Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Участие обучающихся в кружках, факультативах, секциях по предмету, организуемых педагогом.
Неотъемлемая часть моей работы как учителя начальных классов – это организация внеурочной деятельности младших школьников Она способствует расширению информационного пространства школьных предметов для учащихся, обеспечивает отработку их учебных действий, развитие их предметных и метапредметных умений, повышает учебную мотивацию обучающихся и предоставляет площадку для самовыражения школьников. Указанное и является целью проведения системной кружковой работы по учебным предметам.
Таблица
Учебный год/ параметры представления информации | 2018/19 уч.г. | 2019/20 уч.г. | 2020/21 уч.г. |
Перечень наименования кружков, факультативов, секций по предмету, организуемых учителем | 1.Межпредметный курс «Азбука исследовательской деятельности» 2. Курс по чтению «Чтение с увлечением» | 1.Межпредметный курс «Азбука исследовательской деятельности» 2. Курс по чтению «Чтение с увлечением» | 1.Межпредметный курс «Азбука исследовательской деятельности» 2.Курс по чтению «Чтение с увлечением» |
Общее количество обучающихся у учителя (чел.) | 61 | 61 | 64 |
Доля (в % от общего числа), занимающихся в кружках, факультативах, секциях по предмету, организуемых учителем | 67% | 77% | 78% |
1.Межпредметный курс «Азбука исследовательской деятельности» https://elviratsyrienova.wixsite.com/mysite/vneurochnaya-deyatelnost
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно- исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Система занятий ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, социальной. Ежегодно учащиеся, которые посещают данный курс, принимают участие в школьных, городских, республиканских и всероссийских научно-практических конференциях и есть положительные результаты. В 2019 году в XV республиканской научно-практическая конференция «Первые шаги» учащаяся П стала победителем в номинации «За учебно-исследовательскую деятельность» https://clck.ru/N6yAQ, в 2020 году учащаяся А, стала победителем в Республиканском фестивале детских исследовательских работ «Осенний экспресс» https://clck.ru/hCDfk, учащийся Д. стал призером в Республиканском фестивале детских исследовательских работ «Осенний экспресс» в номинации « К нам в город осень ворвалась» https://clck.ru/hCDuY, на этой же конференции стала призером учащаяся К. https://clck.ru/hCDvr. Учащаяся К. стала победителем на городской конференции «Новое поколение» https://clck.ru/hCEwW . В 2021 году 10 учащихся принимали участие в III международной научно-практической конференции «Научно-творческий форум», и 3 участника из них стали лауреатами в номинации «За лучшую работу, представленную на форум»: учащаяся Л. https://clck.ru/hCEyN, учащаяся К. https://clck.ru/hCF2P, учащаяся А. https://clck.ru/hCEzT. В 2021 году учащаяся Л. стала победителем на Республиканской научно-практической конференции «Первые шаги» https://clck.ru/hCF3E, а учащиеся А, К, В стали призерами: https://clck.ru/hCF5z , https://clck.ru/hCF5G , https://clck.ru/hCF4N
2. Курс по чтению «Чтение с увлечением»
Ссылка на программу https://clck.ru/hCAGX
Актуальность программы обуславливается потребностью общества развитии духовно-нравственных, эстетических качеств личности человека; формировании социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности с помощью произведений о детях и их взаимоотношениях друг с другом и со взрослыми. Произведения имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они помогают усвоить высокие нравственные принципы людей. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребёнка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей, поэтому новизна программы состоит в том, что курс «Чтение с увлечением «По страницам добрых книг» способствует формированию читательской компетентности третьеклассников, развивает их образное мышление, обогащает речь. Содержание занятий призвано расширить творческий потенциал детей, обогатить словарный запас, сформировать духовно-нравственные чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Основными характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия, которые состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть. Обучение носит деятельностный и развивающий характер.
Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся
Информация о различных категориях, обучающихся у учителя за последние годы.
МАОУ «Гимназия №33г.Улан-Удэ» является одним из общеобразовательных организаций Республики Бурятия, которую отличает инновационная направленность деятельности. В ней реализуются Программы развития, связанные с осуществлением целенаправленной работы с одаренными детьми.
Для организации работы с одаренными детьми коллектив школы создал необходимые условия. К ним относятся различные площадки для развития спортивно одаренных и творчески одаренных учащихся, апробированные и вошедшие в личностный ресурс членов коллектива школы механизмы по организации исследовательской, проектной деятельности обучающихся, развитию у них навыков интеллектуального и иного труда.
После поступления детей в 1-е классы социально-психологической службой школы определяется уровень их готовности к обучению в школе, индивидуальные особенности учеников, уровень их развития. Применяются метод включенного наблюдения, метод беседы с учащимися, родителями, используются различные диагностики интеллектуальных особенностей (Тест Тулуз-Пьерона определяет уровень развития концентрации, устойчивости, переключаемости внимания; Матрицы Равена – интеллектуального развития.; тест «Рисунок семьи» – взаимоотношений в семье; тест «Рисунок дерева» – уровень самооценки ребенка и другие виды диагностик).
Таким образом определяется содержание адресной работы с обучающимися. Так, мною совместно с социально-психологической службой школы определена необходимость работы со следующими категориями учащихся, как одаренные дети; дети с академической неуспеваемостью.
Сведения представлены таблицей.
Таблица
Учебный год | Общее кол- во обучающихся у педагога (чел.) | Категории обучающихся | Доля учащихся данной категории (в %) |
2019/20 уч.г. | 34 | 1. Одаренные дети | 31% |
2. Дети с академической неуспеваемостью | 6% |
2020/21 уч.г. | 33 | 1. Одаренные дети | 31% |
2. Дети с академической неуспеваемостью | 6% |
2021/22 уч.г. | 33 | 1. Одаренные дети | 37,5% |
2. Дети с академической неуспеваемостью | 3% |
Описание опыта адресной работы учителя с различными категориями обучающихся
Определяющей технологией моей адресной работы с детьми является технология построения индивидуальных учебных планов (ИУП).
Целью ИУП является моделирование и представление траектории развития способностей, обучающихся; планирование мероприятий по социальной и психологической помощи детям и родителям по устранению академической неуспеваемости детей.
Началом реализации планов служат учебные занятия, на которых закладываются основы формирования у учащихся способов учебных действий, как мотивация, целеполагание, планирование, реализация плана, самоконтроль и самооценка, которые, затем, выходят за пределы учебных занятий и находят свое развитие на площадках групповых и индивидуальных занятий, консультаций, тренингов, различных кружков, секций, конкурсов, игр, олимпиад.
Перечисленные мероприятия являются основными формами адресной работы с учащимися. Предлагаемые мной формы работы дают возможность каждому учащемуся реализовать свои способности, получить психологическую и социальную защиту, самим постепенно выйти из состояния академической неуспеваемости.
Работа с детьми возраста начальной школы налагает ответственность на учителя начальных классов. Основным ориентиром своей адресной работы с учащимися я вижу в формировании и развитии у обучающихся умения учиться. О показателях этого умения сказано выше.
Создаю условия и строю свою работу так, чтобы каждый учащийся понимал свое продвижение, свою траекторию движения по теме, разделу, учебному предмету. Потому активно использую листы самооценки и самоконтроля выполняемых учебных действий относительно логики содержания изучаемого. Потому, мои дети приучаются к содержательной оценке своих действий, сами выводят критерии самооценки с учетом логики изучаемого https://clck.ru/hCAGX не отк
Понимаю и то, что наравне с содержательной самооценкой, обязательно должна присутствовать и взаимооценка, оценка одноклассников, родителей, других учащихся. Потому в классе постоянно проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, спортивные эстафеты, в которых активными участниками становятся родители. Даю возможность учащимся с первых шагов школьной жизни принимать участие во всех школьных и некоторых внешкольных мероприятиях.
Внеурочная адресная работа учащихся организуется, как помощь в определении и выборе ими кружков, секций, занятий в Школе искусств. Большая работа проводится совместно с социально-психологической службой школы,
Под категорию дети с академической неуспеваемостью попадают ученики, которые приходят из других школ, которые обучаясь в этих школах, не отличались особой мотивацией, самостоятельностью и ответственностью. Это дети, имеющие большие пробелы в знаниях и умениях. Внеурочная работа с такими детьми организуется как тренинги, консультации, индивидуальные занятия. На этих занятиях учащимся дается возможность осознать, что они умеют и чего не умеют, а также запланировать работу по коррекции неуспеваемости. Это одна сторона. Другая – когда учащийся погружается в образовательный процесс с такими условиями, как всеобщий социальный контроль, мотивация на успех, помощь все служб школы, то ему приходит вера в себя, формируется иная мотивация, он начинает активно работать над собой.
Индивидуальный учебный план учащегося на неделю составляется совместно с учителем, согласуется с родителями и психологом школы (Примерный обобщенный вариант ) https://clck.ru/hCAGX не от. При согласовании учитываю уровень общей недельной нагрузки обучающегося, стараюсь не допускать их перегрузки.
ИУП состоит из таких компонентов как: урочная работа и внеурочная работа, в которых обязательным является урочная, а внеурочная выбирается в соответствии с необходимостью развить способности, оказать помощь, организовать коррекцию и т.д. Контролирую выполнение плана.
На каждого ребенка, который отличается высоким уровнем организации учебной деятельности завожу лист траектории развития, в котором фиксирую результаты обучения и достижения учащегося.
Ниже приведен пример построения индивидуальной образовательной траекторий разных категорий обучающихся.
Учащаяся О. С 1 класса показывала высокие способности по русскому языку, окружающему миру, математике и литературному чтению – девочка с интеллектуальной (академической) одаренностью. Её характеризует ярко выраженная способность к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям, умеет чётко выразить свою мысль, проявляет интерес к задачам логического характера, опережает своих сверстников в вычислительных навыках.
На уроках занимается по индивидуальному плану, дифференцированно. Во внеурочное время ученица занята в кружковой работе по русскому языку. Она постоянно вовлечена в различные мероприятия, а именно: участвует в городских и республиканских олимпиадах по русскому языку, краеведению, логике, литературному чтению.
В результате такой работы она, обучаясь в 1 классе стал призером городской олимпиады по русскому языку 2020г ( https://clck.ru/N6yFb) В 1 классе заняла 2 место в городской олимпиаде по краеведению ( https://clck.ru/N6xqp). В третьей городской олимпиаде по русскому языку «Знатоки словарных слов» заняла 2 место (https://clck.ru/N6xyE). В городской метапредметной олимпиаде была награждена дипломом 1 степени в номинации «Окружающий мир» (https://clck.ru/N6y2E). Во 2 классе стала призером городской олимпиады «Книгочей-2019» (https://clck.ru/N6y7w). В 1 классе стала победителем в предметной области «Окружающий мир» в городской метапредметной олимпиаде (https://clck.ru/N6y2E). По итогам ВПР по всем предметам: математика, русский язык и окружающий мир набрала максимальное количество баллов.
Индивидуальная образовательная траектория учащегося О
Направление | Показатель | Класс | Результат |
Учебный предмет Математика Ссылка на ЭЖ | четвертные и годовая оценки | 1 | Положительные |
четвертные и годовая оценки | 2 | 5/5 5 |
| четвертные и годовая оценки | 3 | 5/5/5/5 5 |
четвертные и годовая оценки | 4 | 5/5/5/5 5 |
Олимпиады школьников | городская | 1 | призер |
городская | 1 | призер |
городская | 1 | победитель |
городская | 2 | победитель |
городская | 3 | призер |
городская | 3 | победитель |
городская | 4 | призер |
Дистанционные олимпиады | «Олимпис-2019. Весенняя сессия» | 2 | победитель |
«Олимпис-2020. Осенняя сессия» | 3 | победитель |
ВПР по математике, русскому языку | 4 | Максимальный балл по математике (18б), по русскому языку (32 б.) |
Учащийся Б. прибыл в МАОУ «Гимназия №33» с 1.05.2019 г. из одного из районов республики. У учащегося была явная педагогическая запущенность, это выражалось в пробелах техники чтения, письма, вычислительных навыках, знаний по предметам. При норме чтения в конце 3 класса 80-90 слов читал 35 слов. Почерк был неразборчив, не знал орфограмм. Стабильные отметки по русскому языку и математике были «2» и «3». Долго не мог влиться в коллектив: не мог найти друзей, не общался с детьми.
Для повышения успеваемости был составлен ИУП, в котором были представлены и мероприятия по социализации учащегося в новой среде и безболезненного его вхождения в коллектив. ИУП был составлен совместно с психологом и воспитателем (заключение и рекомендации психолога)
Для развития навыка чтения использовались «Таблицы Шульте», «Пирамидки слов», рамки для чтения, «Пятиминутки чтения», участие в традиционных читательских конференциях нашего класса. Для улучшения навыка письма работали в «Тренажерах для чистописания» Е.Жиренко, в которых мой класс работает с 1 класса. Для развития орфографической зоркости проводились индивидуальные консультации по русскому языку https://clck.ru/hCAGX не отк применялось списывание небольших текстов с обязательной проверкой родителей. Для социализации в коллективе был сделан упор на развитие способностей учащегося к спорту. Записали в школьную футбольную секцию, потому что хорошо играл в футбол. Участвовал в ежемесячном классном конкурсе чтецов. Результат работы: учащийся Б. сдал ВПР по всем предметам на «удовлетворительно», по результатам социометрии из категории «изолированного» перешел в «предпочитаемого».
У учащейся П. по данным психологической службы школы, при поступлении в школу были выявлены низкая концентрация внимания, незрелость мелкой моторики, несформированность саморегуляции и контроля поведения (заключение и рекомендации психолога). У меня было много вопросов по поводу её поведения на уроках, что могло бы сказаться на дальнейшей мотивации осваивать школьную программу. Наблюдались признаки раннего взросления. Психологом школы было рекомендовано попробовать увлечь ребенка, найти хобби, поощрять за все виды деятельности, требующих сосредоточенности, концентрации внимания. Составлен ИУП , были проведены беседы, тренинги, игры, работа с родителями.
Участвуя в конкурсах, играх, в творческих конкурсах П. показывала свои способности к актерскому мастерству, исследовательской работе. Поэтому индивидуальная внеклассная работа по развитию этих способностей ребенка планировалась совместно с родителями именно в этом направлении.
Результаты работы учащейся в реализации ее творческих способностей, а значит ее индивидуальная образовательная траектория такова:
Диплом III степени на Международной олимпиаде по логике-2019 https://clck.ru/N6xts во 2 классе
Диплом 2 степени на городской олимпиаде «Книгочей-2019» https://clck.ru/N6y6z
Победитель в XV Республиканской научно-практической конференции «Первые шаги» в номинации за учебно-исследовательскую работу https://clck.ru/N6yAQ
Диплом «Юные актёры» в городском конкурсе художественного чтения и театрального творчества «Новые имена» https://clck.ru/hCE3q
Диплом 1 степени на городском конкурсе чтецов «Страна детства» посвященный 115 летнему юбилею А.Л.Барто https://clck.ru/hCE7E
Все учащиеся класса заняты в секциях, кружках, поэтому класс активно участвует во всех организуемых конкурсах и мероприятиях.
Адресная форма организации обучения и воспитания дает возможность ребенку видеть траекторию и перспективы своего развития, а учителю – качество организации учебно-воспитательной деятельности в плане осуществления адресной работы и ее перспективы