Объявление темы | 2 мин. | -Ребята, прочитайте эпиграф к уроку: СЛАЙД 1 Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить на своем языке. Л.Н. Толстой -Это высказывание великого русского писателя Л.Н. толстого. Запишите его в тетради, пропустив строку для записи темы. -Как вы поняли слова эпиграфа? Согласны ли вы с мыслью автора? Обоснуйте свой ответ. -А что нужно знать и уметь, чтобы ясно и понятно говорить? (составлять высказывания – тексты) СЛАЙД 2 Тема урока «Тест как единое целое» -Запишите её в пропущенной строке. | Работает с презентацией, корректирует ответы обучающихся, формулирует тему урока. | Читают эпиграф, делают записи в тетрадях, отвечают на вопросы учителя. | -Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; -владеть устной и письменной речью; -строить монологическое контекстное высказывание. |
Целеполагание | 2 мин. | -Какие цели мы можем поставить перед собой к уроку по данной теме? Используйте опорные слова. СЛАЙД 3 Познакомиться Углубить знания Развивать Воспитывать -Посмотрите, как цели сформулировала я. СЛАЙД 4 1. Сформировать у обучающихся понятие о тексте как о тематическом и композиционном единстве его частей; 2. Углубить знания о лексических средствах связи предложений в тексте; 3. Формировать коммуникативную компетенцию через углубление и расширение знаний о тексте; 4. Воспитывать самостоятельность и умение работать в парах. | Работает с презентацией, помогает сформулировать цели. | Формулируют цели урока. | -Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; -постановка целей, преобразование практической задачи в познавательную. |
Объяснение нового материала | 16 мин. | Беседа: -Ребята, какое слово является ключевым понятием сегодняшнего урока? (текст) -Знаете ли вы его первоначальное значение? (ткань, сплетение) Эксперимент: -Посмотрите внимательно, перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом. -Как вы думаете, что между ними общего? (кусочек ткани состоит из множества нитей, крепко скрепленных между собой; текст тоже состоит из нескольких предложений, связанных по смыслу и грамматически). Ребята, вы знаете, как называются предприятия, на которых ткут ткани? (текстильные) -Обратите внимание на первую часть слова. А кто знает, что произойдет, если мы из ткани достанем хоть одну ниточку? (ткань испортится) -Так и любой текст, потеряв одно или несколько предложений, «испортится», потеряет смысл. -Итак, сделаем вывод: что такое текст? СЛАЙД 5 Текст – это несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью. Словарная работа: Подберите и запишите однокоренные слова к слову «текст», устно объясните их значение. СЛАЙД 6 Текстоведение Текстовый Подтекст Прием «Корзина идей» -Можно ли считать предложение текстом? -Чем отличается предложение от текста? (Предложение выражает мысль, а тест позволяет обеспечить её развитие за счет того, что каждое предложение дополняет в текст новую информацию). -Любая ли группа предложений является текстом? (Нет, только та, в которой присутствует единство темы и основной мысли, связывающее предложения в единое целое). -Давайте вспомним, какими признаками характеризуется текст. Работа с учебником -Откройте учебники на стр.70, сравните свои ответы с материалом учебника. -Сформулируйте определение, что такое текст. | Организует беседу, работает с презентацией. Организует эксперимент. Записывает слова на доске, комментирует ответы. Записывает признаки, названные детьми, на доске. | Отвечают на вопросы, делают записи в тетрадях. Проводят эксперимент. Подбирают однокоренные слова, записывают их в тетради, устно поясняют значения слов. Перечисляют признаки текста. Работают с учебником. Формулируют определение. | -Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; -владеть устной и письменной речью; -строить монологическое контекстное высказывание; -проводить эксперимент и наблюдение под руководством учителя, делать выводы. |
Закрепление изученного | 14 мин. | Работа с деформированным текстом: -Ребята, посмотрите на слайд и скажите, можно ли эту запись назвать текстом? Почему? (нарушена последовательность предложений) -Восстановите текст и запишите его в тетради. СЛАЙД 8 Оно чуть помедлило, словно запутавшись в ветвях деревьев, и вдруг выкатилось золотым колесом. Над соседним лесом выкатился краешек солнца. Луг весь засверкал, заискрился. Выполнение упражнений: Упр. 139 (1,2) В это время 3 пары работают с деформированными текстами на карточках | Работает с презентацией, комментирует ответы обучающихся. Координирует работу в парах. | Отвечают на вопросы, восстанавливают текст, записывают его в тетради. Выполняют упражнение самостоятельно, работают с учебником. | -Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное; -формулировать идею текста; -выстраивать последовательность описываемых событий; -умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. |
Самостоятельная работа Рефлексия | 5 мин. 2 мин. | - Теперь выполним самостоятельную работу. Вам выданы карточки, на которых записаны под буквами предложения. Ваша задача – определить последовательность предложений, чтоб получился текст, выбрав правильный вариант ответа. А) Слов нет, красива летняя берёза, но почти вся её привлекательная белизна скрыта листьями. Б) Осенняя тоже отвлекает нас листьями – жёлтыми, оранжевыми, золотыми. В) Зимняя берёза смотрится холодно: ведь мы поднимаем на неё глаза от снега. Г) Белый цвет сливается с белым. Д) Самая притягательная берёза – весенняя. Е) Судите сами. Ж) Зато весенняя берёза вся доступна взгляду и раскрывается передо мною: белый ствол, белые ветви, обласканные солнцем, и веснушки – на стволе, на ветках… З) Весёлая берёза! Варианты ответов: АБВГДЕЖЗ АБВГЖЕДЗ ДЕВГАБЖЗ ДЕАВГБЖЗ А теперь закончите предложения: СЛАЙД 10 На уроке я узнал(а)… Я научился (лась)… Мне понравилось… Мне было трудно… | Организует самостоятельную работу. Работает с презентацией. | Выполняют самостоятельную работу. Опираясь на предложенные формулировки, отвечают на вопросы. | -Уметь самостоятельно контролировать время; -уметь принимать самостоятельные решения. -Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. |
Домашнее задание | 1 мин. | -Откройте дневники, запишите домашнее задание. Обратите внимание на то, что у вас есть возможность выбрать одно из предложенных заданий. СЛАЙД 11 Упр. 139 (2,3,4) или Выписать из художественного текста отрывок, доказать, что это текст. Упр. 140 (по желанию) | Комментирует домашнее задание | Фиксируют домашнее задание в дневниках. | -Адекватно оценивать свои возможности при выборе заданий разного уровня сложности. |