Работа с бумагой и картоном.
Абакан, 2024
Введение
Первоклассникам довольно сложно находить в учебнике нужную страницу. Они узнают, что с этой проблемой легко можно справиться, если иметь закладки. В ходе действий ребята научатся аккуратно сгибать бумагу, вырезать разные фигуры, приклеивать к основе детали аппликации. Просмотр данной работы станет наглядной основой для объяснений учителя и доступным путеводителем для учащихся. С целью приобщения к современному чувашскому народному прикладному искусству, для реализации вариативной части программы «Технология» использовались дидактические материалы из пособия «Умелые руки найдут себе работу».
Тема : Работа с бумагой и картоном. Аппликация. Закладка из бумаги.
Цель:Научить технологии изготовления закладки из картона и бумаги.
Задачи урока
1. Формировать умения изготавливать несложные изделия по образцу и выполнять технологические операции (конструирование, формообразование) с опорой на технологическую карту.
2.Развивать художественные и конструкторско-технологические способности.
3.Воспитывать ответственность за результаты учебного труда.
Формирование УУД
Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к изготовлению закладки и способам решения данной задачи.
Регулятивные: формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Планировать и осуществлять работу на основе представленных в презентации слайдов.
Выполнять симметричную аппликацию из геометрических фигур по заданному образцу.
Познавательные: формирование представления о происхождении закладки. Осваивать приёмы работы с бумагой, правила работы ножницами, разметки деталей по шаблону, правила соединения деталей изделия при помощи клея.
Коммуникативные: формирование умения работать с информацией, способствовать развитию монологической речи.
Основные понятия: Картон, цветная бумага, геометрические фигуры, симметрия, узор, чувашский орнамент, шаблон, заготовка.
Межпредметные связи:
1)Математика (умение определять форму предмета и его размер; сравнивать предметы по форме, размеру, количеству, умение строить прямоугольник с заданными размерами).
2)ОБЖ (знание и применение правил техники безопасности с ножницами, и клеем).
3)Развитие речи (обогащение словарного запаса учеников).
4)Окружающий мир (знание об историческом происхождении закладки).
5) ИЗО (основы цветоведения).
Формы работы: Фронтальная, индивидуальная.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Организационный момент
1)Чтоб работа закипела,
Приготовьте всё для дела,
Будем клеить, мастерить –
Всё должно в порядке быть.
Ножницы, бумагу, клей
Клади на место поскорей.
Не забудь про карандаш –
Он в труде помощник наш.
Линейку, ластик положи,
В порядке вещи содержи.
- Все готовы? Молодцы!
2)Проверка эмоционального состояния
Ученики приветствуют учителя, рассаживаются
Показывают смайлики: Зеленый Желтый Красный
Личностные:
- формировать положительную учебную мотивацию;
-создать условия для формирования интереса к учебной деятельности
Коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
Познавательные:
-развитие познавательных процессов: речи, памяти, мышления;
- активное вовлечение учащихся в образовательный процесс;
- использование знаний обучающихся;
2.Актуализация знаний
- Пословица
Одна книга тысячу людей учит.
- Как вы понимаете смысл данной пословицы?
-Кто знает пословицы о книге?
Показать книги новую и старую.
Какую книгу вы для себя выберете? Почему?
Как добиться того, чтобы все книги были в
таком состоянии?
-Какой можно сделать вывод?
-Нужно перед чтением мыть руки, нельзя рисовать в книге, мять листы.
3.Постановка учебной задачи
Откройте учебник на странице 3. На счет 1-2-3.
Получилось ли у вас быстро открыть учебник на нужной странице?
А что вам поможет быстро это сделать?
-Дети испытывают затруднение
-Закладки для книг.
Познавательные:
-выполнять мыслительные операции анализа и синтеза;
Регулятивные: как вы думаете, откуда взялась закладка?
Давайте совершим путешествие в прошлое.
- Сегодня на уроке мы сделаем закладку для книги.
-Знакомство с презентацией о закладке
- понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;
Появление закладки было вызвано тем, что вошли длинные рукописные тексты, которые никто не мог прочитать за один раз. То есть она родилась раньше печатной книги! И по сей день закладка тихо делает доброе дело.
4.Повторение правил техники безопасности
1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.
4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
5. После окончания работы клей закрой и убери в безопасное место.
С ножницами не шути
Зря в руках их не крути
И держа за острый край
Другу их передавай.
Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
1.Не держи ножницы концами вверх.
2.Не оставляя ножницы в открытом виде.
3.Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища.
4.При работе следи за пальцами руки.
5.Знакомство с материалом для работы.
-Современные закладки в наши дни делаются из всевозможных материалов: бумаги, картона, ткани, тесьмы, ленточки, кожи, полиэтилена.
-Рассмотрите их внимательно.
Посмотрите на свое рабочее место и догадайтесь, из каких материалов мы сделаем свою закладку?
Ученики называют материалы и инструменты: цветной картон, заготовка из цветной бумаги, ножницы, карандаш, линейка, клей
Физкультминутка
Мы попрыгаем легко,
Пусть совсем невысоко,
Прыгаем как зайчики,
Девочки и мальчики.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем дальше продолжать.
-Спал цветок и вдруг проснулся!
Потянулся, улыбнулся,
Взвился вверх и …улетел!
Вот и я на место сел!
Алгоритм последовательности действий.
1. Вырезать из цветного картона прямоугольник (ширина 5 см, длина произвольная (ширина картона).
2. Приготовленную заготовку разрезать по линиям.
3.Разместить геометрические фигуры в виде произвольного узора.
4.Приклеить фигуры клеем. (Учитель наглядно демонстрирует этапы
выполнения работы.
Сейчас на экране вы увидите последовательность выполнения работы.
Будьте внимательны. Постарайтесь запомнить порядок выполнения действий.
Проговаривание этапов работы с опорой на технологическую карту.
Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
Коммуникативные: слушать и слышать собеседника.
Познавательные: применять полученные знания.
8.Самостоятельная работа
-Приступаем к работе. Вам помогут образцы закладок, виды чувашских орнаментов и ваша фантазия.
Выполнение изделия из цветной бумаги и картона.
Учащиеся работают индивидуально, с опорой на технологическую карту.
Познавательные УУД:
-умение анализировать предлагаемое задание;
-перерабатывать полученную информацию:
-развитие творческих способностей;
Регулятивые:
- выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на технологическую карту
-умение представлять результат деятельности
Контрольные вопросы.
- Чему вы сегодня научились?
- Узнали ли что-то новое?
- Пригодятся ли вам полученные знания в жизни?
Оцените работу соседа.
-Вы кому-то подарите закладку или оставите себе?
В начале урока был проведен организационный момент с целью переключения учащихся на предмет «технологии», проверки эмоционального состояния детей. Ребята вспомнили, какие инструменты нужны на уроке технологии. Повторили правила работы с ножницами, клеем.
Дети класса эмоциональны, но не уверены в своих суждениях, поэтому очень важно в данном классе провести вступительную беседу, наполненную именно эмоциональным содержанием, что и было использовано мною.
Присутствовала связь с предыдущими уроками технологии. В ходе беседы, дети, отгадав ребус, сами сказали, что мы будем делать на уроке.
Мною была создана презентация к уроку с технологической картой. С целью приобщения к современному чувашскому народному прикладному искусству, для реализации вариативной части программы «Технология» использовались дидактические материалы из пособия «Умелые руки найдут себе работу».
Вместе с детьми обсудили образцы закладок, остановились на элементах чувашского орнамента, составили алгоритм работы.
Дети самостоятельно выполняли работу. Во время самостоятельной работы поощрялись яркие, удачные изделия, в которых проявлялась фантазия детей. Но пока не у всех учащихся получился правильный симметричный орнамент.
Психологическая атмосфера на уроке была доброжелательная. На уроке царил благоприятный микроклимат, при котором каждый ученик чувствовал себя комфортно, спокойно. Все дети были вовлечены в познавательный и творческий процесс урока. В завершение организовали выставку закладок. Время урока было использовано рационально. Темп урока средний. Итог урока, рефлексия показали, что цель урока достигнута.
Список использованных источников
1. Куревина О.А., Лутцева Е.А. Технология. «Прекрасное рядом с тобой» Учебник для 1 класса – М.: Баласс, 2018
2. Е.Д. Ковалевская Технология «Прекрасное рядом с тобой» Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса– М.: Баласс, 2018
4. Лутцева Е.А. Технология. 1-2 классы. Методические рекомендации для учителя - М.: Баласс, 2012
5. Куревина О.А., Лутцева Е.А. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа/ Под
науч. ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011, «Технология» Авторская программа.