СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по составлению словаря как средство развития речи, обогащения словаря, расширения кругозора

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю своё сообщение из опыта работы по составлению словарей.

Просмотр содержимого документа
«Работа по составлению словаря как средство развития речи, обогащения словаря, расширения кругозора»



Работа по составлению словаря как средство развития речи, обогащения словаря, расширения кругозора.

( Сообщение прочитано на МО учителей русского языка и литературы.

  1. Вступление.
    «Под словарной работой в школе слабослышащих следует понимать систему планомерно проводимых занятий, имеющих своей целью формирование и расширение лексического запаса речи учащихся. Такое определение словарной работы обусловлено глубоким речевым недоразвитием учащихся, одними из проявлений которого являются резко выраженная ограниченность лексического запаса, искаженное восприятие, произношение и понимание, неправильное употребление слов….»

Как язык в целом, так и его словарь могут быть усвоены слабослышащими учащимися лишь в специально организованном обучении. Словарная работа в связи с этим является одним из средств, призванных целенаправленно и последовательно способствовать преодолению аномального развития слабослышащих детей. Такую роль словарная работа выполняет постольку, поскольку овладение словом — процесс, затрагивающий все важнейшие психические функции учащихся (восприятие, представления, мышление, речь, память, эмоции), требующий волевых усилий, сосредоточенности и внимания. Осваивая лексику, дети включаются в разные виды практической и интеллектуальной деятельности. Овладевая словарем, они познают предметы и явления действительности; анализируя и сравнивая их, учатся абстрагировать свойства и качества этих предметов и явлений, вычленять присущие им признаки и действия. Формирующиеся с помощью слов обобщения постепенно закрепляются за ними как за их носителями.

В словарной работе учащимся приходится иметь дело с различной по функциям, понятийному содержанию и строению лексикой. Познавая разными способами значения слов, уточняя и расширяя их в зависимости от контекста, сопоставляя изменения значений с изменениями в морфемном составе, с изменениями грамматических форм, учащиеся развивают способность осознанного, аналитико-синтетического подхода к слову, приобретают умения правильно пользоваться словом для выражения мысли.»

( Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей: Учеб. пособие для вузов. —— 2-е изд., испр. — М.: 000 «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. — 223 с. Стр. 133)

  1. Основная часть. Из опыта работы.

    Два года мы с ребятами работали над самостоятельным составлением словарей. Результатом стали:
    - « Словарь слов, которые ввёл в русский язык М. В. Ломоносов»
    - «Словарь к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино».

Это были темы проектов, конечным результатом которых было создание школьного словаря русского языка с иллюстрациями.

Как шла работа над словарями.

« Словарь слов, которые ввёл в русский язык М. В. Ломоносов».

1.На первом этапе я нашла и определила круг слов, введённых Ломоносовым в русский язык.

2. Далее на каждом уроке русского языка мы знакомились с 2 новыми словами из этого списка. По очереди учащиеся находили лексическое значение слов, работая с толковым словарем. Слова записывались до урока на доске, а на уроке учащиеся записывали слова в свои словарики. Со словами мы знакомились в алфавитном порядке. Затем составляли с ними словосочетания и записывали в тетрадь. Домашним заданием было составление предложений, рисование. В трудных случаях детям предоставлялись иллюстрации.

В классе был словарный уголок, где висели иллюстрации и сделанные ребятами рисунки.

В работе над этим словарем мы выписывали все значения слова, по всем правилам составления словарной статьи.

3. Обобщением нашей работы явился «Словарь слов Ломоносова». Он состоит из словарных статей и иллюстраций значения слов.

«Словарь к стихотворению М. Ю. Лермонтова « Бородино».

В начале работы мы вспомнили с шестиклассниками стихотворение, его историческую основу, просмотрели на классных часах несколько презентаций по истории и литературе на тему Бородинской битвы.

Затем разделили по 2 строфы на каждого учащегося.
В своём тексте ребята выделили сами трудные, непонятные слова. После совместной проверки выбрали и уточнили фразеологизмы, добавили «знакомые», на первый взгляд, слова, явно имеющие в тексте другие значения. И начали работу по уточнению значения слов, выражений, фразеологизмов по словарям, интернету.
Работа была индивидуально с каждым учеником по уточнению значения слов. В этой работе нас интересовало только то значение, в котором употреблялось слово в тексте. Только одно это значение мы оставляли и выписывали с пометкой «здесь».

К каждому слову или фразеологизму учащиеся искали иллюстрацию.
Итак: 1.выписали все непонятные слова и выражения;

2. выяснили значение этих слов и выражений по словарю, интернету (если находили в интернете, то всё равно проверяли значение слова по словарю);

3. проверяли: в каком значении употреблено слово в стихотворении; сделали пометки «здесь», т.е. в тексте, у Лермонтова М.Ю.

4. нашли подходящие иллюстрации к каждому слову и выражению.

Работая над словарем, мы встретились

1. с устаревшими словами: заряд, бивак, заутра…;

2. военными терминами: забил снаряд, пушка, картечь, лафет, кивер, редут…

3. с фразеологизмами: «ломить стеною», «тут как тут», «постоим головою»…;

4. обнаружили, что некоторые слова употребляются в переносном значении (например: друг, брат);

5. с эпитетами, помогающими представить особенности боя и авторскую оценку.

«Дым летучий» – быстрый. Лёгкий, застилающий всё поле.
«Бой удалый» – мастерский, автор выражает восхищение…

6. нашли сравнения, которые использует поэт для создания яркой картины боя.

«Французы двинулись, как тучи» – огромное количество, грозная сила.

Всего мы нашли значение- 80 слов и выражений, 60 иллюстраций, а просмотрели сотни картинок. Я думаю, что это полезная работа.

Результаты работы над проектами:
1. Мы сделали вывод, что нужно внимательно, тщательно выбирать картинки, иллюстрации и думать: насколько они подходят к тексту стихотворения.

2. Мы приобрели навык работы с различными источниками информации: это словари С. Ожегова, В. Даля; интернет; художественный текст, литературоведческие и исторические материалы.

3. оформили картинно-иллюстративный словарь (коллективная работа 6«В» класса)

4. Настя Кручинина подготовила электронный вариант картинного словаря (презентация и запись на диск)
5. Настя Кручинина самостоятельно подготовила мини-презентацию «Кивер. История предмета».

6. Учащиеся закрепляли умение пользоваться толковым словарём.

7. В процессе работы каждый получил возможность выбирать из нескольких значений одно, которое подходило для текста.

В дальнейшем я планирую продолжить эту работу в 2-х направлениях:

1. Составление мини словарей к художественным произведениям, которые мы будем изучать в 7 классе.

2. Составление картинных словарей к словарным словам к учебнику русского языка.

3. Вывод: работа над словарем:

  • активизирует познавательную деятельность;

  • расширяет кругозор;

  • повышает интерес к изучению русского языка;

  • повышает грамотность;

  • обогащает лексический запас у учащихся;

  • совершенствует языковые знания, речевые умения и навыки;

• даёт опыт работы с большим объемом информации;

• развивает умение оценивать ситуацию и принимать решения;

• умение работать в коллективе; каждый понедельник на классном часе мы проверяли работу друг друга;

• умение структурировать информацию;

• умение индивидуально планировать работу;

• это еще одна форма работы ребенка с книгой и создания условий для гуманитарного развития личности.