СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа педагога-психолога с детьми требующего особого внимания

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал поможет при работе с детьми группы риска.

Просмотр содержимого документа
«Работа педагога-психолога с детьми требующего особого внимания»

Работа педагога-психолога с детьми требующего особого внимания

Работа педагога-психолога с детьми требующего особого внимания

Дети, требующие повышенного, особенного внимания плохо адаптируются к школьной жизни, конфликтуют с окружающими, для них характерен низкий уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированность общеучебных знаний и специальных умений. К ним относятся следующие группы детей по различным категориям.

Дети, требующие повышенного, особенного внимания плохо адаптируются к школьной жизни, конфликтуют с окружающими, для них характерен низкий уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированность общеучебных знаний и специальных умений. К ним относятся следующие группы детей по различным категориям.

Группы критерий Медицинские Критерии, определяющие детей, требующих особого внимания Часто и длительно болеют Социальные Состоят на учете у психоневролога Живут в ассоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное) отношение к ребенку Учебно-педагогические В семье беженцев, переселенцев (проблемы в адаптации и языковые) Имеют стойкую неуспеваемость Поведенческие Перенесли сложные медицинские операции, стрессы Систематические пропуски занятий без уважительных причин Нарушение поведения, дисциплины Проблемы в адаптации при смене местожительства, школы, класса Трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми Самовольный уход из дома Повышенная тревожность Употребление наркотических веществ Табакокурение. Токсикомания. Гиперактивность /СДВГ

Группы критерий

Медицинские

Критерии, определяющие детей, требующих особого внимания

Часто и длительно болеют

Социальные

Состоят на учете у психоневролога

Живут в ассоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное) отношение к ребенку

Учебно-педагогические

В семье беженцев, переселенцев (проблемы в адаптации и языковые)

Имеют стойкую неуспеваемость

Поведенческие

Перенесли сложные медицинские операции, стрессы

Систематические пропуски занятий без уважительных причин

Нарушение поведения, дисциплины

Проблемы в адаптации при смене местожительства, школы, класса

Трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми

Самовольный уход из дома

Повышенная тревожность

Употребление наркотических веществ

Табакокурение. Токсикомания. Гиперактивность /СДВГ

Психого-педагогическая поддержка

Работа с педагогическим коллективом

Процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни

Совместное выявление причин, возникающих у ребенка проблем, социально-педагогическая и психологическая коррекционная работа для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

Просветительская работа

Диагностическая работа

Организация и проведение профилактических бесед, лекций, классных часов, выступление на родительских собраниях по различным темам: «Адаптация учащихся к обучению в школе», «Межличностные отношения в детском коллективе» и др.

Для выявления данных категорий оформляются «Карты класса по выявлению детей группы риска» . Проводится диагностическая работа, направленное на изучение особенностей развития личности, социально-психологического климата в классе, межличностных отношений и социального статуса каждого ученика

Проведение семинаров для педагогов, кл. руководителей.

Коррекционная работа

Проводятся групповые/индивидуальные занятия и профилактические беседы, консультации с детьми. Проведение занятий с элементами тренинга, игры. Также важна работа с семьей. Основная задача – привлечь внимание родителей к занятиям учащихся, стимулировать их интерес, сделать их участниками.

Диагностическая работа – традиционное звено работы школьного педагога - психолога. Она имеет своей целью информационное обеспечение процесса сопровождения ребенка.

Вся психологическая диагностика, которую провожу учащимся первого класса, разделена на следующие составляющие:

  • «Развитие познавательных процессов». Характеризует компоненты интеллектуальной деятельности ребенка, его умственную работоспособность.
  • «Зрительно – моторная координация». Осуществление координированных движений, осуществляемых под контролем зрения.
  • «Аудиомоторная координация». Показывает уровень развития ориентировки в пространстве
  • «Изучение личности». Выявляет общий уровень психического развития
  • « Я » . Выясняет уровень развития самосознания, структуру и отношение личности к собственному « Я » (самооценку).
  • «Развитие учебной мотивации, отношения к обучению»

Для проведения психодиагностических мероприятий использовались следующие методики:

- «Корректурная проба» Бурдона (упрощенная форма);

- Методика «Рисование по точкам»

- Графический диктант

  • Методика «Прослушай и нарисуй»
  • Методика «Простые аналогии»
  • Методика «Рисунок человека»
  • Методика «Лесенка» В.Г. Щур
  • Проективная методика «Я в школе»
1-4 кл. - развитие познавательной сферы, способности к взаимодействию и сотрудничеству. В рамках этого направления реализуются программы по адаптации первоклассников к школе, развитию внимания, памяти, мышления, воображения, толерантных способов взаимодействия у детей с трудностями в обучении и поведенческими проблемами.  Скорректированы и использованы программы прошлого года: «Дум Думыч» (рабочая тетрадь) программа развития когнитивной сферы учащихся 1 классов «Психологическое развитие» коррекционно – развивающая программа групповых занятий (3-4 класссы) «ПОЗНАЙКА» коррекционная программа развития познавательной сферы учащихся 2 класса. КРП (коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста) « Психологическое развитие »  программа по профилактике дезадаптации для учащихся 4-х классов при переходе в среднее звено школы

1-4 кл. - развитие познавательной сферы, способности к взаимодействию и сотрудничеству. В рамках этого направления реализуются программы по адаптации первоклассников к школе, развитию внимания, памяти, мышления, воображения, толерантных способов взаимодействия у детей с трудностями в обучении и поведенческими проблемами.

Скорректированы и использованы программы прошлого года:

  • «Дум Думыч» (рабочая тетрадь) программа развития когнитивной сферы учащихся 1 классов
  • «Психологическое развитие» коррекционно – развивающая программа групповых занятий (3-4 класссы)
  • «ПОЗНАЙКА» коррекционная программа развития познавательной сферы учащихся 2 класса.
  • КРП (коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста)
  • « Психологическое развитие » программа по профилактике дезадаптации для учащихся 4-х классов при переходе в среднее звено школы
Программа  развития когнитивной сферы  учащихся 1 классов «Дум Думыч» Цель: Адаптация учащихся к школьному обучению, коррекция и развитие психических функций, необходимых для успешного обучения в школьный период. Задачи: - способствовать полноценному психическому и личностному развитию школьника; - выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению; - развивать и корректировать психические функции обучающихся; - развивать способность обучающихся к обобщению; - развивать целостную психолого-педагогическую культуру обучающихся; - снижать эмоциональную напряженность обучающихся; - создавать ситуацию успеха; - корректировать поведение у обучающихся с помощью игротерапии; - изучать индивидуально-психофизические особенности обучающихся; - формировать адекватное поведение обучающихся; - формировать учебные мотивы обучающихся; - проводить диагностику способностей обучающихся; - анализировать трудности в обучении и воспитании обучающихся.

Программа развития когнитивной сферы учащихся 1 классов

«Дум Думыч»

Цель: Адаптация учащихся к школьному обучению, коррекция и развитие психических функций, необходимых для успешного обучения в школьный период.

Задачи:

- способствовать полноценному психическому и личностному развитию школьника;

- выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению;

- развивать и корректировать психические функции обучающихся;

- развивать способность обучающихся к обобщению;

- развивать целостную психолого-педагогическую культуру обучающихся;

- снижать эмоциональную напряженность обучающихся;

- создавать ситуацию успеха;

- корректировать поведение у обучающихся с помощью игротерапии;

- изучать индивидуально-психофизические особенности обучающихся;

- формировать адекватное поведение обучающихся;

- формировать учебные мотивы обучающихся;

- проводить диагностику способностей обучающихся;

- анализировать трудности в обучении и воспитании обучающихся.

К КОНЦУ ГОДА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОЛЖНЫ СФОРМИРОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:   * готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний; * положительная мотивация на учебную деятельность; * основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности); * адекватное восприятие обучающимися действительности и самого себя; * адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других; * уровень работоспособности; * уровень развития мелкой моторики пальцев рук; * уровень развития памяти; * внимания; * мышления; * восприятия; * произвольной сферы; * интеллектуального развития; * воображения. * работоспособности; * речевой активности; * познавательной активности.

К КОНЦУ ГОДА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОЛЖНЫ СФОРМИРОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:

  • * готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
  • * положительная мотивация на учебную деятельность;
  • * основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);
  • * адекватное восприятие обучающимися действительности и самого себя;
  • * адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;
  • * уровень работоспособности;
  • * уровень развития мелкой моторики пальцев рук;
  • * уровень развития памяти;
  • * внимания;
  • * мышления;
  • * восприятия;
  • * произвольной сферы;
  • * интеллектуального развития;
  • * воображения.
  • * работоспособности;
  • * речевой активности;
  • * познавательной активности.
« Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать.» Гёте
  • « Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать.»

Гёте

Занятие с элементами тренинга «Связанные одной целью»

Занятие с элементами тренинга

«Связанные одной целью»

«3 сказочных героя» Упражнение «Мы с вами похожи» Упражнение «Простой предмет» Упражнение «Ботинки»
  • «3 сказочных героя»
  • Упражнение «Мы с вами похожи»
  • Упражнение «Простой предмет»
  • Упражнение «Ботинки»