Работа с историческими источниками как элементом формирования функциональной грамотности на уроках истории
Макарова Екатерина Николаевна, учитель истории
ГБОУ ООШ с.Колодинка м.р.Красноярский Самарской обл.
Формирование функциональной грамотности является приоритетным направлением в современном образовании. Формирование функциональной грамотности происходит на межпредметном уровне с опорой на жизненный опыт. Именно на метапредметном уровне уроки истории приобретают актуальность в данном направлении. На уроках истории ребята учатся работать с различными источниками информации: текст учебника, исторические карты, реконструкции событий, репродукции картин, исторические документы разных типов и т.п.
Во ФГОС ООО представлены следующие предметные результаты по учебному предмету "История", в рамках темы доклада хотелось бы остановиться на следующих пунктах:
...
9) умение различать основные типы исторических источников: письменные, вещественные, аудиовизуальные;
10) умение находить и критически анализировать для решения познавательной задачи исторические источники разных типов (в том числе по истории родного края), оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; соотносить извлеченную информацию с информацией из других источников при изучении исторических событий, явлений, процессов; привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками;
11) умение читать и анализировать историческую карту/ схему; характеризовать на основе анализа исторической карты/ схемы исторические события, явления, процессы; сопоставлять информацию, представленную на исторической карте/ схеме, с информацией из других источников.
Из основных предметных результатов по курсу "История" в основной школе следует, что работа с историческими источниками на уроках истории является основополагающей как в достижении предметных результатов, так и метапредметных, включая работу с информацией.
Что же такое исторический источник?
Исторические источники - это любые следы человеческой деятельности, случайно или сознательно оставленные на земле. Это комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и отдельные факты и события. На основании данных источников воссоздаётся представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях тех или иных действий человечества.
Исторические источники можно разделить на следующие типы:
письменные;
вещественные;
аудиовизуальные.
Необходимо учить работать ребят с каждым из этих типов источников, в этом нам могут помочь алгоритмы.
Использование алгоритмов на уроках истории помогает учащимся овладеть приёмами логического мышления, проникнуть в самую суть исторических событий, соотнести важнейшие исторические процессы, сравнить, проанализировать исторический материал, явления природы, влияние человека на природу, на политическую, экономическую и социальную сферу жизни человека.
Этапы работы с алгоритмом:
1. Знакомство с алгоритмом, раскрывающим цель, содержание и порядок учебно-познавательного действия, его усвоение.
2. Процесс обучения способам переноса усвоенного алгоритма, систематическое применение его в иных условиях. Непроизвольное запоминание достигается благодаря многократному использованию определённых алгоритмов в учебном процессе.
3. Самостоятельный перенос усвоенных действий на новые объекты.
В качестве примера приведу алгоритм исследования исторических документов, который помогает обучающемуся интерпретировать исторический источник, определить достоверность, содержащихся в нём сведений.
Алгоритм исследования исторических документов
Происхождение текста
1. Кто написал?
2. Когда?
3. Вид источника (письмо, дневник, официальный документ, литературное произведение и т.д.)
4. Полный документ или отрывок?
5. На языке оригинала или в переводе?
Содержание текста
Следует сделать обзор структуры текста:
а) озаглавить отдельные абзацы;
б) подчеркнуть ключевые слова, события, персоналии.
Достоверность информации текста
1. Автор - свидетель первой или второй очереди (рассказывает с чужих слов)?
2. Текст первичен или вторичен (приводится цитата из другого текста)?
Предрассудки в тексте
1. Были ли у автора специальные намерения? Какие?
2. Является ли автор квалифицированным обозревателем?
3. Есть ли у автора особые симпатии предпочтения?
4. Является ли автор представителем определённой точки зрения или предлагает исключительный взгляд на события?
5. Является ли данный источник единственным по этому событию?
Алгоритмы работы с историческими документами
1.Кто автор документа? Кто, кроме автора, участвовал в подготовке документа? Что вы знаете об этих людях? Что дополнительно вы смогли узнать об авторах из изучаемого документа?
2. Когда был написан или создан документ? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет время написания документа?
3. Где произошли события, о которых говорится в изучаемом документе? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет место, в котором произошли описанные в документе события?
4. Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?
5. Почему был создан документ? Каков повод для его создания? Причины, по которым произошли описанные в документе события?
6. Как изучаемый документ помог вам узнать больше об историческом событии, к которому он относится?
Исторические документы имеют следующую классификацию:
документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д.
документы международного характера: договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка и т.д.
документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т.д.
документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения.
документы личностного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев.
документы литературного жанра как исторические источники своей эпохи: проза, поэзия, драма, эпос (мифы, песни, легенды и т.п.), сатира, афоризмы и пр.
Для каждого из документов в основной алгоритм вносятся свои дополнительные вопросы и предлагаются задания в зависимости от его вида.
Использование алгоритмов на уроках истории формирует следующие умения:
1. Навык работы с текстом: учащиеся умеют выбрать главное; сжать текст; найти ответы на вопросы. Ученик не боится больших текстов и умеет с ними работать.
2. Логическое и последовательное изложение материала, так как пункты алгоритма служат опорой при развернутом ответе.
3. Культуру умственного труда, культура речи.
4. Хорошо ориентирует обучающихся в информационных потоках.
В виду проведения различных международных исследований и с целью подготовки к ним, работа с историческими источниками является основополагающей в формировании читательской грамотности у обучающихся, которая является одним из элементов функциональной грамотности.
Читательская грамотность основана на следующих умениях:
- умение найти и извлечь информацию из текста;
- умение интегрировать и интерпретировать сообщения текста;
- умение размышлять о тексте, оценивать его содержание и форму.
На сайте mosmetod.ru представлены примеры заданий, по типу международного исследования PISA. Ниже приведу пример одного из них.
Задание 1. Рабский труд в Древнем Риме
Древнеримский писатель Луций Юний Колумелла в I веке н.э. писал:
"Рабы приносят полям величайший вред. Они пасут скот плохо, дурно пашут землю. Они не заботятся о том, чтобы семена дали богатый урожай. Они сами крадут зерно, и от других воров его плохо оберегают. При уборке зерна раб-управляющий неправильно показывает его количество в счётной записи".
Используйте этот отрывок из сочинения античного писателя для ответа на следующие вопросы:
Вопрос 1: Рабский труд в Древнем Риме
В чём заключается главная идея в данном отрывке из сочинения Колумеллы?
А. Рабов не следует использовать в сельском хозяйстве
В. Необходимо строго следить за работой рабов
C. Рабовладельческие хозяйства находятся в упадке
D. Труд рабов не эффективен
Ответ: D
Вопрос 2: Рабский труд в Древнем Риме
Часть рабов в римских имениях I века н.э. умели читать и писать. Что в отрывке из сочинения Колумеллы подтверждает этот факт?
____________________________________________________________
___________________________________________________________
Ответы:
Ответ принимается полностью:
Раб-управляющий имением указывает количество зерна в счётной записи.
В тексте упоминается использование рабами счётных записей
Чтобы неправильно указать количество зерна надо уметь писать
Ответ принимается частично:
Ответ не принимается:
Вопрос 3: Рабский труд в Древнем Риме
Причиной низкой эффективности рабского труда в Древнем Риме и в других обществах была низкая заинтересованность раба в результате труда. Какая фраза в тексте подтверждает эту мысль?
____________________________________________________________
___________________________________________________________
Ответ принимается полностью:
Они не заботятся о том, чтобы семена дали богатый урожай.
Ответ не принимается:
Другие ответы.
Нет ответа
________________________________________________________________
Подводя итог выше сказанному, следует отметить, что не все исторические источники могут быть использованы в образовательном процессе, к ним предъявляются определённые требования.
Требования к историческим документам УМК
- должны быть связаны с программным материалом;
- содействуют актуализации исторических знаний;
- доступны ученикам по содержанию и объему;
- обладают литературными и научными достоинствами, достаточной информативностью, расширяют познавательное поле учащихся, способствуют возникновению интереса;
- оказывают определенное эмоциональное воздействие;
- содержат подробности, позволяющие конкретизировать представления учащихся о том или ином событии, явлении, процессе.
Работа с историческими источниками помогает обучающимся овладеть навыком смыслового чтения, умением определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, владеть устной и письменной речью. Всё это формирует компетенции необходимые для дальнейшего развития.
Литература
1. Гашук Е.А. Алгоритм учебной деятельности на уроках истории и обществознания. 5-11классы. - Волгоград: Издательство "Учитель", 2020
Интернет-ресурсы
Городской методический центр https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/pravo/metodicheskie-materialy/zadaniya-pisa-po-predmetam-obshchestvoznanie-istoriya-pravo-ekonomika.html
Приложение 1
Алгоритм исследования исторических документов
Происхождение текста
1. Кто написал?
2. Когда?
3. Вид источника (письмо, дневник, официальный документ, литературное произведение и т.д.)
4. Полный документ или отрывок?
5. На языке оригинала или в переводе?
Содержание текста
Следует сделать обзор структуры текста:
а) озаглавить отдельные абзацы;
б) подчеркнуть ключевые слова, события, персоналии.
Достоверность информации текста
1. Автор - свидетель первой или второй очереди (рассказывает с чужих слов)?
2. Текст первичен или вторичен (приводится цитата из другого текста)?
Предрассудки в тексте
1. Были ли у автора специальные намерения? Какие?
2. Является ли автор квалифицированным обозревателем?
3. Есть ли у автора особые симпатии предпочтения?
4. Является ли автор представителем определённой точки зрения или предлагает исключительный взгляд на события?
5. Является ли данный источник единственным по этому событию?
Алгоритмы работы с историческими документами
1.Кто автор документа? Кто, кроме автора, участвовал в подготовке документа? Что вы знаете об этих людях? Что дополнительно вы смогли узнать об авторах из изучаемого документа?
2. Когда был написан или создан документ? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет время написания документа?
3. Где произошли события, о которых говорится в изучаемом документе? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет место, в котором произошли описанные в документе события?
4. Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?
5. Почему был создан документ? Каков повод для его создания? Причины, по которым произошли описанные в документе события?
6. Как изучаемый документ помог вам узнать больше об историческом событии, к которому он относится?
Приложение 2
Задание 1. Рабский труд в Древнем Риме
Древнеримский писатель Луций Юний Колумелла в I веке н.э. писал:
"Рабы приносят полям величайший вред. Они пасут скот плохо, дурно пашут землю. Они не заботятся о том, чтобы семена дали богатый урожай. Они сами крадут зерно, и от других воров его плохо оберегают. При уборке зерна раб-управляющий неправильно показывает его количество в счётной записи".
Используйте этот отрывок из сочинения античного писателя для ответа на следующие вопросы:
Вопрос 1: Рабский труд в Древнем Риме
В чём заключается главная идея в данном отрывке из сочинения Колумеллы?
А. Рабов не следует использовать в сельском хозяйстве
В. Необходимо строго следить за работой рабов
C. Рабовладельческие хозяйства находятся в упадке
D. Труд рабов не эффективен
Вопрос 2: Рабский труд в Древнем Риме
Часть рабов в римских имениях I века н.э. умели читать и писать. Что в отрывке из сочинения Колумеллы подтверждает этот факт?
____________________________________________________________
___________________________________________________________
Вопрос 3: Рабский труд в Древнем Риме
Причиной низкой эффективности рабского труда в Древнем Риме и в других обществах была низкая заинтересованность раба в результате труда. Какая фраза в тексте подтверждает эту мысль?
____________________________________________________________
___________________________________________________________
Ответы к заданию 1. Рабский труд в Древнем Риме
Вопрос 1.
Ответ: D
Вопрос 2.
Ответы:
Ответ принимается полностью:
Раб-управляющий имением указывает количество зерна в счётной записи.
В тексте упоминается использование рабами счётных записей
Чтобы неправильно указать количество зерна надо уметь писать
Ответ принимается частично:
Ответ не принимается:
Вопрос 3.
Ответ принимается полностью:
Они не заботятся о том, чтобы семена дали богатый урожай.
Ответ не принимается:
Другие ответы.
Нет ответа
Приложение 3
Работа с текстом и иллюстративным материалом
Всеобщая история. 7 класс.
КЭС: 4.8. "Дворянство шпаги" и "дворянство мантии" во Франции.
Задание 1. Прочитайте текст, ответьте на вопросы и выполните задания.
Герой знаменитого романа А.Дюма "Три мушкетёра", любимый персонаж многих поколений читателей - гасконец д' Артаньян. Он поступил в мушкетёры при Людовике XIII, когда они были отборной гвардией короля.
А ведь это не выдуманный герой. Дюма почти в точности воссоздал биографию, судьбу, образ жизни и характер бедного гасконского дворянина Шарля дю Бас д' Артаньяна. После смерти слабого и капризного Людовика XIII королём становится его сын - малолетний Людовик XIV. Во время восстания парижан д' Артаньян помог бежать ребёнку-королю и кардиналу, чем фактически спас им жизнь. Это впоследствии обеспечило гасконцу особые придворные милости. Но он честно их отработал.
В это время отношения Франции и Испании были напряжёнными... В один из таких периодов испанцы осадили город Ардр. Было необходимо предупредить коменданта о том, что на выручку спешит подкрепление. За это сложное дело взялся д'Артаньян. Переодевшись старым купцом, он проник в город и выполнил поручение. Правда, на обратном пути испанцы всё же разоблачили мнимого купца и приговорили к повешению. Однако в ночь перед казнью отважному гасконцу удалось бежать. К этому времени король убедился в необходимости иметь хорошо обученную и преданную ему лично гвардию. Он восстановил отряд мушкетёров, назначив их командиром д'Артаньяна - в награду за подвиг.
Шарль дю Бас д'Артаньян окончил свои дни красиво: он погиб в бою.
Под именами Атоса, Партоса, Арамиса тоже скрывались вполне реальные люди, но здесь великий писатель многое присочинил. прежде всего при жизни эти люди не знали друг друга. Атос - знатный дворянин Арман де Селек д'Атос д'Отевиль - умер за год до поступления в отряд мушкетёров Исаака де порту, известного нам под именем Портоса. Что касается Арамиса, то он, как и д'Артаньян, был сыном небогатого офицера и вовсе не стремился к духовной карьере...
Д' Артаньян и его друзья никогда не расставались со шпагами.
Однако своё имя мушкетёры получили от другого личного оружия, огнестрельного: мушкетёр - это солдат, вооружённый мушкетом [мушкет - предок ружья].
Специальной военной формы во времена "Трёх мушкетёров" не существовало. Отличить королевского мушкетёра от обычного дворянина можно было лишь по маленькой букве "Л" ("Людовик, король Франции"), вышитой на их одежде.
(А.А. Сванидзе. Мушкетёры короля)
1. Объясните происхождение названия "мушкетёры". _______________ ________________________________________________________________ ______________________________________________________________
2. В чем заключалась главная роль мушкетёров? Найдите и подчеркните ответ в тексте.
3. Чем известен д'Артаньян? На его примере напишите собирательный портрет королевского мушкетёра. __________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________
4. Составьте простой план прочитанного текста (внесите в него не менее трёх позиций) _____________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________
______________________________________________________________ ______________________________________________________________
5*. Используя знания, полученные на уроках истории, и материал учебника, установите, кто из известных исторических деятелей был современником д'Артаньяна. Назовите три-четыре имени.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________
Задание 2. Рассмотрите изображения и выполните задания
| |
Памятник д'Артаньяну в Париже | З.Церетели Памятник мушкетёрам |
|
Герои фильма "Д'Артаньян и три мушкетёра" (СССР, 1979) |
1. Напишите имена мушкетёров - главных героев романа А.Дюма "Три мушкетёра". ___________________________________________________
______________________________________________________________
2. Люди разных стран любят д'Артаньяна как героя романа А.Дюма, а не как реального человека. Предположите, почему.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Прочитайте продолжение текста о мушкетёрах. Какие элементы костюма (формы) и вооружения мушкетёров, описываемые в тексте, представлены в скульптурах? Укажите стрелками и подпишите их.
Мушкетёру как человеку, близкому ко двору, приходилось одеваться по моде. Для людей разных сословий мода была, разумеется, неодинаковой. Но дворянину, кавалеру приходилось прежде всего обзавестись широкополой фетровой шляпой с пучком пышных перьев. Волосы полагалось завивать и носить до плеч. Если своих волос недоставало, на помощь приходил парик.
На тело одевалась рубашка желательно белая, с большим кружевным воротником и такими же пышными манжетами, которые полагалось выпускать поверх камзола - приталенного, застёгнутого на груди, с длинными расходящимися полами, которые доходили до колен и топорщились на бёдрах. Штаны заканчивались чуть выше или ниже колен, украшались завязками, бантиками, прошвами. При помощи особых подвязок, также расшитых с кружевами, бантами и бахромой, они поддерживали у колен длинные чулки. Чтобы демонстрировать красоту и роскошь подвязок, щёголи носили сапоги с особенно широкими раструбами наверху. Так же украшались и перчатки, кожаные с широкими раструбами наверху.
(А.А. Сванидзе. Мушкетёры короля)