии №446 Колпинского района Санкт-Петербурга.
Пояснительная записка
К 7 классу учащимися уже накоплен большой словарный запас и они проявляют готовность к анализу и синтезу лексических и грамматических аспектов английского языка. Однако, тема «Словообразование» довольно сложна для учеников.
Данная методическая разработка помогает школьнику системно и поэтапно освоить данную тему.
Использованы материалы:
Luke Prodromou. Rising Star. An Intermediate Course.
Материалы Интернет.
На начальном этапе ученики знакомятся с основными принципами словообразования в английском языке, изучают названия частей речи, их сокращения в словарных статьях, организацию словарной статьи. Расширяя навыки работы со словарями (как бумажными, так и онлайн словарями), можно предложить учащимся заполнять такие таблицы:
noun | verb | adjective | adverb |
actor actress | act | active | actively |
speaker speech | speak | speaking speechless | speechlessly |
creator | create | creative | creatively |
helper | help | helpful helpless | helpfully helplessly |
politeness impoliteness | - | polite impolite | politely impolitely |
Затем учитель предлагает учащимся перейти к предложениям и текстам, вставляя слова из таблиц, обосновывая свой выбор в пользу той или иной части речи. Ученики пользуются алгоритмом рассуждения (см. памятки ниже).
ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Что нужно сделать?
В предложении или тексте необходимо изменить слово, поменяв его часть речи и/или значение, например из существительного сделать прилагательное или из глагола сделать существительное.
Алгоритм выполнения задания
Посмотрите на слово, которое нужно изменить. Подумайте: Какие однокоренные слова вы знаете для этих слов? Например, для слова happy (счастливый) можно выписать такие слова, как happiness (счастье), happily (счастливо), unhappy (несчастный).
2. Определите, к какой части речи должно относиться новое слово – глагол, существительное, прилагательное или наречие? Так, если слово стоит между артиклем и существительным, то скорее всего вам нужно прилагательное. Если слово поясняет глагол, это наречие.
3. Если слово слово не меняет часть речи, проверьте – не должно ли оно изменить свое значение на противоположное? Если да, то может понадобится отрицательная приставка.
В качестве вспомогательного материала предлагаем вам наиболее часто употребительные суффиксы и приставки, проверяемые на экзамене (список составлен на основе кодификатора ЕГЭ 2019):
Суффиксы существительных: -ment, -(s/t)ion, -ness, -ity, -ance, -ence, -ship, -ing
Суффиксы существительных, обозначающих действующее лицо: -er, -or, -ist.
Суффиксы прилагательных: -y, -ful, -ly, -ian/an, -ous, -less, -able, -ible, -ive, -al, -ic, -ed, -ing.
Суффиксы глаголов: -ise/ize
Суффикс наречий: -ly.
Приставки прилагательных: un-, im-, in-, inter-.
Приставки глаголов: , dis-, re-, mis-
При выполнении любых заданий на словообразование предлагается следующий алгоритм рассуждения:
Прочитайте и переведите предложение.
Подумайте, какой частью речи является пропущенное слово. Это можно определить по месту в предложении, частям речи, артиклям, пердлогам, стоящим рядом.
Если это существительное, то нужно вспомнить суффиксы существительных, подумать, в единственном или множественноем числе стоит слово.
Если это прилагательное — соответствующие суффиксы, приставки, возможно, отрицательные.
Если это наречие — суффиксы и приставки.
Если это глагол — суффиксы глаголов, временные формы, окончания.
Поставить образованное слово в пропуск и снова прочитать предложение.

















