СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа педагога-психолога с инвалидами в школе.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основе работы школы с детьми-инвалидами лежит социально-психологческая адаптация детей с особенностями здоровья, концепция развивающего обучения, принцип равных возможностей для всех обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Работа педагога-психолога с инвалидами в школе.»

План работы по психологическому сопровождению детей-инвалидов и детей с ОВЗ педагога-психолога МБОУ «Майская СОШ» Крук Г.Н. на 2020-2021 учебный год.

Цель: Психологическая поддержка детей-инвалидов и семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

 Задачи:

1.Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями в развитии.

2.Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем.

3.Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка.

  

Направления в работе

                      Цель

     Сроки

1.

Изучение личных дел учащихся, медицинских карт, просмотр журналов здоровья.

Сбор сведений об особенностях здоровья и развития учащихся.

Сентябрь


2.

Выявление запроса на оказание психологической помощи семьям с ребенком – инвалидом и детей с ОВЗ.

Выявление запроса со стороны медицинского персонала и родителей на необходимость коррекционной работы с ребенком-инвалидом и его родителями.

Октябрь

3.

Наблюдение за учащимися с ОВЗ, инвалидами как на уроках, так и во внеклассной работе.

Изучение личностных особенностей и особенностей поведения инвалидов, учащихся с ОВЗ.

Сентябрь- май


4.

Исследование инвалидов, учащихся с ОВЗ с помощью психологических методик, диагностика.

 

 

Изучение личностных особенностей, мотивации обучения, развития познавательной деятельности учащихся с ОВЗ. Анализ негативных изменений настроения, поведенческих реакций, эмоциональной сферы; проблем в общении; наличие у детей с ОВЗ страхов, комплексов, модели поведения («жертва»).

Октябрь-

апрель.

5.

Изучение социально-психологического климата в классном коллективе, социального статуса ребёнка в классе (общение, поручения, с кем дружит).

Изучение степени сплочённости в коллективе и его отношения к ребёнку-инвалиду. Место ребёнка в коллективе (лидер, предпочитаемый, пренебрегаемый или изолированный), изучение атмосферы в классе, способов общения.

Октябрь-

апрель.

6.

Социально- психологическое сопровождение детей- инвалидов в семье (консультирование родителей, помощь, изучение семейных отношений, проблем воспитания и ухода).
 

Исследование семейной атмосферы (межличностное взаимодействие «родители – ребенок», отношение к ребенку, имеются ли проблемы, трудности).
Определение семейной ситуации в процессе болезни ребенка (кризисная или нет).

     Октябрь-

       апрель.

7.

Разработка рекомендации по каждому ребёнку - инвалиду, с описанием их индивидуальных особенностей.

 

 

 

 

 

Ребенку – инвалиду разрабатывается план индивидуальных занятий с учетом индивидуальных особенностей и личностных качеств, психолого-педагогические рекомендации для индивидуальной работы с каждым ребенком с учетом его возможностей, которые  доводятся до сведения классных руководителей и учителей предметников. Разрабатываются рекомендации для родителей.

      Март

8.

Профилактическая и коррекционная работа психолога (индивидуально или(и) в малых группах) с детьми-инвалидами.

 

Снятие нервно-психического напряжения; коррекция самооценки; развитие психических функций – памяти, мышления, воображения, внимания; преодоление пассивности; формирование у детей с ОВЗ самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодоление отчуждённости и формирование коммуникативных навыков.

 Сентябрь-май

9.

Помощь в профессиональном самоопределении учащегося с ограниченными возможностями здоровья.

Профессиональное личностное самоопределение включает в себя два принципиально важных условия: 1) активность субъекта профессионального выбора и обеспечение квалифицированной развивающей помощи с целью обоснованного и адекватного выбора профессии;

2) определение задач и содержания профессиональной ориентации, профессионально-трудовой подготовки и социально-трудовой адаптации выпускников.

    Декабрь

10.

Проведение родительского тренинга- практикума, направленного на сохранение, укрепление здоровья ребенка с ОВЗ, развитие духовной, психической, социальной составляющих личности, адекватного эмоционального реагирования в детско - родительских отношениях у семей с ребенком - инвалидом.

- Повышение уровня психологической культуры родителей, имеющих на воспитании ребенка – инвалида (обучение способам бесконфликтного общения, повышения эмоционально-волевой сферы, ознакомление с особенностями детско - родительских отношений):
- создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей-инвалидов, вооружение родителей психолого-педаго­гическими знаниями с целью улучшения эмоционального климата в детско-родительских отношениях. При этом мы выделяем следующее:
• формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;
• формирование благоприятного эмоционального микроклимата в семье;
• развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;
• формирование позитивных эмоциональных установок в сознании родителей;
• оптимизация близких доверительных родительско-детских отношений;
• совершенствование коммуникативных форм поведения;
• формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

Февраль

11.

Взаимодействие с коллективом класса, в котором обучается ребёнок-инвалид.

-Формирование терпимого отношения к особенностям детей-инвалидов.

-Развитие навыков сотрудничества и взаимопомощи.

Сентябрь-май

12.

Психологическая информационно-просветительская работа с учащимися-инвалидами, их родителями и учителями-предметниками.

 

 

Психологическая помощь учащимся, родителям, учителям имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья, контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса.

Оказание психологической помощи и поддержки в трудных ситуациях, разработка рекомендаций по каждому конкретному случаю.

Сентябрь-май

 









Совет родителям, как справиться с проблемой инвалидности ребенка:

1. Избавьтесь от чувства вины и начинайте действовать.

2. Не ожидайте слишком многого сразу.

3. Будьте реалистичны.

4. Начните с того, что ребёнок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко лучше.

5.Не злоупотребляйте, но и не пренебрегайте правилами.

6. Будьте проще.

7.Проявляйте гибкость.

8.Тщательно выбирайте темы для споров. Станьте специалистом в решении проблем.

9.Правильная помощь и в нужное время принесёт успех и радость и ребёнку, и тем, кто ему помогает.

10.Наладьте общение:

- выслушивайте, не критикуя, ребенка с его чувствами и проблемами;

- прежде чем давать советы, поинтересуйтесь у ребенка, хочет ли он их выслушать;

- открыто обсуждайте с ребенком вопросы, вызывающие у вас беспокойство, но при этом тщательно выбирайте темы для дискуссий;

- старайтесь своевременно обсуждать и решать проблемы, не позволяя им накапливаться и обостряться;

- делайте акцент на хорошем;

- делайте замечания спокойным тоном;

- высказывайте больше позитивных, чем негативных комментариев;

- не забывайте о значении языка тела;

- избегайте игры «Двадцать вопросов» (не следует постоянно мучить ребенка, расспрашивая о его самочувствии).

11. Назовите врага по имени.

12. Делите радость и боль.

Установите доверительные отношения с людьми, которые непосредственно участвуют в воспитании ребенка. Если ваш партнер имеет сходные представления о заболевании ребенка и важности лечения, это замечательно. Когда родители действуют сообща, им удается справиться даже с самыми трудными ситуациями. Если же родители противостоят друг другу, простейшая задача кажется неразрешимой. В одних случаях родителям довольно легко договориться и найти выход из положения. В других – лучше признать существующие разногласия и поручить решение проблемы одному из родителей. Налаженное общение служит основой эффективного сотрудничества. Чтобы улучшить взаимодействие с супругом, используйте те же стратегии, что и в общении с ребенком. Деятельное участие в лечении ребенка принесет пользу ему, семье и лично вам.