СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по картине А. Лутфуллина «Три женщины»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: углубить знания учащихся по  изобразительному  искусству, научить работать по картине

Просмотр содержимого документа
«Работа по картине А. Лутфуллина «Три женщины»»

Интегрированный урок по русскому языку в 8 классе.


Тема урока: Работа по картине А. Лутфуллина «Три женщины». Цель урока: углубить знания учащихся по изобразительному искусству, научить работать по картине.

Оборудование: иллюстрации, плакаты, книги.

Учитель: Шарафутдинова Р.А.

Ход урока.

I. - Ребята!

Мы проведем сегодня путешествие в страну прекрасного. Ведь недаром говорят: «Прекрасное спасет мир» и «Прекрасное рядом с нами».Человек сегодня должен быть очень разносторонним: понимать мир, понимать искусство, новыми глазами смотреть на произведения искусства. Мы знаем очень много талантливых художников, но в то же время мы должны понимать их произведения.

а) А каких художников вы знаете? (Крамской,Репин,Серов,Перов,Лутфуллин,Домашников,Тюлькин,Имашева,ННурмухаметов)

Окружающую жизнь мы воспринимаем через изобразительное искусство.

б) Что же мы называем изобразительным искусством?

Изобразительным мы называем искусство, которое дает конкретное воспринимаемое зрением изображение предметов и явлений окружающей жизни.

в) А какие виды изобразительного искусства вы знаете?

Графика, скульптура, фотография, живопись.

(Показываю рисунки, дети должны определить вид изо.)

- Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о живописи.

г) Что мы называем живописью?

Живопись - вид изобразительного искусства, в произведениях которого предметы и явления окружающей жизни изображаются с помощью красок на какой-либо поверхности.

д) Какие поверхности, где художник изображает свои произведения, вы знаете?

Холст, стена, потолок, ДВП, стекло.

е) Как вы думаете, ребята, художник рисует или пишет?

Художник пишет картину, а график карандашом рисует.

ж) Каких художников мы называем маринистом, баталистом, анималистом, портретистом, пейзажистом?

II. А теперь, ребята, проверим, как вы знаете и разбираетесь в изобразительном искусстве? ( решаем кроссворд).


По вертикали.

1. Изображение конкретного человека. (портрет)

2.Изображение природы.(пейзаж)

3.Живопись на стекле.(витраж)

4.Изображение, составленное из кусочков стекла или камня.(мозаика)

7.Мертвая натура, предметы, овощи, фрукты. (натюрморт).

По горизонтали.

3.Изображение городской жизни (ведута).

4.Изображение моря (марины).

5.Живопись водяными красками на сырой штукатурке (фреска).

6. Изображение, которое выполняется сначала на отдельной поверхности, а затем переносится на холст.(панно).

8.Предварительная работа художника, которая создается по воображению художника (эскиз).

9.Вид изобразительного искусства (графика).

10. Сельский пейзаж (пастораль).

III.Запишите число и тему урока.

- Цель нашего сегодняшнего урока, ребята, глубже познакомиться

с творчеством выдающегося башкирского художника Ахмета Фаткулловича Лутфуллина и с его замечательной монументальной картиной

«Три женщины».

Абзелиловский район - один из красивейших уголков Башкирии, который граничит сУчалинским районом. Край горный, край озерный и степной,край песенный,населенный богатым традициями народом. Здесь, в деревне Ишкулово, родился Ахмат Лутфуллин,народный художник России, лауреат премии имени Салавата Юлаева. Он учился в Ленинградском художественно-ремесленном, затем - Уфимском театрально-художественном училищах. Затем учится в Государственном художественном институте Литовской ССР.

Красной нитью через все этапы его творчества проходит национальная тема.

Известны его работы как «Портрет матери», «Девушка-башкирка в интерьере», «Портрет писательницы Хадии Давлетшиной», «Девушка в черном», «Башкирка в красном платке», «Праздник в ауле», «На сабантуй», «Чаепитие», «Три женщины».

Картина «Три женщины» написана в 1969 году.

Почему же А. Лутфуллин изобразил в своей картине женщин?

Потому что, женщина - это мать. Восславим женщину - мать, чьей грудью вскормлен весь мир, А. М.Горький, Самый дорогой человек на земле - это мать. Даже Родина уподобляется образу матери (стихи о матери).

Героев художник писал со своих родственников: прототипом древней старухи послужила его бабушка, пожилую женщину он писал со своей матери, молодую - с жены младшего брата. Образы женщин в картине и конкретны и собирательны одновременно.

Бабушка тоже очень родной человек, что только она не делает для своих внуков (стихи о бабушках).

Вопросы по картине.

а) Кого мы видим на картине?

б) Что нам говорят портреты этих женщин?

- Преемственность поколений, извечность материнского начала, связь времен хочет показать нам художник.

в) Что мы можем сказать о самой старшей и уважаемой из женщин?

- Мудрая, олицетворение величавой старости, многое повидала на своём веку, пережила две войны. Она царственно спокойна. Этот образ несёт в картине основную эмоциональную и идейную нагрузку. Руки у нее работящие.

г) Что вы можете сказать о женщине, которая расположена справа от величавой старухи?

- Также многое повидала, она моложе, давно встретила зрелость, благородная сдержанность чувств, стойкость вырастила много детей, пережила войну.

д) Что можем сказать о третьей?

-Третья, в белом платке - самая молодая, от неё веет молодостью, радостью жизни, на неё выпало больше радости и счастья.

е) Для чего они собрались и что они ждут? Опишите натюрморт:

- Они собрались на чаепитие. Башкирский народ очень гостеприимен, вы, наверное, тоже, когда приходят гости, сразу берётесь ставить самовар, а вот какие вы пословицы знаете о еде, пище, гостеприимстве.

Пословицы:

«Бог дал день, даст и пищу».

«Будешь жив, будешь и сыт».

«Гость на двор, что есть – на стол».

«Гость недолго посидит, да много увидит».

«Ешь – не кроши, а съешь - не проси».

«Ешь поменьше, проживешь дольше».

«Не корми калачом, но встречай с открытой душой».

«Не красна изба углами, а красна пирогами».

«От хозяина чтоб пахло ветром, от хозяйки - дымом».

«По труду и честь».

« Пища вкусна с угощающим».

«Работай до поту, так поешь в охоту».

«Сытому - веселье, а у голодного хлеб на уме».

«Умирать собирайся, да хлеб сей».

«Что посеешь, то и пожнешь».

«Хлеб – соль на столе, а руки свои».


ж) Во что они одеты?

з) Как они сидят?

-Величаво, гордо, художник их нарисовал вытянутыми.

Вы тоже, ребята, сядьте прямо, распрямите плечи. Ведь башкирский народ – очень гордый народ.

и) Что вы ещё видите на картине?

- полотенце, вышитое своими руками.

- палас на нарах ручной работы.

- дом новый, окна большие, светлые, на подоконнике – герань.

- пейзаж - изображение гор.

- мальчики едущие на велосипедах.


к) Какая музыка больше подойдет к этой картине?

- «Утренний туман» Рима Хасанова. Помечтайте вместе с этими женщинами (звучит музыка).

л) В старших классах ребята написали сочинения по этой картине. Разрешите зачитать несколько сочинений.

м) Какими двумя манерами пишут художники, и какой манерой написал Лутфуллин?

- шероховатая, мазками.

- лесировочная, гладкая, тонкая ровная поверхность.

н) На чем он написал свою картину и с помощью каких красок?

(на холсте, масляными красками).

о) Какие жанры живописи он использовал?

- портрет, натюрморт, пейзаж, пастораль.

п) Какие тона, какие краски использовал А. Лутфуллин?

р) Значение этого полотна очень велико. Оно принесло мировую известность художнику. Очень лестно отзываются об этой картине искусствовед Султанов и народный поэт Башкортостана Мустай Карим.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

а) Когда написана картина «Три женщины»?

б) Основная тема творчества А.Лутфуллина.

в) Что вы узнали о художнике А. Лутфуллине?

г) Какие чувства вызывает картина?