Просмотр содержимого документа
«Работа с лексическим материалом на уроках английского языка»
Успешное развитие умения читать, говорить или понимать со слуха невозможно без прочных знаний и умений в области лексики, поскольку с её помощью происходит приём и передача информации. В связи с этим на занятиях иностранным языком уделяется серьёзное внимание работе над лексикой.
Для запоминания лексики очень важно активное участие всех видов памяти: зрительной, которая тренируется путем чтения и написания слов; слуховой, которая развивается при восприятии иностранного языка на слух и в процессе устной речи; моторной, участие которой связано с работой органов речи и актом письменной фиксации слов, и, наконец, логической, при помощи которой происходит полное осмысление и всестороннее продумывание усвоенного материала.
Расширение словарного запаса – фундаментальная составляющая успеха в изучении иностранного языка. При надлежащем повторении и тренировке информация лучше сохраняется и воспроизводится. Однако одно из главных условий запоминания новых лексических единиц – повторение. Запоминание новых слов, их свободное использование во всех видах речевой деятельности требует поиска эффективных методик и приемов обучения, с помощью которых можно не только узнавать, но и основательно запоминать слова.
При работе над лексикой традиционно выделяют три основных этапа:
1. Ознакомление.
2. Первичное закрепление.
3. Развитие умения использования навыков в различных видах речевой деятельности.
Первые два этапа часто объединяют в один - презентация лексики. Этап презентации играет важную роль в обучении лексики. От эффективности и целенаправленности данного этапа зависит вся последующая работа над лексикой. Задача учителя - выбрать наиболее эффективный способ презентации в соответствии со ступенью обучения, уровнем знаний учеников, качественной характеристикой слова и его принадлежностью к активному и пассивному минимуму.
Нами в практической работе используются следующие приемы и упражнения для активизации лексики:
1. составить словосочетание/предложение из разрозненных слов;
2. подобрать слова с противоположным значением;
3. подобрать слова с синонимичным значением;
4. соотнести слова в колонках, чтобы получились словосочетания;
5. заполнить пропуски в предложениях;
6. закончить предложение подходящим по смыслу словом;
7. ответить на вопросы, употребляя необходимую лексику;
8. соотнести слово и картинку;
9. расположить слова в алфавитном порядке;
10. подставьте соответствующие слова или словосочетания вместо рисунков в предложениях;
11. описать рисунок, используя ключевые слова;
12. составить план рассказа;
13. придумать концовку рассказа, употребляя ключевые слова.
Подводя итог всему сказанному, хотим сказать, что добиться результативной работы с лексическим материалом на уроках иностранного языка можно только, развивая память и логическое мышление обучающегося, повышая его мотивацию к изучению предмета через определенные приемы и новизну; работая со словом через принцип функциональности, постоянно обращаясь к слову, то есть не давая обучающимся его забыть.