СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по обучению детей старшего дошкольного возраста составлению рассказа с элементами творчества по сюжетной картине с проблемным сюжетом «Вот так покатались!» Т.А. Ткаченко с использованием элементов ТРИЗ (по методике Т.А. Сидорчук)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена методика работы по сюжетной картине с элементами творчества

Просмотр содержимого документа
«Работа по обучению детей старшего дошкольного возраста составлению рассказа с элементами творчества по сюжетной картине с проблемным сюжетом «Вот так покатались!» Т.А. Ткаченко с использованием элементов ТРИЗ (по методике Т.А. Сидорчук)»

Ручко С.М., Нягина И.Б.

Работа по обучению детей старшего дошкольного возраста составлению рассказа с элементами творчества по сюжетной картине с проблемным сюжетом «Вот так покатались!» Т.А. Ткаченко с использованием элементов ТРИЗ (по методике Т.А. Сидорчук)



Алгоритм работы по картине:

Шаг первый: Игра «Подзорная труба» (Цель: учить определять время, место и объекты, изображённые на картине, развивать доказательную речь, побуждать детей к поисково-аналитической деятельности, активизировать словарный запас в соответствии с сюжетом картины, умение группировать предметы по заданному признаку: по цвету, форме, функциональности, живое – неживое)

  • К нам в гости пришла картина. (Дети рассматривают картину)

  • Как вы думаете, в какое время года происходит действие на картине? Почему вы решили, что это зима?

  • Я считаю, что накануне была сильный снегопад. Как я об этом догадалась?

  • В какое время суток происходит действие на картине? Почему вы считаете, что днём?

  • Как вы считаете, на картине выходной или будний день? Объясните, как вы это поняли?

  • Где происходит действие на картине: за городом, в городе, в лесу, в парке, во дворе? Почему вы считаете, что действие происходит в городе во дворе?

  • А теперь ваша рука быстро и легко превратится в «подзорную трубу», и вы назовёте сначала живые (мальчики, птицы), затем – неживые предметы (дома, окна, кирпич, крыша, труба, зёрна, деревья, лёд, снег, мешочек, ледянки)

  • Что их этих предметов относится к предметам рукотворного мира? (кормушка, обувь, одежда, головные уборы, ледянки, кулёк)

  • Что относится к природному миру? (снег, лёд, птицы, деревья, небо)

  • Назовите мягкие предметы (перья птиц, снег)

  • Как вы думаете, кем приходятся друг другу дети на картине? (друзья, одноклассники, соседи, братья, незнакомцы, приятели, оппоненты)

Шаг второй. Упражнение «Волшебная линия» (Цель: упражнять детей в умении устанавливать и объяснять разнообразные взаимосвязи между объектами: причинно-следственные, временные, групповые, общие, противоположные, формировать умение детей рассуждать и выражать свои мысли развернутыми, связными высказываниями).


  • «Волшебная» линия объединила некоторые предметы на картине, и теперь они не могут друг без друга. Объясните, почему она объединила именно эти предметы?

Кулёк –сапожки

Дети - снег

Деревья – птицы


Шаг третий. Упражнение «Что бывает таким же?» (Цель: развитие образной речи, умение сравнивать и подбирать предметы по аналогии)

  • Что делает мальчик? (Мальчик насыпает корм в кормушку.)

  • Что ещё можно насыпать и куда? (песок - в ведёрко, кашу - в тарелку, сахар - в сахарницу, семечки - в кулёк, снег - на дорожку и т. д.)

  • Какой снег на ощупь? (Холодный, хрустящий)

  • Что ещё бывает холодным? (мороженое, лёд, сок, погода, ветер, зима, пространство в холодильнике, сердце, сосулька, руки без перчаток, нос на морозе, море, северный полюс, айсберг)

  • Что ещё бывает хрустящим? (хлебная корочка, чипсы, картофель фри, сухие ветки под ногами, суставы, вафли, печенье, лёд на лужах, деньги, накрахмаленное бельё и т.д.)

  • Какой снег по цвету? (Белый)

  • Что ещё бывает белым? (краска, ткань; снег, снежинка, сугроб; лебедь; воротничок; день; пух; медведь, тигр, заяц, Белый Клык, Белый Бим, лист; дом; магия, зависть, белая горячка, мышь, ворона, сахар, белое солнце пустыни, мел, лицо, белая гвардия, белая королева (в шахматах), белая раса, вино, чай, мех, конь, пух, дым; цветок; танец, птица, хлеб; дом; одежда; золото; песок, посуда, облако, роза, манка, белок, пена, туман, фон, нитки, мех, зубы, шелковица, халат, кожа, молоко, сметана, кефир, мороженое)

Шаг четвёртый. Упражнение «Вхождение в картину». (Цель: Учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств: слух, обоняние, осязание: активизировать в речи слова, характеризующие, звуки, запахи и тактильные ощущения)

  • Вокруг себя повернитесь и в картине очутитесь.

  • Давайте закроем глаза и представим, что мы вошли в эту картину.



  • Какие звуки мы можем услышать в ней?

  • Щебет птиц

  • Голоса детей (разговор, смех, крики)

  • Хруст снега под ногами

  • Звуки высыпающихся семечек

  • Как птицы клюют зерно

  • Скрип деревьев

  • Шум ветра

  • Шум ледянок



  • Какие запахи вы можете уловить носиком?

  • Запах хвои

  • Запах детской одежды

  • Запах жареных семечек

  • Запах чистого зимнего воздуха

  • Запах бензина

  • Запах дыма выхлопных труб



  • Дотроньтесь рукой к стволу дерева, какой он? Что вы ощутили? (Он шершавый, влажный, холодный)

  • Прикоснитесь к птицам. Какие они? (Тёплые, мягкие, пушистые)



Шаг пятый. Игра «Волшебник Дробления» (Цель: учить называть составные части предметов)



  • Над картиной внезапно пролетел Волшебник Дробления. Он прикоснулся к ёлке, и она распалась на части. На какие? (Ствол, ветки, хвоя, кора, древесина, верхушка, корень, снег)



Шаг шестой. Упражнение «Весёлые рифмы» (Цель: учить подбирать созвучные слова к заданному слову – названию выбранного объекта на картине)

Горка – уборка, разборка, оговорка, поговорка, корка, скороговорка, норка, коморка, подборка, шторка, отговорка, конфорка.


Птичка – невеличка, синичка, рукавичка, методичка, наличка, больничка, кавычка, стычка, москвичка, страничка, электричка, кличка, Вероничка, табличка, лисичка, клубничка, истеричка, вещичка, сестричка, перекличка, частичка, косичка, спичка, водичка, привычка, ресничка, кавычка. 

Шаг шестой. Игра «Эмпатия» (Цель: учить детей ориентироваться на плоскости картины и обозначать словами местоположение объекта, учить перевоплощаться в объект на картине, составлять рассказ-описание о нём: внешние признаки, характер, настроение и отношение к происходящему на картине, активизировать словарный запас детей за счет слов, определяющих пространственное расположение: «слева», «справа», «в центре», «вверху», «внизу», «ближе», «дальше», «спереди», «сзади», «около», «между», развивать зрительно-пространственную ориентировку)



  • Ребята, вокруг себя повернитесь и в любые предметы на картине превратитесь! (Дети выбирают любой объект на картине, определяют его местонахождение на картине, описывают его, передают его настроение, характер, с какими предметами или явлениями он «дружит», отношение к происходящему на картине)



  • Я – горка. Нахожусь в самом центре картины. Я твёрдая, высокая и холодная. Я – детское развлечение. Дружу» с ребятами, с ледянками, со снегом, со льдом, с морозом. Всегда радуюсь, когда на мне катаются дети. Меня огорчает то, что некоторые дети могут свалиться с горки и больно удариться. Боюсь, что скоро наступит весна, я растаю и превращусь в воду



  • Я – ёлочка. Стою около дома вместе с другими деревьями. У меня всегда хорошее настроение, потому что я зимой и летом зелёная. На моих ветках лежит красивый белый снег, сидят птицы. «Дружу» со снегом, с Новым годом, с Дедом Морозом и Снегурочкой, с новогодними игрушками, с птицами. Я радуюсь, когда здесь катаются дети, им весело и радостно. Меня огорчает то, что иногда люди ломают мои ветки, рубят меня под корень, чтобы поставить дома на Новый год.



  • Я – зимующая птица. Нахожусь внизу горки. Туда мальчик насыпал семечки. Мне голодно и холодно зимой, но есть добрые дети, которые нас, птиц, подкармливают. «Дружу» с семечками, с зёрнами, с кормушкой, с ребятами. Радуюсь веселью детей, зимнему чистому воздуху, редкому зимнему солнышку. Жаль только, что иногда корм, попадая на горку, становится причиной падения детей. Это меня огорчает. И т. д.



Шаг седьмой. Упражнение «Машина времени» (Цель: обучать детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта или события на картине с учётом его прошлого и будущего, активизировать слова, обозначающие временные отрезки «утро – вечер», «было – будет», «летом – зимой», «до того – после того»)



  • Как вы думаете, что было до того, как дети пришли на горку? (Горку заливали водой. Покупали ледянки. Учились в школе или были в детском саду, обедали, тепло одевались, готовили ледянки, звонили друг другу, договариваясь о встрече)



  • Что будет после того, как дети уйдут с горки? (На горке стане тихо, дети придут домой, снимут одежду и обувь, будут их сушить, будут ужинать, пить чай, делиться впечатлениями с родителями, будут готовить уроки, если они школьники, лягут спать)



  • Чем раньше был шарф? (Нитками, шерстью, задумкой)



  • Чем будет шарф? (Одеждой, которая защищает горло от холода, изделием, рисунком, аппликацией, фотографией, подарком, покупкой, ветошью, хламом, кормом для моли, тленом)



  • Представьте, что это вы катаетесь с горки. Какое у вас настроение? Каким вам кажется всё вокруг? (Настроение весёлое, радостное, вокруг красивые деревья, горка высокая, с неё интересно съезжать, ледянки лёгкие, мы быстро взбираемся с ними на горку).



  • А теперь представьте, что вы заигрались и не заметили, как стало темнеть. Ваша одежда и обувь влажные от снега. Вы устали, вам пора идти домой, мама может отругать вас. Каким теперь вам кажется всё вокруг? (Деревья стали страшными, кривыми, птицы слишком крикливыми, горка слишком высокая, на неё трудно взбираться, ледянки тяжёлые, неподъёмные)



Шаг восьмой. Упражнение «Придумай название» (Цель: умение определять главную мысль в сюжете картины и придумывать названия картины и виртуальные диалоги)

  • Что держит в руках один из мальчиков? Что у него в кульке? Зачем он взял на улицу семечки?

  • Как назвать мальчика, который заботится о птицах, подкармливая их зимой? (Добрый, заботливый, отзывчивый)

  • Почему спускавшийся с горки мальчик едет с испуганным лицом?

  • Знал ли мальчик, что рассыпанные на ледяной горке семечки, могут стать причиной падения детей?

  • Что сказали ему старшие дети?

  • Как ему надо было накормить птиц и не помешать детям кататься с горки?

  • Как бы вы назвали эту картину? («Однажды на горке», «Пострадали из-за корма», «Вот так покатались!» «Опасная помощь»)

Шаг девятый. Составление рассказа по заданному началу с опорой на сюжетную картинку. (Цель: Учить детей придумывать сюжетный рассказ по заданному началу, соблюдая последовательность событий)

  • Послушайте начало рассказа:

Наступила зима. Она была снежной и холодной. Мальчик лет пяти каждый день выходил во двор и подкармливал птиц, высыпая семечки из мешочка на дорожку.

Однажды мальчики в выходной день вышли во двор. Там они решили построить ледяную горку…

  • Что было дальше, придумайте сами.

  • Как изменится ситуация, если в картине вдруг появится … (любой сказочный герой, какой-то предмет или человек)