«Работа по формированию навыка чтения
на основе слоговой таблицы»
Исполнитель: Ю. Е. Тверякова
учитель начальных классов
первая квалификационная
категория
С первых школьных шагов ребёнка, с периода обучения грамоте принципиально важно привить любовь к чтению младшему школьнику, заинтересовать изучаемым предметом, чтобы в дальнейшем формировать прочный навык чтения.
Ребёнок, открывающий Азбуку, хочет уметь читать. Но когда ребенок учится сливать звуки, когда за минуты он осиливает 5-10 коротких слов, труд чтения становится настолько тяжёлым, что ни «пятёрка», ни похвала учителя, ни самое искреннее желание «научиться читать», «быть хорошим учеником», «знать всё» и прочие мотивы обучения не действуют более нескольких минут. Метод лобовой атаки (Читай! Читай! Читай!) здесь мало пригоден. Удовольствие от самосовершенствования чтения у школьника ещё не сложилось: ребёнок пока слушатель, а не читатель. Что же тогда может мотивировать тяжкий труд прочитывания первых сотен слов? Конечно, поощрение взрослых, учительская оценка. Но каждый учитель по собственному опыту знает, что это действительно могучий мотивационный фактор далеко не всесилен.
Проблема трудностей чтения стала одной из самых актуальных для школьного обучения, так как чтение и письмо – важнейшие средства получения знаний каждым учащимся.
Навык осознанного беглого чтения формируется в первые годы обучения. Однако не всем детям легко научиться читать. Низкий темп чтения, монотонность, большое количество ошибок, множество незнакомых слов препятствуют пониманию прочитанного, что и является одной из причин нежелания ребенка познавать мир книг.
Недостаточно сформированные к началу обучения зрительное восприятие, объем памяти, пространственные представления, сниженная функция внимания, различные речевые нарушения препятствуют формированию навыка беглого осознанного чтения.
Практика показывает, что многих ошибок при чтении и письме можно избежать, если усилить внимание к работе со слогами и словами в период формирования плавного слогового чтения.
Данное пособие предназначено для детей, испытывающих трудности при овладении навыками чтения и является дополнительным дидактическим материалом к каждому уроку.
Слоговые таблицы и таблицы слов составлены в помощь учителю для использования на уроках литературы, обучения грамоте с целью формирования навыка осознанного беглого чтения у учащихся.
Слоговые таблицы помогают обогатить содержание урока дополнительным материалом для чтения, расширить круг игровых заданий, сформировать у детей умение читать слоги и слова. Принцип их создания довольно прост: в верхней строке таблицы размещены гласные, в первом столбике - согласные, а на пересечении горизонтали и вертикали - прямые открытые слоги. Детям дается вся таблица сразу и она должна быть перед глазами, по возможности, весь период обучения чтению. Таблица служит своего рода средством обучения с опережением и помогает детям привыкнуть к графическому облику букв и прямых открытых слогов, быстрее их запомнить.
Слоговую таблицу использую на каждом уроке, особенно на начальных ступенях обучения грамоте, поскольку их основное назначение в том, чтобы обеспечить формирование навыка чтения прямого открытого слога. Достоинство слоговых таблиц состоит в том, что дети, которые обучаются чтению, осознают закономерность расположения слогов в таблице, учатся находить нужный слог на пересечении горизонтали и вертикали, осознают звукобуквенную структуру слога (сочетание согласного с гласным) и в результате чего начинают воспринимать и воспроизводить его как единое целое.
Прямые открытые слоги читаются по горизонтали и по вертикали. В таблице сочетаются два основных приема обучения чтению слияний. Если мы читаем по горизонтали, то один и тот же согласный прочитывается с разными гласными, т.е. используется прием протяжного произнесения согласного и присоединения гласного. Если мы читаем по вертикали, то разные согласные прочитываются с одним и тем же гласным
Некоторые виды работы со слоговыми таблицами:
Хоровое, индивидуальное чтение, предусматривающее повышение и понижение голоса.
Чтение с выделением ударных гласных.
Коллективное, групповое и индивидуальное выборочное чтение по заданию учителя (прочитать второй столбик, прочитать четвертый столбик, прочитать вторую строку, прочитать третью строку, прочитать сочетание букв (слог), стоящее во втором столбике и первой строчке и т. д.)
Работа над слоговым составом и значением слова:
составление слов из элементов таблицы;
завершение слова, которое начинается с элемента таблицы;
подбор слова, содержащего элемент таблицы;
пояснение значения полученного слова;
составление с полученным словом словосочетания, предложения;
Работа по формированию и развитию навыков звукового анализа (обозначение заданного элемента схематически на бумаге или наборном полотне).
- Каждая таблица может использоваться также с целью развития мыслительных способностей. В зависимости от содержания к таблицам прилагаются различные задания.
Задания:
Прочитай последовательно каждый столбик таблицы.
Прочитай последовательно каждую строку таблицы.
Прочитай выборочно столбики таблицы
Прочитай выборочно столбики и строчки, постепенно повышая голос.
Прочитай выборочно столбики и строчки, постепенно понижая голос до шепота.
Прочитай заданное сочетание. Например: прочитай третью строку четвертого столбика, пятую строку второго столбика.
7. Подбери слова, в которых гласные А, О, И, Ы, У.
8. Назови слова, которые начинаются с гласных А, О, И, У .