Работа психолога образовательного учреждения в период дистанционного обучения (из опыта работы)
В условиях сложившейся неблагоприятной эпидемиологической обстановки нам, педагогам-психологам образовательных учреждений приходится работать в необычных условиях. Услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям),детям оказываем преимущественно в
дистанционной форме по видео-конференц связи (skype, whatsapp, viber) или по телефону.
Из опыта работы:
В первую очередь были составлены рекомендации для родителей, учащихся и педагогов.
https://sn.ria.ru/20200327/1569181576.html
Проведено отнлайн – тестирование учащихся, состоящих на учете. Цель тестирования - исследование тревожности учащихся и родителей.
Методы диагностики:
1. Анкетирование родителей (оценка состояния ребенка)
Анкета для родителей учащихся 1- 4 классов
«Тревожный ли Ваш ребёнок?»
1. Ребёнок легко расстраивается, много переживает.
2. Часто плачет, ноет, не может успокоиться.
3. Капризничает ни с того ни с сего.
4. Часто обижается.
5. Бывают приступы злости.
6. Заикается.
7. Грызёт ногти.
8. Сосёт палец.
9. Разборчив в еде.
10. С трудом засыпает.
11. Отсутствует аппетит.
12. Плохо и неохотно встаёт.
13. Часто моргает.
14. Дергает плечом, рукой, теребит одежду.
15. Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.
16. Старается быть тихим.
17. Боится темноты.
18. Боится одиночества.
19. Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.
20. Испытывает чувство неполноценности.
Отметьте пункты цифрами 0, 1, 2.
0 – данная проблема отсутствует;
1 – только проявляется;
2 – ярко выражена.
Бланк ответов. (пишем от руки) .
Пример
1. 0
2. 1
3. 2
4. 0
и т.д. до 20
Обработка результатов:
Менее 7 баллов – отклонения несущественны;
7 -13 баллов – невысокая степень тревожности;
14 - 19 баллов – средняя степень психического напряжения;
20 - 27 – ожидается нервный срыв, переход к высокой степени психоэмоционального напряжения;
28 - 40 – высокая степень психоэмоционального напряжения.
Анкета индивидуальных особенностей ребёнка (5-11 классы)
Инструкция
Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для вашего ребенка. Если это выражено сильно, ставьте «+», если это проявление встречается периодически, ставьте «+-», если отсутствует «—».
1. Не может долго работать, быстро устает.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о возможных неприятностях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что снятся страшные сны.
9. Руки обычно холодные и влажные.
10. Нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Плохой аппетит.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Пример ответов (пишем от руки)
1 +
2. -
3. -
4. +
и т.д. до 20
Высокая тревожность — 15—20 баллов
Средняя — 7—14 баллов
Низкая — 1—6 баллов.
2. Опросник Спилбергера
Опросник для учащихся 5-11 классов
Дорогие ребята ! Просим вас ответить на 20 вопросов.
| | Нет, это не так. | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно |
1 | Я спокоен | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | Мне ничто не угрожает | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | Я нахожусь в напряжении | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я внутренне скован | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я чувствую себя свободно | 4 | 3 | 2 | 1 |
6 | Я расстроен | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Я ощущаю душевный покой | 4 | 3 | 2 | 1 |
9 | Я встревожен | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 4 | 3 | 2 | 1 |
11 | Я уверен в себе | 4 | 3 | 2 | 1 |
12 | Я нервничаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | Я не чувствую скованности, напряжения | 4 | 3 | 2 | 1 |
16 | Я доволен | 4 | 3 | 2 | 1 |
17 | Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Я слишком возбужден и мне не по себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Мне радостно | 4 | 3 | 2 | 1 |
20 | Мне приятно | 4 | 3 | 2 | 1 |
Ответы пишем от руки.
Пример ответа :
1. 4
2. 1
3. 4.
5. 2
6. 3
7. 1
………. и т.д. до 20.
Участвовало 13 учащихся (состоящие на учете) и 13 родителей.
Было выявлено 3 учащихся с повышенной тревожностью и 2 родителя, которые отметили, что у их детей несколько снижена самооценка, присутствует боязнь трудностей во время дистанционного обучения.
Рекомендации:
1. Классным руководителям
провести онлайн – беседы с учениками и их родителями
2. Психологу, социальному педагогу провести беседы с данными учениками и их родителями
43Социально – психологической службе школы, классным руководителям вести наблюдение за данными учащимися
Рекомендуемые вопросы для беседы и консультации:
1. На каком оборудовании занимается ребенок?
2. Успеваемость
3. Освоил ли учебные платформы?
4. Самочувствие
5. Делает ли перерывы между уроками? Как проводит перемены?
6. Как проводит время после уроков?
7. Сколько времени проводит за компьютером, на телефоне?
8. Убедить в необходимости перемен, отдыха без гаджетов, организации досуга.
Учащимся были рекомендованы видео –зарядка, физкультминутки:
Здравствуйте, дорогие ребята! Отправляю вам видео-зарядку. По утрам делайте, пожалуйста.Эту зарядку можно делать между уроками, для отдыха. Не всю конечно, в течение 3-5 минут. Отправьте, пожалуйста, видео. Покажите нам, как вы красиво делаете зарядку. На 2,3 минутки. Хочется, на вас посмотреть!
https://yandex.ru/video/search?text=веселая+зарядка+солнышко+лучистое
https://yandex.ru/video/search?text=капитан%20краб%20разминка%20для%20детей
Примеры заданий для учащихся :
1.
2. Здравствуйте, дорогие ребята! По психологии я хочу дать вам следующее задание. Его можно выполнять вместе с родителями. Напишите, кто вы, за что вас любят ваши родители, бабушки и дедушки.
Пример ответа : Я-житель Земли, ученик 8 школы, хороший сын, любящий внук и т. д. Меня любят за то, что я люблю свою семью, помогаю по дому, старательно учусь и т. д. Вы дополняете эти предложения. Можно добавить рисунки. Фото ваших работ отправьте, пожалуйста, классному руководителю. Удачи вам всем и здоровья!
3. Г
https://nattik.ru/razvivauschie-igri/spichki/logicheskie-zadanija-so-spichkami-dlja-de.html - Головоломки
4. Здравствуйте, дорогие ребята. С 6 апреля мы учимся дистанционно. Напишите, пожалуйста, что вам нравится и что не нравится в дистанционном обучении. И ещё кратко напишите о ваших планах на лето. Можно просто отправить голосовое сообщение. Удачи вам.
5. Разделить тетрадный лист на 4 части и нарисовать 4 рисунка:дворец, человека, обзьянку(игрушку) и маши ну. Рисунки должны состоять из геометрических фигур. Даны примеры :цветок, гриб, солнце.
666
6.
Работы учащихся: