Просмотр содержимого документа
«Работа педагога-психолога с инвалидами в школе.»
План работы по психологическому сопровождению детей-инвалидов и детей с ОВЗ педагога-психолога МБОУ «Майская СОШ» Крук Г.Н. на 2020-2021 учебный год.
Цель: Психологическая поддержка детей-инвалидов и семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1.Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями в развитии.
2.Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем.
3.Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка.
№ | Направления в работе | Цель | Сроки |
1. | Изучение личных дел учащихся, медицинских карт, просмотр журналов здоровья. | Сбор сведений об особенностях здоровья и развития учащихся. | Сентябрь |
2. | Выявление запроса на оказание психологической помощи семьям с ребенком – инвалидом и детей с ОВЗ. | Выявление запроса со стороны медицинского персонала и родителей на необходимость коррекционной работы с ребенком-инвалидом и его родителями. | Октябрь |
3. | Наблюдение за учащимися с ОВЗ, инвалидами как на уроках, так и во внеклассной работе. | Изучение личностных особенностей и особенностей поведения инвалидов, учащихся с ОВЗ. | Сентябрь- май |
4. | Исследование инвалидов, учащихся с ОВЗ с помощью психологических методик, диагностика. | Изучение личностных особенностей, мотивации обучения, развития познавательной деятельности учащихся с ОВЗ. Анализ негативных изменений настроения, поведенческих реакций, эмоциональной сферы; проблем в общении; наличие у детей с ОВЗ страхов, комплексов, модели поведения («жертва»). | Октябрь- апрель. |
5. | Изучение социально-психологического климата в классном коллективе, социального статуса ребёнка в классе (общение, поручения, с кем дружит). | Изучение степени сплочённости в коллективе и его отношения к ребёнку-инвалиду. Место ребёнка в коллективе (лидер, предпочитаемый, пренебрегаемый или изолированный), изучение атмосферы в классе, способов общения. | Октябрь- апрель. |
6. | Социально- психологическое сопровождение детей- инвалидов в семье (консультирование родителей, помощь, изучение семейных отношений, проблем воспитания и ухода). | Исследование семейной атмосферы (межличностное взаимодействие «родители – ребенок», отношение к ребенку, имеются ли проблемы, трудности). Определение семейной ситуации в процессе болезни ребенка (кризисная или нет). | Октябрь- апрель. |
7. | Разработка рекомендации по каждому ребёнку - инвалиду, с описанием их индивидуальных особенностей. | Ребенку – инвалиду разрабатывается план индивидуальных занятий с учетом индивидуальных особенностей и личностных качеств, психолого-педагогические рекомендации для индивидуальной работы с каждым ребенком с учетом его возможностей, которые доводятся до сведения классных руководителей и учителей предметников. Разрабатываются рекомендации для родителей. | Март |
8. | Профилактическая и коррекционная работа психолога (индивидуально или(и) в малых группах) с детьми-инвалидами. | Снятие нервно-психического напряжения; коррекция самооценки; развитие психических функций – памяти, мышления, воображения, внимания; преодоление пассивности; формирование у детей с ОВЗ самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодоление отчуждённости и формирование коммуникативных навыков. | Сентябрь-май |
9. | Помощь в профессиональном самоопределении учащегося с ограниченными возможностями здоровья. | Профессиональное личностное самоопределение включает в себя два принципиально важных условия: 1) активность субъекта профессионального выбора и обеспечение квалифицированной развивающей помощи с целью обоснованного и адекватного выбора профессии; 2) определение задач и содержания профессиональной ориентации, профессионально-трудовой подготовки и социально-трудовой адаптации выпускников. | Декабрь |
10. | Проведение родительского тренинга- практикума, направленного на сохранение, укрепление здоровья ребенка с ОВЗ, развитие духовной, психической, социальной составляющих личности, адекватного эмоционального реагирования в детско - родительских отношениях у семей с ребенком - инвалидом. | - Повышение уровня психологической культуры родителей, имеющих на воспитании ребенка – инвалида (обучение способам бесконфликтного общения, повышения эмоционально-волевой сферы, ознакомление с особенностями детско - родительских отношений): - создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей-инвалидов, вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями с целью улучшения эмоционального климата в детско-родительских отношениях. При этом мы выделяем следующее: • формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности; • формирование благоприятного эмоционального микроклимата в семье; • развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению; • формирование позитивных эмоциональных установок в сознании родителей; • оптимизация близких доверительных родительско-детских отношений; • совершенствование коммуникативных форм поведения; • формирование навыков адекватного общения с окружающим миром. | Февраль |
11. | Взаимодействие с коллективом класса, в котором обучается ребёнок-инвалид. | -Формирование терпимого отношения к особенностям детей-инвалидов. -Развитие навыков сотрудничества и взаимопомощи. | Сентябрь-май |
12. | Психологическая информационно-просветительская работа с учащимися-инвалидами, их родителями и учителями-предметниками. | Психологическая помощь учащимся, родителям, учителям имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья, контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса. Оказание психологической помощи и поддержки в трудных ситуациях, разработка рекомендаций по каждому конкретному случаю. | Сентябрь-май |
Совет родителям, как справиться с проблемой инвалидности ребенка:
1. Избавьтесь от чувства вины и начинайте действовать.
2. Не ожидайте слишком многого сразу.
3. Будьте реалистичны.
4. Начните с того, что ребёнок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко лучше.
5.Не злоупотребляйте, но и не пренебрегайте правилами.
6. Будьте проще.
7.Проявляйте гибкость.
8.Тщательно выбирайте темы для споров. Станьте специалистом в решении проблем.
9.Правильная помощь и в нужное время принесёт успех и радость и ребёнку, и тем, кто ему помогает.
10.Наладьте общение:
- выслушивайте, не критикуя, ребенка с его чувствами и проблемами;
- прежде чем давать советы, поинтересуйтесь у ребенка, хочет ли он их выслушать;
- открыто обсуждайте с ребенком вопросы, вызывающие у вас беспокойство, но при этом тщательно выбирайте темы для дискуссий;
- старайтесь своевременно обсуждать и решать проблемы, не позволяя им накапливаться и обостряться;
- делайте акцент на хорошем;
- делайте замечания спокойным тоном;
- высказывайте больше позитивных, чем негативных комментариев;
- не забывайте о значении языка тела;
- избегайте игры «Двадцать вопросов» (не следует постоянно мучить ребенка, расспрашивая о его самочувствии).
11. Назовите врага по имени.
12. Делите радость и боль.
Установите доверительные отношения с людьми, которые непосредственно участвуют в воспитании ребенка. Если ваш партнер имеет сходные представления о заболевании ребенка и важности лечения, это замечательно. Когда родители действуют сообща, им удается справиться даже с самыми трудными ситуациями. Если же родители противостоят друг другу, простейшая задача кажется неразрешимой. В одних случаях родителям довольно легко договориться и найти выход из положения. В других – лучше признать существующие разногласия и поручить решение проблемы одному из родителей. Налаженное общение служит основой эффективного сотрудничества. Чтобы улучшить взаимодействие с супругом, используйте те же стратегии, что и в общении с ребенком. Деятельное участие в лечении ребенка принесет пользу ему, семье и лично вам.