СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с фразеологизмами в 4-5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет учащимся подготовится к работе с фразеологизмами на ВПР в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Работа с фразеологизмами в 4-5 классе»

«Изучение фразеологизмов в начальной школе»

«Изучение фразеологизмов

в начальной школе»

 Объектом исследования  является процесс обучения русскому языку в начальных классах.  Предмет исследования – методика изучения фразеологизмов в начальной школе.

Объектом исследования является процесс обучения русскому языку в начальных классах.

Предмет исследования – методика изучения фразеологизмов в начальной школе.

 Цель работы: выяснить, как в начальных классах вести эффективную и систематическую работу по формированию у учащихся понятия фразеологизма, умения применять фразеологизмы в устной и письменной речи.

Цель работы: выяснить, как в начальных классах вести эффективную и систематическую работу по формированию у учащихся понятия фразеологизма, умения применять фразеологизмы в устной и письменной речи.

 Задачи: 1. Изучить литературу по данной теме и дать  теоретическое и психолого-педагогическое  обоснование проблемы. 2. Раскрыть сущность понятия «фразеологизм»  и охарактеризовать современные подходы к  вопросу о классификации фразеологизмов. 3. Определить приемы работы с устойчивыми  выражениями в начальной школе. 4. Проанализировать школьные учебники по  русскому языку в аспекте изучения  фразеологизмов.  5. Разработать систему упражнений и  конспекты уроков по изучению  фразеологизмов.  6. Провести эксперимент для апробации  предлагаемых упражнений.

Задачи:

1. Изучить литературу по данной теме и дать

теоретическое и психолого-педагогическое

обоснование проблемы.

2. Раскрыть сущность понятия «фразеологизм»

и охарактеризовать современные подходы к

вопросу о классификации фразеологизмов.

3. Определить приемы работы с устойчивыми

выражениями в начальной школе.

4. Проанализировать школьные учебники по

русскому языку в аспекте изучения

фразеологизмов.

5. Разработать систему упражнений и

конспекты уроков по изучению

фразеологизмов.

6. Провести эксперимент для апробации

предлагаемых упражнений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Понятие фразеологизма Устойчивые словосочетания называются фразеологизмами. Слово фразеология происходит от двух греческих слов: фразис – «выражение» и логос - «учение».

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ

ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Понятие фразеологизма

Устойчивые словосочетания называются фразеологизмами.

Слово фразеология происходит от двух греческих слов: фразис

«выражение» и логос - «учение».

Особенности фразеологизмов: 1. Сложнос т ь состава. 2. Семантическая неделимость. 3. Постоянство состава. 4. Воспроизводимость. 5. Непроницаемость структуры. 6. Устойчивость грамматической  формы. 7. Строго закрепленный  порядок слов.

Особенности фразеологизмов:

1. Сложнос т ь состава.

2. Семантическая неделимость.

3. Постоянство состава.

4. Воспроизводимость.

5. Непроницаемость структуры.

6. Устойчивость грамматической

формы.

7. Строго закрепленный

порядок слов.

Фразеологизмы в зависимости от их происхождения делятся на  несколько групп: - исконно русские; - заимствованные; - старославянские.

Фразеологизмы в зависимости от их происхождения делятся на

несколько групп:

- исконно русские;

- заимствованные;

- старославянские.

Классификация фразеологизмов по семантической слитности компонентов: 1. Фразеологические сочетания. 2. Фразеологические единства. 3. Фразеологические сращения.

Классификация фразеологизмов

по семантической слитности

компонентов:

1. Фразеологические сочетания.

2. Фразеологические единства.

3. Фразеологические сращения.

ГЛАВА 2.  МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Анализ учебников в аспекте изучения фразеологизмов .

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Анализ учебников в аспекте изучения фразеологизмов .

 Условия систематичности в развитии речи: -последовательность упражнений; -перспективность упражнений; -разнообразие упражнений; -взаимосвязь упражнений .

Условия систематичности

в развитии речи:

-последовательность упражнений;

-перспективность упражнений;

-разнообразие упражнений;

-взаимосвязь упражнений .

Виды тренировочных упражнений  -отграничение фразеологизмов от свободных сочетаний; -выяснение лексического значения; -нахождение фразеологических оборотов в тексте; -замена слов и словосочетаний фразеологическим  оборотом; -нахождение и исправление ошибок в  употреблении фразеологизмов; -составление предложений и текстов с  использованием фразеологических  оборотов;

Виды тренировочных упражнений

-отграничение фразеологизмов от свободных

сочетаний;

-выяснение лексического значения;

-нахождение фразеологических оборотов в тексте;

-замена слов и словосочетаний фразеологическим

оборотом;

-нахождение и исправление ошибок в

употреблении фразеологизмов;

-составление предложений и текстов с

использованием фразеологических

оборотов;

Виды заданий исследовательского и поискового характера:  указать фразеологизм и предложить ребятам подготовить рассказ о нём; назвать сферу первоначального употребления оборотов, а фразеологизмы к ним дети должны подобрать самостоятельно.

Виды заданий исследовательского

и поискового характера:

  • указать фразеологизм и предложить

ребятам подготовить рассказ о нём;

  • назвать сферу первоначального

употребления оборотов,

а фразеологизмы к ним дети должны

подобрать самостоятельно.

Цель эксперимента –  определение уровней понимания значения фразеологического оборота, умения находить фразеологизмы в тексте, употреблять в соответствии с ситуацией.

Цель эксперимента

определение уровней понимания значения фразеологического оборота,

умения находить фразеологизмы в тексте,

употреблять в соответствии с ситуацией.

 Показатели уровней: Понимание детьми значений слов, входящих в состав фразеологического оборота. Объяснение значения фразеологического оборота, его уместности в жизненных ситуациях. Овладение фразеологическим богатством русского языка, то есть умение  употреблять фразеологические  единицы в собственной  письменной и устной речи.

Показатели уровней:

  • Понимание детьми значений слов, входящих в состав фразеологического оборота.
  • Объяснение значения фразеологического оборота, его уместности в жизненных ситуациях.
  • Овладение фразеологическим богатством русского языка, то есть умение

употреблять фразеологические

единицы в собственной

письменной и устной речи.

Уровни Балл 0 Характеристика ответа 1 1 Отказ от выполнения задания или абсолютно неверный ответ («не знаю», «не буду выполнять, потому что…»). 2 2 3 Задание выполнено не всё, с ошибками. Ученик не может самостоятельно исправить ошибки, а только при подсказке учителя. 3 Выполнение задания неточное, ошибок мало. Но при помощи учителя ученик самостоятельно может исправить ошибки. 4 4 Работа выполняется без существенных ошибок. Характер выполнения задания – самостоятельный и вполне осознанный. Но задания выполняются с небольшими затруднениями, есть исправления самого ученика. 5 Задание выполнено абсолютно верно. Работа имеет самостоятельный и вполне осознанный характер, не вызывает особых трудностей со стороны учащегося.

Уровни

Балл

0

Характеристика ответа

1

1

Отказ от выполнения задания или абсолютно неверный ответ («не знаю», «не буду выполнять, потому что…»).

2

2

3

Задание выполнено не всё, с ошибками. Ученик не может самостоятельно исправить ошибки, а только при подсказке учителя.

3

Выполнение задания неточное, ошибок мало. Но при помощи учителя ученик самостоятельно может исправить ошибки.

4

4

Работа выполняется без существенных ошибок. Характер выполнения задания – самостоятельный и вполне осознанный. Но задания выполняются с небольшими затруднениями, есть исправления самого ученика.

5

Задание выполнено абсолютно верно. Работа имеет самостоятельный и вполне осознанный характер, не вызывает особых трудностей со стороны учащегося.

Цель констатирующего эксперимента - выявить исходный уровень понимания учащимися фразеологизмов русского языка.  Задания: 1. Прочитай сочетания слов. Подчеркни одной фразеологизмы; 2. Соедини стрелкой части фразеологизма; 3. Закончи диалог одним из выражений: как две капли воды, быть на седьмом  небе; 4. Вместо точек вставь нужное слово; 5. Правильно ли проиллюстрированы фразеологизмы, напиши одним словом,  как ты понимаешь и х смысл?

Цель констатирующего эксперимента - выявить исходный уровень понимания учащимися фразеологизмов русского языка.

Задания:

1. Прочитай сочетания слов. Подчеркни одной фразеологизмы;

2. Соедини стрелкой части фразеологизма;

3. Закончи диалог одним из выражений: как две капли воды, быть на седьмом

небе;

4. Вместо точек вставь нужное слово;

5. Правильно ли проиллюстрированы фразеологизмы, напиши одним словом,

как ты понимаешь и х смысл?

Результаты констатирующего этапа эксперимента  № задания 1 0 уровень 8 2 1 уровень 2 уровень 6 3 4 2 7 6 3 уровень 4 7 1 2 4 уровень 3 5 10 - 3 3 1 2 1 3 - 1 1 3 - 1 -

Результаты констатирующего

этапа эксперимента

задания

1

0 уровень

8

2

1 уровень

2 уровень

6

3

4

2

7

6

3 уровень

4

7

1

2

4 уровень

3

5

10

-

3

3

1

2

1

3

-

1

1

3

-

1

-

Обучающий (формирующий) эксперимент Урок русского языка в 3 классе  Тема: Устойчивые выражения (фразеологизмы). Цель: введение понятия «Фразеологизм» Задачи: познакомить детей с понятием «фразеологизм»; наблюдать за значением и использованием фразеологизмов; формировать умение отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов;  находить фразеологизмы в тексте и объяснять их значение; развивать наблюдательность, память, мышление, умение работать с фразеологическими словарями .

Обучающий (формирующий) эксперимент

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Устойчивые выражения (фразеологизмы).

Цель: введение понятия «Фразеологизм»

Задачи: познакомить детей с понятием «фразеологизм»;

наблюдать за значением и использованием фразеологизмов;

формировать умение отличать фразеологизмы от свободных

сочетаний слов;

находить фразеологизмы в тексте и объяснять их значение;

развивать наблюдательность, память, мышление,

умение работать с фразеологическими словарями .

0 уровень ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТА № конст 1 уровень 1 8 2 контр конст 2 уровень 3 6 - 4 контр - 4 7 6 3 уровень 3 - 7 конст 5 3 4 - 10 контр 2 2 1 3 конст 8 - 4 уровень 2 контр 3 3 1 5 контр 7 3 1 2 2 - 1 1 2 5 контр 4 - 6 3 2 1 5 1 4 5 - 1 - 3 3 Анализ результатов показывает, что ученики класса теперь находятся в основном на 2-4 уровнях  усвоения фразеологии, в то время как первый эксперимент показал среди основных уровней 0 и 1.

0 уровень

ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

конст

1 уровень

1

8

2

контр

конст

2 уровень

3

6

-

4

контр

-

4

7

6

3 уровень

3

-

7

конст

5

3

4

-

10

контр

2

2

1

3

конст

8

-

4 уровень

2

контр

3

3

1

5

контр

7

3

1

2

2

-

1

1

2

5

контр

4

-

6

3

2

1

5

1

4

5

-

1

-

3

3

Анализ результатов показывает, что ученики класса

теперь находятся в основном на 2-4 уровнях

усвоения фразеологии, в то время как первый

эксперимент показал среди основных уровней 0 и 1.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!