Работа педагога-психолога с детьми требующего особого внимания
Дети, требующие повышенного, особенного внимания плохо адаптируются к школьной жизни, конфликтуют с окружающими, для них характерен низкий уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированность общеучебных знаний и специальных умений. К ним относятся следующие группы детей по различным категориям.
Группы критерий
Медицинские
Критерии, определяющие детей, требующих особого внимания
Часто и длительно болеют
Социальные
Состоят на учете у психоневролога
Живут в ассоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное) отношение к ребенку
Учебно-педагогические
В семье беженцев, переселенцев (проблемы в адаптации и языковые)
Имеют стойкую неуспеваемость
Поведенческие
Перенесли сложные медицинские операции, стрессы
Систематические пропуски занятий без уважительных причин
Нарушение поведения, дисциплины
Проблемы в адаптации при смене местожительства, школы, класса
Трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми
Самовольный уход из дома
Повышенная тревожность
Употребление наркотических веществ
Табакокурение. Токсикомания. Гиперактивность /СДВГ
Психого-педагогическая поддержка
Работа с педагогическим коллективом
Процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни
Совместное выявление причин, возникающих у ребенка проблем, социально-педагогическая и психологическая коррекционная работа для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.
Просветительская работа
Диагностическая работа
Организация и проведение профилактических бесед, лекций, классных часов, выступление на родительских собраниях по различным темам: «Адаптация учащихся к обучению в школе», «Межличностные отношения в детском коллективе» и др.
Для выявления данных категорий оформляются «Карты класса по выявлению детей группы риска» . Проводится диагностическая работа, направленное на изучение особенностей развития личности, социально-психологического климата в классе, межличностных отношений и социального статуса каждого ученика
Проведение семинаров для педагогов, кл. руководителей.
Коррекционная работа
Проводятся групповые/индивидуальные занятия и профилактические беседы, консультации с детьми. Проведение занятий с элементами тренинга, игры. Также важна работа с семьей. Основная задача – привлечь внимание родителей к занятиям учащихся, стимулировать их интерес, сделать их участниками.
Диагностическая работа – традиционное звено работы школьного педагога - психолога. Она имеет своей целью информационное обеспечение процесса сопровождения ребенка.
Вся психологическая диагностика, которую провожу учащимся первого класса, разделена на следующие составляющие:
- «Развитие познавательных процессов». Характеризует компоненты интеллектуальной деятельности ребенка, его умственную работоспособность.
- «Зрительно – моторная координация». Осуществление координированных движений, осуществляемых под контролем зрения.
- «Аудиомоторная координация». Показывает уровень развития ориентировки в пространстве
- «Изучение личности». Выявляет общий уровень психического развития
- « Я » . Выясняет уровень развития самосознания, структуру и отношение личности к собственному « Я » (самооценку).
- «Развитие учебной мотивации, отношения к обучению»
Для проведения психодиагностических мероприятий использовались следующие методики:
- «Корректурная проба» Бурдона (упрощенная форма);
- Методика «Рисование по точкам»
- Графический диктант
- Методика «Прослушай и нарисуй»
- Методика «Простые аналогии»
- Методика «Рисунок человека»
- Методика «Лесенка» В.Г. Щур
- Проективная методика «Я в школе»
1-4 кл. - развитие познавательной сферы, способности к взаимодействию и сотрудничеству. В рамках этого направления реализуются программы по адаптации первоклассников к школе, развитию внимания, памяти, мышления, воображения, толерантных способов взаимодействия у детей с трудностями в обучении и поведенческими проблемами.
Скорректированы и использованы программы прошлого года:
- «Дум Думыч» (рабочая тетрадь) программа развития когнитивной сферы учащихся 1 классов
- «Психологическое развитие» коррекционно – развивающая программа групповых занятий (3-4 класссы)
- «ПОЗНАЙКА» коррекционная программа развития познавательной сферы учащихся 2 класса.
- КРП (коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста)
- « Психологическое развитие » программа по профилактике дезадаптации для учащихся 4-х классов при переходе в среднее звено школы
Программа развития когнитивной сферы учащихся 1 классов
«Дум Думыч»
Цель: Адаптация учащихся к школьному обучению, коррекция и развитие психических функций, необходимых для успешного обучения в школьный период.
Задачи:
- способствовать полноценному психическому и личностному развитию школьника;
- выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению;
- развивать и корректировать психические функции обучающихся;
- развивать способность обучающихся к обобщению;
- развивать целостную психолого-педагогическую культуру обучающихся;
- снижать эмоциональную напряженность обучающихся;
- создавать ситуацию успеха;
- корректировать поведение у обучающихся с помощью игротерапии;
- изучать индивидуально-психофизические особенности обучающихся;
- формировать адекватное поведение обучающихся;
- формировать учебные мотивы обучающихся;
- проводить диагностику способностей обучающихся;
- анализировать трудности в обучении и воспитании обучающихся.
К КОНЦУ ГОДА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОЛЖНЫ СФОРМИРОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:
- * готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
- * положительная мотивация на учебную деятельность;
- * основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);
- * адекватное восприятие обучающимися действительности и самого себя;
- * адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;
- * уровень работоспособности;
- * уровень развития мелкой моторики пальцев рук;
- * уровень развития памяти;
- * внимания;
- * мышления;
- * восприятия;
- * произвольной сферы;
- * интеллектуального развития;
- * воображения.
- * работоспособности;
- * речевой активности;
- * познавательной активности.
- « Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать.»
Гёте
Занятие с элементами тренинга
«Связанные одной целью»
- «3 сказочных героя»
- Упражнение «Мы с вами похожи»
- Упражнение «Простой предмет»
- Упражнение «Ботинки»