СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по духовно-нравственному воспитанию в начальной школе через внеурочную деятельность «Истоки».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация программы "Социокультурные истоки" И.А.Кузьмина, А.В.Камкина через внеурочную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Работа по духовно-нравственному воспитанию в начальной школе через внеурочную деятельность «Истоки».»

Васильева Наталья Леонидовна,

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №2 г.Долинск,

Сахалинская область

Работа по духовно-нравственному воспитанию в начальной школе через внеурочную деятельность «Истоки».

Трудно переоценить значение духовно-нравственного воспитания для современной России.

Стремительное разрастание информационной среды, пропаганда неогедонизма ставят новое поколение в ситуацию духовно-нравственного выбора несравнимо чаще, чем прежде. В условиях смещения шкалы ценностей, утраты духовных ориентиров и взаимопонимания между поколениями такой выбор сплошь и рядом приводит к разрушению личности.

В 2007-2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчёркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Так как духовное непостоянство, которое затронуло наше общество и демонстрирует отрицательное воздействие, прежде всего, отражается на детях, то в силу этого неимоверно возрастает роль педагога. Его задача состоит в том, чтобы обездвиживать негативное влияние, оказать помощь любящим родителям в воспитании детей. Поэтому в школе так значима обдуманная ориентированная работа по развитию и формированию духовно-нравственных качеств школьников. И главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

На воспитание именно такого гражданина России ориентирована программа «Социокультурные истоки» (общеупотребимое название – программа «Истоки») авторами которой являются: И.А.Кузьмин, профессор Российской Академии естественных наук, г.Москва, А.В.Камкин, профессор Вологодского государственного педагогического университета, г.Вологда.

В содержании программы «Истоки» раскрываются все базовые ценности, которые определены в Концепции духовно-нравственного воспитания личности гражданина России:

  • Патриотизм;

  • Социальная солидарность;

  • Гражданственность;

  • Семья;

  • Труд и творчество;

  • Наука;

  • Традиционные российские религии;

  • Искусство и литература;

  • Природа;

  • Человечество.

Среди основных принципов организации духовно-нравственного развития и воспитания, определяемых Федеральным государственным стандартом, следует обратить внимание на принцип интегративности программ духовно-нравственного воспитания. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.

Система базовых национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно - нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.

Данный принцип успешно реализуется в программе «Социокультурные истоки», ориентированной на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. В центре её – феноменология российской цивилизации, общий контекст её основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики.

Социокультурный системный подход к истокам в образовании позволяет:

  • Объединить содержание обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе единой цели и единых социокультурных ценностей;

  • Обеспечить естественное гармоничное духовно-нравственное развитие личности, объединяя в одну сложную структуру школу, семью и учащегося;

  • Развивать социокультурную основу во всех звеньях образования и, таким образом, обеспечить преемственность дошкольного образования, начальной, средней, профессиональной и высшей школы;

  • Использовать принципиально новый инструментарий образования и систему подготовки на основе активных форм обучения;

  • Развивать образование как открытую организационную систему, способную стать важным фактором как внутрирегионального, так и межрегионального единения.

Универсальность программы «Истоки» состоит в том, что она может быть представлена и в урочной, и во внеурочной деятельности, причём как в виде целостной системы, так и в виде её отдельных компонентов.

Духовно-нравственное развитие и воспитание в каждом образовательном учреждении и каждом классе осуществляется с учетом реальных условий и индивидуальных особенностей обучающихся. В настоящее время в запасе воспитательных средств надежно заняла своё место осуществляемая под руководством педагогов внеурочная деятельность, так как воспитательные возможности урока имеют свои пределы. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Внеурочная деятельность для школьников – это способ  научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт больший воспитательный результат. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности  значительно  повышает активность и работоспособность  детей, способствует психологической разрядке, снятию  стрессовых ситуаций, гармоничному включению  в мир человеческих отношений. Эффективно организовать внеурочную деятельность, которая будет представлять собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить духовно-нравственные качества школьника позволяет программа «Истоки».

Содержание программы «Истоки» выстроено с учётом возрастных особенностей детей. Материал учебных пособий позволяет раскрывать творческий потенциал учащихся через исследовательскую деятельность, проблемные вопросы и ситуации, приёмы фантазирования. Например, такие задания как: собрать пословицы или поговорки на заданную тему, придумать весёлую игру к празднику, написать письмо-открытку родителям, составить первую книгу, узнать названия великих русских рек, составить кроссворд, придумать эмблему дружбы и др.

Некоторые задания прямо рекомендованы для семейного выполнения: узнать значение своего имени и имён своих близких, узнать о родовых профессиях, нарисовать родовое дерево, рассказать о святынях или реликвиях родного дома, рассказать о занятиях своих предков и др.

Активный воспитательный процесс позволяет наполнить реальным практическим содержанием категории « Труд земной» и «Труд души». Это проведение различных акций, например таких, как: «Посадка деревьев с родителями», «Кормушка для пичужки», культпоходы в музей, экскурсии, занятия с родителями в классе или на природе. И родители, и учащиеся осваивают такие формы работы, как ресурсный круг, работа в парах и микрогруппах.

В рамках этого курса происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живёт и развивается ребёнок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного её восприятия.

Организуемая в активном занятии деятельность полезна для семьи, окружающих, общества и субъективно переживается как личностно-значимая. В активном занятии обеспечена активная позиция всех участников деятельности. Деятельность детей и родителей сопровождается и завершается позитивной оценкой достижений.

Активные занятия доступны каждому педагогу. Задача учителя – органично включить активные формы развития в ход занятий, которые спланированы в программе.

Активные формы воспитания делятся на 2 вида – развивающие и оценочные. На развивающих занятиях учащиеся раскрывают смысл духовно-нравственных и социокультурных понятий, учатся оформлять свои мысли. Родители приближаются к пониманию активной позиции в воспитании. Дети и родители обозначают перспективу, результат, к которому могут привести совместные усилия. Учитель акцентирует внимание на значимых высказываниях, обобщает ответы детей. Насколько удалось достичь прогнозируемого результата, покажет оценивающее занятие, на котором важен не сам выбор, а доказательства учащихся, их общение со взрослыми. Учитель внимательно наблюдает за общением и на заключительном этапе занятия подчёркивает неудачные и удачные моменты в работе (в технике и культуре общения). Результаты работы в оценивающих занятиях имеют три составляющие: самооценку, взаимооценку и экспертную оценку учителя.

На заключительном этапе (рефлексии) активных занятий учитель и учащиеся анализируют и оценивают результаты работы через методику анализа и самоанализа деятельности.

Очень важен процесс подлинного общения, обмена ценностями, диалог с учителем. А значит, необходимо включать ребят в активную деятельность, предлагая им увлекательный способ изучения материала. Поэтому на каждом занятии главная роль отводится активным формам обучения, которые позволяют вывести детей на развитие функции чувствования. Иначе, они будут воспринимать информацию, как пассивные слушатели.

Тетрадь для учащихся к учебному курсу «Истоки» соответствует структуре и содержанию учебной книги.

Задания носят интегрированный характер. Они, как и книга, актуализируют знания по чтению, русскому языку, окружающему миру, париродоведению, изобразительному искусству, технологии. Вместе с тем задания выводят эти знания на новый, мировоззренческий уровень, не перегружая при этом учащихся. Интегрированный характер продиктован прежде всего социокультурным системным подходом к истокам в образовании, лежащим в основе всего комплекса «Истоки».

Целый ряд заданий предназначен для:

а) формирования и закрепления знаний об основных нравственных понятий курса (семья, род, порядок, семейные реликвии, труд, народная мудрость и т.д.);

б) формирования эмоционально-образного восприятия ближней и дальней среды (Почему в сказке реку называют молочной с кисельными берегами? Какими словами раскрывается характер моря?)

в) формирования личностного отношения к окружающему миру и духовное становление ребёнка (Что проще – уметь сказать или уметь расслышать? Почему люди говорят, что словом можно убить? Что могли бы рассказать о нас братья меньшие, если б умели говорить?).

Повторяемость заданий типа «нарисуй», «напиши» даёт возможность поработать над становлением мелкой моторики. Элементарные аналитические навыки формируются и совершенствуются заданиями типа «ответь на вопросы», «расскажи по рисунку», «объясни пословицу», «найди соответствия» и т.д.

В тетрадь включены задания трёх уровней сложности:

а) направление на простое воспроизведение информации (выучи стихи, напиши названия известных тебе морей, выпиши названия орудий труда и т.д.);

б) направленные на преобразование имеющихся знаний (выбери из нескольких нужное, объясни пословицу, расскажи по рисунку и т.д.);

в) направленные на творческий поиск (составь сказку, выскажи мнение, что было самым интересным на твоей дороге жизни и т.д.).

Внеурочная деятельность через курс «Истоки» способствует целенаправленному формированию ценностной сферы личности школьника.

В природе человеческой заложена неизбывная потребность в умилении перед неземной Красотой земного устроения, перед идеалами, к которым должно стремиться. Конечно, потом, когда ребёнок подрастёт, жизнь предстанет во всей её сложности и противоречивости. Но потребность в её гармонизации, усвоенная в начале жизненного пути, будет помогать человеку достойно выходить из нравственных тупиков.