СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по картине на уроках развития речи с использованием ИКТ как средство повышения творческой активности учащихся

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Работа по картине способствует не только развитию таких видов речевой деятельности как говорение и аудирование, но и помогает продуцировать письменную речь, обеспечивая её логичность, полноту, лексико-грамматическое разнообразие, облегчая переход от внутренней речи к письменной, организуя высказывание в смысловые блоки, вычленяя детали и формируя основную мысль высказывания.

Просмотр содержимого документа
«Работа по картине на уроках развития речи с использованием ИКТ как средство повышения творческой активности учащихся»

Работа по картине на уроках развития речи с использованием ИКТ как средство повышения творческой активности учащихся


Наступившее 21-ое столетие унаследовало одну из главных закономерностей сложного 20-го века: в пору чрезвычайного взлёта технического прогресса особое значение обретают духовные ценности, связанные с ощущением внутренней гармонии, пробуждающие в нас любовь к прекрасному, к красоте, добру и справедливости.

Одним из самых ярких видов искусства, эмоционально воздействующих на наше настроение, по праву является живопись.

Живопись — часть культуры народа. И в этом плане использование в процессе обучения репродукций произведений живописи является мощным источником получения культуроведческой информации, духовного обогащения и эстетического воспитания. Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся, способствует развитию у них мышления и речи, причём духовно-ориентированного мышления, обогащению и «возвышению» словарного запаса. Это особенно актуально в наше время, когда происходит упрощение и опошление речи.

Как всякому общению, общению с искусством надо специально учить, тем более что это общение особого рода. Искусство воспитывает культуру чувств, но только при условии, если будет понято.

Проблема использования произведений живописи на уроках родного языка привлекала и привлекает к себе внимание многих учёных: психологов, педагогов, лингвистов и методистов. Они подчёркивают роль картины в развитии мышления и речи учащихся, в воспитании их эстетического вкуса, придают особое значение использованию картины для развития связной речи.

Страстный пропагандист картины К.Д.Ушинский видел её роль в развитии дара слова детей прежде всего в том, что она стимулирует употребление определённой лексики и комментирует значение слов и выражений. «Предмет, стоящий перед глазами ученика или сильно врезавшийся в его память, сам собой, без посредства чужого слова, пробуждает в учащемся мысль, исправляет её, если она ошибочна, дополняет, если она не полна, приводит её в естественную, то есть правильную, систему, если она расположена нелогически», - пишет Ушинский. Таким образом, логика, грамматика, стилистика увязываются между собой самым естественным образом.

Эффективность воздействия живописи состоит в возбуждении сопереживания, вызываемого у зрителей. Сопереживание оставляет глубокие следы в сознании воспринимающего картину, заставляет его путём сосредоточения внимания особенно активно работать над поиском слов для выражения своих мыслей.

Эмоциональные факторы приобретают большое значение в процессе усвоения разных аспектов изучаемого языка. Уроки с использованием репродукции живописи заинтересовывают учащихся, повышают их работоспособность и творческую активность, что благоприятно сказывается на конечных результатах обучения. Эмоциональная окраска преподаваемого материала – лучший помощник преподавателя в деле восприятия и усвоения. Чем интереснее и живее проходят занятия, быстрее развиваются и твёрже закрепляются навыки речи, ибо те знания прочнее, в усвоении которых участвовали эмоции.

Рассматривание картины приводит в действие все многообразные мыслительные процессы, способствуя развитию у учащихся наблюдательности, внимательному отношению к языковым явлениям, помогая осознать эти явления. Работа с картиной как произведением искусства требует визуального мышления, которое по своему характеру является подлинно творческой деятельностью, способствующей формированию и творческих речевых умений.

Работа по картине способствует не только развитию таких видов речевой деятельности как говорение и аудирование, но и помогает продуцировать письменную речь, обеспечивая её логичность, полноту, лексико-грамматическое разнообразие, облегчая переход от внутренней речи к письменной, организуя высказывание в смысловые блоки, вычленяя детали и формируя основную мысль высказывания.

Использование наглядности в сочетании со словом учителя или текстом является прекрасным стимулом создания на уроке мотива высказывания, наиболее эффективным средством развития речи. При таком взаимодействии учащиеся ставятся в условия, когда процесс создания речевого произведения осуществляется при участии наглядно-ситуационного и логического мышления.

Восприятие обучаемыми произведения живописи, подкреплённое рассказом учителя или текстом, связанным с содержанием картины, значительно обостряет эмоции детей, помогает более глубоко понять содержание картины и средства выражения замысла художника.

При подготовке к сочинению по картине лучше использовать текст-образец, в качестве образца лучше всего подойдёт искусствоведческий текст, то есть такой текст, который написан художником, искусствоведом, в котором непосредственно описывается содержание той или иной картины и средства выражения замысла художника, оцениваются достоинства или критикуются недостатки того или иного произведения.

Сочинения по картине предоставляют широкие возможности для работы над разнообразными типами речи, в том числе творческой речи. Созерцание картины может породить текст в жанре сочинения-описания, сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, описания с элементами повествования и рассуждения, повествования с элементами описания, рассуждения с элементами описания и повествования, речевое произведение типа рассказа, письма, отклика, рецензии, отзыва, статьи в газету о посещении выставки картин.

Мы в своей работе при подготовке к урокам развития речи с использование картины столкнулись с такой проблемой: имеющиеся на сегодняшний день репродукции картин далеко разнятся с оригиналом, и такие репродукции не то что не вызывают эмоционального отклика и не несут эстетического воздействия, а скорее, наоборот, отталкивают учащихся. Происходит реакция, обратная ожидаемой.

Именно поэтому мы обратились к компьютерной программе «Шедевры мировой живописи». Эта программа имеет огромные преимущества перед репродукцией:

1) в программе имеется большой выбор художников и картин, то есть данную программу можно использовать в разных классах и на различных уроках развития речи.

2) имеются портреты художников, рассказ о художнике, его жизни и творчестве.

3) приводятся репродукции нескольких картин каждого художника, причём изображение можно увеличить на весь экран.

4) к картинам приводится искусствоведческий текст, который можно прослушать

5) при демонстрации картины отдельные фрагменты, о которых говорится в тексте, выделяются и увеличиваются на весь экран, поэтому учащиеся могут рассмотреть картину детально.

Конечно, компьютерная программа более эмоционально воздействует на чувства учащихся.

Нами было проведено два урока развития речи с применением ИКТ. Оба урока были проведены в 8 классе с использованием программы «Шедевры мировой живописи». Первый урок – по картине К.П.Брюллова «Последний день Помпеи», второй урок – по картине И.Н.Крамского «Христос в пустыне». Программа впечатлила учащихся. Сочинения на этом уроке оказались более творческие, эмоциональные, разнообразные в языковом плане, более красочные в сравнении с сочинениями прошлогоднего 8 класса, где на уроке были использованы репродукции картин. Хотя уровень классов был примерно одинаковый.

Компьютер на уроке не может и не должен полностью заменить учителя. Он может поддерживать использование оптимальных приёмов и методов обучения, служить демонстрационным или дополнительным дидактическим материалом. Тем не менее применение ИКТ открывает большие возможности именно для реализации новых творческих идей.

Работа по картине с применением ИКТ является действенным средством для развития творческой активности и эстетического воспитания учащихся.