«Изучение фразеологизмов
в начальной школе»
Объектом исследования является процесс обучения русскому языку в начальных классах.
Предмет исследования – методика изучения фразеологизмов в начальной школе.
Цель работы: выяснить, как в начальных классах вести эффективную и систематическую работу по формированию у учащихся понятия фразеологизма, умения применять фразеологизмы в устной и письменной речи.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме и дать
теоретическое и психолого-педагогическое
обоснование проблемы.
2. Раскрыть сущность понятия «фразеологизм»
и охарактеризовать современные подходы к
вопросу о классификации фразеологизмов.
3. Определить приемы работы с устойчивыми
выражениями в начальной школе.
4. Проанализировать школьные учебники по
русскому языку в аспекте изучения
фразеологизмов.
5. Разработать систему упражнений и
конспекты уроков по изучению
фразеологизмов.
6. Провести эксперимент для апробации
предлагаемых упражнений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Понятие фразеологизма
Устойчивые словосочетания называются фразеологизмами.
Слово фразеология происходит от двух греческих слов: фразис –
«выражение» и логос - «учение».
Особенности фразеологизмов:
1. Сложнос т ь состава.
2. Семантическая неделимость.
3. Постоянство состава.
4. Воспроизводимость.
5. Непроницаемость структуры.
6. Устойчивость грамматической
формы.
7. Строго закрепленный
порядок слов.
Фразеологизмы в зависимости от их происхождения делятся на
несколько групп:
- исконно русские;
- заимствованные;
- старославянские.
Классификация фразеологизмов
по семантической слитности
компонентов:
1. Фразеологические сочетания.
2. Фразеологические единства.
3. Фразеологические сращения.
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Анализ учебников в аспекте изучения фразеологизмов .
Условия систематичности
в развитии речи:
-последовательность упражнений;
-перспективность упражнений;
-разнообразие упражнений;
-взаимосвязь упражнений .
Виды тренировочных упражнений
-отграничение фразеологизмов от свободных
сочетаний;
-выяснение лексического значения;
-нахождение фразеологических оборотов в тексте;
-замена слов и словосочетаний фразеологическим
оборотом;
-нахождение и исправление ошибок в
употреблении фразеологизмов;
-составление предложений и текстов с
использованием фразеологических
оборотов;
Виды заданий исследовательского
и поискового характера:
- указать фразеологизм и предложить
ребятам подготовить рассказ о нём;
- назвать сферу первоначального
употребления оборотов,
а фразеологизмы к ним дети должны
подобрать самостоятельно.
Цель эксперимента –
определение уровней понимания значения фразеологического оборота,
умения находить фразеологизмы в тексте,
употреблять в соответствии с ситуацией.
Показатели уровней:
- Понимание детьми значений слов, входящих в состав фразеологического оборота.
- Объяснение значения фразеологического оборота, его уместности в жизненных ситуациях.
- Овладение фразеологическим богатством русского языка, то есть умение
употреблять фразеологические
единицы в собственной
письменной и устной речи.
Уровни
Балл
0
Характеристика ответа
1
1
Отказ от выполнения задания или абсолютно неверный ответ («не знаю», «не буду выполнять, потому что…»).
2
2
3
Задание выполнено не всё, с ошибками. Ученик не может самостоятельно исправить ошибки, а только при подсказке учителя.
3
Выполнение задания неточное, ошибок мало. Но при помощи учителя ученик самостоятельно может исправить ошибки.
4
4
Работа выполняется без существенных ошибок. Характер выполнения задания – самостоятельный и вполне осознанный. Но задания выполняются с небольшими затруднениями, есть исправления самого ученика.
5
Задание выполнено абсолютно верно. Работа имеет самостоятельный и вполне осознанный характер, не вызывает особых трудностей со стороны учащегося.
Цель констатирующего эксперимента - выявить исходный уровень понимания учащимися фразеологизмов русского языка.
Задания:
1. Прочитай сочетания слов. Подчеркни одной фразеологизмы;
2. Соедини стрелкой части фразеологизма;
3. Закончи диалог одним из выражений: как две капли воды, быть на седьмом
небе;
4. Вместо точек вставь нужное слово;
5. Правильно ли проиллюстрированы фразеологизмы, напиши одним словом,
как ты понимаешь и х смысл?
Результаты констатирующего
этапа эксперимента
№ задания
1
0 уровень
8
2
1 уровень
2 уровень
6
3
4
2
7
6
3 уровень
4
7
1
2
4 уровень
3
5
10
-
3
3
1
2
1
3
-
1
1
3
-
1
-
Обучающий (формирующий) эксперимент
Урок русского языка в 3 классе
Тема: Устойчивые выражения (фразеологизмы).
Цель: введение понятия «Фразеологизм»
Задачи: познакомить детей с понятием «фразеологизм»;
наблюдать за значением и использованием фразеологизмов;
формировать умение отличать фразеологизмы от свободных
сочетаний слов;
находить фразеологизмы в тексте и объяснять их значение;
развивать наблюдательность, память, мышление,
умение работать с фразеологическими словарями .
0 уровень
ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТА
№
конст
1 уровень
1
8
2
контр
конст
2 уровень
3
6
-
4
контр
-
4
7
6
3 уровень
3
-
7
конст
5
3
4
-
10
контр
2
2
1
3
конст
8
-
4 уровень
2
контр
3
3
1
5
контр
7
3
1
2
2
-
1
1
2
5
контр
4
-
6
3
2
1
5
1
4
5
-
1
-
3
3
Анализ результатов показывает, что ученики класса
теперь находятся в основном на 2-4 уровнях
усвоения фразеологии, в то время как первый
эксперимент показал среди основных уровней 0 и 1.
Спасибо за внимание!