СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над текстом

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа над текстом»

Урок русского языка в 6 классе по теме

«Тест как единое целое»



Авторы учебника и УМК: С.И. Львова, В.В. Львов.

Цели урока:

  1. Сформировать у обучающихся понятие о тексте как о тематическом и композиционном единстве его частей;

  2. Углубить знания о лексических средствах связи предложений в тексте;

  3. Формировать коммуникативную компетенцию через углубление и расширение знаний о тексте;

  4. Воспитывать самостоятельность и умение работать в парах.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.

Виды деятельности: самостоятельная работа с карточками, работа с учебником, работа в парах.

Общеучебные умения и навыки, которые отрабатываются на уроке:

  1. Умение строить связный монололгический ответ с использованием опоры.

  2. Умение формулировать вопрос и строить аргументированный ответ на вопрос.

  3. Умение работать в паре.

  4. Умение выполнять индивидуальные практические задания.

  5. Умение строить обобщение и вывод по уроку.

Оборудование: карточки для самостоятельной работы, мудьтимедийное оборудование, презентация Power Point.



Этап урока

Время

Содержание этапа

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Орг. момент

1 мин.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Создает эмоциональный настрой на урок

Проверяют готовность к уроку, оформляют работу в тетрадях.


Объявление темы

2 мин.

-Ребята, прочитайте эпиграф к уроку:

СЛАЙД 1

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить на своем языке.

Л.Н. Толстой

-Это высказывание великого русского писателя Л.Н. толстого. Запишите его в тетради, пропустив строку для записи темы.

-Как вы поняли слова эпиграфа? Согласны ли вы с мыслью автора? Обоснуйте свой ответ.

-А что нужно знать и уметь, чтобы ясно и понятно говорить? (составлять высказывания – тексты)

СЛАЙД 2

Тема урока «Тест как единое целое»

-Запишите её в пропущенной строке.

Работает с презентацией, корректирует ответы обучающихся, формулирует тему урока.

Читают эпиграф, делают записи в тетрадях, отвечают на вопросы учителя.

-Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

-владеть устной и письменной речью;

-строить монологическое контекстное высказывание.

Целеполагание

2 мин.

-Какие цели мы можем поставить перед собой к уроку по данной теме?

Используйте опорные слова.

СЛАЙД 3

Познакомиться

Углубить знания

Развивать

Воспитывать

-Посмотрите, как цели сформулировала я.

СЛАЙД 4

1. Сформировать у обучающихся понятие о тексте как о тематическом и композиционном единстве его частей;

2. Углубить знания о лексических средствах связи предложений в тексте;

3. Формировать коммуникативную компетенцию через углубление и расширение знаний о тексте;

4. Воспитывать самостоятельность и умение работать в парах.

Работает с презентацией, помогает сформулировать цели.

Формулируют цели урока.

-Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

-постановка целей, преобразование практической задачи в познавательную.

Объяснение нового материала

16 мин.



Беседа:

-Ребята, какое слово является ключевым понятием сегодняшнего урока? (текст)

-Знаете ли вы его первоначальное значение? (ткань, сплетение)

Эксперимент:

-Посмотрите внимательно, перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.

-Как вы думаете, что между ними общего? (кусочек ткани состоит из множества нитей, крепко скрепленных между собой; текст тоже состоит из нескольких предложений, связанных по смыслу и грамматически).

Ребята, вы знаете, как называются предприятия, на которых ткут ткани? (текстильные)

-Обратите внимание на первую часть слова.

А кто знает, что произойдет, если мы из ткани достанем хоть одну ниточку? (ткань испортится)

-Так и любой текст, потеряв одно или несколько предложений, «испортится»,

потеряет смысл.

-Итак, сделаем вывод: что такое текст?

СЛАЙД 5

Текст – это несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью.

Словарная работа:

Подберите и запишите однокоренные слова к слову «текст», устно объясните их значение.

СЛАЙД 6

Текстоведение

Текстовый

Подтекст

Прием «Корзина идей»

-Можно ли считать предложение текстом?

-Чем отличается предложение от текста? (Предложение выражает мысль, а тест позволяет обеспечить её развитие за счет того, что каждое предложение дополняет в текст новую информацию).

-Любая ли группа предложений является текстом? (Нет, только та, в которой присутствует единство темы и основной мысли, связывающее предложения в единое целое).

-Давайте вспомним, какими признаками характеризуется текст.



Работа с учебником

-Откройте учебники на стр.70, сравните свои ответы с материалом учебника.

-Сформулируйте определение, что такое текст.


Организует беседу, работает с презентацией.









Организует эксперимент.



















































Записывает слова на доске, комментирует ответы.





































Записывает признаки, названные детьми, на доске.

Отвечают на вопросы, делают записи в тетрадях.









Проводят эксперимент.





















































Подбирают однокоренные слова, записывают их в тетради, устно поясняют значения слов.































Перечисляют признаки текста.



Работают с учебником.







Формулируют определение.

-Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

-владеть устной и письменной речью;

-строить монологическое контекстное высказывание;

-проводить эксперимент и наблюдение под руководством учителя, делать выводы.

Физкультминутка

1 мин.

-Предлагаю немного отдохнуть. Встаньте около своих парт, выполняйте мои команды.

СЛАЙД 7

Раз, два – выше голова.

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – всем присесть.

Семь, восемь – встать попросим.

Девять, десять – сядем вместе.

Организует деятельность.

Выполняют команды.

-Знать основы ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий.

Закрепление изученного

14 мин.

Работа с деформированным текстом:

-Ребята, посмотрите на слайд и скажите, можно ли эту запись назвать текстом? Почему? (нарушена последовательность предложений)

-Восстановите текст и запишите его в тетради.



СЛАЙД 8

Оно чуть помедлило, словно запутавшись в ветвях деревьев, и вдруг выкатилось золотым колесом.

Над соседним лесом выкатился краешек солнца.

Луг весь засверкал, заискрился.



Выполнение упражнений:

  1. Упр. 139 (1,2)

  2. В это время 3 пары работают с деформированными текстами на карточках

Работает с презентацией, комментирует ответы обучающихся.































Координирует работу в парах.

Отвечают на вопросы, восстанавливают текст, записывают его в тетради.



























Выполняют упражнение самостоятельно, работают с учебником.

-Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное;

-формулировать идею текста;

-выстраивать последовательность описываемых событий;

-умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Самостоятельная работа































































Рефлексия

5 мин.

































































2 мин.

- Теперь выполним самостоятельную работу. Вам выданы карточки, на которых записаны под буквами предложения. Ваша задача – определить последовательность предложений, чтоб получился текст, выбрав правильный вариант ответа.



А) Слов нет, красива летняя берёза, но почти вся её привлекательная белизна скрыта листьями.

Б) Осенняя тоже отвлекает нас листьями – жёлтыми, оранжевыми, золотыми.

В) Зимняя берёза смотрится холодно: ведь мы поднимаем на неё глаза от снега.

Г) Белый цвет сливается с белым.

Д) Самая притягательная берёза – весенняя.

Е) Судите сами.

Ж) Зато весенняя берёза вся доступна взгляду и раскрывается передо мною: белый ствол, белые ветви, обласканные солнцем, и веснушки – на стволе, на ветках…

З) Весёлая берёза!

Варианты ответов:

  1. АБВГДЕЖЗ

  2. АБВГЖЕДЗ

  3. ДЕВГАБЖЗ

  4. ДЕАВГБЖЗ

А теперь закончите предложения:

СЛАЙД 10

На уроке я узнал(а)…

Я научился (лась)…

Мне понравилось…

Мне было трудно…


Организует самостоятельную работу.





























































Работает с презентацией.

Выполняют самостоятельную работу.





























































Опираясь на предложенные формулировки, отвечают на вопросы.

-Уметь самостоятельно контролировать время;

-уметь принимать самостоятельные решения.





















































-Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Домашнее задание

1 мин.

-Откройте дневники, запишите домашнее задание. Обратите внимание на то, что у вас есть возможность выбрать одно из предложенных заданий.

СЛАЙД 11

  1. Упр. 139 (2,3,4)

или

  1. Выписать из художественного текста отрывок, доказать, что это текст.

  2. Упр. 140 (по желанию)

Комментирует домашнее задание

Фиксируют домашнее задание в дневниках.

-Адекватно оценивать свои возможности при выборе заданий разного уровня сложности.

Подведение итогов урока

1 мин.

Выставление оценок.

Объявляет и комментирует оценки.