7 класс
Тема урока. Работа по картине В.М. Васнецова «Богатыри»
Тип урока: комбинированный.
Цели и задачи урока: формировать языковые знания и умения; развить устную и письменную речь, культуру речи; нравственное воспитание.
Оборудование: репродукция картины; книги Президента Туркменистана.
Ход урока
I.Орг. момент
- приветствие; проверка готовности учащихся к уроку; заполнение журнала и отметка отсутствующих;
- новости страны: «Туркменистан – Родина процветания» …
- цитата из книги Президента Туркменистана …
II.Повторение пройденной темы.
1).проверка письменных заданий и замена тетрадей.
2).вопросы по 1 и 2 частей былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» , с. 78-80.
1.Куда собрался Илья Муромец? 2.Как поехал богатырь и с кем он повстречался? 3.Как победил богатырь Соловья-разбойника?
1.К кому приехал Илья Муромец? 2.Какой разговор произошёл между князем и богатырём? 3.Поверил ли князь Илье Муромцу? 4.Как поступил Илья Муромец с Соловьём-разбойником?
III.Обобщение опроса.
- .правила, с. 81: однонаправленные глаголы обозначают движение в одном направлении: идти, бежать, плыть, везти.
Разнонаправленные глаголы обозначают движения в разные направления: ходить, бегать, плавать, возить.
IV.Новая тема.
1.комментированное чтение текста о русском художнике Викторе Михайловиче Васнецове и его картине «Богатыри», с. 81.
Художник Виктор Михайлович Васнецов занимает особое место в истории русского искусства. Он первым открыл путь в богатый и прекрасный мир народной поэзии, в царство русских сказок и былин.
Виктор Михайлович Васнецов автор знаменитых картин на сюжеты русских народных сказок: «Алёнушка», «Иван Царевич на Сером волке», «Ковёр-самолёт», «Царевна-лягушка» и другие.
В 1898 году на выставке художника в честь его пятидесятилетия была впервые показана картина «Богатыри», над которой художник работал свыше восемнадцати лет. Виктор Михайлович Васнецов написал свою картину по тексту былины о трёх русских богатырях. Его богатыри не просто воители, но, как и в былине, защитники. Главный герой картины – крестьянский сын Илья Муромец, самый сильный и стойкий. Остальные богатыри – это мудрый воин Добрыня Никитич и побеждающий врага не только силой, но и хитростью Алёша Попович. Следуя былине, Васнецов создал обобщённые образы не только людей. Каждый конь тоже под стать своему хозяину.
2.знакомство с сюжетом картины «Богатыри», по заданию 2, с. 82-83.
Перед нами защитники народа – русские богатыри. Они выехали на заставу охранять границы русской земли. Все трое всматриваются в даль, не грозит ли их стране беда.
Среди богатырей – народный любимец Илья Муромец, крестьянский сын. Его доспехи очень простые и скромные. Это стальная кольчуга и железный шлем. В левой руке богатырь держит длинное копьё, а с правой руки свисает тяжёлая палица. Щит на левом плече. Враг близко, Илья Муромец спокоен, он готов к бою, но не торопится. Чувствуется в нём сила и мощь.
Добрыня Никитич – сын рязанского князя. Одет он нарядно и богато. Поверх кольчуги – княжеская одежда и нарядные сапоги. Он не так спокоен и рассудителен. Добрыня тоже заметил врага и нетерпеливо сжимает меч, готовый в любую минуту броситься в бой.
Алёша Попович – сын ростовского попа. Он тоже храбрый воин: тугой лук со стрелой держит наготове. Но он моложе двух других богатырей, поэтому не так силён. Алёша побеждает врага смекалкой, находчивостью, хитростью. Все его доспехи богаты и красивы.
За спинами богатырей вся русская земля, которую молчаливо охраняют они от врагов.
3.словарная работа..
- доспе́хи (воинское снаряжение) – па́лица (тяжёлая дубинка) – кольчу́га (защитная рубашка из металлических колец)
4.по заданию 3, с. 83 - Спишите и запомните слова:
а) одежда богатырей: шлем – tuwalga - кольчуга – sowut
б) снаряжение (конское – gursakça): узда – uýan - вожжи – jylaw
в) вооружение: лук – peýkam - копьё – naýza - щит – galkan - кистень – gürzi - сабля, меч, – gylyç
5.вопросы-ответы по текстам.
1.Кого вы видите на картине? 2.Как они одеты? 3.Какие под ними кони? 4.Где остановились всадники и что они делают? 5.Какие детали картины подтверждают, что оружие наготове? 6.Как выглядит окружающая богатырей природа? 7.Как стоят богатыри на рубеже земли русской?
V.Закрепление темы.
1.по заданию 5, с. 83 - Продолжите ряд эпитетов, характеризующих героев былин.
Илья Муромец – сильный, стойкий, спокойный … Добрыня Никитич – смелый, умный… Алёша Попович – весёлый, насмешливый…
2.по заданию 6, с. 83 - Спишите, вставляя вместо точек нужные слова.
Перед нами картина … великого русского художника … . На этой картине мы видим …, …, … . Они одеты … и … . Они остановились на … . В руках у них оружие. Илья Муромец держит …. Добрыня Никитич -…, Алёша Попович – … и … .
VI.Домашняя работа. Пересказ сюжета картины «Богатыри».