1 этап: «Разминка»
(один правильный ответ – 1 балл)
На скорость (кто первый поднимет руку)
1. Как называется наука, изучающая прошлое и настоящее человечества? (История)
В каком государстве была изобретена бумага? (Китай)
По какой лестнице никто никогда не ходил? (По феодальной)
Как называлась долгая война между Англией и Францией? (Столетняя)
Кого называют Орлеанской девой? (Жанна д, Арк)
Второе название города Константинополя (Царьград)
Какая наука занимается раскопками и изучением прошлого человечества по памятникам материальной культуры? (Археология)
8. Главный работник мастерской? (Мастер)
Как называлось хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне? (Феодальная вотчина)
Главная книга христиан? (Библия)
2 этап: «Крылатые выражения»
(один правильный ответ – 2 балла)
Суть задания: объяснить, что это означает.
«Жить на широкую ногу» - жить пышно, богато, с размахом, щедростью.
«Круглый стол» - совещания, переговоры, любой обмен мнениями, где все имеют равные права и полномочия.
«Крестовый поход» - беспощадная и настойчивая борьба с кем-либо или чем-либо.
«Ломать копья» - бороться за что-либо, с жаром спорить о чём-либо.
3 этап: Кроссворд
(один правильный ответ – 1 балл)
Вопросы:
По горизонтали: 1. Высшее учебное заведение, появившееся в Средние века. (Университет) 4. Учреждение, возникшее в Средние века, занимающееся хранением денег и денежными расчётами. (Банк).
По вертикали: 2. Налог в пользу церкви (Десятина). 3. Признание священнику в своих грехах (Исповедь). 5. Знак китайского письма (Иероглиф). 6. Военный вождь у монголов (Хан). 7. Изображения, составленные из разноцветных камешков (Мозаика). 8. Боевое состязание рыцарей (Турнир). 9. Жилище феодала (Замок). 10. Отличительный знак рода (Герб).
4 этап: «Человек-загадка»
(один правильный ответ – 2 балла)
Каждая команда зачитывает выказывания известных людей Средневековья. Соперники должны определить, о ком идёт речь.
«О, доблестные воины, потомки непобедимых предков! – вскричал он. – Забудьте все наши ссоры и обиды. Отправляйтесь в путь ко Святому Гробу Господню, вырвите священную землю из лап гнусных завоевателей?»
А) Урбан II Б) Генрих IV В) Карл Великий
2. Учитель и ученик – друзья во благе?
А) Пророк Мухаммед Б) Ричард II В) Карл Смелый
3. «Молодые люди должны дома проявлять почтительность к родителям, а вне дома – уважительность к старшим, серьёзно и честно относиться к делу, безгранично любить народ и сближаться с человеколюбивыми людьми. Если после осуществления всего этого у них останутся силы, их можно потратить на чтение книг».
Кому принадлежат эти слова?
А) Конфуций Б) Тимур Тимерлан В) Ян Жижка
4. «В человеке важны его личные качества, а не его происхождение»
Кому принадлежат эти слова?
А) Будда Б)Людовик XI В) Ян Гус
5 этап: Ребусы
(один правильный ответ – 1 балл)
1. Первый слог – нота, второй – установленный образец одежды, целое – изменение в обществе, преобразование. (Ре-форма)
2. Первый слог – домашние птицы, второй – местоимение, целое – участники общенародной освободительной борьбы против католической церкви в Чехии. (Гуси-ты)
6 этап: Конкурс капитанов
(один правильный ответ – 2 балла)
На доске два слова: ХРАМ и ЖРЕЦ
Нужно ответить на четыре вопроса и написать ответы от каждой первой буквы данного слова каждому капитану.
Вопросы к слову ХРАМ: 1) Одна из рек Китая; 2) Индийские князья;
3) Народ доколумбовой Америки, населяющий часть территории современной Мексики; 4) Основатель ислама.
Вопросы к слову ЖРЕЦ: 1) Название восстания во Франции, по распространённому мужскому имени; 2) Как называли воина, который имел металлические доспехи; 3) Как называли тех, кто выступал против церкви; 4) Как назывались союзы ремесленников.