СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Работа по модульной программе, основанная на компетентностном подходе"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методическом докладе рассматривается значимость обучения, основанная на модульной программе обучения.

Просмотр содержимого документа
«"Работа по модульной программе, основанная на компетентностном подходе"»

Учреждение колледж «Бурабай»











Методический доклад


«Работа по модульной программе основанная на компетентностном подходе в обучении»














Выполнил: методист, преподаватель специальных дисциплин Проскурякова Е. Н.







2017 г.











Тема: «Работа по модульной программе основанная на

компетентностном подходе в обучении»



Введение: В 2010 г. на Бухарестской конференции министров образования стран-участниц Болонского процесса состоялось официальное присоединение к ней Республики Казахстан. Таким образом, Ка­захстан стал первым Центрально-Азиатским государством — членом Болонской декларации и пол­ноправным участником европейского образовательного пространства. Присоединившись к Болон­скому процессу, страны-участники, как правило, принимают на себя обязательства по выполнению его основных параметров.

Как известно, Болонский процесс имеет параметры, носящие обязательный, рекомендательный и факультативный характер.

К обязательным параметрам Болонского процесса относятся:

  • трёхуровневая система высшего образования;

  • академические кредиты ECTS;

  • академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов;

  • европейское приложение к диплому;

  • контроль качества высшего образования;

  • создание единого европейского исследовательского пространства.

Предложенные параметры имеют рекомендательный характер и являются полезными в продви­жении принципов Болонского процесса.

Рекомендательными параметрами Болонского процесса являются:

  • единые европейские оценки;

  • активная вовлеченность студентов;

  • социальная поддержка малообеспеченных студентов;

  • образование в течение всей жизни.

К факультативным параметрам Болонского процесса относятся:

  • гармонизация содержания образования по направлениям подготовки;

  • нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору;

  • модульная система;

  • дистанционное обучение, электронные курсы;

  • академические рейтинги студентов и преподавателей.



Актуальность: Между тем модульное обучение, модульная структура образовательных программ, наряду с компетентностным подходом и кредитной системой обучения — ЕСТ8, — один из важных принци­пов Болонской декларации, к которой Казахстан, как известно, присоединился в 2010 г.

Международная практика свидетельствует, что наиболее результативными являются те образо­вательные программы, которые построены одновременно на всех трех указанных принципах. И толь­ко при взаимоувязанном применении этих трех элементов (компетенции — модули — кредиты) можно говорить о полном внедрении инновационных технологий обучения в образовательной дея­тельности. Именно использование модулей в построении образовательных программ потребует в ближайшем будущем от академического сообщества высшей школы наиболее трудной адаптации, связанной с изменением структуры образовательных программ и подходов к процессу обучения.

Особенности: Следует отметить, что модули открывают возможность гибкого варьирования направленности образовательной программы, оперативного реагирования на сущностные интересы главных участни­ков образовательного процесса — студентов, а через них — и на запросы работодателей, т.е. рынка труда.

Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе модульного построе­ния образовательной программы, учебного плана и учебных дисциплин. При этом для достижения большей эффективности результатов обучения важно соблюдать комплексный подход, т.е. по мо­дульному принципу должны быть сформированы как сами образовательные программы, так и учеб­ные планы, и учебные дисциплины. Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические модули, содержание и объём которых могут варьироваться в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой диф­ференциации обучающихся. Сочетание модулей должно обеспечивать необходимую степень гибко­сти и свободы в отборе и комплектации требуемого конкретного учебного материала для обучения (и самостоятельного изучения) определенной категории обучающихся и реализации специальных дидактических и профессиональных целей.

Цель  рассмотреть специфику технологии модульного обучения, возможность ее использования в любой организационной системе обучения.

1. Понятие «обучающий модуль».

2. Принципы модульного обучения.

3. Особенности структурирования содержания учебного курса в модульном обучении.

4. Особенности организации педагогического контроля.

5. Преимущества модульного обучения.



 Понятие «обучающий модуль»

Термин «модуль» пришел в педагогику из информатики, где им обозначают конструкцию, применяемую к различным информа­ционным системам и структурам и обеспечивающую их гибкость, перестроение.

Модульный подход обычно трактуется как оформление учебно­го материала и процедур в виде законченных единиц с учетом атри­бутивных характеристик.

Что же понимается под словом «модуль» в теории модульного обучения?

Обучающий модуль — это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познава­тельный и профессиональные аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, уме­ний и навыков, сформированных в результате овладения обучае­мыми данным модулем.

Модуль содержит познавательную и профессиональную характе­ристики, в связи, с чем можно говорить о познавательной (инфор­мационной) и учебно-профессиональной (деятельностной) частях модуля. Задача первой - формирование теоретических знаний, функции второй - формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний.

В качестве информационных модулей могут быть взяты как це­лые дисциплины, так и некоторые разделы дисциплин, спецкур­сы, факультативы. Деятельностным модулем могут служить лабо­раторные практикумы и лабораторные работы, спецпрактикумы, технологические и педагогические практики, курсовые и диплом­ные работы.

Основным его ядром, раскрывающим содержание отдельной темы курса, является информационное обеспечение, реализуемое в ходе учебного процесса в форме лекций, практических и лабора­торных занятий, самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Завершающим этапом рабо­ты должны быть конкретные рекомендации студентам или учащимся для использования на практических школьных занятиях, при кур­совом и дипломном проектировании в вузе или колледже и для практической работы после окончания вуза.

Предлагаемая структура модуля позволяет в простой и нагляд­ной форме выделить внутри каждого модуля внутренние и внешние связи и на этой основе дать научно обоснованные рекомендации по изучению курса.

 Теория модульного обучения базируется на специфических прин­ципах, тесно связанных с общедидактическими. Принцип модульности определяет подход к обучению, отражен­ный в содержании, организационных формах и методах. В соот­ветствии с этим принципом обучение строится по отдельным фун­кциональным узлам - модулям, предназначенным для достиже­ния конкретных дидактических целей. Для реализации этого принципа надо выполнять следующие педагогические правила.

Структура работы:



Главные аспекты в работе:

    1. Инновационные процессы

    2. Качественное образование

    3. Технологический прогресс

Концептуальные особенности:

  1. Смена подходов к разработке содержания образовательных технологий

  2. Внедрение педагогических инновационных подходов

  3. Компетентностный подход в обучении

Содержание модульной учебной программы:

  1. Спецификация модуля и руководство по модулю

  2. Документация по оценке

  3. Методические материалы

  4. Учебные материалы

Спецификация модуля:

  1. Условное название модуля

  2. Функции

  3. Список таблиц и колонок

  4. Способы использования колонок

  5. Список колонок, которые используются в предикатах поиска

  6. Конкретное описание того, что модуль должен делать



Модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения учителя и ученика. Это обеспечивает гибкость обучения, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню ее образовательной подготовки.

Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем осуществлять управление учением.

  1. Начало формы

    Цель разработки модулей - расчленение содержания курса или каждой темы курса на компоненты в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами, определение для всех компонентов целесообразных видов и форм обучения, согласование их во времени и интеграция в едином комплексе. С этой точки зрения обучающих модуль представляет собой интеграцию различных видов и форм обучения, подчиненных общей теме учебного курса или актуальной научно-технической проблеме. Границы модуля определяются установленной при его разработке совокупностью теоретических знаний и навыков, практических действий, Необходимых будущим специалистам для постановки и решения научно-технических задач данного класса.

    Методическое обеспечение включает в себя решение

    следующих задач:

    - определение порядка начисления рейтинг-баллов, установление относительного «веса» дисциплины и модулей, оптимального соотношения между значимостью оценок текущего контроля успеваемости и оценок промежуточной аттестации обучающихся (экзамены и зачеты);

    - определение содержания модулей и разработка методики проведения контрольных мероприятий;

    - определение тем и видов контрольных домашних работ, соответствующих конкретному модулю;

    - разработку контрольных заданий, имеющих большую вариантность и учитывающих различный уровень знаний обучающихся;

    - разработку вопросов и познавательных задач для коллоквиумов и консультаций-собеседований;

    - разработку и издание учебно-методической литературы для самостоятельной работы обучающихся;

    - создание системы мер, стимулирующих развитие творческих способностей обучающихся.

    Исходными данными для расчета рейтинга являются:

    - перечень изучаемых дисциплин, определяемый учебным планом, и весовые коэффициенты каждой дисциплины;

    - перечень и количество форм контроля знаний по каждой дисциплине, а также соответствующие весовые коэффициенты каждой формы контроля;

    - график проведения контроля знаний в течение семестра;

    - результаты контроля знаний в виде совокупности оценок по соответствующей шкале по каждому завершенному модулю.



  2. Конец формы

































Список используемой литературы

1 .  Касевич В.Б., Светлов Р.В., Петров А.В., Цыб А.В. Болонский процесс. 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. — 125 c.

2 .  Правила организации учебного процесса при кредитной технологии обучения, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 152 от 20 апреля 2011 г. // atu.kz

3.   Юцявичене П.А. Теоретические основы модульного обучения: Дис. д-ра пед. наук. — Вильнюс, 1990. — 32 c.

4.   Карпов В.В., Катханов М.Н. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подго­товке в вузе. — М.; СПб.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. — 141 с.

5.    Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад. — М.: Большая рос. энцикл., 2002. — 528 с.

6.    Шамова. Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными процессами. — М.: Академия, 2002.—  384 с.

7.   Ермоленко В.А., Данькин С.Е. Блочно-модульная система подготовки специалистов в профессиональном лицее. — М.: ЦПНО ИТОП РАО, 2002. — 162 с.

8.    Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34-42.

9.   Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — М.: АПКиПРО, 2002. — 24 с.

10. Материалы к совместному заседанию расширенного Президиума УМО по классическому университетскому образо­ванию и съезда АКУР 26 ноября 2010 г., МГУ им. М.В. Ломоносова. — М.: Изд-во МГУ, 2010.

11.  Васенёв Ю.Б. Организация и управление учебным процессом вуза при переходе на ФГОС ВПО нового поколения. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. — 45 c.

12.  Ерунов В. П. Оценочно-критериальная система учебного процесса в вузе. — Оренбург: Изд-во Оренб. гос. ун-та, 2002. — 186 c.