СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с натюрмортом

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа с натюрмортом»

Тема занятия: Рисунок с натуры. Натюрморт

Цель занятия:сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний по теме рисование с натуры натюрморта

Задачи занятия. 

Личностные:

• понимать значение получаемых знаний;

• осознают свои интересы и цели в работе.

Метапредметные. 

регулятивные:

• определяют цель; проблему в учебной деятельности;

• определяют способы достижения цели;

• организовывать работу на занятии;

• обмениваться мнениями, планировать деятельность;

• выбирать способы достижения цели;

• планировать деятельность в учебной ситуации; 

• выполняют работу с натуры;

• излагать своё мнение в диалоге.

познавательные:

• научатся определять цель, проблему в учебной деятельности;

• самостоятельно исправлять ошибки;

коммуникативные:

• излагать свое мнение в диалоге, пониматьпозицию другого;

• соблюдают нормы коллективного общения;

• умеют видеть натуру с позиции художника.

Предметные: 

• учится опираться в работе на ранее полученную информацию; 

• обобщать и создавать конструктивное изображение натюрморта; 

• изучать натуру, ее особенности, 

• определять пропорции и строение предметов;

• формировать умение находить линию горизонта, точку схода, место нахождения предметов на плоскости их высоту и пропорциональные отношения частей; в построении овалов.

 

Тип занятия: закрепления знаний и формирования ЗУН

 

Педагогические технологии занятия:

• Личностно-ориентированные.

• Развивающие.

• Проектные технологии.

 

 

 

 

 

Ход занятия.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивационный этап.

Цель:заинтересовать учащихся в изучении рисования с натуры

Здравствуйте ребята, (представиться) цель нашего занятия- выполнитьлинейно-конструктивный рисунок натюрморта с натуры.

Приветствуют педагога

Ребята вы уже наверняка часто сталкивались с этим словосочетанием, как рисунок с натуры и можете мне сказать, что оно значит? 

Отвечают на вопрос

Правильно рисование с натуры- это изображение, выполняя которое мы наблюдаем и познаем объект, показываем на бумаге его внешний вид и изучаем одновременно его строение. 
Микеланджело говорил«Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры: рисунок - источник и корень всякой науки».

Воспринимают информацию.

Как вы думаете, что можно рисовать с натуры? 
Правильно, молодцы. 

- все окружающее нас предметы и объекты.

А вчем важность данного вида рисования - рисования с натуры? 

Делятся предположениями

Практика каждодневной натурной работы дает прекрасные результаты в общем развитии художника, является замечательным средством изучения действительности. 

Главное же - рисование с натуры учитьсявидеть и понимать прекрасное в жизни. Изображая цветок, дерево, пейзаж, человека, изучая конструкцию и форму различных предметов, постигать богатство и разнообразие окружающего нас прекрасного мира, гармонию, присущую многообразной природе, развиваем наблюдательность, художественный вкус.

Слушают обобщения педагога.

Давайте рассмотрим на примере творчества Леонардо да Винчи такой момент, он наблюдал за птицами, рисовал их с натуры и размышлял над созданием собственных летательных средств. Одним из результатов этого наблюдения стал орнитоптер, устройство, придуманное да Винчи, которое теоретически могло поднять человека в воздух, как птицу. 

В то время как парашют да Винчи позволил бы человеку прыгать со скалы и оставаться в живых, орнитоптер позволил бы ему парить в воздухе над землей.
Если мы внимательно рассмотрим работынародных мастеров, то заметим – все мотивы, используемые ими они брали в природе – изучали ее и перерабатывали в определенном стиле в мотивы.

Умение рисовать с натуры важно для инженера и врача, конструктора и дизайнера.Грамотно рисовать с натуры – значит анализировать, сравнивать, сопоставлять – значит мыслить.

 

Перечислите,пожалуйста, то, что вы рисовали с натуры?

Натюрморт, различные предметы.

Перечисляют предметы и объекты.

Этап актуализации знаний по предложенной теме

Цель: осуществление первого пробного действия

Кто мне скажет, что такое натюрморт? 

 

один из жанров изобразительного искусства, главным образом – живописи.

Из каких предметов может состоятьнатюрморт? 

 

В натюрморте изображаются только обиходные, т.е. повседневные, обыденные вещи, неодушевленные предметы. Это может быть различная снедь, т.е. пища, посуда, книги, статуэтки и бутылки, корзины, коробки и т. д.

Все живое, естественное, природное становится в натюрморте неодушевленным, замершим (франц. «натуре морте» – букв. «мертвая натура») и приравнивается к вещам. Но голландцы называют натюрморт – «тихая жизнь» 

 

Выявление затруднения:

Цель:определить, в чем сложность нового материала, что именно создает проблему в построении и рисовании с натуры, поиск противоречия

Еще в эпоху Возрождения итальянский художник Альберти писал: «Никогда не берись за карандаш или за кисть, пока ты как следует, не обдумал, что тебе предстоит  сделать.

Отвечают на вопросы. 

 

 

Как вы понимаете это высказывание?

Высказывают свое мнение.

Для того, чтобы вам было удобно рисовать, в классе 3 постановки. В начале, давайте поработаем с одной. Рассмотрите ее. 

Давайте проанализируем постановку. Какой предмет в постановке главный, а какой второстепенный? 

Правильно. Главный предмет в постановке - это бутылка.

 

 

 

Главный(бутылка)

Второстепенный (яблоко)

 

 

бутылка, стоит в центре ( для чего ее могли использовать?)

 

В ней хозяйки хранили масло, уксус. Так как крышка в бутылке плотно закрывает горлышко.

Рядом с бутылкой лежит яблоко, что вы можете сказать о нем.

- цвет, вкус, размер, может сорт.

Из каких геометрических тел состоит бутылка и яблоко?

(цилиндр, усеченный конус)

 

Предметы светлые или темные?

Правильно.

Темные на светлом фоне. 

 

Давайте вспомним, какие вспомогательные линии нам понадобятся при построении натюрморта?

Линия горизонта(точка зрения), осевая, эллипсисы

Что такое точка зрения?

Рассмотрим основные три точки зрения

1) вид снизу нижняя точка зрения применяется, когда необходимо придать изображению величественный характер.

2) вид на уровне глаз

3) Верхняя точка зрения используется в тех случаях, когда необходимо расширить рассказ об изображаемом, в равной степени показать как переднеплановые объекты, так и второплановые, как бы приближая, их к зрителю.

Вид снизупоказывает всю возвышенность постановки

 

Вид на уровне глаз

Вид сверхудает ощущение, что мы доминируем над объектами

 

(ОПРЕДЕЛЕНИЕ)воображаемая прямая, условно находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя

 

После линии горизонта, мы строим осевые линии, кто мне скажет, чем помогает нам линия оси?

 

Правильно, эта линия идет вдоль предмета. И делит предмет пополам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

линия идет вдоль предмета. И делит предмет пополам.

Мы сказали с вами, из каких геометрических тел, (фигур) состоит форма предметов натюрморта, посмотрите внимательно, какая фигура лежит в основе предметов, входящих в натюрморт?

 

Круг

А во что превращается круг в перспективе?( а точнее эллипс)

 

- мы видим его овалом.

Вы знаете, что по закону перспективного построения в эллипсе одна его половина больше, а другая меньше. 

Да.

 

Почему?

- из-за удаления

Перспективное удаление создает эллипсис(овал)

Круг в перспективе.

При рисовании эллипсиса обозначте осевые линии, отметьте ширину дальней стороны и ближней( можно наметить прямоугольник). Затем скруглите все стороны в центральных точках прямоугольника.

 

 

Потому что он лежит на плоскости

 

 

 

 

 

 

 

Разработка проекта

Цель: определение плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

 

 

 

 

Внимательно посмотрите на доску и скажите, с чего я начинала выполнять работу?

 

1. Компоновка предметов ( ближе, дальше). Габаритные размеры предметов .

2. Нахождение внутренних размеров предметов по ширине и высоте ( например высота горлышка и высота туловища бутылки, ширина горлышка и ширина туловища бутылки)

3. Построение эллипсов

4. Усложнение формы предмета( например наращивание или округление углов )

Молодцы, все правильно.

Рассматривают, анализируют выполненную работу на доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компоновка

Строим скелет. Склеивание геометрических тел.

Наращивание дополнительных линии

Реализация выбранного плана

Цель: Выполнить линейно-конструктивное построение натюрморта.

Прежде чем приступать к работе внимательно рассмотрите натуру.

Опирайтесь на то, что в каждом предмете заложено геометрическое тело.

У вас у всех разная расстановка предметов, сразу определите у кого ближе яблоко и дальше бутылка, а у кого бутылка ближе и дальше яблоко.

 

Вспомогательные линии надо наносить очень легко, острым твердо-мягким карандашом, что бы они были практически не заметны (я рисовала толстыми линиями для того чтобы было лучше видно). Старайтесь меньше пользоваться ластиком, потому что он портит верхний слой бумаги и рисунок теряет красоту и свежесть.

 

К концу этого занятия нужно выполнить линейно-конструктивный рисунок натюрморта.

 

На следующем часе работа будет выполняться новым материалом, о котором вам расскажет Юлия Валерьевна.

Можете приступать. В ходе занятия я буду подходить и проверять выполненную вами работу.

 

 

Отвечают на вопросы, рассматривают натуру, приступают к работе.

 

Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Цель:выполнить линейно-конструктивное построение натюрморта

Проверка правильности построения детьми натюрморта.

Указание ошибок, поправка ошибок.

Выполнение работы

Итог занятия. Рефлексия

Цель:Выявить полученные знания на занятии.

Ребята приступайте к завершению работы. 

Повторим пройденный материал.

Завершают работу

Что такое натюрморт?

Вступают в диалог с педагогом.

Действует ли в изображении натюрморта закон перспективы?

Отвечают на вопросы

На каком примере можно это доказать?

Эллипсис.

Отвечают на вопросы

Молодцы ребята. Спасибо вам большое за занятие, на следующей неделе мы с вами увидимся.

Желаю вам успехов.